Технологическая карта изучения темы «Зона Арктических пустынь» 4 класс

Автор: Кондратьева Елена Вениаминовна, учитель начальных классов МОУ СОШ п. Верхнемарково

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Технологическая карта изучения темы «Зона Арктических пустынь»

Тема

Зона Арктических пустынь

Цели

Образовательные: Дать учащимся общее представление о природных зонах, показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг; формировать умение определять существенные признаки природной зоны; формировать умение определять приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни;

формировать умение выявлять значение природы данной зоны для человека.

Воспитывать бережное отношение к природе, понимание влияния деятельности человека на природу зоны арктических пустынь

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Предметные:

сформировать представление учащихся о природной зоне Арктики, познакомить с географическим положением, климатическими особенностями, установить зависимость между климатом растительным и животным миром

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища

Метапредметные:

учить ставить цель, планировать свою деятельность, оценивать свою деятельность

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Арктика, пустыня

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

— Плешаков А.А. учебник

— презентация «Зона Арктических пустынь»

— лампочки для рефлексии

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности Цели:

-организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

1. Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

«Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

— Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний

Цели:

— организовать актуализацию знаний;

-организует выполнение учащимися заданий

— организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдёт данный географический объект.

Фиксируют индивидуальное затруднение

Учитель называет горы, моря, реки, озёра России

Организует фиксирование индивидуального затруднения

Организует обобщение актуализированных знаний.

Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности

1. Игра «Я знаю географические объекты»

2. Найди лишний географический объект

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)

Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

       

(Просмотр ролика)

Формулирование учителем общих целей урока

«На свете нет ничего лучше, чем путешествие!»,- так воскликнул знаменитый французский писатель Ж. Верн. Вас тоже сегодня ждет необычное путешествие.

А куда мы совершим наше путешествие попробуете сказать вы. Посмотрите ролик и попробуйте сформулировать тему урока или хотя бы попытаться немного рассказать о природной зоне, куда мы совершим путешествие.

Ролик «Природная зона»

О какой природной зоне мы будем с вами говорить? Что особенно интересного вы увидели в ролике.

Сформулируйте тему урока

Что мы должны сегодня узнать? Чему научиться?

Сегодня мы совершим путешествие на Северный полярный круг к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, и побываем в Арктике. (СЛАЙД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД

III. Работа по теме урока

Цели:

Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Находят острова и читают названия

Ответы-рассказы обучающихся о полярных ночи и дне, о белом медведе, тюлене, морже, о гаге, о птичьем базаре, о растительном мире

Показывает зону арктических пустынь

Организует выявление места затруднения.

Организует подводящий диалог.

Помогает, если возникли затруднения

Организует усвоение учениками нового материала

Каким цветом изображается на карте зона арктических пустынь?

-Что такое пустыня? (СЛАЙД)

Давайте разберемся, почему же эту зону называют пустыней.

Что кроме Северного Ледовитого океана и его морей входит в эту природную зону? (Острова)
— Прочитайте названия этих Ребята, прежде чем поехать в эту зону, я знаю, что вы готовились, изучая арктические пустыни. Расскажите о природных особенностях Арктики, представителях животного или растительного мира.
Ответы-рассказы обучающихся о полярном сиянии, о полярных ночи и дне, о белом медведе, тюлене, морже, о гаге, о птичьем базаре.

Заранее подготовленное 1. сообщение о климате.(СЛАЙД)

Как вы думаете, если такой суровый климат, то какой может быть растительный и животный мир?

2.Сообщение о животном и растительном мире (СЛАЙД)

Сообщение о связи человека и Арктики (СЛАЙД)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Физкультминутка Цель: организовать отдых учащихся как смену деятельности с мыслительной на физическую.

Выполняют движения

Показывает движения

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки — балеринки, Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок-

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Повышение концентрации внимания, настрой на обучение; активизация мыслительной деятельности, развитие эмоциональной, двигательной памяти (Личностные УУД)

VII. Закрепление изученного материала

Цели: Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Слушают

Просмотр ролика, его анализ

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Читает стихотворение

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Послушайте стихотворение

Резвится звёзд поток, искрясь,
переплетаясь и сверкая,
чудесный котильон из страз
сиянье северного края.

То распадаясь на лучи,
то всеми красками сливаясь,
танцуют в небесах огни
сияньем северного края.

То закружит как серпантин,
то дождиком прольёт, играя.
Янтарь, рубин, аквамарин-
в сиянии северного края.

То радугой, то лисий хвост
повиснет, шлейфом полыхая,
с небес на землю, словно мост
сиянье северного края.

Просмотр ролика «Северное сияние»

Ваши впечатления? Понравилось?

Полярное сияние – это свечение частиц воздуха. На планете «Солнце»происходят различные вспышки, взрывы, из-за которых появляются частицы солнечного ветра. Каждая частица имеет свой цвет: зеленый, желтый и т.д. Лучше его видно в полярную ночь.

А теперь самостоятельно выполним работу в рабочих тетрадях с.25 № 2, 3

Перед вами тест выполните его, пожалуйста. Инструкция: Внимательно прочитай вопрос и выбери правильный ответ, обведи его номер кружком. Возможно правильных ответов будет несколько и тогда обведи кружками все номера правильных ответов.

Проверка (СЛАЙД)

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учащиеся анализируют свою работу, выясняют, соответствовал ли урок поставленной цели, достигли ли они положительный результат.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

— Наше путешествие подошло к концу пора подвести итоги работы нашего путешествия

-Какую цель ставили? Достигли цели?

— Какая тема урока была?

Мы совершили с вами путешествие на Крайний север и узнали, как живет ледяное царство Арктики.

— Почему Арктику необходимо охранять и защищать?

— Оцените свою деятельность на уроке.

Если вам было все понятно и интересно поднимите (зажгите) зеленую лампочку, если что-то вам было сложно и что-то не усвоили зажгите красную лампочку, а сли урок не понравился, было не интересно белую лампочку

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Источники:

  1. http://stihidl.ru/poem/186250/

  2. http://www.menobr.ru/materials/727/28753/

  3. http://www.menobr.ru/materials/727/28753/

  4. http://www.youtube.com/watch?v=_qWKLobBmPA

  5. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е.. нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»:1-4 классы.-М.:ВАКО, 2008.-256 с.

  6. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».4 класс.-М.: ВАКО, 2013.-384с.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *