Тема: «Сравнительный анализ языка разных видов искусств: литературы и живописи» 2 класс

Якушина Татьяна Анатольевна Шведкова Людмила Александровна

МОУ «Начальная общеобразовательная школа №2» г. Кемерово.

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе.

Тема: «Сравнительный анализ языка разных видов искусств: литературы и живописи».

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с произведениями М. Исаковского «Ветер» и А. Пушкина «Ветер».

  • Учить видеть литературные приёмы при создании литературного образа

  • Закрепить приём графики при создании образа ветра в живописи

  • способствовать расширению кругозора и словарного запаса учащихся.

  • создать условия для воспитания аккуратности и культуры.

  • .

I. Организационный момент

II. Повторение ранее изученного.

  • С каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке? (с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер»)

  • А как вы думаете, почему народ выдумал сказку о Морозе, Ветре, Солнце? (не понимали, боялись, молились, чтобы природа смилостивилась) (В древние времена люди обожествляли силы природы, поклонялись им, как богам.)

  • На прошлом уроке мы с вами составляли характеристику каждого из главных героев сказки. Давайте откроем тетради и посмотрим есть ли в этих характеристиках что-то общего? А чтобы получить полную характеристику ваши ответы я буду фиксировать на доске. Какие же характеристики являются общими? (Характеристику на доску: обидчивые, хвастливые, завистливые, ревнивые).

  • Вы согласны, какими словами и выражениями вы можете подтвердить эту характеристику? (аналогичная работа со всеми характеристиками)

III. Постановка учебной задачи.

  • Сегодня на уроке мы более подробно поговорим об образе одного из явлений природы. А о каком, вы узнаете, открыв учебник на стр. 89.

  • Догадались, о чем пойдет речь? (об образе ветра)

  • Какие подсказки на этой странице вам помогли ответить на вопрос? (эпиграф, рисунки, название)

  • На этой странице помещены два произведения, к какому жанру литературы они относятся? (стихотворение)

  • Можно ли эти стихотворения отнести к жанру устного народного творчества? (нет – есть автор)

  • Как вы думаете, у М. Исаковского и А. Пушкина ветер будет такой же, как в русской народной сказке? (нет – это уже авторское творчество, да – авторы опираются на народные традиции)

    • Кто из вас прав, а кто нет, мы узнаем сегодня на уроке. А кто сможет сформулировать вопрос урока? / Наши мнения разделились. Будем выяснять кто прав? А на какой вопрос нам нужно с вами ответить? (Одинаковый ли образ ветра у авторов и в сказке?) ( Вопрос на доску)

IV. Открытие нового знания.

  • А чтобы ответить на вопрос, что нужно сделать? (Прочитать)

  • Первое стихотворение прочитает нам Демидова Настя.

  • Второе стихотворение прочитает Пряхина Маша.

    • Образ ветра какого автора вам понравился больше? Почему? (Ветер М. Исаковского, потому что он молодой, игривый, озорной)

    • Этот ветер похож на вас, он такой же игривый и озорной. По сравнению с этим ветром, какой ветер у А. Пушкина? (Суровый, могучий, старый, …)

  • Какими словами описывает ветер М. Исаковский?

  • Найдите слова, которыми пользуется А. Пушкин для создания образа ветра.

  • Какую интонацию нужно выбрать, чтобы передать характер ветра М. Исаковского? (игриво)

  • Попробуем выразительным чтением передать характер ветра. (читают 3-4 человека)

  • А как нужно прочитать отрывок стихотворения А.С. Пушкина? (торжественно, бодро)

  • Попробуем чтением создать образ ветра. (читают 3-4 человека)

  • Давайте посмотрим внимательно на доску и вспомним вопрос нашего урока. Как он звучал? (Одинаковый ли образ ветра в авторской литературе и в народной сказке)

  • Как вы теперь ответите на этот вопрос? (Образ разный)

  • Почему образ ветра получился разным? (Автор передаёт своё отношение к этому явлению, нет страха, ветром можно восхищаться)

  • Какой литературный прием лежит в основе этих стихотворений? (олицетворение)

  • Обоснуйте свой ответ.

  • Как вы думаете, почему авторы учебника помесили эти стихотворения на одной странице. (показать различие образов, ветер может быть разным,…)

  • Что помогло поэтам создать образ ветра? (воображение, литературные приемы)

  • А только ли в литературе можно создать образ ветра? Кто еще может создать образ ветра? (музыканты, художники, …)

  • Сегодня на уроке вы побываете в роли художника и попробуете создать образ ветра, в этом вам поможет Людмила Александровна.

  • Давайте вспомним, какими средствами пользуются художники, создавая образ? (красками)

  • Мы художники и нам нужно нарисовать ветер, а можно ли увидеть ветер? (Нет)

  • Вы правы, его можно только ощутить, почувствовать.

  • А как же это ощущение могут передать художники? Посмотрите внимательно на репродукции картин, есть ли на них ветер? (Есть)

  • Почему вы так решили? (Волны, ветки качаются, ……)Значит художники могут передать образ ветра, изображая движение воды, веток деревьев.

  • Как вы думаете, какие из этих репродукций подходят к стихотворениям, которые вы читали на уроке?

  • А как бы вы назвали эти картины? («Весёлый ветер», «Озорной ветер»)

  • Когда дует ветер и на деревьях очень много листьев, что мы слышим? (шелест листвы)

  • Картина так и называется «Зелёный шум».

  • Рассмотрим вторую картину Айвазовского, как бы вы ее назвали? («Буря», «Шторм», …)

  • Почему? Что изобразил художник? (туман, волны, раскачиваются корабли, паруса, …)

  • А может ли это быть в спокойную погоду? (нет)

  • Картина так и называется – «Бурное море».

V. Практическая часть.

  • Сегодня мы постараемся создать образ ветра, используя для этого пастель.

  • К какому виду изобразительного искусства относится пастель? (графика)

  • Давайте вспомним, как работать пастелью. (пастель – материал хрупкий, поэтому надо работать аккуратно, рисовать нужно как цветными карандашами, накладывая один слой на другой, рисуют на шершавой бумаге)

  • В ваших работах должен присутствовать образ ветра, вы можете изобразить любое время года, лес, море.

  • Работу будем выполнять на картоне.

  • Работу лучше начинать с фона, наметив только контуры крупных предметов, например ствол дерева или корабль, а мелкие детали изобразить в самую последнюю очередь поверх фона.

  • Дети выполняют работу.

VI. Подведение итога урока.

  • У вас получились замечательные работы.

  • Получилось ли у вас передать образ ветра?

  • Какими приемами пользуются художники, создавая образ ветра?

  • С творчеством каких художников и поэтов мы познакомились сегодня на уроке?

  • Какими приемами пользуются поэты, создавая образ ветра? (олицетворение)

VII. Оценивание.

VIII. Домашнее задание.

  • Выучить стихотворение М. Исаковского «Ветер» на стр. 89. о

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector