Структура концепции развития двигательной активности учащихся

Подлесский Сергей Анатольевич

Гайский район

Подлесский С.А., учитель физической

культуры МОУ Нововоронежская СОШ

Гайского района Оренбургской области

Структура концепции развития

двигательной активности

учащихся.

Новые исторические реалии поставили перед обществом проблему создания современной общеобразовательной школы, проблему достойного развития личности каждого её учащегося, значит в целом порастающего поколения новой формации.

Новые подходы определили в качестве целевой установки образования целостное развитие личности учащегося. Подобная ориентация в развитии современной образовательной школы соотносится и с проблемами формирования физической культуры личности учащегося.

Непосредственным содержанием физической культуры является двигательная деятельность, обладающая той особенностью, что она прямо и непосредственно направлена на овладение человеком собственной, природой данной, двигательной активности.

Целью уроков физической культуры в школе является владение учащимися своим телом, знание его возможностей, раскрытие своих способностей, а главное – динамика развития ребёнка, сохранение его здоровья.

Для достижения его результатов обучения учитель учитывает и особенности школы, и целеполагание её деятельности.

Наша Нововоронежская средняя школа видит свою миссию в том, чтобы дать сельским детям качественное образование для достойной жизни и труда.

Немаловажная роль отводится и урокам физической культуры, способствующим умственному развитию учащихся, воспитанию у них нравственных убеждений, культуры поведения, трудолюбия.

Уроки физической культуры формируют костно-мышечную, нервную, сенсорную системы организма учащегося, играющие далеко не последнюю роль в трудовом процессе и результативности трудовых операций.

  • Необходимость развития двигательной активности школьников обусловлена противоречиями указанной цели и мониторингом показателей здоровья учащихся школы:

Группы здоровья:

группы

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

I

2,6 %

0 %

7,2 %

10,4 %

5,2 %

II

85,7 %

99 %

79,2 %

83,6%

88,5 %

III

11,7 %

1 %

13,6 %

6 %

6,3 %

+ Уменьшение числа детей III группы

— Отсутствие динамики по I группе

Отставание в физическом развитии:

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

6 %

15 %

7,2 %

3,4 %

2,9 %

+ Некоторая динамика в физическом развитии (15 – 5 уч-ся).

Нарушение осанки:

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

0,58 %

1,8 %

0,6 %

1,7 %

2,9 %

— Увеличение % детей с нарушением осанки (1 – 5 уч-ся).

Ожирение:

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

5,8 %

4,5 %

5,4 %

2,6 %

5,2 %

— Отсутствие динамики снижения показателя (5 – 9 уч-ся).

  • Анализ итогов социальной диагностики микросоциума нашей школы показывает, что он характеризуется следующими признаками:

— Средний и низкий уровни общей культуры

— Нетрудоустроенные родители учащихся – 27,4 %

— Многодетные семьи – 26 %

— Неполные семьи – 22 %

— Малообеспеченные – 35 %

Приведенные данные характеризуют контингент учащихся школы и определяют школу как единственное учреждение, обеспечивающее воспитание и развитие подрастающего поколения, в том числе и физическое.

  • Характеристика условий, обеспечивающих решение проблем физического воспитания:

— Наличие педагогических кадров;

— Достаточная спортивная база школы; Пополнение её за счёт регионального бюджета гранта по ПНП «Образование»

— 3 урока физической культуры;

— Мотивация учителя и учащихся:

* региональный экзамен по физической культуре в 9 классах;

* «Президентские состязания»;

* Призовые места в районной олимпиаде по физической культуре;

— Система внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Все проанализированные компоненты определяют ведущий подход. Это, на наш взгляд, — воплощение в практику физкультуры подвижных и спортивных игр как средства, способствующего двигательной активности учащихся.

Приоритетным направлением государственной политики в сфере образования является сохранение и укрепление здоровья школьников. Это определяет ценностно-смысловое ядро развития системы физического воспитания школьников – сохранение здоровья детей как основной ценности.

Цель: привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

формирование личности, имеющей сознательную и нравственную позицию, способной проектировать, строить свою жизнь на основе ценности «Здоровье»

Принципы:

  1. Сотворчество – совместный поиск истины.

Предусматривает единство действий учителя, учащихся, родителей, администрации школы, медицинской службы в организации физкультурно-оздоровительной работы.

  1. Взаимодействие факторов: семьи и школы.

Привлечение родителей учащихся к участию в спортивных мероприятиях. Пропаганда семейного активного отдыха.

  1. Интеграция урочной и внеурочной работы.

Единство цели и задач, мотивационный аспект.

Система указанных идей и принципов требует изменений в формах организации физического воспитания.

Урок.

  1. Содержание – Программа физического воспитания со спортивной направленностью. Комплексная программа физического воспитания В.И. Ляха и А.А. Зданевича.

  2. Соответствие санитарно- гигиеническим нормативам места для занятий физической культурой.

  3. Учёт оценки развития каждого учащегося и коллектива.

  4. Повышение плотности урока.

  5. Построение урока с учётом физиологической кривой.

  6. Индивидуальный и дифференцированный подходов определении физической нагрузки.

  7. Использование знаний в обучении двигательным действиям.

Внеклассная работа:

    • Традиционные формы:

— Секции по видам спорта: «Волейбол», «Баскетбол»

— Конкурсы:

«Папа, мама, Я – спортивная семья»,

«Самый спортивный класс»

«А ну-ка, парни!»

— Осенний кросс

— Соревнования по спортивным играм: волейболу, баскетболу, настольному теннису.

— Праздники:

«Все на лыжню»

«День здоровья»

— Туристические походы «Всем классом в поход»,

    • Инновационные формы:

— Создание и реализация проекта»Моё здоровье (индивидуальная программа учащегося)

— Самостоятельные занятия физическими упражнениями, выполнение домашних заданий.

Ожидаемые результаты:

  1. Улучшение показателей физической подготовленности учащихся.

  2. Улучшение показателей здоровья школьников.

  3. Формирование образа выпускника – физически и нравственно здоровой личности.

Технология отслеживания результатов:

  1. Систематическое тестирование (2 раза в год: сентябрь, май) уровня физической подготовленности учащихся.

  2. Мониторинг показаний состояния здоровья учащихся по результатам медицинского осмотра (1 раз в год).

  3. Характеристика выпускника школы по «Модели выпускника Нововоронежской СОШ».

  4. Региональный экзамен по физической культуре в 9 классе.

  5. Портфолио спортивных достижений учащегося.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector