Тема урока: Современная молодёжь, какая она? 11 класс

Уроки. Молодежь в современном обществе (3ч).

Тема: Современная молодёжь, какая она?

Цели и задачи:

  1. Подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи, о возможностях молодежи в реализации социального статуса; выявить проблемы и социальные функции молодежи в современном обществе, психологические особенности юношеского возраста, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры;

— углубить представление о понятиях: социальная группа, социальная проблема, субкультура.

2. Создать условия для развития познавательных, исследовательских компетенций обучающихся; умений овладевать, получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; выполнять познавательные и практические задания на основе поиска и извлечения нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; представлять своё мнение в публичном выступлении.

3. Помочь выработать своё собственное социальное поведение, направленное на успешное решение личностных или общественных проблем.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, бумага, маркеры, цветные стикеры, презентация, ученические презентации.

Методический комплекс: учебник “Обществознание” (профильный уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова, поурочные разработки по “Обществознанию” 11 класс под редакцией Е.Н.Сорокина.

Тип уроков: урок-практикум.

План урока:

Ход урока.

1. Организация урока

Вступительное слово учителя:

Наш сегодняшний урок не только для вас, но и о вас. Именно вы, 16-17-летние, ещё сидящие за школьной партой, но уже устремлённые в иную, большую жизнь, находитесь в той замечательной и очень ответственной поре жизни, которую и называют молодостью или юностью.

Какие вопросы по теме: «Молодёжь в современном обществе» мы изучили на прошлых уроках? На прошлых уроках мы изучили понятие «молодежь»; охарактеризовали особенности социализации молодежи. В течение двух уроков и внеурочное время мы выполняли задания в группах.

Сегодня на уроке вы представите результаты своей групповой работы, мы продолжим формирование оценочных суждений о современной молодёжи на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации. Я надеюсь, что это поможет вам выработать своё социальное поведение, направленное на успешное решение личностных и общественных проблем.

I этап. Мотивация.

Выступая перед общим собранием Медицинского общества города Портмунда (Англия), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами.

«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».

«Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

После того, как часть аудитории разразилась аплодисментами, доктор Гибсон открыл имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470-399 гг. до н. э.); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э.; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет.

Какие выводы вы можете сделать?

Споры о молодежи существовали во все времена, существуют они и в наше время, при этом нередко высказываются взгляды прямо противоположные.

Согласны ли вы с такой оценкой молодёжи?

II этап. Сообщение целей занятия и деление аудитории на группы.

Тема: Современная молодежь, какая она?

Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке и постараемся составить портрет современной российской молодёжи. Задачи:

  1. Как к молодёжи относятся окружающие? (Интерактивная игра)

  2. Какая она современная молодежь? (Социологический опрос)

  3. Какую роль в жизни молодёжи играют субкультуры? (Презентация)

  4. Какова государственная молодёжная политика? (Видеоролик)

  5. В чём суть социологической функции молодёжи? (Анализ документа)

Тема урока: Современная молодёжь, какая она?

III этап. Интерактивное упражнение.

Как к молодёжи относятся окружающие?

Попробуйте взглянуть на молодёжь, т.е. и на себя со стороны. Участники получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодёжи различных социальных групп: «Яйца курицу не учат» («Родители»); «Молодо-зелено» («Старшее поколение»); «Алло, мы ищем таланты!» («Учителя»); «Молодым везде у нас дорога!» («Молодёжь»).

Участники определяют, какой группе соответствует данное выражение. В результате образуются четыре группы: «Родители», «Молодёжь», «Учителя» и «Старшее поколение».

Группы получают задание:

  1. изобразить схематично или с помощью рисунка «портрет» современного молодого человека в соответствии с взглядами, характерными для данной социальной группы (родители, учителя, старшее поколение, молодёжь);

  2. подготовьте выступление по вашей схеме или рисунку, в котором укажите, чем вы руководствовались при создании «портрета».

Презентация «портретов», их обсуждение.

Вывод по итогам презентации:

— нельзя однозначно судить о современной молодёжи;

IV этап. Представление результатов работы в группах. Вы выполнили большую работу в группах, у каждого была своя роль. Прошу докладчиков представить результаты вашей работы.

I группа — «Социологи». Социологи ответят нам на вопрос: какая она современная молодёжь?

Какие выводы вы можете сделать? В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

II группа — «Исследователи».

Психологическими особенностями молодежи являются:

неустойчивая психика (психологические срывы, суициды, наркотики);

несформированное сознание (желание скорее достичь желаемого приводит к различным формам асоциального поведения);

внутренняя противоречивость (неспособность быть толерантным, как результат — постоянные конфликты с окружающими).

— увлекаемость (фанатизм, риск, самоотдача).

Отсюда – стремление найти себя в неформальных организациях, субкультурах.

Исследователи изучили тему «Субкультуры» и готовы рассказать нам о том, какую роль в жизни молодёжи играют субкультуры? (Презентация)

Проблемный вопрос: Молодежная субкультура – это движение души, стремление выделиться или социальный протест.

Вывод: молодёжь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.

III группа – «СМИ – наш голос». Вопрос о государственной молодёжной политике готовили две группы. Одна — видеоролик, другая – презентацию. Затем они объединили свои работу и готовы нам представить её результаты.

К каким выводам вы пришли? Молодёжи необходима поддержка государства.

IV этап. «Молодежь — обновляющая сила». Работа с документом. Учебник стр.

Какую роль играет имолодёжь в жизни общества? Одна из точек зрения представлена современным философом И.М.Ильинским

Работа с текстом И.М.Ильинского «Молодежь — обновляющая сила».

Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются, прежде всего, на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и в этом смысле – потерянным поколением. Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.

Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 1995. – С. 51–52.

Вопросы и задания

1. Как автор документа характеризует молодежь?

2. Что говорится в документе о роли молодого поколения в обществе? Чем она отличается от той роли, которую играют старшие поколения? Какие особенности молодежи позволяют ей играть эту роль?

3. Как автор характеризует динамичные и статичные (традиционные) общества? В чем он видит различия между ними?

4. Прочитайте заключительную фразу текста. Как вы понимаете слова «социологическая функция молодежи в обществе»?

Во все времена был велик  научный интерес к молодежи и её проблемам, так как она – будущее общества. Любое общество выбирает свой путь развития. Чтобы обеспечить будущее, общество воспитывает молодое поколение, а молодежь влияет на развитие общества. Информационное общество нуждается в молодых квалифицированных  специалистах, креативных, энергичных.

Очевидно, что именно молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.

Выводы: Каждая группа на основании задачи, которую вы решали, сделайте выводы по проблеме урока. Назовите по одному главному выводу.

Учитель: Обсуждение вопросов по заданной теме позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. Проблема молодежи была актуальна во все времена.

  2. Нельзя однозначно судить о современной молодежи.

  3. Молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.

  4. В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

  5. Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

  6. Молодежь – это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция молодежи.

4. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся.

5. Домашнее задание: §13, написать эссе «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее».

( Гоголь НВ.)

6. Рефлексия.

«… Если хотите быть вечно молодыми, всегда старайтесь служить вечной молодости… и сколько бы вы ни жили, Вы всегда будете чувствовать себя вне возраста» (А.Ф. Лосев)

Составьте для себя памятку. Каждый ученик пишет одно наставление-совет на отдельном листке бумаги, затем ученики озвучивают их и прикрепляют на общий лист-свиток, закреплённый на доске.

4

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector