Тема урока природоведения: Животные морей и океанов 5 Класс

Тема урока природоведения в 5 классе VIII вида обучения: Животные морей и океанов.

Цели и задачи урока:

  1. Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.

  2. Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор и словарный запас.

  3. Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции Создать условия для самореализации учащихся.

Коррекционные:

  1. Развитие воображения как высшей формы психического развития через создания образов, включающих предвидение конечного результата предметной деятельности

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Оборудование и материалы: таблицы с изображением обитателей морей и океанов, мультимедийное оборудование, презентация «Жители морей и океанов», цветные карточки с изображением обитателей морей и океанов. Учебники, тетради. Ватман, цветные фломастеры. Аудиозаписи «Звуки дельфинов», «Звуки китов», «Звуки воды и крики чаек» (фоновое сопровождение урока).

Ход урока:


1. Организационный момент 
Вот книжки на столе, 
А вот – тетрадки. 
Не хочется играть сегодня в прятки, 
И не досуг дуть 
На корабль бумажный – 
Сегодня в классе у ребят 
Урок уж больно важный! 

Учитель: — Ребята, как называется наша планета? (Земля)

— А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему? (воды на земле больше, чем суши)

— Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН.

И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями.

Тема нашего урока «Животные морей и океанов».

— Закройте глазки, расслабьтесь, сядьте поудобнее и представьте себе…

Релаксация: под шум океана учитель читает художественный текст, предложив ребятам сесть поудобнее и закрыть глаза. (Приложение 1)

Приложение 1

Море огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.

2. Усвоение новых знаний.

Рассказ учителя, сопровождающийся презентацией.

-Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже.

-Вспомните, где еще мы с вами в природе встречали многоэтажные дома? (В лесу)

-Давайте отправимся в путешествие по подводному миру морей и океанов. В подводное путешествие мы отправимся на батискафе. Батискаф – это уменьшенная подводная лодка. У каждого из нас будет окошко – иллюминатор, через который мы будем наблюдать за чудесами океана.
Бросить якорь! Перейти на батискаф! Приготовиться к погружению! Задраить люки! Спуск!

— Итак, начинаем наше погружение. И сразу наше внимание привлекает сообщество поверхности воды.

— Организмы этого сообщества занимают верхние слои водного пространства, а иногда держатся на поверхности воды медузы, летучие рыбы. Они малоподвижны , поэтому переносятся морскими течениями и ветром. Для их развития необходимы тепло и солнечный свет. Как ни малы по размеру эти живые организмы, их общее количество огромно. Именно они служат главным источником питания разных животных – от небольших креветок до огромных китов.

Опишите внешний вид этих представителей (цвет, форма)?

Акиф описывает медузу, Денис летучую рыбу, а Дима зачитывает из учебника о летучих рыбах. Зарисовывают в тетрадь, учитель на доске-поверхность воды и схематично этих животных.

— А мы с вами спускаемся вглубь океана и попадём в сообщество толщи воды.

Водоросли очень разнообразны: красные, бурые, зелёные. Не имеют корней, а лишь прикрепляются ко дну выростами. Являются кормом для рыб, источником кислорода. Кроме водорослей в состав входят морской конек, морская черепаха.

Показывая слайды, дети пытаются правильно ответить, кто изображен на картине, что они о нем могут знать?

— А вот после длительного пребывания на глубине кит выныривает, чтобы набрать воздух и пообедать. Самое удивительное, что многие из китов питаются планктоном, т.к. настоящих зубов у них нет. А вот и дельфин.

Дима, Сережа описывают этих животных, зачитать в учебнике о них.

Своих детёнышей киты и дельфины выкармливают молоком, дышат с помощью легких. Кого они вам напоминают? (животных).

— Но вот навстречу нам устремляется гроза морей и океанов. Акула! Произнося это слово, у людей появляется панический страх.

Зарисовать представителей толщи вод – дети у себя в тетради, учитель на доске.

— Опускаемся всё ниже и ниже. Итак, донное сообщество небольших глубин. Животные малоподвижны, имеют для защиты крепкие панцири, уплощённое тело в спиннобрюшном направлении, могут менять свою окраску под цвет окружающей среды.

— Вот тихо почивает морская звезда.

— А вот по дну к нам движется «многорукий» житель моря – осьминог.

Скатов иногда в шутку называют расплющенными акулами. Это плоские рыбы, которые плавают с помощью боковых плавников.

Давайте опишем морскую звезду, осьминога, ската, что помогает им передвигаться по дну. Сережа из учебника зачитает об электрическом скате. Теперь давайте зарисуем этих представителей донного сообщества у себя в тетради, учитель на доске.

— Вот теперь мы с вами полностью посетили наш водный дом. Закончилось наше подводное путешествие. Вам понравилось?

Давайте отдохнем – ФИЗМИНУТКА.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на стульчик сесть опять

3. Закрепление

Подведём итоги изученного нового материала:

Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе.

1. По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется как крапива. (Медуза)

2. Без воздуха живет она

И, как могила, холодна.

Не пьет, хотя в воде сидит,

В броне, хотя и не звенит. (Рыба)

3. Он плавает на дне глубоком,

А иногда — у берегов.

Он своим могучим током

Разгоняет тьму врагов. (Скат)

4. РЫБКА, А НЕ ЛОШАДКА

(МОРСКОЙ КОНЕК).

  1. ЕСЛИ ЗВЕЗДОЧКА УСТАЛА,
    НЕТ В НЕЙ СВЕТА, НЕТ В НЕЙ ЖАРА,
    ТО ОНА ЖИВЕТ НА ДНЕ,
    В ОКЕАНСКОЙ ГЛУБИНЕ (МОРСКАЯ ЗВЕЗДА)

6. По сути зверь – а с виду рыба,

Огромен, я его боюсь.

А догадаться вы смогли бы,

Кто пищу цедит через ус? (Кит)

  1. Зубы в пасти: в три ряда.
    Это не страсти, а беда.
    Этот хищник знаменит,
    Тем, что он — «морской бандит».
    Мускулисты его скулы,
    Остерегайтесь встреч с… (Акулой)

8. Подставляя людям спины

В море нас спасут… (Дельфины)

9. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я — … (Осьминог)

10. КТО ЖЕ В МОРЕ
В КАМЕННОЙ РУБАХЕ?
В КАМЕННОЙ РУБАХЕ
В МОРЕ… (ЧЕРЕПАХИ).

Хорошо запомнили обитателей морей и океанов, а теперь давайте разместим их на правильных этажах, а то они совсем потерялись, не могут найти каждый свой этаж.

Ребятам предлагаю подойти к столу, где перемешены разноцветные карточки с представителями разных морских глубин и располагать на ватмане-море с указанными глубинами. Акиф и Денис заселяют поверхность вод, Дима — толщу воды, а Сережа – дно.

Стук в дверь. Учитель: Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.

(на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля).

Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?

«Здравствуйте, юные исследователи морей и океанов!

Мне передали по капитанской почте, что вы сегодня совершаете путешествие в глубины вод морей и океанов. Вот я и подумал, кому как не мне; прославленному мореплавателю, помочь вам в этом вопросе?!

Путешествуя по бескрайним морским просторам, спускаясь на большую глубину. Я наблюдал за удивительными подводными жителями. Вот какие записи я сделал в своем журнале:

На поверхности воды обитают – морские звезды;

На глубине увидел я – большую черепаху.

А на дне расположился – кит,

Надеюсь, что собранный мною материал будет вам полезен.

С уважением капитан Врунгель!.

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.

4. Домашнее задание: зарисовать морских обитателей, которые вас заинтересовали.

5. Рефлексия

Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда поднимите листочек желтого цвета.

Если вам что-то не понравилось, поднимите листочек зеленого цвета.

Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания!

САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Урок природоведения в 5 классе, где обучаются 4 учащихся с ОВЗ. Дима и Сережа относятся к 1 группе (по классификации «возможности обучения умственно отсталых учащихся »), Акиф и Денис ко 2-ой группе.

Тема урока природоведения «Животные морей и океанов». Цель которую поставила на этом уроке: дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним. Изучая данную тему, стараюсь решать следующие задачи:

  • Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор и словарный запас.

  • Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции. Создать условия для самореализации учащихся.

Коррекционные:

  • Развитие воображения как высшей формы психического развития через создания образов, включающих предвидение конечного результата предметной деятельности.

На своем уроке использую следующие технологии: информационно-коммуникационные технологии (использование презентации) , здоровьесберегающие технологии (физминутка), технологии использования в обучении игровых методов (мотивация с погружением, загадки, разобрать карточки), психокоррекционные технологии (релаксация «шум моря», крик кита, дельфинов). 

Урок построен на использовании объяснительно-иллюстративного метода, метода стимулирования и мотивации обучения, метода контроля. Данные методы обучения соответствуют: задачам урока;
характеру и содержанию учебного материала; уровню ЗУН учащихся; материальному обеспечению урока; индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся.
На данном уроке была достигнута цель, учащиеся выполняли задания с помощью учителя. В своей работе использую индивидуальный подход в соответствии с ситуацией и подготовленностью учащегося, его объемом знаний , умений и навыков, а так же желанием ребенка обучаться.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector