Тест по обществознанию для 10 класса

Тестовые задания по обществознанию

Составитель:
Белоусова Татьяна Олеговна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей №21»

Тематические модули: философия, социология, политология
Класс: 10 (профильный уровень)

Часть 1. Задания с выбором ответа.

1. Под иерархическим, ранговым расположением социальных групп (сверху вниз) по принципу неравного доступа к основным благам в социологии понимают
А) социальный состав населения,
Б) социальную стратификацию,
В) социальное пространство.

2. При каких условиях возникает несовместимость социальных статусов?
А) Когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в другой.
Б) Когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.
В) Оба варианта верны.

3. Установите соответствие политических идеологий и теоретиков, которые их сформулировали:
1.Либерализм.
2.Социализм.
3.Консерватизм.
4.Этатизм.
5.Анархизм.

а) К. Маркс
б) Н. Карамзин
в) Дж. Локк
г) П. Кропоткин
д) Т. Гоббс

4. Основной смысл «железного закона олигархизации» (Р. Михельс) можно сформулировать следующим образом:
А) государственная власть принадлежит немногим;
Б) власть в партиях смещается от интересов партийной массы к интересам партийных лидеров;
В) «правильные» государства перерастают в «неправильные».

5. Установите автора высказывания: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего нас со всех сторон мира к миру смыслов»:
А) В.С. Соловьев
Б) С.Л. Франк
В) Н.А. Бердяев

6. Познакомьтесь с утверждениями. Если утверждение верно, отметьте его знаком +, если неверно – знаком -.

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т.е. положение и место человека в обществе.
Статус не выступает обобщенным показателем стратификации.
В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм.
Формальные негативные санкции предполагают наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями.

Часть 2. Задания с кратким ответом.

7.Установите термин, используя его дословный перевод. Сгруппируйте понятия, указав возможный принцип объединения:
«союз, соглашение» —
«исполнение» —
«единство» — .
«власть, влияние» —
«неограниченная власть» — ..
«полный, целый» — .
«носитель верховной власти» —
«общественное дело, государство» —
«единовластие» — ..

По итогам работы заполните таблицу:
№ группы
Термины
Возможный принцип
объединения

1

2

3

8. Вставьте нужное слово или словосочетание в предложение.
Субъект — это источник целенаправленной активности, носитель , оценки и познания.
Субъектом является прежде всего ..
Под объектом в гносеологии следует понимать …………. , на который направляется внимание субъекта, который вовлекается в деятельность субъекта и становится предметом теоретической или практической деятельности.
Субъект и объект как парные категории выражают единство..
В терминах субъекта и объекта познание выступает как процесс активного освоения . .

9. Дайте определения понятиям.
А) антропогенез — .
Б) социогенез — .
В) индивид — .
Г) мышление — .
Д) социальное познание — .

10. Укажите необходимые содержательные элементы в логических схемах.
10.1 Процесс познания

10.2 Ресурсы власти

11. На контурной карте отметьте знаком * федеративные государства.

12.Внимательно изучите политическую карту. Укажите, по какому принципу выделены государства.

13. Укажите, о какой из форм политического развития идет речь в стихотворении поэта XX века Б.Л. Пастернака. Сформулируйте определение данному понятию, назовите его существенные характеристики.
Б.Л. Пастернак
Усмехнулся черёмухе, всхлипнул, смочилЛак экипажей, деревьев трепет.Под луною на выкате гуськом скрипачиПробираются к театру. Граждане, в цепи!
()
В чьём это сердце вся кровь его быстроХлынула к славе, схлынув со щёк?Вон она бьётся: руки министраРты и аорты сжали в пучок.
()
Это не ночь, не дождь и не хоромРвущееся: «Керенский, ура!»,Это слепящий выход на форумИз катакомб, безысходных вчера.
1919

14. Назовите имена известных отечественных философов конца XIX- XX веков, изображенных на портретах.

А) Б)
В) Г)

Часть 3. Задание с развернутым ответом.
15. Античный философ Платон утверждал: «тело темница души». Знаменитый европейский мыслитель Мишель Фуко считал, что «душа тюрьма тела». Представьте, что оба философа получили возможность вести диалог. Попробуйте сформулировать аргументы «за» и «против» каждой позиции. Свой ответ запишите в виде диалога.
Платон:
М. Фуко:..
Платон:
·.

ОТВЕТЫ
На задания 1-5:
1-Б; 2-В; 3- 1в, 2а, 3б, 4д, 5г; 4-Б; 5-В
Оцениваемые результаты:
1 балл за каждый верный ответ.
Максимальный балл- 5 баллов.

На задание 6:
1.Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т.е. положение и место человека в обществе. +
2.Статус не выступает обобщенным показателем стратификации-
3.В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм. +
4.Формальные негативные санкции предполагают наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями. +
Оцениваемые результаты:
2 балла за каждый верный ответ.
Максимальный балл- 10 баллов.

На задание 7:
«союз, соглашение» — федерация
«исполнение» — функция
«единство» — унитаризм (возможен ответ унитарный)
«власть, влияние» — авториторитарный
«неограниченная власть» — диктаторский
«полный, целый» — тоталитарный
«носитель верховной власти» — суверенитет
«общественное дело, государство» — республика
«единовластие» — монархия
№ группы
Термины
Возможный принцип
объединения

1
федерация
унитаризм
формы государственного
устройства

2
авторитарный
диктаторский
тоталитарный
антидемократические режимы
(допускается политические режимы)

3
монархия
республика
формы правления

Оцениваемые результаты:
Названы термины – по 2 балла за каждый верный ответ
Даны определения — по 2 балла за каждый верный ответ
Выделены группы и названы принципы объединения – 10 баллов
Максимальный балл: 46 баллов

На задание 8:
Субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.
Субъектом является прежде всего индивид.
Под объектом в гносеологии следует понимать фрагмент реальности, на который направляется внимание субъекта, который вовлекается в деятельность субъекта и становится предметом теоретической или практической деятельности.
Субъект и объект как парные категории выражают единство противоположностей
В терминах субъекта и объекта познание выступает как процесс активного освоения субъектом объекта.
Оцениваемые результаты:
За каждый верный ответ 2 балла
Максимальный балл – 10 баллов.

На задание 9:
Антропогенез – процесс развития человека как биологического вида в пространстве, времени и исторических условиях.
Социогенез – процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития.
Мышление – это процесс обобщенного и опосредствованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного.
Социальное познание – познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.
Оцениваемые результаты:
За каждый верный ответ – 2 балла.
Максимальный балл – 10 баллов.

На задание 10:
10.1: живое созерцание, абстрактное мышление, практика.
10.2: нормативные, принудительные, демографические.
Оцениваемые результаты:
За верное заполнение схемы – 5 балла.
Максимальный балл – 10 баллов.

На задание 11: могут быть отмечены Россия, Австрия, Германия, Бельгия, Индия, Южный Судан и т.д.
Оцениваемый результат:
Отмечены 5 и более государств – 10 баллов;
2-3 государства – 2 балла;
1 государство – 1 балл.
Максимальное количество – 10 баллов.

На задание 12:
На карте выделены унитарные государства.
Оцениваемый результат:
За верный ответ- 10 баллов.

На задание 13:
Революция.
Революция – это радикальное, коренное, качественное изменение в развитии общества сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция – это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.
Оцениваемые результаты:
Названо понятие – 10 баллов.
Указаны определение и существенные характеристики – 10 баллов.
Максимальный балл – 20 баллов.

На задание 14:
А — Соловьев В.С.
Б — Бердяев Н.А.
В – Франк С.Л.
Г – Флоренский П.А.
Оцениваемые результаты:
За каждый верный ответ – 2 балла.
Максимальный балл – 8 баллов.

На задание 15:
Оцениваемые результаты:
За каждый аргумент – 2 балла.

13 PAGE * MERGEFORMAT 14315

Схема 3Рисунок 5скачанные файлы (1).jpgРисунок 6соловьев вРисунок 7соловьев в.с..jpgРисунок 1015

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector