«Технические открытия и достижения в России в XVIII веке»

«Технические открытия и достижения в России в XVIII веке».

Лицей №344 Невского района.

Учитель: Фаворская Лариса Николаевна.

Цели и задачи урока;

Образовательные:

раскрыть роль технического развития в истории России в XVIII в. на примере наиболее ярких и доступных пониманию учащихся изобретений и открытий, влияние достижений в технике на подготовку промышленного переворота.

Развивающие:

— формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности в виде опережающего задания;

— умение выступать, вести диалог, систематизировать материал, выражать личное отношение к изучаемому материалу;

Воспитательные:

— воспитание патриотизма.

Оборудование урока: интерактивная доска.

Тип урока: урок-семинар.

Ход урока:

I. Вступительная беседа.

Подходит к концу третья тема нашего курса истории – «Россия в XVIII веке». Много событий, много имен прошли перед нами, общие итоги мы подведем в дальнейшем, а сейчас я попрошу вас вспомнить — довелось ли нам на уроках истории познакомиться с простыми людьми того времени? Может ли кто-нибудь назвать имена людей не связанных с политикой? Может быть справедливо, что нам они неизвестны?

Сегодня мы поговорим о таких людях – это изобретатели, правда, чаще в истории остаются не их имена, а их дела.

ТЕМА УРОКА

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ В РОССИИ XVIII ВЕКА.

Мы не только познакомимся с открытиями и изобретениями того времени, но и обсудим, каков вклад этих людей, известных и неизвестных в историю человечества.

Вам предстоит заполнить следующую таблицу.

ИЗОБРЕТЕНИЕ,

ОТКРЫТИЕ

АВТОР

СУДЬБА ИЗОБРЕТЕНИЯ,

ОТКРЫТИЯ

ЗНАЧЕНИЕ

(Не всегда можно заполнить все графы).

II.Основная часть.

  1. Над этой темой часть ребят потрудилась заранее. Они нам представят небольшую экспозицию, где экспонатами будут репродукции старинных гравюр чертежей и рисунков, иллюстрирующих технические открытия и достижения того времени. Наш город возник, как раз в то время и в многочисленных музеях у нас представлены уникальные экспонаты – свидетели технической мысли XVIII века.

О них тоже пойдет речь. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но услышать тоже надо.

2.Начнем разговор с металлургии.

Серия гравюр и рисунков того времени, иллюстрирующих достижения в металлургии.

Выступление учеников, остальные заполняют таблицу.

— план и разрез Змеиногорского «серебро — и золотодержащего» рудника на Алтае. 1748г.

— чертеж серебряного дела и руд».1701г.

— проспект медеплавильных печей Полевского завода. 1760г.

— подъемная машина, которая строена в 1734-м году в Екатеринбурхе пред домною для подъема чюгуна и тяжелых припасов» 1735г.(подробно об этом на уроках химии)

— механизация разлива цветных металлов на Сузунском заводе.

-книга мемориальная о заводском производстве. 1776г.

— заводское клеймо «Старый соболь, ставившееся на железе. 1799г.

3. В каких музеях можно увидеть образцы металлургии того времени? (Артиллерийский и Военно-морской музеи)

— Не все из сказанного нужно заносить в таблицу, некоторые сведения нужны для выводов к таблице.

4. Давайте посмотрим, какие достижения были в механике.

-чертеж поперечного разреза паровой машины И. И. Ползунова 1763г.

— изображение станка 1712 г. А. К. Нартова,

— медаль «За успехи в механике» и

— гравюра с изображением одноарочного моста.

5. Что мы можем посмотреть в Эрмитаже и в Меншиковском дворце из достижений в механике?

6. Выдающиеся достижения работают на будущее.

чертеж семафорного телеграфа И. П. Кулибина.

Громовая машина М. В. Ломоносова подробно об этом на уроке физики).

7. Обратимся к тем, кто побывал в I музее нашей страны – Кунсткамере.

III. Заключительная беседа по таблице.

Давайте сверим наши записи. (Читаем по одной строчке.)

ИЗОБРЕТЕНИЯ, открытия

АВТОР

СУДЬБА ИЗОБРЕТЕНИЯ, открытия

ЗНАЧЕНИЕ

ДОМЕННЫЕ ПЕЧИ

УСПЕШНО ПРИМЕНЯЛОСЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ

УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА, УЛУЧШЕНИЕ КАЧАСТВА МЕТАЛЛА

ОТКРЫТИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ СЕРЕБРА, ЗОЛОТА, МЕДИ

АКТИВНО ИСПОЛЬЗЛВАЛИСЬ

Пополнение ДЕНЕЖНОГО ЗАПАСА,МЕДЬ – ЦЕННЕЙШЕЕ СЫРЬЕ ДЛЯ ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПАРОВАЯ МАШИНА

И. И. ПОЛЗУНОВ

ПОСЛЕ СМЕРТИ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ БЫЛА ЛИКВИДИРОВАНА

НАЧАЛО ЗАМЕНЫ РУЧНОГО ТРУДА МАШИННЫМ, НО МЕДЛЕННО*

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАНКОВ

А. К. НАРТОВ

УСПЕШНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

ПОДГОТОВКА К ПЕРИОДУ МАШИННОГО ПРОИЗВОДСТВА*

ПРОЕКТ СЕМАФОРНОГО ТЕЛЕГРАФА

И. П. КУЛИБИН

НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ

ПРЕДВИДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ БУДУЩИХ СПОСОБОВ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

громовая машина

М.В. ЛОМОНОСОВ

ОПЫТ, ЗАКОНЧИВШИЙСЯ ТРАГИЧЕСКИ ДЛЯ ПОМОШНИКА ЛОМОНОСОВА

НАЧАЛО ОПЫТНОГО ИЗУЧАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

Конечно, изобретений было гораздо больше, но это самые важные. Давайте объединим значения каждого открытия в одно целое и выйдем на еще один уровень обобщения. Мы сделаем это по группам.

Вопросы на обратной стороне листа помогут вам:

-Какова цель изобретений?

— Каковы, на ваш взгляд, были темпы развития технического прогресса в нашей стране?

Вывод: Технические достижения приблизили начало перехода от ручного труда к машинному,

*Тот уровень развития техники, когда ручной труд начинает заменяться машинным, принято называть началом промышленного переворота.

Талантливые изобретатели того времени сделали ряд важнейших открытий, без которых невозможно движение вперед.

Крепостное право и феодальные порядки замедляли внедрение новой техники.

V. Домашнее задание – § 54, закончить таблицу (обратите внимание на то, что в названии таблицы нет слова «технические», так как XVIII век богат на открытия и достижения в различных областях).

VII. Подведение результатов работы на уроке.

4

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector