Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы начального общего образования по ИЗО и программы по ИЗО для 1 класса (автор В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина )
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения ИЗО на ступени начального общего образования изложенные в пояснительной записке к примерной программе по ИЗО.
Данное планирование рассчитано на 1 час в неделю.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
Овладения знаниями основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования по памяти, с натуры, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного искусства, лепки, аппликации;
Развитие художественного вкуса, творческого воображения. Воспитание интереса и любви к искусству.
В основу программы положены:
Тематический принцип планирования учебного материала;
Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности;
Яркая выраженность познавательно – эстетической сущности изобразительного искусства;
Система учебно – творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством;
Система межпредметных связей;
Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников.
Знания и умения учащиеся 3 класса
В течение учебного года учащиеся должны углубить свои знания о композиции и цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм животного мира и усвоить:
Доступные сведения о культуре и быте людей;
Начальные сведения о декоративной росписи;
Простейшие правила смешения основных красок.
К концу учебного года должны уметь:
Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства;
Чувствовать гармоничное сочетание цветов;
Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
Правильно определять и изображать форму предмета, его пропорцию, выполнять эскизы рисунков;
Расписывать готовые изделия
Применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении.
дата |
Вид урока |
Тема урока |
Задачи урока |
Основные понятия |
оборудование |
Стр. учеб |
|
1 четверть «В мире волшебных красок» Цели: Познакомить с ИЗО искусством, дать первое представление о мире изобразительного искусства; Развивать художественное восприятие, чувство прекрасного; Воспитывать любовь к природе родного края, аккуратность, усидчивость. |
|||||||
1 |
|
|
Чем и как работают художники? |
Познакомить с ИЗО, содержанием уроков; дать первое представление о сказочном мире изо. |
ИЗО, акварель, правила работы с акварельными красками, художник |
Палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
С.3-11, 14 |
2 |
|
Декоративная работа |
Красивые цепочки |
Формировать умение работать гуашевыми красками, закрепить умение правильно организовывать свое рабочее место |
Гуашь, подготовка к уроку ИЗО, правила |
Белила, работы детей гуашью и акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
С. 12, 13, 18-22 |
3 |
|
экскурсия |
Золотые краски осени |
Обратить внимание на красоту и величие окружающей природы |
Прозрачная синева, объем, тона |
Сбор листьев, стихи Некрасова, Пушкина |
|
4 |
|
По памяти и представлению |
Волшебные краски осеннего дерева |
Формировать умение работать акварельными красками и кистью в определенной последовательности. |
Силуэт дерева, работа без карандаша |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
5 |
|
Декоративная работа |
Волшебные листья и ягоды |
Дать понятие об узоре на предметах дек.- прикладного искусства |
Прием тычка, мазок, прикладывание, примыкания |
Куклы, А.Куинджи «Березовая роща» акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
С.26-29 |
6 |
|
Декоративная работа |
Волшебный узор(сам. раб. Хохломская роспись. 3 вида художественной дея-ти) |
Учить видеть форму предмета, выделять элементы узора Хохломы (ягодка, листок, травка) |
Форма предмета, конструкция предмета, очертания, контур силуэт |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, разные виды иск-ва на плоскости |
С.30-35, с.64-67 |
7 |
|
с натуры экскурсия |
Золотые краски осени |
Раскрыть красоту осеннего лесе, обучать рисованию с натуры листьев деревьев |
|
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
8 |
|
Рисование на тему |
Сказка про осень |
Показать красоту русской осени в живописи на примере худ. Поленова |
Своеобразие форм различных деревьев, построек, пейзажисты |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
С.15 |
9 |
|
Декоративная работа |
Чудо – платье (сам. раб.) |
Учить выделять элементы узора в народной вышивке(цветок, веточка) |
Декор. Элементы, точнее, линии, цветочки, горошек |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, |
|
2 четверть «Мы готовимся к празднику» 7 ч. Цели: Научить рисованию с натуры объектов различной формы с предварительным анализом пропорций световой окраски; Развивать навыки ровной заливки в пределах заданного контура; Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство патриотизма. |
|||||||
10(1) |
|
Рис. с натуры |
Праздничный флажок |
Способствовать идейно – патриотическому воспитанию , созданию праздничного настроения, формировать умение рис. с натуры объекты прямоугольной формы с анализом пропорций цветовой окраски. |
Флаг, герб, гимн, тотем, древко, полотнище |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, плакат с изображением символов России |
|
11(2) |
|
Рис. на тему |
Мы на праздничной улице |
Обучать умению сам – но выбирать для изображения взволновавший их сюжет. Учить выражать цветом радостные чувства. |
Архитектор, природные, постройки – упаковки, наш город |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, рис. элементов построек древне русских городов |
|
12(3) |
|
Декоративная работа |
Праздничные краски узоров. Дымковская игрушка. |
Обучать выделять элементы геом. Узора, упражнять в приемах рисования кистью |
Дымковское творчество, элементы геом. Узора, (круги, прямые и волнистые линии, клетки, точки — горошины) |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, альбомы с различной росписью |
|
13(4) |
|
Декоративная работа |
Нарядный узор (из геометрических элементов для украшения праздничных косынок, фартуков) |
Закреплять знания о характере дымковской росписи, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу |
Элементы узоров Дымки, Азбука Хохломы(Золотая хохлома) |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка,
|
|
14(5) |
|
иллюстрирование сказки |
В гостях у сказки(«Колобок») |
Воспитывать любовь к р.н. сказкам, развивать эстетическое восприятие произведений ИЗО искусства |
Иллюстрации к русским нар. сказкам, |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, иллюстрации В.М. Васнецова «Аленушка»
|
|
15(6) |
|
Декоративная работа |
В гостях у сказки(«Колобок») |
Воспитывать любовь к р.н. сказкам, развивать эстетическое восприятие произведений ИЗО искусства |
поэтичность образа |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка,
|
|
16(7) |
|
Рис. с нат. |
Мы украшали елку (игрушки на елку) |
Формировать чувство восхищения от красоты зимней природы. |
Пространство, пропорция |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, новогодние открытки
|
|
3 четверть «Чудеса зимы — красавицы» 9ч. Цели: Учить рисовать с натуры зимнюю природу, точно передавая характерные особенности – форму, величину, расположение игл; Развивать умение сравнивать свой рисунок с натурой, наблюдательность; Воспитывать любовь к природе родного края. |
|||||||
17(1) |
|
Рис. с нат. |
Мы украшали елку (игрушки на елку) |
Развивать умение анализировать объекты изображения , сравнивать их , зрительно определять и изображать форму, общее пространственное расположение. |
Осевая линия, внешний контур, левая(правая) боковая линия |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка,
|
|
18(2) |
|
Рис. с нат. |
Красота лесной природы (ветки ели и сосны) |
Учить рисовать с натуры веточку хвойного дерева, точно передавая ее характерные особенности – форму, величину, расположение игл |
Хвойное дерево, хвоинки, иглы, основная веточка, боковые ветви |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, фото зимнего леса |
|
19(3) |
|
Рис. на тему |
Наша новогодняя елка |
Прививать интерес к празднику Новый год, поддерживать праздничное настроение, развивать умение цветом, насыщенностью оттенков красок выразить свои чувства. |
Линейная прорисовка |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка,
|
|
20(4) |
|
Декоративная работа |
«Летняя сказка зимой» |
Познакомить с изделиями мастеров Городецкой росписи; учить выделять элементы цветочного узора |
Характерная Городецкая роспись |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
21(5) |
|
Декоративная работа |
«Летняя сказка зимой»(продолжение темы) |
Закрепить знания об изделиях мастеров Городецкой росписи; умение выделять элементы цветочного узора |
Городецкая роспись |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
22(6) |
|
Рис. по памяти и представлению |
«Мы рисуем зимние деревья» |
Учит рисовать объекты и несложные сюжеты по представлению; изображать внешнее строение деревьев. |
внешнее строение деревьев. |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
23(7) |
|
Рис. на тему |
«Красавица зима» |
Формировать умения самостоятельно выбирать материал для творчества |
|
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
24(8) |
|
Декоративная работа |
«Синие узоры на белоснежном поле» |
Учить выделять элементы растительного узора гжельской керамики |
элементы растительного узора гжельской керамики |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
25(9) |
|
Декоративная работа |
«Синее чудо» |
Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи современной гжельской керамики |
|
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
4 четверть «Встреча с весной — красой» 8ч. |
|||||||
26(1) |
|
Декоративная работа |
«Синее чудо» |
Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи современной гжельской керамики |
|
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
27(2) |
|
иллюстрирование сказки |
«Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» |
Формировать умение самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке. |
композиция иллюстрации |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
28(3) |
|
иллюстрирование сказки |
«Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» |
Закреплять умение самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке. |
|
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
29(4) |
|
Рис. на тему |
«Весенний день» |
Ознакомить с произведениями изобразительного искусства А.Саврасов «Грачи прилетели» и д.р. |
композиция иллюстрации |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
30(5) |
|
Рис. на тему |
«Весенний день» |
Ознакомить с произведениями изобразительного искусства А.Саврасов «Грачи прилетели» и д.р. |
композиция иллюстрации |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
31(6) |
|
Рис. по предст. |
«Красота вокруг нас» |
Формировать умение последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать линию симметрии рисунка. |
линия симметрии рисунка. |
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
32(7) |
|
Рис. с нат. |
«Красота вокруг нас» |
Развивать умение рисовать с натуры разнообразные цветы. |
|
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
33(8)
|
|
Рис. с нат. |
«Красота вокруг нас» |
Развивать умение рисовать с натуры разнообразные цветы. |
|
акварелью, палитра, лист бумаги, карандаш, акварель, резинка, баночка, радуга |
|
дата |
Вид урока |
Тема урока |
Задачи урока |
Основные понятия |
оборудование |
Стр. уч. |
|
1 четверть 9ч. |
|||||||
1 |
|
Рисов. по памя-ти и представлению |
Знакомьтесь – наш учебник. Что нам поможет рисовать? |
Познакомить с учебником и оборудованием, материалами и инструментами. |
Расположение листа, штрихи |
Репродукция картин, наборы открыток, акварельные и гуашевые краски, кисти. |
|
2 |
|
Рис. с натуры |
Рисование осенней сетки дерева(дуб, клен, береза) в акварели |
Научить изображать сложную форму натуры. |
Пробник, техни-ка отмывок, техника по сухому |
Листья клена, букеты из веток, музыкальное сопровождение |
|
3 |
|
ДПИ |
Рисование растительного узора в полосе. |
Научить осознанному построению узора (правильное размещение, повторение элементов узора, чередование листьев и ягод) |
Кружево, эле-менты узора, особенности узора, ритм |
Схемы узоров, по-собие из картона в виде полос, растительных форм раз-личных сочетаний в виде аппликаций. |
|
4 |
|
Урок -беседа |
Беседа о видах ИЗО искусства и архитектуре |
Познакомить с понятиями видов, жанров изо искусства на примерах репродукций живописи, предметах ДПИ |
Графика, рисунок, язык графики, гравюра, иллюстрация |
Репродукции, набор открыток |
|
5 |
|
Рис. с натуры |
Рисование аквариума в акварели. |
Познакомить с изображением геометрической основы конструкции предмета (объемное тело – куб, параллелепипед) |
геометрической основы конст-рукции предмета (объемное тело – куб, точка схода параллелепипед) |
Постановочный столик для натуры |
|
6 |
|
Рисов. по памя-ти и представлению |
Золотая осень. Пора листопада. |
Углубить умение изоб-ражать по памяти, по пред-ставлению и на основе наб-людений несложные сюжеты из окружающей жизни, учи-ть передавать перспективу. |
Перспектива, |
Схемы узоров, по-собие из картона в виде полос, растительных форм раз-личных сочетаний в виде аппликаций. |
|
7 |
|
ДПИ
|
Геометрический узор в полосе. |
Обучать пользоваться в разметке линейкой, циркулем. |
Оформление в цвете, разметка вертикальных квадратов, прорисовка циркулем. |
Схемы узоров, по-собие из картона в виде полос, циркуль, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций. |
|
8 |
|
Урок -беседа |
Декоративно – прикладное искусство |
Дать основные понятия, определяемые в области ДПИ, ознакомить с видами ДПИ; научить анализировать изделия ДПИ |
ДПИ; Россия, народные промыслы |
Схемы узоров, по-собие из картона в виде полос, растительных форм раз-личных сочетаний в виде аппликаций. |
Ч.2. 13-14 |
9 |
|
Рис. с натур. |
Рисование с натуры деревьев (в карандаше и акварели) |
Обучать в рисунке прос-транственному распо-ложению предметов – де-ревьев – ближних и даль-них; умению выделять гла-вное в натуре; определять изменение цвета в зави-симости от расстояния изображаемых предметов. |
Перпендикулярно к стволу,крона, «скелет» дерева |
Репродукции, набор открыток, планшеты |
|
2 четверть 7ч. |
|||||||
10(1) |
|
Рисов. по памя-ти и представлению
|
Домик в деревне |
Дать понятие об архитектуре сельского дома в Росси, о названиях архитектурных элементов дома. |
Экология, горизонтально |
Репродукции, набор открыток, муз. сопровождение
|
|
11(2) |
|
Урок -беседа |
Жанры изо искусства – живописи: пейзаж; портрет; натюрморт. |
Познакомить с основными жанрами живописи; выдающимися произведениями живописи в жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт. |
Искусство, пейзаж, портрет, автопортрет, натюрморт |
Репродукции, набор открыток, муз. сопровождение
|
|
12(3) |
|
Рисов. по памя-ти и представлению
|
Рисование интерьера своей комнаты или уголка |
Научить правильно передавать в рис. видимую форму уходящих в глубину плоскостей; научить сравнивать изображение и модель интерьера. |
Интерьер, линейно – конструктивный рисунок |
Репродукции, набор открыток
|
|
13(4) |
|
Рис. с натуры |
Работа по карточкам или с макета: срисовывание с изображения на карточке или с макета русского сельского дома или скворечника(дома для птиц) |
Проверить усвоение материала по рисованию предметов призматической формы в перспективе. |
Точка зрения, перспективные изменения горизонта |
Репродукции, набор открыток, муз. Сопровождение, раздаточный материал, модель скворечника.
|
|
14(5) |
|
ДПИ |
Растительный узор в полосе. |
Дать понятие о фоновой росписи; ознакомить с промыслом « Золотая Хохлома» и ее изделиями |
элементы хохломской росписи |
Схемы узоров, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций, изделия с хохломской росписью |
|
15(6) |
|
Урок -беседа |
Один из жанров изо искусства – бытовой жанр |
Познакомить с новым живописным жанром – бытовым и продукциями картин этого жанра |
Бытовой жанр, невеста, купеческие нравы |
Репродукции, набор открыток, муз. Сопровождение, раздаточный материал |
|
16(7) |
|
ДПИ |
Аппликации из бумаги на тему: «Дружба ослика с цыпленком» |
Дать определение и понятие аппликации как виду худ. Творчества; познакомить с геометрическими фигурами: овал, прямоугольник, треугольник. |
аппликация |
Геометрические фигуры, образцы аппликации, клей ПВА
|
|
3 четверть 10ч. |
|||||||
17(1) |
|
Рисов. по памя-ти и представлению
|
Расскажи свою любимую сказку |
Закрепить знания по композиции, умения различать предметы в рисунке. |
Сказка, мудрость |
Текст сказки «Колобок», книги с иллюстрациями сказок
|
|
18(2) |
|
Рис. с нат. |
Рисование геометрического тела вращения: шар –детский мяч. |
Научить детей передавать в рис. распределение светотени на поверхности предметов шарообразной формы. |
Шар, свет, тень. |
Постановочный столик для натуры, драпировка. |
|
19(2) |
|
Урок -беседа |
Исторический и батальные жанры в живописи |
Дать определение и основное понятие об историческом и батальном жанрах в живописи; учить отличать эти жанры в картинах. |
Баталия, ритм, Верещагин |
Репродукции, набор открыток, муз. Сопровождение, раздаточный материал |
|
20(4) |
|
ДПИ |
Рисование элементов хохломской росписи на шаблонах посуды. Узор «Клубничка». Понятие фоновой росписи. |
Закрепить полученные знания о хохломской росписи по дереву. |
Понятие фоновой росписи. |
пособие из картона в виде полос, растительных форм различных сочетаний в виде аппликаций. |
|
21(5) |
|
Рисов. по памя-ти и представлению |
Городской пейзаж. |
Уточнить знания по перспективному изображению домов, деревьев. |
перспективное изображение |
Репродукции, набор отк-рыток, муз. сопровожде-ние, раздаточный мате-риал |
|
22(6) |
|
Рис. с натуры |
Рисование с натуры болгарских перцев и огурца (группа овощей) |
Закрепление и расширение элементарных знаний и умений в области рисования с натуры; в выполнении рисунка в опреде-ленной последовательности. |
|
Репродукции, набор открыток, раздаточный материал
|
|
23(7) |
|
Урок -беседа |
Анималистический жанр в изобразительном искусстве |
Знакомство с новым видом ис-кусства – анималистическим жанром живописи, разъяснение его особенностей на примере работ художников |
Анималистический жанр |
Животные, птицы, репродукции картин. |
64 — 73 |
24(8) |
|
Рис. с натуры |
Рисование с натуры яблок на фоне бело – голубой ткани в акварели «Яблоки на снегу…» |
Научить выявлять объем шарообразного предмета — яблок — с помощью цвета. |
объем шарообразного предмета |
Репродукции, набор открыток, раздаточный материал
|
|
25(9) |
|
ДПИ |
Рисование симметрич-ного растительного узора в квадрате. Знакомство с бесформенной росписью. Городецкие букеты. |
Углублять и расширять навыки работы над узором (располо-жение вспомогательных линий при росписи узора); понятие симметрии. |
симметричный растительный узор, бесформенная роспись |
Схемы узоров, пособие из картона в виде полос, растительных форм раз-личных сочетаний в виде аппликаций. |
|
26(10) |
|
Рис. с натуры |
Рисование с натуры насе-комых: Бабочки летают, бабочки! |
Закрепление понятия симметрии. |
|
Модели: бабочки из коллекции, таблицы |
|
4 четверть 8ч. |
|||||||
27(1) |
|
ДПИ |
Аппликация из ткани «Сказочный домик» |
Научить работе с ножницами; конструированию. |
Аппликация |
Образцы аппликаций из ткани, схемы аппликаций. |
|
28(2) |
|
Рис. с натуры |
Рисование с натуры птиц. Волнистый попугайчик. |
Научиться изображать сложную форму натуры, передавать в рисунке ее движение; понимать, чем обусловлены внешняя форма темы. |
внешняя форма |
Схемы узоров, пособие из картона в виде полос, растительных форм раз-личных сочетаний в виде аппликаций. |
|
29(3) |
|
Рисов. по памя-ти и представлению |
Весна пришла. Весеннее настроение. |
Закрепление понятий(линия горизонта, центральный луч зрения) и правил построения рисунка по одной или двум точкам схода. |
линия горизонта, центральный луч зрения |
Репродукции, набор открыток, раздаточный материал
|
|
30(4) |
|
Рис. с натуры |
Рисование с натуры животных:«Кошечка, которая гуляет сама по себе» |
Обучение моментальному наброску (зарисовке) с натуры в различной графике. |
набросок (зарисовка) с натуры |
Видеокассеты с животными, таблицы с изображением кошек, набор открыток по теме. |
|
31(5) |
|
ДПИ |
Лепка и роспись дымковских коней. Сказ о дымковском чуде. |
Знакомство с новым видом декоративно – прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой. |
декоративно – прикладное искусство |
Схемы узоров, пособие из картона в виде полос, растительных форм раз-личных сочетаний в виде аппликаций. |
|
32(6) |
|
Рис. с натуры |
Рисование с натуры цветов (весенних) |
Проверить знания и навыки в работе с акварельными краска-ми; умения правильно переда-вать видимый в натуре основной цвет; знания свойств акварели. |
свойства акварели. |
Репродукции, набор открыток, раздаточный материал
|
|
33(7) |
|
Урок -беседа |
Взаимосвязь видов искусства с другими сторонами жизни людей, с другими занятиями. |
Познакомить с многообразием отраслей, в котором работают художники. |
|
Портреты художников |
|
34(8) |
|
Рис. с натуры |
Рисование с натуры школьного двора. |
Проверить знания и навыки в работе с акварельными красками; умения правильно передавать видимый в натуре основной цвет; знания свойств акварели. |
|
|
|