Тема урока «Географическое положение и исследование материка Южная Америка»

Тема урока «Географическое положение и исследование материка Южная Америка»

Учитель географии высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия №1 Октябрьского района г.Саратова»

Зубова Ольга Анатольевна

Цели урока:

— выявить особенности географического положения и береговой линии Южной Америки;

— сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу;

— сравнить ФГП Южной Америки, Африки и Австралии;

— познакомиться с историей открытия материка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Взаимоприветствие учащихся и учителя. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. 
На этом этапе определяется тема урока, ставятся цели изучения нового материала. Показывается его практическая значимость, перед детьми ставятся учебные проблемы.
Я предлагаю детям,  попробовать определить тему сегодняшнего урока.

У меня на столе различные предметы, можете вы определить, к какому материку они относятся: (выходят к доске по желанию, берут любой предмет и определяют)

Лед – Антарктида

Кофе, песок – Африка

Сумка, шерсть овцы – Австралия

Остаются на столе — Какао, резина, медь – Южная Америка

Как вы думаете, на каком материке можно встретить оставшиеся на моем столе предметы?

Мы с вами еще не знакомы с эти материком. Какой же по вашему мнению будет тема нашего сегодняшнего урока? (Обучающиеся самостоятельно называют тему «Географическое положение Южной Америки») Тема записывается в тетрадь.

Слайд 1

Определяем цели нашего урока.

Цели урока:

— выявить особенности географического положения и береговой линии Южной Америки;

— сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу;

— сравнить ФГП Южной Америки, Африки и Австралии;

— познакомиться с историей открытия материка

Слайд 2

Географы сравнивают Южную Америку с гроздью винограда, висящей на черенке Панамского перешейка среди вод омывающих её океанов и морей. Давайте, сравним материка с другими уже изученными нами материками. У вас у каждого на парте есть таблицы, которые в процессе сравнения вы заполните и сделаете вывод.

Для этого определим, с какими картами атласа и другими источниками информации мы будем работать.

Слайд 3

Ученики вместе с учителем определяют источники информации, необходимые для заполнения данной таблицы. Атлас стр. , стр. учебник стр.6 рис. 3

Материки

Площадь

Береговая линяя

Отношение к экватору

Отношение к тропикам

Отношение к 0 меридиану

Африки

Австралия

Южная Америка

Вывод. С каким из материков Южная Америка имеет самое большое сходство?

Во время сравнения на контурной карте, выведенной на интерактивную доску обучающимся предлагается выделить экватор, южный тропик, 0 меридиан.

Учитель подводит итог работы.

V. Этап усвоения новых знаний

Учитель: А теперь попробуем определить географическое положение материка. Вы уже умеете это делать, у каждого из вас есть квадратики разного цвета. Это означает, что каждому будет дано определенное задание по определению географического положения материка. Итак, у кого красный квадрат выполняют задание №1, зеленый — №2, синий №3, желтый — №4, коричневый№ 5. Будьте очень внимательны. Ваша задача – собрать быстро и достоверно сведения о географическом положении Южной Америки. Эти сведения нанести на контурную карту. Каждый будет выполнять свое задание. А потом поделится результатами своей работы с другими.

Работа индивидуальная будет проходить на интерактивной доске.

Какие карты необходимы нам будут для работы? (Физическая карта Южной Америки, климатические пояса мира.)

На выполнение задания отводится 5 минут.

Задание № 1: (2 балла)

Вы уже узнали, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Назовите, в каких климатических поясах находится материк,

Выводы: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.

Интерактивное наглядное пособие. Определение координат крайних точек материка с.т. и з.т.

Задание № 2: (3 балла)

Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте..

Выводы:

м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.;
м. Фроуард – 54° ю.ш.; 71° з.д.;
м. Париньяс – 5° ю.ш.; 81° з.д.;
м. Каабу–Бранку – 7° ю.ш.; 35° з.д.

Задание № 3: (4 балла)

Определите также протяженность материка с севера на юг по 70° меридиану и с запада на восток по 10° параллели. Подпишите данные на контурной карте. Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки

Протяженность:

с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350 км;
с запада на восток по 10° ю.ш.~ 4655 км.

Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.

Задание №4 ( 1 балл)

Ваша задача – определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контурной карте. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему. Узнайте, какие течения есть у берегов Южной Америки. Будут ли они как-то влиять на природу материка?

Выводы: С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние. У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение. Холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.

Задание № 5: (2 балла)

Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков и крупных островов. Отметьте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.

Выводы: Материки Северная и Южная Америка составляют часть света “Америка”. Материки соединяются Панамским перешейком. Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. А вот “холодное дыхание” Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка. Береговая линия Южной Америки изрезана слабо. Крупный остров – Огненная Земля. Острова: Фолклендские, Малые Антильские. Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал. Залив: Ла-Плата.

Учащиеся делают вывод по своим работам, обмениваются информацией. Учитель помогает сделать правильные умозаключения.

  1. Основная часть Южной Америки расположена между экватором и южным тропиком. Экватор пересекает материк в северной части. Америка полностью расположена в западном полушарии, поскольку  нулевой меридиан не пересекает Ю.А. От нулевого меридиана она удалена на запад. Южный тропик пересекает материк почти по середине.

  2. Материк почти полностью изолирован от других континентов. Связь с Северной Америкой через Панамский перешеек.

  3. Омывается Тихим и Атлантическим океаном, Карибским морем на севере.

  4. Материк расположен в климатических поясах: Э.П., СЭП., Т.П., СТП., УП. (7 КЛИМ. ПОЯСОВ).

VI. Этап понимания учащимися нового материала

Интерактивное наглядное пособие. Показ и включение рельефа, реки.,течения

Учитель: (дальнейший рассказ может сопровождаться показом иллюстраций, слайдов, видео) (Во время комментария учителя обучающиеся работают с картой атласа «Южная Америка» и находят все географические объекты, упоминаемые в комментарии). Южная Америка занимает около 18 млн. кв. км., и 4 место после Евразии, Африки, С.Америки.      Береговая линия материка изрезана слабо, только на юге много островов. Берега в основном ровные, прямые. Только юго-западное побережье материка изрезано фьордами (узкими, длинными заливами), здесь много мелких заливов, островов, проливов. Материковая отмель у берегов континента очень узка, а местами совсем отсутствует. Вблизи материка расположены океанические впадины с глубинами более 7000 м.

Южная Америка – материк многих рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира – Титикака. Здесь находится самый высокий в мире водопад – Анхель, самая большая по площади низменность – Амазонская. По ней, среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка.

Природа Южной Америки довольно разнообразна.

Какие же факторы определяют различие в природе любого материка?

Включаю космический снимок на интерактивном пособии. Анализ космического снимка.

Какие названные мною объекты видны на снимке? На какие факторы формирования природы материка они будут оказывать влияние? (климат, направление течения рек, движение воздушных масс, наличие подземных вод)

Переключаю 5 слайд. Диск вынимаю. Вставляю Уроки географии.

Задание: Давайте обсудим предложенных на доске факторы и выберем, по вашему мнению, два основных фактора определяющих своеобразие материка. Именно о них мы сегодня говорили на нашем уроке.

Слайд 5

А) История развития и формирования материка.
Б) 
Размеры материка.
В
) Тектоническое строение.
Г) 
Географическое положение.
Д) Рельеф.
Е) Климатические условия.

Учитель: С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя Южную Америку. Узнаете особенности ее природы, стран и народов, населяющих этот материк.
Сейчас все знают, что открытие островов Вест-Индии и Южной Америки принадлежит Х.Колумбу, который в 1492 году совершил свое первое плавание. Так мир узнал о существовании новой части света и нового континента, вернее двух континентов: Северная и Южная Америка.

Давайте вспомним, почему состоялось это путешествие? Желательно, чтобы вы вспомнили не только исторический аспект этого события, но и географический.

Ученики рассказывают. В конце XV века, когда происходил быстрый рост промышленности и торговли, когда возрос спрос на золото и пряности, западноевропейцы начали искать новые, более короткие и безопасные пути в Южную и Восточную Азию. Именно там, в Индии, они надеялись найти золото. К тому времени, самый сильный и современный флот имели две страны: Испания и Португалия. Для того, чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга. Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан. Для этого нужно было твердо верить в то, что Земля – это шар. Человека, который задумал, а впоследствии и совершил великое плавание через Атлантический океан, звали Слайды с 6 по 11 Христофор Колумб. А сколько всего путешествий совершил Х.Колумб к берегам Америки?

Вспомните ещё одного известного путешественника, который доказал на практике географический аспект открытия Америки. Он исследовал юго-восточные берега южной Америки и открыл очень известный пролив, впоследствии названный его именем. (ф.Магеллан)

Учитель. Итак, исторический аспект – поиск новых путей за золотом и пряностями, географический — Земля шар.

А давайте зададим себе такой вопрос: Почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?
Ученики рассказывают. Испания боялась, что другие государства будут посягать на её новые владения и не распространяла в Европе сведения о своих открытиях. Поэтому первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который в начале XVI века, в составе португальской экспедиции, посетил эти земли. Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем “Америка”.
Но ещё долго материк оставался неизвестной землей. 

Учитель. Исследования материка продолжались долгие годы. Давайте найдем в учебнике сведения о самых значимых исследованиях материка Южная Америка европейцами. Стр.

Ученики работают с учебником.
Для географической науки настоящим открытием материка стали экспедиции Александра Гумбольдта, немецкого географа, в конце 18, начале 19 веков. Он предпринял путешествие по материку вместе с французским ботаником Эля Бонпланом. Результатом этого путешествия стал многотомный труд о природе гор Анд и обоснованы идеи высотной поясности в Андах.
С начала XIX века к изучению природы и населения материка подключились и наши соотечественники
Г.И.Лангсдорф и Н.Г.Рубцов. Коллекции, собранные этой экспедицией, до сих пор интересуют ученых.
А в 1932–1933 гг. выдающийся биолог
Н.И. Вавилов установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.

Ч.Дарвин во время кругосветного плавания на корабле «Бигль» побывал на  Галапагосских островах в 30-е годы XIX в. Наблюдения необычной природы архипелага, где встречаются представители органического мира юга и севера (лианы и мхи, пингвины и попугаи, морские ящерицы игуаны и тюлени), а на каждом острове формируются свои подвиды и виды одних и тех же птиц, по могли ученому обосновать теорию происхождения видов.

Слайд 12

По ходу рассказа учителя фамилии ученых и путешественников вывешиваются на доске, а ребята записывают их в тетрадь.

Христофор Колумб(1492 – 1498гг.);

Америго Веспуччи (1500-1502 гг.);

Фернан Магеллан (1520 г)

Александр Гумбольдт (1799 – 1804 гг.);
Григорий Иванович Лангсдорф, Николай Григорьевич Рубцов (XIX в.);
Николай Иванович Вавилов (1932 – 1933 гг.).

VII. Закрепление нового материала. Рефлексия.

Учитель. (запускаю диск «Уроки географии)

Задание: Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют материку Южная Америка. (Характеристики написаны на отдельных карточках, прикреплены к магнитной доске вразброс и по мере определения их принадлежности прикрепляются кконтурной карте мира на соответствующий материк.)

озеро Титикака

озеро Таньганьика

мыс Гальинас

занимает по площади второе место

полностью находится в западном полушарии

мыс Игольный

экватор проходит почти посередине

река Конго

река Муррей

мыс Йорк

Александр Гумбольдт

Давид Ливингстон

Джейм Кук

Работа с интерактивным пособием «Уроки географии». Выполнить задания по совмещению фамилий путешественников и дат открытия материка Ю.А. и определение географических объектов.

VIII. Подведение итогов урока

Учителем проводится анализ достижения целей урока, дается оценка успешности работы. Оценивается работа всего класса. Выставляются оценки за работу.

Результат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ.

Кто на уроке поработал отлично?

Кто хорошо?

Кто старался и работал в меру своих сил и способностей?

Что вам особенно понравилось?

Что не понравилось? Чему я научился и что узнал нового?

Мониторинг урока

В заключение я бы хотела вас попросить оценить нашу работу путем выбора красного или желтого квадрата (красный квадрат – хорошо, желтый квадрат – удовлетворительно)
– Большое спасибо за сотрудничество!  Урок закончен

IX. Информирование учащихся о домашнем задании

X. Домашнее задание: п.40, выполнить на листочках 2 задания других команд.

Подготовиться к проверочной работе в к/картах. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов по уровню сложности. Вы сами можете выбрать два любых и получить оценку по сумме баллов. Выше 5 – «5», от 3 до 4 – «4», 3 – «3».

Задания по теме «Географическое положение и исследование материка Южная Америка»

7 «б» класс, 20 февраля 2013 год.

Таблица 1

Материки

Площадь

Береговая линяя

Отношение к экватору

Отношение к тропикам

Отношение к 0 меридиану

Африки

Австралия

Южная Америка

Вывод. С каким из материков Южная Америка имеет самое большое сходство?

На выполнение задания отводится 5 минут.

Задание № 1: (2 балла) /красный квадрат/

Вы уже узнали, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Назовите, в каких климатических поясах находится материк,

Климатические пояса с севера на юг:

Выводы: .

Задание № 2: (3 балла) / зеленый квадрат/

Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты Ю.Т. и В.Т.

/дома С.Т и З.Т./

Крайние точки:

С.т. ( )

Ю.т. ( )

З.т. ( )

В.т. ( )

Задание № 3: (4 балла) /синий квадрат/

Определите также протяженность материка с севера на юг по 70° меридиану и с запада на восток по 10° параллели. Подпишите данные на контурной карте. Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки

Протяженность:

с севера на юг по 70° з.д. ~


с запада на восток по 10° ю.ш.~

Вывод:

Задание №4 ( 1 балл) /желтый квадрат/

Ваша задача – определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контурной карте. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему. Узнайте, какие течения есть у берегов Южной Америки. Будут ли они как-то влиять на природу материка?

Вывод:

 

Задание № 5: (2 балла) /коричневый квадрат/

Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков и крупных островов. Отметьте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.

Выводы: 

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector