Статья «Личностно – ориентированный подход в организации современного урока биологии»

Волощук Л.А.

учитель биологии

МОУ «СОШ №4»,

г. Тобольск

Вы ничему не можете научить

человека. Вы можете только

помочь ему открыть это в себе.

Г.Галилей

Личностно – ориентированный подход

в организации современного урока биологии


В настоящее время часто слышишь разговоры, о том, как надо учить: об этом говорят все и везде. Значит, эта проблема государственная: растет поколение прекрасно информированных людей, не отягощенных совестью. Как же вырастить людей, по «росту XXI веку?»

Одним из приоритетных национального проектов назван проект «Образование». Мы должны обучить и воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей.

Семья и школьник все настойчивее требуют внести изменения в содержание образования с тем, чтобы помочь выпускнику приобрести ключевые компетентности и социальный опыт, которые помогут ему быстрее адаптироваться в условиях формирующегося рыночного общества, получить профессию, найти достойную работу, создать собственную счастливую семью, воспитать своих детей, грамотно отстаивать свои гражданские права. Подобные запросы не могут оставаться без внимания.

Как же выполнить столь важные и нужные задачи, сделать так, чтобы выпускник общеобразовательной школы обладал всеми ключевыми компетенциями и смог успешно адаптироваться в окружающем его пространстве? На мой взгляд, эту проблему можно будет успешно решить, если пересмотреть преподавание школьных предметов и воспитательного процесса с точки зрения личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Личностно ориентированный урок имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с традиционным способом преподавания предмета. Этими чертами по Е.Степанову являются:

  • Во — первых, целевые установки урока связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъективности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

  • Во — вторых, содержание урока является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации личности ребенка.

  • В — третьих, учащиеся являются полноправными организаторами урока, происходящей на нем совместной деятельности. Здесь акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его личного жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Очень важное условие успешности данного урока – создание ситуации успеха для каждого ученика.

  • В — четвертых, в качестве критериев оценки результативности урока выступают проявление и обогащение жизненного опыта ученика, значение усваиваемой информации для дальнейшей жизни, развитие творческих способностей, комфортность и активность на уроке.

Личностно – ориентированный подход в преподавании биологии в школе дает учителю и ученику очень многое. Одно из самых главных преимуществ – возможность для учеников стать соавторами уроков, когда они могут попробовать себя в роли учителя. Ребенок чувствует себя востребованным в классе, повышается его самооценка и социальная позиция в коллективе сверстников, формируется чувство ответственности за общее дело – как я научил своих одноклассников.

Применение личностно – ориентированного подхода позволяет ученику приобрести навыки активной мыслительной деятельности, формирует потребность творчески относиться к изучаемому материалу. Например, при изучении в курсе общей биологии 10 класса темы о центрах происхождения и многообразия культурных растений я рассказываю школьникам о том, как Н.И.Вавилов шел по пути исследования ранее не изученных территорий, классифицируя найденные сорта растений, обобщая полученные результаты. Ученик, прослушав этот рассказ, усвоил сам факт закономерностей происхождения культурных растений из особых территорий – центров, но активного усилия в творческом поиске не принял. Это позволит ученику только применить полученные знания в сходной ситуации, но в другой, измененной ситуации применить полученные знания ему будет трудно. А применение личностно – ориентированного подхода в обучении позволит ему приобрести свой, индивидуальный практический опыт исследования, который в свою очередь будет развивать способность творческого поиска ребенка.

Особенно насыщенные, интересные и актуальные уроки с позиции рассматриваемого вопроса были проведены при изучении курса биологии в восьмом классе. Биология восьмого класса – один из самых интересных и увлекательных разделов. В ней мы изучаем строение и функционирование организма человека как одного из объектов органического мира. Иными словами, мы изучаем свой собственный организм. Мнения учеников по отношению к данному разделу можно разделить на две группы: одним очень нравится изучаемый материал, другие, наоборот, считают, что человек как объект изучения не очень перспективен, так как что-то принципиально новое наукой вряд ли будет открыто. Моя задача как учителя сделать так, чтобы и те, и другие дети ощутили значимость изучаемого материала, получили знания, которые они смогли бы применять в повседневной жизни, сформировали отношение к своему организму с одной стороны как уникальному творению природы, с другой стороны как одному из объектов окружающего мира.

Одной из важнейших задач таких уроков считаю воспитание бережного отношения к своему здоровью, пропаганду здорового образа жизни, формирование активного неприятия вредных привычек.

Для подготовки таких уроков формируются творческие группы учащихся, которые разделены по видам деятельности. Здесь важно соблюдать принцип добровольности и учета способностей и интересов каждого члена группы. Совместно с учениками – консультантами формулируем тему урока, определяем цели и задачи, способы и приемы работы на уроке, генерируем идеи по содержанию, построению урока. Например, при проведении урока «Строение и работа сердца человека» сформированная творческая группа учеников решила, что более удобно и целесообразно проведение урока в виде КСО. Был разработан план проведения урока, продумана наглядность как имеющаяся в кабинете биологии (муляжи сердца человека, таблицы по теме и др.), так и составленная самими учениками (опорные конспекты), формой контроля полученных знаний мы выбрали тестовые задания, которые составили совместно.

Большую работу проделали ученики в отборе и поиске материалов, которые показывали влияние на сердечную мышцу пристрастия человека к вредным привычкам (курения, пивного алкоголизма), гиподинамии. Традиционным стало проведение на уроках физминуток, их проводят сами учащиеся, которые также входят в творческую группу. Ребята проводят физминутки различного характера — и на формирование правильной осанки, предупреждения нарушения зрения, упражнения на активизацию внимания и другие. Контроль уровня усвоения изучаемого материала был проведен в виде теста. В него были включены вопросы на выбор правильного ответа, на установление соответствия и последовательности. В конце урока ученики – консультанты подвели итоги проделанной работы, выставили оценки своим одноклассникам, аргументировали, почему выставлена такая оценка, отметили наиболее успешных учеников на уроке. Роль учителя на таком уроке только консультативная и направляющая. Приятно было видеть, как ребята увлеченно работают, спорят, изучают новый материал, оценивают ответы своих одноклассников, аргументированно доказывают свою точку зрения. Общее мнение всех участников урока – урок полезен, интересен и актуален. Каждый смог проявить себя в изучении данного материала. А еще важно и то, что появились ученики, которые также захотели выступить в роли консультантов, взять на себя ответственность за знания, умения и навыки, которые они помогли сформировать на уроке.

Личностно – ориентированный подход на уроках биологии – одно из самых перспективных и актуальных направлений деятельности. Его актуальность продиктована самой жизненной ситуацией в школе. Школа должна выпускать успешных и социально – адаптированных учеников, которые смогут найти себя в жизни. Для успешности их проведения учителю необходимо доверять и верить своим ученикам, видеть смысл своей педагогической деятельности в помощи ребенку обрести стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector