Статья «Эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания биологии»

Эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания биологии

Милицкова Н.Е. преподаватель биологии

ГАОУ СПО «Чистопольский политехнический колледж»

Отличительной чертой современного развития образования является изменение содержательно-целевых аспектов с позиции гармонизации и гуманитаризации образования. Ориентация образования на общечеловеческие ценности, национальную духовную культуру; создание среды, развивающей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации. Проблема воспитания эстетической культуры обостряется в связи с той социальной ситуацией переходного периода развития общества, в котором мы живём: изменение в менталитете граждан общества, отсутствие устоявшихся моральных и эстетических критериев поведения, резкое падение уровня общей культуры. В создавшихся условиях актуальным становится переосмысление духовного становления личности на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения. В общеобразовательных учреждениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса. Оно ведётся в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения. Все программы естественнонаучного цикла, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность, важную роль отводят эстетическому развитию учащихся. Предметы естественнонаучного цикла помогают раскрыть красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять её. Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т. Лихачёвым принцип эстетизации детской жизни. Большие возможности эстетизации жизни открываются в формировании повседневных отношений и поведения. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, познания, взаимопомощи и совместной деятельности. Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, чёрствые, неискренние отношения между людьми глубоко ранят личность ребёнка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали. В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта. Учебный процесс осуществляется, как правило, внутри помещений, и это обстоятельство объясняет тот факт, что интерьер учебных заведений оказывает не меньшее влияние на эстетическое воспитание, чем внешний его облик. Существенную роль играет и эстетическое оформление кабинетов. Прекрасное в жизни – и средство, и результат эстетического воспитания. Оно неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у школьника эстетического отношения к действительности. На этой основе формируется не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере учебной деятельности, в быту, в поступках и поведении, формируется эстетический вкус и представление об окружающем мире.

Система уроков биологии – один из основных элементов нравственно-эстетического воспитания. Основной задачей преподавателя является подготовка обучающихся к жизни, то есть к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Средствами своего предмета мы способствуем развитию у каждого ученика тех способностей, которые заложены в нём от природы, сформированы родителями. Применение новых средств обучения: репродукции картин известных художников, стихотворений знаменитых поэтов и музыкальных произведений о природе позволяют формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке способов поведения ребёнка в обществе и взаимодействия с окружающим миром. Ведущей задачей ставлю: поиск интересного, нового, оригинального опыта для развития каждого ребёнка отдельно и всего коллектива в целом. Интерес возникает из интересных занятий. Учитель только тогда учитель, когда он находится в постоянном поиске чего-то нового в преподавании своего предмета. Красота познания по-особому раскрывается в каждом учебной теме, в теории и практических занятиях. По мнению П.П. Блонского, Л.С. Выготского, переживание красоты познания является, с одной стороны, важным средством развития мотивации учения, а с другой – источником становления эмоциональной личности как одного из ведущих компонентов её эстетической культуры. Особое внимание уделяется развитию этических и эстетических понятий (добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное), которое способствует формированию нравственно-эстетических идеалов, эмоционально-волевой сферы личности. Выдвижение перед учащимися учебных и познавательных задач с применением произведений искусств значительно активизирует познание. Это требует активной умственной деятельности, напряжения его памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов, развития воображения и речи. Реализация личностно-ориентированной технологии в учебно-воспитательном процессе позволила добиться успешного усвоения обучающимися изучаемого материала, сформировать положительные мотивы учения, что привело к росту успешности. Для роста мотивации и повышения качества знаний по биологии стараюсь урок сделать более привлекательным и интересным:

  • применяю стихи, загадки, головоломки и игры;

  • оживляю урок музыкальным сопровождением;

  • акцентирую внимание на репродукциях картин выдающихся художников, созвучных с изучаемым материалом урока;

  • объединяю знания из разных наук;

  • в соответствии с особенностями обучающихся придерживаюсь принципа научности в содержании и структуре урока;

  • внедряю практическую и экологическую направленность;

  • соблюдаю краеведческий подход к учебному материалу;

  • провожу преемственность на всех ступенях обучения средней школы;

  • в определении цели и задач конкретного урока, не забываю о воспитывающим характере обучения.

Теория эстетического воспитания включает разработку процессов содержания, форм, средств и методов эстетического воспитания. Основные средства, которого определяются в соответствии с задачами и его содержанием. К ним относятся: окружающая действительность, природа, искусство, эстетика поведения, эстетика вкуса, эстетика быта. Вся деятельность учителя в процессе эстетического воспитания должна осуществляться во взаимодействии с нравственным, умственным, физическим и трудовым воспитанием школьников. Учитель должен научить: видеть, слышать, ощущать прекрасное вокруг, сопереживать, охранять природу. Главный вывод из всего сказанного состоит в том, что какую бы технологию не применяли, задача, для учителя следующая: создать атмосферу в классе, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.

Приведём примеры творческих работ обучающихся, подтверждающие выше сказанное.

Путешествие на луну ” Однажды мне приснился сон,
Что я на звёздном корабле,
Лечу, как быстрый метеор
К загадочной Луне. ….. С Земли такого не увидишь,
Что я могу увидеть тут.
Но в то же время мне здесь худо
Ведь на Земле есть жизнь. А тут? …. Луна – пустынная Сахара,
Где нет живого уголка:
Ни ручейка и не цветка,
И не живого существа. И я подумала: “ Наверно,
Всё ж лучше дома мне”.
И развернув корабль свой,
Лечу обратно я домой.

Село родное Вот мое — село родное.
Как же я его люблю!
Никогда не будет скучно,
В этом сказочном краю!
Эти птицы, это небо,
Эти речки и леса,
И в поля, где много хлёба,
Навсегда влюбилась я!
Будут песни, будут пляски,
Нужно только захотеть!
И забыв цветные краски,
Будут радостно пестреть.
Вот — Село родное.
Как же я его люблю!
Никогда не позабуду
Я про Родину свою!

Мой родной край” Мне повезло родиться в ромашковом краю,
Тебя земля,
За всё благодарю!
За родничок журчащий, в берёзовом лесу,
За земляничку ягодку, упавшую в росу.
На миг глаза закрою,
И вижу перед собой
Табун коней усталых,
Бредёт на водопой,
А рядом колосятся Пшеничные поля. За всё тебе спасибо, родная земля!

Сохраним природу”. Здесь когда-то птицы щебетали,
И цветы поляну украшали,
А теперь вои груды мусора лежат,
Но убрать их люди не спешат.
День и ночь машинами везут.
Высыпают, где придётся, там и тут.
Кругом бутылки, доски, банки,
Как надоели эти свалки!

По данным работам обучающихся видно, что цели эстетического воспитания, которые развивались в процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Дети проявили интерес к предмету “биология” и творческие способности в вопросах охраны природы родного уголка. Хорошо раскрыли красоту окружающего их мира, правильно подобрали материал в соответствии с темой.

Сочинение на тему: “Лес наше богатство”.

Мы живём в замечательном местечке,…..не найдёшь красивее и богаче нашего района. И люди тут душевнее, и речки быстрые, полноводные. А лес-это клад красоты и богатства. Невозможно сосчитать, сколько водится всякой живности в нашем лесу. Есть и царственные изюбри, быстроногие косули, косолапые медведи, хитрые лисички, белочки-сладкоежки… А летом, сколько сладкой ягоды вырастает: и черника, и голубика, и чёрная смородина, лечебная брусника, душистая земляника…. Мне не раз приходилось видеть эту красоту. … Как хорошо бродить по лесу, собирая грибы или ягоды! Как можно уничтожать этот лес? Почему люди не понимают, что если леса не будет, исчезнут птицы, звери, растения, не будет чистого воздуха и рек? Я не представляю жизни без леса. Лес для меня это всё. Люди, прошу вас, поймите: лес-это наше богатство, берегите его!

Выдержки из сочинения “Стон Земли”.

Природа — это самое драгоценное, что есть у нас на Земле. А какие красивые разноцветные поляны встречаются в нашем лесу. Но с каждым годом природа беднеет. Постоянная вырубка леса. Это говорит о том, что люди не думают о завтрашнем дне. …Для меня нет ни чего прекрасней пения птиц, шелеста листвы деревьев, яркого солнца и голубого неба Свежий воздух, богатый лес и чистые реки – это самое чудесное, что есть у нас. Нельзя губить природу, без неё человек просто не сможет жить.

Выдержки из сочинения “ Здравствуйте, я планета Земля”.

Здравствуйте, я планета Земля. Уже 5 эр вращаюсь в космосе. Много бед и радости было в моей жизни. Но в основном все мои беды связаны с человеком. И чем выше развитие человека. Тем больше вреда он приносит мне……. Поэтому, я призываю вас, люди! Подумайте о себе, о своём будущем, будущем своих детей! Прежде, чем убить даже самую маленькую птичку, задумайтесь, что после этого будет?

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector