Орлов Евгений Евгеньевич
Воспитатель II категории
ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
г. Белгород
Тема статьи: Социальная реабилитация дезадаптированных детей через занятия физической культурой (опыт работы ОСРЦдН г. Белгород).
Большинство детей и подростков, поступающих в областной социально – реабилитационный центр жили в неблагополучных и асоциальных семьях, где физическому развитию и укреплению здоровья несовершеннолетних внимание практически не уделялось. У таких детей и подростков ухудшено физическое (быстрая утомляемость, снижена устойчивость организма к инфекциям, различные заболевания) и психическое (агрессия, раздражительность, отсутствие воли, целеустремленности) состояние. Дезадаптированные дети не любят (не приучены) трудиться, не могут заниматься систематически, делают только то, что им интересно.
Для более эффективной деятельности социально-педагогической работы с дезадаптированными детьми в центре разработана программа реабилитации детей и подростков по организации досуга через занятия физической культуры.
Главной целью программы «Физкультура и Досуг» является укрепление здоровья детей и подростков на основе вовлечения несовершеннолетних к занятиям физической культурой посредством досуга. Отсюда следуют задачи данной программы:
-
популяризация спортивных игр среди дезадаптированных детей и подростков;
-
формирование привычки систематически заниматься физическими упражнениями;
-
развитие физических и психических качеств;
-
организация досуга несовершеннолетних центра;
-
обучение знаниям личной гигиены.
Перед нами стоит вопрос: как сформировать физкультурно-гигиенические навыки дезадаптированных детей и подростков. Откуда у несовершеннолетнего появятся ценные навыки (утренняя гимнастика, четкий режим дня, рациональное проведение свободного времени, привычка участвовать в спортивных играх и развлечениях), если собственные не приучали их к этому.
Особенность работы состоит в том, что несовершеннолетние находятся в центре определенное время (3- 6 мес.). Поэтому работа строится с учетом данного времени года и показаниям здоровья несовершеннолетнего ребенка. Работа проводится в группах (8-10 человек).
Средствами физического воспитания выступают: утренняя гимнастика, гимнастика с элементами единоборств, спортивные игры и забавы.
Для формирования привычки, мы применяем следующие приемы работы: разъяснения значения и правил ее выполнения, практический показ, проявление требований и контроль над правильностью выполнения.
Вначале мы формируем умения, затем определенное время систематически их закрепляем и добиваемся того, чтобы умения переросли в привычку. «Привычка, — писал К.Д. Ушинский, — укореняется повторением какого-либо действия, повторением до тех пор, пока в действии начнет отражаться рефлексивная способность нервной системы и пока в нервной системе не установится наклонность к этому действию».
Чтобы прогулочное время не проходило в пустых занятиях, необходимо помочь несовершеннолетнему освоить простые известные всем, которые он мог бы затеять со сверстниками. Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года найти, чем заняться. Воспитанники Центра обучаются играм в настольный теннис, мини-футбол, пионербол, бадминтон и различным спортивным забавам с мячом.
В своей работе для повышения интереса обучающихся к занятиям, мы используем разнообразные формы и методы проведения занятий.
Наглядный метод применяется в виде показа упражнения. К показу привлекаются несовершеннолетние обучившиеся данным физическим упражнениям. Новичкам помогают выполнять те или иные общефизические упражнения, с отстающими ребятами работают в паре.
Практический метод применяется в игровых и соревновательных формах занятий. Несовершеннолетние участвуют в соревнованиях (городских), играх включаются в общение со сверстниками, раскрепощаются, преодолевают страх перед трудностями. Личные достижения в соревнованиях становятся мощным стимулом для повышения самооценки несовершеннолетнего.
Опыт работы (таблица 1) показал, что различные спортивные игры, забавы благоприятно сказываются на общем состоянии, самочувствии, внешнем виде и кондиционных способностях несовершеннолетних.
Таблица 1.
Оценка показателей отношения к своему здоровью
Общее физическое состояние |
Знание о здоровом образе жизни |
Забота о своем здоровье |
Интерес к спорту |
Занятия спортом |
Навыки личной гигиены |
|||||||
до |
пос-ле |
до |
пос-ле |
до |
пос-ле |
до |
пос-ле |
до |
пос-ле |
до |
пос-ле |
|
Хлызин А.-12 лет |
6 |
8 |
6 |
8 |
5 |
9 |
5 |
9 |
6 |
9 |
7 |
9 |
Таскаев А. -10 лет |
5 |
7 |
5 |
7 |
5 |
8 |
6 |
9 |
5 |
8 |
6 |
8 |
Катасонов О. – 13 л. |
6 |
7 |
5 |
7 |
5 |
7 |
5 |
8 |
6 |
7 |
6 |
8 |
Русинов В. – 11 лет. |
4 |
6 |
4 |
7 |
4 |
7 |
3 |
6 |
4 |
6 |
5 |
7 |
Багиров А. – 15 лет |
7 |
9 |
6 |
8 |
7 |
9 |
6 |
9 |
6 |
9 |
7 |
9 |
Средний балл |
5,6 |
7,4 |
5,2 |
7,4 |
5,2 |
8 |
5 |
8,1 |
5,4 |
7,8 |
6,2 |
8,2 |
Программа реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних через занятия физической культурой позволяет укрепить физическое здоровье, но и улучшить эмоциональное состояние, развить навыки позитивного общения.
Список используемой литературы
-
Горшков В.М. Развитие физических качеств//Физическая культура в школе.-2003.-N8.
-
Педагогика: Учеб. пособие/Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.,1995.