Тема: «Декор: Человек, общество, время» Урок «О чём рассказывают гербы» 5 Класс

Название методической разработки: урок.

Класс: 5

Тема: «Декор: Человек, общество, время»

Урок «О чём рассказывают гербы»

Цели уроков:

-познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, эмблем.

-обобщить знания гербовой символики, познакомить с гербами древних русских городов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи урока:

  1. Сформировать общие представления о гербах, эмблемах.

  2. Формировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов.

  3. Воспитывать уважение к народному искусству, чувство патриотизма.

По завершении урока учащиеся должны:

    • Знать особенности создания герба, эмблемы.

    • Уметь создавать проекты эмблем, гербов в технике аппликации.

Методы:

информационный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:

фронтальная, индивидуально – самостоятельная, парная, самоконтроль.

Оборудование: Оснащение рабочих мест учащихся. Учебники изобразительного искусства (авт.Неменская Л.М). Толковые словари.

Дидактические материалы: раздаточный материал.

Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.

Программное обеспечение: презентация «Гербы и эмблемы».

Этапы урока:

    • Организационный.

    • Изучение нового материала.

    • Практическая работа.

    • Закрепление нового материала.

    • Подведение итогов урока.

Ход урока:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Организационный момент (1-2 мин.).

— Тема урока «О чём рассказывают гербы» (слайд 1)

Посмотрите на экран. (слайд2) О чем рассказывают изображения символики? Какие особенности вы заметили? Какие отличительные черты наблюдаются? Что бы вы хотели о них узнать?

Сформулируем цель урока.

Цель урока:

познакомиться с символическим языком геральдики

Сегодня на уроке:

  • Изучение новой темы.

  • Практическая работа.

  • Самостоятельная работа.

  • Анализ выполненных эскизов (выставка)

Учащиеся знакомятся с темой урока, целями и задачами.

II. Изучение нового материала (20 мин.)

1. БЕСЕДА «История герба».

Начнем с основных понятий. С какие понятиями мы должны познакомиться?

Понятия:

  • Геральдика,

  • Герб,

  • Композиция.

Задание ученикам: Найти пояснение в словарях.

Давайте обратимся к экрану (слайд 3)

Герб –это композиция из различных символов. Которая отражала степень знатности рода. Основные занятия и заслуги представителей рода пред государством. В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука – геральдика. Эта наука занималась составлением гербов

Гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семе, знатные рыцари, устраивали турниры. Где состязались в силе и ловкости. На турнире они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо (слайд 4).

На щите рыцаря и флаге изображался его личный герб. На турнирах присутствовали люди, (ГЕРОЛЬДЫ), которые изучали гербы и определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь. Что было изображено на рыцарских гербах? (слайд 5)

2. «Гербы ремесленников». (слайд 6)

Определите, какие это гербы, кому они могли принадлежать? Что является основным отличием между гербами? Да. Гербы были и у ремесленников. Это были не личные гербы, а гербы цехов, занимающихся одним делом. Ткачи, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари издавали свой устав и присваивали себе герб.

3. «Гербы русских городов». (слайд 7) Что изображено на этих гербах? Кому они могут принадлежать?

Герб города получал право на существование в том случае, если утверждался царём. Рисунки создавали опытные рисовальщики. Составляли его, исходя из особенностей города. Его истории. Хозяйства, главных сооружений, животного и растительного мира

4. «Российский герб» (слайд 8) . А это чей герб? Что вы знаете о нём? Двуглавый орёл пришёл из Византии. В 15 веке царь Иван 3 женился на византийской принцессе и принял византийский герб для российской империи.

5. «Герб Пермской области». Что изображено на этом гербе и что вы о нём знаете? Характеристика герба Пермского края. (слайд 9)

6. «Герб Куединского района». Что изображено на этом гербе и что вы о нём знаете? Основные особенности герба (слайд 10)

7. «Герб вашего села». Что он обозначает? Особенности изображения предметов на этом гербе таковы, что представляют хозяйственную деятельность людей в селе.

8.Форма герба. Обратимся к форме герба: давайте посмотрим особенности выбора форм и сделаем выводы. Какие основные формы гербов вы видите? (слайд 11)

9. Цветовое решение герба.

В цветовом изображении герба нельзя использовать цвета, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки герба должны быть чёткими, краткими, легко читаемы и видны издалека.

Какие цвета присутствуют в оформлении гербов? (слайд 12)

10. Обратимся к композиции герба и сделаем выводы.

Композиция герба была обычно симметрична. Самую важную информацию изображали в центре. Герб украшала лента с девизом. (Вспоминаем определение композиции это составление, размещение соразмерное сосредоточение предметов, связанных между собой).

Композиция на поле герба состояла из различных фигур: изображение людей, животных, кораблей, оружия, предметов быта, растения и т.д.

Каждое изображение имело своё значение. (слайд13)

ВЫВОД: Герб возник как достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак человеческого сообщества- государства, страны, города, партии, фирмы.

Ответы детей.

Поиск в словарях определения герба и геральдики.

Записывают основные определения в тетрадь.

Ответы детей: Изображения животных, птиц, различные предметы.

Ответы детей:

На гербах изображены определённые предметы, которые являлись отличительной чертой того или иного ремесленника.

Это гербы городов. Они рассказывают о том, чем славится тот или иной город.

Герб России.

Ответы детей.

Ответы детей:

«Форма герба могла быть разнообразной. Но большинство гербов вписывалось в форму щита.

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определённого цвета.

Симметричное расположение. Предметы разных размеров. Крупные предметы.

Ученики делают зарисовки.

III. Практическая работа (15 мин)

Практическая работа заключается в следующем: выбрать образ города (сад, искусство, спорт, наука, мода, ит.д.)

1.Составить композицию своего герба. Используя основные задачи особенности цветового решения, распределения предметов на гербе, формы герба..

2. Фронтальная беседа по итогам практической работы

Составляют композицию герба (набросок)

Учащиеся выполняют практическую работу в парах, индивидуально или группами.

IV Закрепление нового материала (2 мин).

— как вы усвоили материал сегодняшнего урока проверим с помощью теста:

  • Что такое герб?

  • Кто такой герольд?

  • Где и как появились первые гербы?

  • Какие существуют особенности композиции герба?

  • Что изображалось на рыцарских гербах?

  • Как читать герб?

(слайд 15)

Учащиеся отвечают на вопросы

V.. Домашнее задание (1 мин).

Подобрать иллюстрации различных эмблем и гербов, сделать альбом репродукций.

Учащиеся записывают задание в дневник.

VI Итоги урока (2 мин).


 

  • Анализ и оценка композиций. Выставка работ по желанию учащихся.

Самоанализ представленных работ.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector