Сценарий «Ремонт одежды. Заплата-аппликация» 5 класс

Сценарий урока по технологии в 5 классе:

«Ремонт одежды. Заплата-аппликация»

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся. Сформировать у учащихся технологические знания и умения по ремонту одежды.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить знания учащихся о видах ремонта одежды.

  2. Учить учащихся выполнять ремонт одежды с помощью заплаты-аппликации соблюдая технологическую последовательность.

  3. Закрепить навыки выполнения косого, петельного стежка.

  4. Формировать навыки самостоятельной работы, ориентировочные и планирующие умения.

Коррекционно — развивающие:

  1. Корригировать и развивать устную речь учащихся через использование словарных слов, терминологии.

  2. Корригировать и развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук через выполнение упражнений пальчиковой гимнастики и в ходе выполнения практической работы.

  3. Развивать глазомер, пространственное представление, аналитико-синтетические умения на основе работы с предметно – технологической, планом работы.

Воспитательные:

  1. Формировать у учащихся навыки, способствующие развитию точности и аккуратности во время работы, умение осуществлять текущий контроль качества, выполняемой работы.

  2. Воспитывать культуру труда, трудолюбие, эстетический вкус.

  3. Воспитывать умение рационального ведения семейного бюджета, понимание того, что знания, полученные на уроках швейного дела, необходимы в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие:

  1. Планировать объём материала с учётом индивидуальных возможностей учащихся.

  2. Соблюдать режим охраны здоровья, используя физкультминутки.

  3. Способствовать созданию благоприятного психологического климата (музыкальная терапия).

  4. Следить за правильной осанкой учащихся во время работы.

  5. Формировать знания, умения, навыки культуры профессионального здоровья, навык безопасной работы.

Методы и приёмы работы: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, демонстрационный показ учителя, практическая самостоятельная работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Наглядные пособия:

образцы «Виды заплат», ПТК на обработку заплаты-аппликации, плакаты по технике безопасности, коллекция материалов для выполнения заплаты, схема косого, петельного стежков, сигнальные опоры, ребус «Заплата»,

образцы ценников-этикеток одежды, иллюстрации одежды.

Технические средства обучения: компьютер, экран.

Мультимедийное обеспечение: физкультминутки, слайды к отдельным видам деятельности, аранжированная классическая музыка «В лесу».

Оборудование: швейные машины с электроприводом, утюг, утюжильная доска.

Инструменты: иглы, булавки, ножницы, карандаши, линейки.

Словарная работа:

заплата, аппликация, наметать, приутюжить, петельный стежок, косой стежок.

Индивидуальная работа:

  1. помощь учащимся в процессе работы.

  2. Клюшина К. – выполнение работы с помощью учителя.

Ход урока:

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Индивидуальная работа

I. Организационный этап.

Настрой на работу

Взаимное приветствие.

Проверка отсутствующих.

Отчёт дежурного

Подготовить уч-ся к работе на уроке.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель предлагает учащимся разгадать тему урока. Тема состоит из двух слов: первое слово разгадывается при помощи ребуса (заплата),

второе слово, ответив на вопрос что это?:

вырезанный из материала рисунок разной формы, прикрепленный на ткань.

Ответы учащихся:

— заплата

— аппликация

Эмоциональный стимул.

Создать благоприятный психологический климат.

Развивать пространственное представление, аналитико-синтетические способности.

Запись темы урока в дневник «Заплата-аппликация»

Сегодня на уроке мы научимся выполнять ремонт одежды с помощью заплаты-аппликации.

III. Систематизация знаний учащихся.

Фронтальный опрос класса по теме прошлого урока: «Ремонт одежды в месте разрыва ткани».

Фронтальный опрос

Вопросы:

1) Почему необходимо следить за своей одеждой, беречь ее и учиться ремонтировать?

Ответы учащихся:

Для того, чтобы сохранить одежду в хорошем состоянии, удлинить срок ее носки надо бережно относиться к ней, ежедневно следить за ее состоянием, своевременно ремонтировать и тогда человек в такой одежде всегда будет выглядеть аккуратно и опрятно.

Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить пробелы в знаниях.

Корригировать и развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

2) Что произойдет, если вовремя не сделать ремонт одежды?

Если вовремя не сделать ремонт одежды она будет рваться дальше, и мы будем выглядеть неопрятно.

3) Какие виды мелкого ремонта одежды мы научились выполнять?

Мы научились пришивать пуговицы, ремонтировать одежду по распоровшемуся шву, зашивать одежду в месте разрыва ткани, изготавливать и пришивать вешалку.

4) Какой ремонт одежды мы научились выполнять на прошлом уроке?

Мы научились выполнять ремонт одежды в месте разрыва ткани.

5) Расскажите, пожалуйста, как выполняется ремонт одежды в месте разрыва ткани.

Учитель раздаёт карточки с планом работы к ПТК.

1) Задание: определить последовательность выполнения ремонта одежды по образцам.

2) Задание: определить последовательность операций, составить план работы к ПТК.

3) Задание: используя сигнальные опоры, определить цвет ниток для ремонта одежды по распоровшемуся шву.

4)Фронтальная работа с классом. Задание: определить последовательность работы по ремонту одежды в месте разрыва ткани.

Формировать навыки самостоятельной работы, ориентировочные и планирующие умения.

Развивать логическое мышление

1) Индивидуальная работа с ПТК у доски (Настя М.)

2) Индивидуальная работа (Катя К., Настя М., Арина С.)

3) Индивидуальная работа (Катя К.)

Оценка ответов учащихся.

IV. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Рассказ учителя.

Беседа.

Сегодня мы научимся выполнять сложный вид ремонта одежды – заплату-аппликацию. Во время носки одежды ткань изнашивается, протирается, становится тонкой или рвется, особенно на локтях, коленях. В таких случаях нельзя зашить аккуратно разорванную ткань, так как изношенное место велико по размеру, тогда ремонтируют одежду с помощью заплаты-аппликации. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вместе подумаем и решим, а стоит ли ремонтировать одежду, если на ней образовалась дырка или ткань на локтях протерлась? Может быть, стоит купить новую одежду?

Учитель раздает учащимся ярлыки-ценники от одежды.

Задание:

определить название изделия и сколько оно стоит.

Посмотрите, как всё дорого стоит! Как вы думаете лучше отремонтировать одежду и сэкономить бюджет семьи или купить новую?

А теперь давайте посмотрим, что мы можем купить на сэкономленные деньги (на доске картинки по теме: «Одежда и аксессуары» с указанием цены).

Вывод:

Белье и одежду лучше ремонтировать – это сэкономит бюджет семьи, а сэкономленные деньги потратить на необходимые товары для семьи.

Ответы учащихся:

Блузка – 300 руб., платье – 850 руб. и т.д.

Ответы учащихся:

сэкономить

Учащиеся выбирают на сэкономленные деньги товар.

Расширить знания учащихся о видах ремонта одежды.

Экономическое воспитание учащихся.

Вызвать интерес к изучению нового материала.

Воспитывать умение рационального ведения семейного бюджета, понимание того, что знания, полученные на уроках швейного дела, необходимы в повседневной жизни.

V. Сообщение нового материала.

Рассказ учителя.

Беседа.

Показ слайдов.

Слайд № 1

Слайд № 2

Объяснение технологии обработки заплаты по ПТК.

Слайд № 3

Порванное место на одежде можно отремонтировать с помощью заплаты-аппликации.

По форме заплата может быть в виде геометрических фигур (круглая, овальная, квадратная), растений, животных.

Для заплаты выбирают любую плотную ткань, тонкую кожу или клеенку контрастного цвета или в цвет изделия. Аппликацию прикрепляют с лицевой стороны изделия ручными косыми, петельными стежками или машинной строчкой.

Работу по наложению заплаты начинаем с ремонта поврежденного места (работа с ПТК):

  1. Выполнить ремонт изделия в месте разрыва ткани с лицевой стороны, приутюжить место ремонта.

  2. Определить размер и форму заплаты (по размеру заплата должна быть в 2 раза больше, чем разорванное место). Раскроить заплату.

  3. Наложить деталь заплаты на место ремонта. Приколоть. Наметать.

  4. Прикрепить заплату к ткани частыми петельными или косыми стежками. Нитки подбирают в цвет заплаты – швейные или мулине.

  5. Удалить нитки временного назначения. Приутюжить.

  6. Проверить качество работы:

— заплата раскроена точно по контуру, имеет ровный срез.

— работа выполнена аккуратно, ручные стежки ровные, частые, одинакового размера, не стягивают деталь заплаты.

— заплата хорошо приутюжена.

Учащиеся слушают объяснение учителя.

Расширить кругозор, дать знания учащимся о видах ремонта одежды.

VI. Демонстрация учителем приемов работы.

Слайд № 3

Сегодня нам предстоит ответственная работа: мы с вами будем ремонтировать полотенца для школы и кабинета СБО.

— Показ учителем приемов работы.

— Качество работы.

— Критерии оценки.

— Объем работы.

Учащиеся подходят к демонстрационному столу учителя.

Показать учащимся приёмы работы.

Учить учащихся выполнять ремонт одежды с помощью заплаты-аппликации.

Воспитывать культуру труда, трудолюбие, эстетический вкус.

VII. Закрепление.

Фронтальная работа.

Составление ПТК, плана работы на урок совместно с учащимися.

Учащиеся составляют ПТК, план работы на урок.

Выявить, уточнить, систематизировать знания учащихся, формировать навыки самостоятельной работы, ориентировочные и планирующие умения.

Развивать пространственное представление, аналитико-синтетические способности.

Корригировать и развивать речь учащихся.

VIII. Правила техники безопасности.

Слайд № 4

Фронтальная работа.

Опрос учащихся.

Повторить правила техники безопасности при работе с иглой, булавками, ножницами, утюгом.

Ответы учащихся.

Вырабатывать устойчивые стереотипы поведения, направленные на уменьшение травматизма.

VIII. Физкультминутка.

Упражнения на развитие гибкости, подвижности пальцев рук.

Учащиеся выполняют совместно с учителем

Соблюдать режим охраны здоровья.

Корригировать и развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук.

IX. Практическая работа.

Вводный инструктаж.

Текущий инструктаж.

Задание:

  1. отремонтировать на полотенце разорванное место.

  2. наложить заплату-аппликацию.

Целевые обходы рабочих мест учащихся: выявление затруднений во время работы, организация рабочего места, культура труда, соблюдение правил техники безопасности, правильность выполнения приёмов работы, качество работы.

Учащиеся выполняют работу, пользуясь ПТК.

Учащиеся выполняют работу под музыку.

Учить учащихся выполнять ремонт одежды с помощью заплаты-аппликации соблюдая технологическую последовательность и правила техники безопасности.

Закрепить навыки выполнения косого, петельного стежка.

Вырабатывать навыки, способствующие развитию точности и аккуратности во время работы, текущему контролю качества выполняемой работы.

Развивать внимание, наблюдательность, координацию движения рук, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, умение работать в коллективе.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Катя К. — выполнение работы с помощью учителя.

Настя М.- контроль за выполнением работы на швейной машине.

Арина С.- контроль за организацией рабочего места.

Физкультминутка.

Слайд № 5

Упражнения для профилактики нарушения осанки и зрения.

Учащиеся выполняют упражнения под музыку

«Танец маленьких утят».

Соблюдать режим охраны здоровья.

Предупреждение утомляемости глаз, снятие напряжения.

X. Рефлексия.

Фронтальная работа.

Опрос учащихся.

Вопросы на понимание изученного материала.

  1. Какую работу мы выполняли сегодня на уроке?

  2. Как определить размер заплаты?

  1. Как подготовить заплату?

  1. Как обработать поврежденное место изделия перед наложением заплаты?

  1. Как наложить заплату на изделие?

  1. Сделайте вывод о том, где пригодятся вам знания и умения, полученные на уроке.

Ответы учащихся.

Мы выполняли ремонт одежды с помощью заплаты — аппликации.

Размер заплаты должен быть в 2 раза больше изношенного места.

Определить форму заплаты, раскроить по контуру.

Выполнить ремонт поврежденного места с лицевой стороны изделия косыми стежками.

Наложить заплату на лицевую сторону, прикрывая место ремонта. Приколоть, наметать и прикрепить косыми стежками.

Знания и умения, полученные на уроке, пригодятся нам при уходе за одеждой.

Закрепить и систематизировать знания учащихся.

Корригировать и развивать устную речь учащихся, логическое мышление.

Самоанализ выполненной работы.

Слайд № 3

Оценка работ учителем.

Комментарии учителя, выставление оценок в дневник.

Учащиеся оценивают свою работу по критериям оценки, выставляют оценки.

Уборка рабочих мест.

Развивать навык самоконтроля и самооценки.

Итог: Пословицы: «Дело мастера боится», «Глаза боятся – руки делают».

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *