ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Тема урока «Дымковская игрушка» 5 Класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Садиева В.Г.МБОУ «Большегондырская СОШ»

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тема урока

Дымковская игрушка

Тип урока

Урок-закрепление пройденного материала

Цель урока

Знакомство со способами Дымковсой игрушки

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

-представление о народном промысле;

-умение видеть форму, цвет, декор игрушки, и передавать единство этих качеств в рисунках;

— умение выполнять орнаментальные композиции на основе дымковской игрушки

— умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

— моделирование объемной формы

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к традициям другого человека

Решаемые учебные проблемы

Расписать дымковскую игрушку

Основные понятия, изучаемые на уроке

— отличительные особенности дымковской игрушки;

— элементы геометрического орнамента;

-цвета росписи.

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на уроке

Дымковские игрушки, бумажные модели, недорисованные рисунки, цветные иллюстрации с рисунками дымковских игрушек.

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Длительность этапа: 5мин.

Основной вид учебной деятельности, приемы мотивации

Чтение сказки

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, групповая

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Дымковские игрушки, бумажные модели, недорисованные рисунки, цветные иллюстрации с рисунками дымковских игрушек, таблицы с элементами узоров дымковской росписи. Игра «Найди свой узор»

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Длительность этапа: 3мин.

Основной вид учебной деятельности, используемые методы и приемы

Постановка цели

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, групповая

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Дымковские игрушки, бумажные модели, недорисованные рисунки, цветные иллюстрации с рисунками дымковских игрушек, бумага А-4, кисточки, краски, карандаши простые, ластик, раздаточный материал: карты – вставки «Дорисуй юбку» с дополнительными карточками.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

Длительность этапа: 30 мин.

Основные виды учебной деятельности, используемые методы и приемы

Выполнение заданий

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Приемы рефлексии

Методы и приемы оценивания, самооценивания

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.

Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, объемные дымковские игрушки

КОНТРОЛЬНЫЙ

Длительность этапа: 5мин.

Методы контроля

Форма организации контроля

фронтальный

Методы оценивания

групповое

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.

Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, дымковские объемные игрушки.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ

Длительность этапа: 2мин.

Используемые приемы рефлексии

Прием «Копилка положительных ответов»,

«Копилка отрицательных ответов», «Художник и зритель»

Тема урока: «Дымковская игрушка»

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

Вид урока: урок-сказка.

Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы).

Цель:

-способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами народного искусства;

-закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

Планируемые достижения:

Предметные:

-представление о народном промысле — глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

— умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;

— умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;

Метапредметные:

-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-Моделирование объемной формы

Личностные:

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к традициям другого человека.

Оборудование:

Для учителя:

-оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла;

-модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);

-цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки;

-таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

образцы рисунков-упражнений — “Дорисуй юбку”;

-игра «Найди свой узор».

Для учащихся:

-рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек

-таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

-раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй юбку” с дополнительными карточками;

печатки-тычки различного диаметра;

-краски;

-палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

-глиняная игрушка.

Литературный ряд:

-Стихи о дымковской игрушке;

-Сказка о Дымке;

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Межпредметные связи: учитель озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и т.д.

Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора объемной игрушки, по бумажной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

ПЛАН УРОКА

I Подведение к цели урока.

    1. Прочтение сказки о «Дымковской игрушке»

II.Освоение нового материала.

    1. Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (Иллюстрации на доске и в учебниках).

    2. Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй юбку).

    3. Игра «Найди свой узор».

    4. Физкультминутка.

    5. Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).

III. Применение освоенного в практической деятельности.

    1. Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по ранее выполненной бумажной модели или объемной (барышня, петушок, барашек и т.п.).

IV. Оценка результатов .

    1. Выставка и оценивание работ. Три главных художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретной группе.

1. Подведение к цели урока.

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки.

  • Цели и задачи:

  • для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;

  • для учащихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивах и символах.

-Учитель. – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл? (демонстрируется крупно на доске изображение барыни)

-По месту их рождения — они из слободы Дымково.

-С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

-Почему же назвали слободу Дымково?

Я хочу вам сегодня рассказать интересную сказку, которую мне рассказала мастерица из Дымково.

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

-Учитель. – Понравилась вам ребята сказка? А игрушка?

-Давайте все вместе ответим, почему так их назвали?

-Правильно, слобода называлась Дымково.

Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

II. Освоение нового материала.

Закрепление изученного материала.

-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

-Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.

-Как вы думаете, какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

-Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;

-Какие цвета брали для росписи игрушек?

-Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

— В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

-Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:

-в ряд;

-в шахматном порядке;

-в клетке между линиями.

-Ребята, обратите внимание на точки:

-Между кольцами;

-на кольцах;

-по краю колец.

-Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

2. Упражнение на закрепление изученного материала.

-Учитель. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»).

(выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы)

3. Игра «Найди свой узор».

( организованное самоуправление и развитие коллективного творчества по конкретной теме)

-Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).

4. Физкультминутка.

5. Постановка художественной задачи.

-Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

-Учитель. –

-Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

-Какие?

-Какие элементы росписи будете использовать?

-Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись фигурок по мотивам дымковских игрушек).

III. Применение освоенного в практической деятельности.

6. Практическое выполнение задания. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Во время самостоятельной работы учащихся учитель зачитывает тематические стихи:

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

IV . Оценка результатов.

    1. Выставка работ.

( самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Художник и зритель».)

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

Всем большое спасибо.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector