статья «Обучение технике приёма и передачи мяча снизу двумя руками в волейболе» 7-11 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 151» г. Казань

Республика Татарстан

 

Обучение технике приема и передачи

 мяча снизу двумя руками

 в волейболе

для учащихся 7-11 классов 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Кононенко Юрий Викторович,

учитель физической культуры

первой квалификационной категории 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2013

  Проработав много лет учителем физкультуры, подробно рассматривая трудности и  ошибки, которые возникают у школьников при изучении волейбола, я  рекомендую  упражнения, с помощью которых можно исправить эти ошибки или вовсе избежать их.

 

Особенности методики обучения приёмов мяча

Целями организации и проведения уроков волейбола являются освоение занимающимися данной спортивной игрыее популяризация и приобщениеучащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.  Для организации и проведения занятий по волейболу

 школа должна иметь соответствующую материальную базуигровую площадкуа также необходимый инвентарьволейбольные мячиволейбольную сетку,которая может устанавливаться на разной высоте.

Приём мяча снизу двумя руками

 

Первый урок волейбола проводится в виде теоретического занятияПоследующие уроки служат для решения основных задач по обучению техническимэлементам игрыформированию умений и навыковнеобходимых для волейбола.

Планирование занятий по волейболу должно строиться исходя из задач изучаемого предмета и с учетом индивидуальных особенностей учениковЗадачинеобходимо ставить на каждый урок и даже на его отдельные частиВ то же время учитель должен быть готовым к решению более отдаленных задачкоторыепредстоит реализовать на следующих занятияхСледует помнитьчто в процессе обучения на одном уроке обычно решается 3задачиПри этом очень важноразграничить основные и второстепенные задачиреализуя их в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности занимающихсяДля созданиянаиболее благоприятных условий при изучении игровых приемов необходимо придерживаться следующей последовательности:

Общее ознакомление с игровым приемом.

Выполнение игрового приема в упрощенных условиях.

Изучение технического приема в условияхприближенных к игровым.

Совершенствование игрового приема в групповых упражнениях и игре.

При подборе упражнения следует избегать однообразияа при выполнении – большого количества повторенийРекомендуемые задания должны постоянновидоизменятьсядополняться другимиИнтерес к занятиям будет вышеесли использовать соревновательную форму проведения урока«Кто больше выполнитпередач?»«Чья группа дольше продержит мяч в воздухе?» – и т.д.

         Таким образомтолько правильно организованный учебный процесссистематическое проведение комплекса мероприятийнаправленных напредупреждение травматизмапозволит сохранить и укрепить здоровье учащихся и добиться их спортивного совершенствования.

 

1. Техника приема мяча снизу двумя руками

Прием подачи чаще всего производится снизу двумя руками. Это самый надежный способ, и волейболисты всего мира так обычно принимают подачу. На рис. 1 показано положение игрока, принимающего мяч с подачи этим способом. В исходном положении ноги согнуты, одна нога немного впереди, руки подготовлены для приема мяча. Большое значение имеет положение рук. Кисти рук сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, развернуты кнаружи и максимально сближены. Очень важно своевременно занять показанное исходное положение. Для этого игрок должен уметь передвигать возможное направление подачи и своевременно выйти на удобную позицию для приема.

 

 

 

1.     Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий, иногда говорят «на манжеты». Руки в момент приема мяча выпрямлены, грубой ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Не должно быть сильного встречного движения рук, они приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания ног, руки подставляют под мяч, регулируя траекторию первой передачи, но не «отбивают» его. Существует даже выражение «прием подачи осуществляется ногами», подчеркивая этим роль своевременного выбора исходного положения. Степень сгибания ног зависит от траектории подачи, при очень низкой – игрок принимает мяч с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину.

 

2. Подготовительные упражнения

Определение навыком приема подачи во многом зависит от уровня развития определенных физических качеств, развитие которых и составляет начальныйэтап подготовкиВ группе этих упражнений (подготовительныхвходят следующие:

        Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставахкруговые движения кистямиТо жено кисти сомкнуты (пальцы сцеплены)

        Из упора стоя у стеныодновременное попеременное сгибание рук в лучезапястных суставахладони располагаются на стене пальцами вверхв стороны,внизпальцы сомкнуты или расставлены.

        Из упора стоя у стены отталкивание ладонными и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой.

        В упоре лежа передвижения на руках  по кругуноски ног на месте.

        Передвижение в упоре лежаноги удерживает партнер (для мальчиков).

        Из упора присевразгибаясь впередвверхперейти в упор лежа.

        Броски набивного мяча (вес 1 кгснизу двумя руками в стенупосле отражения от стены подставить руки (положение приема снизу).

        То же в парахрасстояние  3-4 м.

   Бег с ускорением из статического положения в ответ на сигнал (обычно     зрительныйи остановка после пробегания расстояния от 1 до 5 м.

         То жено ускорение вправовлевоспиной вперед.

        То жено приставными шагами  лицомправымлевым бокомспиной вперед.

        Упражнения с ловлей набивного мяча весом 1 кг двумя руками на уровне коленейруки прямые.

        Броски набивного мяча (1 кгна расстоянии до 10 м и ловля руками снизуБроски различных мячей на расстояние 15-20 м и ловля.

           

 

            В этих упражнениях вырабатывается умение соразмерять свои действия с учетом направления полета мяча и развивается скорость реакции на движущийсяобъектчто очень важно при приеме подачи.

Перечисленные упражнения применяются в занятиях систематическидаже тогдакогда юные спортсмены уже научились играть в волейболПослеопределенного периода использования этих упражнений приступают к упражнениям с волейбольным мячомВначале применяют подводящие упражнения.

3. Подводящие упражнения

В первую очередь надо научить правильному положению рук, кистей.  Наиболее распространенным является такое положение рук, когда правая ладонь накладывается на левую, большой палец левой руки прижимается к пальцам правой и располагается параллельно большому пальцу правой руки. Обе кисти отгибаются внизу и в приеме мяча не участвуют. На рис. 2 показаны способы соединения кистей рук. Каждый спортсмен выбирает для себя способ

        Отбивание волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Движение рук — главным образом за счет разгибания ног – в плечевых суставах незначительно, в локтевых отсутствует. Основная задача – почувствовать положение рук в момент приема.

        То же, после перемещения вправо, влево и остановки.

        Прием мяча снизу, мяч набрасывает партнер (расстояние – 2-3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10-15 м).

        У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение руками незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.

         То же, но мяч посылать в стену передачей сверху  двумя руками. Расстояние постепенно увеличивается. выполнять на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад.

 

 

      а,б,в —  правильно,      г, д, е — с ошибками

 рис. 2

         

        То же, но мяч посылать в стену ударом одной рукой.

        Передачи над собой снизу многократно (жонглирование).

        Броски мяча вверх-вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока.

        Прием мяча в зону 6, мяч через сетку набрасывает партнер.

 Систематическое применение подготовительных упражнений (для развития специальных качеств) и освоение подводящих упражнений создают прочную основу для овладения навыками приема подачи в совершенстве. Главными здесь будут упражнения по технике. Они весьма многообразны.

Стойки игрока

Различают высокуюсреднюю и низкую стойкикоторые различаются положением ногруктуловищауглом между бедром и голеньюВысокая стойкаприменяется для разбегавыполнения нападающего удара и блокированиясредняя – для выполнения передачнизкая – для игры в защите.

 

Возможные ошибки

ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях;

руки опущены;

чрезмерный наклон вперед.

Рекомендуемые упражнения

поочередное выполнение стоек на месте;

принятие той или иной стойки по сигналу учителя;

принятие различных стоек после выполнения какихлибо заданий;

подвижная игра «Воробьи и вороны»где исходными положениями являются стойки волейболиста;

перемещения по площадке в стойке волейболиста;

имитация различных стоек у зеркала.

 

Прием мяча снизу двумя руками.

Приём мяча снизу относится к технике защитыДанный приём выполняют двумя и одной рукойПри обучении приёма мяча снизу двумя руками учительзаостряет внимание учся на своевременном выходе под мячПосле перемещения к месту встречи с мячом игрок вместе с последним стопорящим шагом левойноги выносит вперед рукивытянутые и слегка напряженныекисти соединены вместеНоги согнуты в коленяхтуловище несколько наклонено впередРукирасполагаются перпендикулярно траектории полета мячаВес тела переносится на впереди стоящую ногуПрием производится в широком выпаде движением руквперед вверх.

При приближении мячавстречное движение начинают ногамируки включаются в работу несколько позжеПрием мяча производится на нижнюю частьпредплечьяНельзя сгибать руки в локтевых суставах в момент приема мячаНе должно быть и большого встречного движения рук вперед вверх.

 

 

Упражнения для обучения приему мяча снизу.

Имитация приема снизу двумя на месте и после перемещения.

Сделать выпад правой (левойногой впередвзять прямыми руками набивной мяч (вес 1кг.) и не сгибая рукбросить мяч вверх.

То жечто и упр. 2, но выполнить после бега вперед и остановки.

В парахБроски набивного мяча снизу двумяОбратить вниманиечтобы руки были прямые и не поднимались выше уровня плеч.

Прием снизу подвешенного волейбольного мяча стоя на месте и после перемещения.

«Жонглирование» мячом  непрерывное отбивание мяча вверх снизу двумя руками.

Передача снизу

Используется при приеме подачпри игре в защитепри перебивании мячей через сетку.

Возможные ошибки

несвоевременный выход к мячу;

неправильное положение и движение рук;

несоответствие скорости движения рук и ног скорости полета мяча;

отсутствие согласованности в движении руктуловища и ног.

Рекомендуемые упражнения

имитационные движения для уточнения положения рукодновременное их движение в плечевых и локтевых суставах в сочетании с работой ног;

в параходин игрок набрасывает мяч другому в удобное для приема положениеа тот возвращает его нижней передачей;

удар о пол мячомзатем перемещение и нижняя передача партнеру;

выполнение передачи над собой снизу двумя руками – на местев движении;

прием и передача мяча двумя руками снизу у стены или сетки.

подвижные игры«Мяч в воздухе»«Мяч капитану».

 

 

Передача мяча двумя руками снизу

Передача мяча двумя руками снизу — элемент техники, наиболее часто применяемый в игре. Он используется при приеме мяча после подачи, при игре в защите, при страховке и при перебивании через сетку мячей, далеко летящих за пределы площадки. Этот элемент техники игры наиболее надежен на начальном этапе обучения, когда ученики еще не обладают достаточно высокой подвижностью.

Техника его выполнения заключается в следующем. Находясь в стойке готовности, волейболист принимает исходное положение — ноги на ширине плеч, согнутые в коленных суставах, одна впереди другой, руки выпрямлены и направлены вперед — вниз, локти приближены друг к другу, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед. При выполнении приема и передачи игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним.

 Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям рук. Движения прямыми руками вперед-вверх производятся только в плечевых суставах. Туловище выпрямляется, ноги активно разгибаются. Сопровождающее мяч движение выполняется за счет дальнейшего разгибания ног и туловища, а также плавного смещения рук вперед-вверх вслед за мячом.

Выбор способа передачи мяча двумя руками снизу зависит от скорости полета мяча и высоты его траектории по отношению к игроку. При приеме мяча двумя руками снизу, летящего выше уровня пояса с незначительной скоростью, необходимы устойчивое положение игрока в средней стойке, плавное встречное движение выпрямленных рук вперед-вверх, выпрямлением туловища и заключительное активное разгибание ног.

 Если мяч летит на уровне пояса, то наклон туловища игрока вперед выражен незначительно. В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока смещается назад-вверх; скорость движения рук незначительна, что способствует смягчению удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками.

 

 При приеме двумя руками снизу мяча, летящего с большой скоростью (18—20 м/с) ниже уровня пояса, учащийся больше сгибает ноги в коленных суставах в исходном положении; ОЦТ понижается за счет увеличения сгибания ног в коленных суставах; руки, амортизируя удар, смещаются назад-вниз

Целесообразно включать прием мяча двумя руками снизу в каждое занятие в виде эстафет у стены, встречных передач, чтобы постоянно закреплять навык в этом упражнении.

Обучение передаче мяча двумя руками снизу осуществляется параллельно с усовершенствованием передачи мяча двумя руками сверху. Ученики должны научиться применять передачи снизу и сверху в зависимости от обстановки.

Передача мяча на месте

1. Передача мяча партнеру. Расстояние между учениками около 4 м. Партнер набрасывает мяч передающему игроку так, чтобы ему было удобно принять его двумя руками снизу. Передающий, приняв мяч, из исходного положения передает его партнеру. Обратить внимание на технику выполнения приема.

    2.  Передача мяча партнеру с выпадом в стороны, вперед, назад. Партнер набрасывает мяч на 0,5 м левее, правее передающего, ближе к нему или за его голову. Передающий, сделав выпад, стремится принять мяч на нижнюю часть параллельно расположенных предплечий и согласованным движением ног, туловища и рук передает мяч. Обратить внимание учащихся на необходимость своевременного выполнения выпада к падающему мячу.

3. Прием и передача мячей, летящих по различным траекториям. Игроки в парах располагаются на расстоянии 3—5 м друг от друга, поочередно передают мяч по низкой, средней и высокой траектории. Обратить внимание на изменение угла наклона рук при приеме и передаче в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем больше угол наклона рук с последующим активным встречным движением их вперед-вверх.

 

 

4. Прием и передача мячей, летящих с различной скоростью. Учащиеся в парах располагаются на расстоянии 3—5 м друг от друга, поочередно передают мяч, летящий с различной скоростью. Обратить внимание занимающихся на необходимость быстрого встречного движения рук к мячу, летящему с незначительной скоростью, и относительно медленном смещении рук вперед-вверх при увеличении скорости полета мяча. В том случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара, следует снижать скорость полета мяча за счет амортизации, когда в момент приема мяча туловище несколько приподнимается, а руки незначительно смещаются вверх-назад.

5. Игроки располагаются на расстоянии 1,5—2 м от стенки, передают мяч двумя руками снизу с ударом о стенку (максимальное количество раз).

6. Прием и передача мяча с изменением направления под углом 45°. Трое учащихся располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3 м друг от друга. Передача мяча слева-направо, в средней стойке. Обратить внимание учащихся на необходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки  после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правая нога разгибается активно, тяжесть тела переносится на левую ногу .

7. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 3, колонна игроков — в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в зону 5, оттуда поочередно в зону 3 с возвращением мяча в зону 4.

8. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, оттуда в зону 3 с возвращением мяча в зону 2. Основное внимание уделяется передаче мяча из зоны 1 в зону 3 .

9. Передача мяча с изменением направления под углом 90°

Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 2, колонна игроков  в зоне 6. Поочередно из зоны 6 направляют мяч в зону 2, затем в зону 4.

 

 

Прием и передача мяча через сетку. Учащиеся в колоннах располагаются с противоположных сторон сетки в 2 м от нее. Мяч передается по невысокой траектории — 0,5—1 м над сеткой.

Игроки в колоннах располагаются в зонах 4, водящие — в зонах 3.

Передача мяча из зоны 3 в зону 4, оттуда через сетку в зону 6 .

Учащиеся в колоннах располагаются в зонах 2 правым боком к сетке, водящие  в зонах 6. Передача мяча из зоны 6 в зону 2, оттуда в зону 6 .

Прием мяча от сетки. Занимающиеся в колоннах расположены в зонах 4 в 1,5 м от сетки лицом к ней. Водящий с мячом стоит в зоне 6 в 3—4 м от сетки и бросает мяч в сетку; мяч поочередно после выхода вперед принимают игроки, стоящие в колонне, и передают водящему в зону 3 . Учащимся следует объяснить, что мяч отскакивает от сетки по-разному, в зависимости от того, в какое место сетки он попадает и с какой скоростью направлен в сетку.

Передача мяча после перемещений

1. Передача мяча после перемещения вперёд, в стороны, назад. В парах. Один не добрасывает мяч партнёру на 1-2 м, набрасывает левее, правее или за голову. Другой старается переместиться к летящему мячу так, чтобы до касания к нему руками уже находился в исходном положении.

2. Учащиеся располагаются в парах на расстоянии 4 м. Один несильным ударом направляет мяч другому на 1 м ближе, левее или правее его.

То же, что и в упражнении 2, но расстояние между игроками 6 м. Ударом или передачей мяч направляется партнеру на 1,5—2 м от него.

Учащиеся в колонне располагаются в зоне 6,. учитель с мячом в зоне 3. Учитель несильным ударом направляет мяч в зону 5 или 1. Учащиеся поочередно после перемещения в сторону принимают мяч и передают его в зону 3. Учитель с мячом стоит на стуле в зоне 3 с одной стороны сетки, учащиеся построены в колонну в зоне 6 — с другой.

 

 

Обучение передаче мяча двумя руками снизу перед собойв стороны и за голову на месте

1. Ознакомление с исходным положением перед выполнением передачи мяча двумя руками снизу.

2. Упражнение в парахИз исходного положения бросок мяча партнеруЗанимающиеся должны выполнять упражнение согласованным разгибанием ног и туловищаа также движением рук впередвверх.

3. Упражнение в парахОдин занимающийся набрасывает мяч партнеру на предплечья выставленных впередвниз прямых руктот ударом снизу отбивает его вобратном направлении.

4. То жечто и упр. 3, но мяч партнер не добрасываетбросает левее или правее на 0,5 м от занимающегосякоторый вначале должен выполнить выпад или приставной шаг в сторонуа потом подбить мячРуки в момент удара в локтевых суставах не сгибают.

5. Передача мяча двумя руками снизу в парахРасстояние между 4м.

6. Передача мяча по треугольнику слева направо и справа налевоПеред передачей занимающийся должен принять исходное положениеповернуться лицом в направлении передачи и расположиться такчтобы мяч можно было принять перед собой.

7. То жечто и упр. 6, но четверо занимающихся передают мяч в сторону под углом 90°.

8. Упражнение в парахБросок мяча за головуПеред броском занимающийся делает выпад вперед ипрогнувшисьпрямыми руками посылает мяч за голову напартнера.

9. Передача мяча за головуТрое занимающихся располагаются в колонну по одномуКрайний набрасывает мяч среднемуа тот ударом двумя руками снизупосылает мяч за голову на партнера.

10. Упражнение в парахПередача мяча двумя руками снизу через сетку.

 

 

Обучение передачам мяча двумя руками снизу после перемещений

 впередв стороны  и назад

1. Упражнение в парахОдин занимающийся не добрасывает мяч партнерубросает левееправееза головудругой выбегает под мячпринимает исходноеположение и ловит мяча затем имитирует передачуРуки выпрямленыНоги и туловище разгибают одновременно с движением рук.

2. То жечто и упр. 1, но занимающийсявыйдя под мячподбивает его двумя руками снизунаправляя на партнераВ момент удара руки не должны сгибаться влоктевых суставах.

3. Занимающиеся в колонне по одномуТренер не добрасывает мяч на 11,5 мзанимающийся  выбегает вперед и ударом двумя руками снизу возвращает емумяч по средней траектории.

4. Трое занимающихся с мячами располагаются в зоне нападения с интервалом 2,5 мОстальные построены в колонну по одному в зоне 5, откуда поочередновыбегают вперед и подбивают наброшенный им мяча затем перемещаются вправо и подбивают мячнаброшенный другими т.д.

5. То жечто и упр. 4, но  построены в зоне 1 и перемещаются влево.

6. Занимающиеся располагаются в шеренге на линии нападения лицом к сеткеТренер из зоны 3 набрасывает мяч за голову первому занимающемусякоторыйпосле перемещения назад подбивает мяч двумя руками снизунаправляя его тренеруОбучающимся необходимо быстро переместиться назад такчтобы до удараруками по мячу находиться в устойчивом положении

 

 

 

 

 

 

7. Встречная передача мяча через сетку в колоннах.

8. То жечто и упр. 4, но мяч не добрасывается и перебивается через сетку.

9. Передача мяча двумя руками снизу в зону 2 после перемещения из зоны 6 в зону 1.

 Обучение приему мяча после подачи

1. Упражнение в парахОдин занимающийся с расстояния 7м несильным ударом направляет мяч по средней траектории на партнеракоторый принимает его.Если мяч летит выше поясато занимающийся принимает его двумя руками сверхуесли ниже —двумя руками снизу.

2. То жечто и упр. 1, но расстояние между занимающимися 1011 м.

3. Упражнение в тройкахДвое занимающихся с расстояния 910 м поочередно подают мяч на третьегоПри подаче мяча партнером снизу принимающий передает его двумя руками сверхупри верхней подаче принимающий передает мяч двумя руками снизу.

4. То жечто и упр. 3, но мячи подают через сетку с расстояния 6м от нее.

 Обучение приему мяча после подачи

1. Занимающиеся располагаются на одной половине площадки (рассредоточенонезависимо от зоны), тренер с мячом  на противоположной  за лицевой линиейТренер имитирует различные способы подачизанимающиеся внимательно следят за его действиями и в зависимости от способа подачи (по заранее установленному заданиювыполняют шаг впередназадв стороны.

2. Трое занимающихся располагаются в зонах 1, 6 и 5, остальные поочередно подают мячПосле приема мяч направляют в зону 3.

3. То жечто и упр. 2, но мяч после приема направляют в зону 2.

4. То жечто и упр. 2, но мяч после приема направляют в зону 4.

 

 

 

Список литературы:

 

1. А.Г. Фурманов Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. – М: 1982 стр.43-79

2. Волейбол «У истоков мастерства»   Ю.Д.Железняк, В.А. Кунянский 

            Москва 1998г

 3.  Волейбол  « Путь к победе» Я. Мацудайра, Н. Икеда, М Сайто

             М «ФиС» 1999

       4. Волейбол «Внеурочная деятельность учащихся» Г.А. Колодницкий                  В.С.Кузнецов  И.В. Маслов Москва 2011г

5.  Назаренко Л.Д. На занятиях с волейболистами-старшеклассниками /Л.Д. Назаренко // Физическая культура в школе.2005. — № 2. с. 43-46

            6.  Гончарова Е.Д. Урок волейбола по методу круговой тренировки /Е.Д. Гончарова// Физическая культура в школе.2004. — № 6. с. 23-26

7.  Железняк Ю.Д. Обучение техники приема подачи в волейболе

Физическая культура в школе.2004. — № 7. с. 29-34

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *