ТЕМА: БИОСФЕРА, ЕЁ ГРАНИЦЫ 6 класс

ТЕМА: БИОСФЕРА, ЕЁ ГРАНИЦЫ 6 класс

Учитель географии

первая категория

МАОУ СОШ №21

Недовесова Наталья Николаевна

Тип урока — изучение нового материала Цель:

  1. Рассмотреть сведения учащихся об оболочках Земли; дать понятия о биосфере, как одной из оболочек земного шара, широтной зональности, высотной поясности.

  2. развивать навыки работы с учебником, учить находить взаимосвязь между различными компонентами природы; работать над формированием логического мышления, развивать речь учащихся.

  3. Воспитывать интерес к изучению предмета, желание познавать окружающий мир.

    1. Орг. момент

    2. Сообщение темы и целей урока

      1. Что такое биосфера

      2. Границы биосферы

      3. Разнообразие живых организмов

      4. Какие условия влияют на распространение организмов на Земле

      5. Широтная зональность

      6. Высотная поясность

    3. Закрепление Домашнее задание

II Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним, какие оболочки Земли вы уже изучили? (литосфера, атмосфера, гидросфера).

Сегодня на уроке мы начнём изучение ещё одной оболочки Земли- БИОСФЕРЫ. Изучение биосферы мы начнём с главного слова, которое является составной частью этой оболочки, а что это за слово, вы назовёте , разгадав ребус на доске.

Это слово-ЖИЗНЬ. Как вы думаете, почему со слова жизнь мы начинаем изучение с новой темы? («био»-жизнь, биосфера изучает всё живое).

Сегодня мы сделаем 6 шагов на пути изучения биосферы. И с каждым шагом вы будете получать новые знания. Давайте же посмотрим, что нас ожидает на пути:

ШАГ1. Что такое биосфера ШАГ2. Границы биосферы ШАГЗ. Разнообразие живых организмов

ШАГ4. Какие условия влияют на распространение организмов на Земле ШАГ5. Широтная зональность

ШАГ6. Высотная поясность

Кроме того, мы познакомимся с новыми понятиями, такими как: биосфера, широтная зональность, высотная поясность.

А ещё мы узнаем, какой вклад в изучение биосферы внесли учёные: Эрнест Зюсс, Владимир Иванович Вернадский, Александр Гумбольдт.

      1. Итак, вы уже не раз сталкивались с таким понятием, как биосфера. Как бы вы своими словами дали определение, что такое биосфера?

Биосфера — своеобразная оболочка Земли, в которой обитают живые организмы.

Так, в 1875 году австрийский учёный Э. Зюсс назвал биосферой ту часть земного пространства, в которой существует жизнь.

      1. Учение о биосфере создал русский учёный В.И. Вернадский. Давайте послушаем сообщение о В.И. Вернадском, а в тетрадь вы запишите основные понятия, интересные факты, которые вам запомнятся, и научные достижения Владимира Ивановича.

Сообщение учащегося о В.И. Вернадском. Давайте проверим, что вы записали.

Ещё одним достижением Вернадского является то, что он дал определение верхней и нижней границы биосферы.

Верхняя граница определяется озоновым слоем, расположенным в атмосфере на высоте 20 км от поверхности Земли. Нижняя граница проходит на глубине 3 км в земной коре.

3. Давайте ещё раз вспомним, какое ключевое слово лежит в основе биосферы? (жизнь)

Значит, что изучает биосфера? (живые организмы) А много ли живых организмов обитает на Земле?

Одновременно с человеком на Земле живёт несколько миллионов живых организмов. Разделим все живые организмы на четыре группы, для этого обратимся к учебнику стр.142 абз. 1.

БИОСФЕРА

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ БАКТЕРИИ

Физ. минутка

4. Мы определили, что в состав биосферы входят четыре группы живых организмов. Как вы думаете, одинаково ли распространены эти обитатели биосферы в разных уголках земного шара? Почему? (в разных уголках земного шара различные природные условия, или условия существования)

Давайте выясним, какие условия необходимы для жизни животных и растений. Учебник стр. 143 абз. 2 (температура, влажность, свет) Какие области на Земле имеют наиболее благоприятные условия для существования? (ближе к экватору)

Наименее благоприятные? (у полюсов)

  1. Мы выяснили, что при движении от экватора к полюсу или наоборот природные условия изменяются. Это сказывается не только на разнообразии животного мира, но и растительного. Смена растительных сообществ связана с таким понятием, как ШИРОТНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ.

Прочитайте текст учебника стр.143 разд.З «Широтная зональность»,

затем дайте определение этого явления, пользуясь формулой:

Определение = ключевое слово + существенные признаки

Широтная зональность — смена природных зон, связанная с изменением

/

соотношения тепла и влаги от экватора к полюсам.

Задание. 1. В этом же тексте найдите, какие природные зоны выделяют.

2. Рабочая тетрадь стр.80 № 2а). С помощью учебника стр.144 рис.93 перечислить природные зоны России при движении с севера на юг.

  1. Природные зоны отчётливо прослеживаются на равнинах. В горах соотношение тепла и влаги меняется с высотой. Как? (температура понижается, осадки увеличиваются)

Смена растительных зон в горах называется высотная поясность.

Открыл её и описал немецкий географ А. Гумбольдт во время своего путешествие в Южную Америку. В тетради сделайте записи научных достижений А.Гумбольдта. Сообщение учащегося о А. Гумбольдте. III Закрепление.

Давайте вспомним всё новое, что мы узнали за урок. Определить какие из предложений верные, а какие нет.

Нижняя граница биосферы располагается на границе мантии и земной коры. (-)

Первыми на Земле появились животные. (-)

Условия существования организмов зависят от температуры, влажности и света. (+)

Главная причина широтной зональности изменение соотношения тепла и влаги. (+)

Главная причина высотной поясности -увеличение количества осадков. (-) Домашнее задание

Параграф 46 (прочитать, ответить на вопросы) Рабочая тетрадь стр.80 № 1,2.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector