Социализация школьников и практико-ориентированный подход на занятиях по предметам культурно-прикладного цикла

Социализация школьников и практико-ориентированный подход на занятиях по предметам культурно-прикладного цикла.

Социализации школьников на уроках изо.

Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

Необходимо сделать процесс обучения интереснее и результативнее в соответствии с требованиями жизни.

ключевые компетенции в преподавании изобразительного искусства и мхк социальная, коммуникативная и информационная компетенции уроков.

Уроки изобразительного искусства, музыки и мхк позволяют увидеть разнообразие направлений в искусстве, помогают понять и принять эти направления. Толерантность к нестандартному художнику, его видению мира становится основой толерантности к окружающему миру в целом. Поэтому мы говорим о социальной компетенции уроков искусства — скульптура, архитектура, музыка начинают «говорить» с учеником, доносить идеи своих авторов. Интерес к искусству формирует потребность в освоении возможностей сети Интернет, потребность в посещении музеев, прослушиванию концертов, просмотру памятников архитектуры. Поэтому мы говорим о коммуникативной и информационной компетенции уроков изобразительного искусства.

Для успешной социализации школьников на уроках изо, необходимо обогащение через образовательный процесс субъективного опыта ребенка. Учитель работает по следующим направлениям социализации обучающихся:

Постановка и решение различного рода творческих задач практического характера;

Применение активных методов и форм организации образовательного процесса;

Организация и отработка умений и навыков обучающихся;

Организация

профориентации обучающихся на уроке и во внеурочное время.

Учитель преследует цель научить школьников самостоятельно изучать мир культуры в котором они живут и действуют.

Практико — ориентированный подход — это материальная, целеполагающая деятельность людей, включающая теоретическое осмысление, потребность, цель, мотив, целесообразность, предмет, средства, результат, умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-

либо; направленность деятельности, определяемая интересами кого-либо.

В изобразительном творчестве у учащихся и старшего возраста появляется стремление к овладению глубокими профессиональными знаниями. Это желание усиливается еще и тем, что занятия

искусством многие из них воспринимают как подготовку к будущей профессии.

Цель занятий : создание условий для организации практической деятельности и ориентации учащихся в процессе

производственного обучения на получение профессий художественно — эстетического направления.

Задачи: организовать практическую художественно — оформительскую деятельность учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, оформления школьных и городских выставок и праздников.

Овладеть навыками художественного оформления наглядных пособий, декораций, плакатов, выставок. Воспитывать интерес и уважительное отношение к отечественному искусству и искусству народов мира, ориентировать на усвоение духовно — нравственных ценностей.

Расширить кругозор, вовлечь учащихся в соответствующую их интересам творческую среду; сформировать эмоционально — нравственное отношение к миру. Сформировать и сплотить инициативную, творческую группу, участвующую в общешкольных праздниках и мероприятиях, способную реализовать свои творческие идеи в оформлении.

Формирование ключевых компетенций на уроках технологии.

Коммуникативная компетенция — работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях.Защита сообщений по выбранной теме, сервировка стола, поведение за столом. Работа в группах ,бригадах. Руководство во время кулинарных работ и практических занятиях. Распределение обязанностей в группах и бригадах, оценка друг друга и самооценка.

Социокультурная компетенция -применение на практике и в жизни ЗУНов: Умение рассчитывать семейный бюджет, распределять обязанности в быту, определять потребности, навыки при приготовлении пищи, применять основы конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы, наложить декоративную заплатку, штопка), рукоделие (вязание, вышивка и т.д.), ремонтные работы в быту, уход за домом. Профориентационная работа, связь с училищем. На теоретических занятиях – умение рассчитывать семейный бюджет, правила и последовательность приготовления пищи. Обучение основам конструирования, моделирования и элементам пошива . Контроль и помощь во время практических занятий. Ведение кассовой книги семьи, составление семейного бюджета. Уборка кабинета, приготовление пищи. Во время кулинарных работ – отработка полученных навыков на практических занятиях.

Ценностно – смысловая компетенция -умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность. Помощь при выборе темы проекта и при его создании Исследовательская деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах

Информационная компетенция — самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира. Выработка навыков работы со справочной литературой Умение пользоваться компьютерными технологиями, умение работать со справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений проектов.

Культуроведческая компетенция- знакомство с культурой своего народа, края (ХКК ГОС), с культурой других стран и народов, уход за растениями, в том числе экзотическими. Использование краевого компонента в преподавании Поисковая деятельность, выполнение эскизов костюмов, приготовление различных национальных блюд и т. п.

Учебно – познавательная компетенция- межпредметная связь: география, биология – в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением); черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов; изо – при выполнении эскизов изделий. Инструктаж по построению чертежей конструкций, ознакомление с видами волокон, тканей. Использование демонстрационного материла Умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих проектов, выполнение эскизов изделия, исследовательская работа по выбору материалов для выбранного изделия.

Здоровье- сберегающие компетенции -знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, ухаживать за ребёнком, владеть способами оказания первой медицинской помощи. Инструктаж по технике безопасности санитарной гигиене, обучение методам оказания первой медицинской помощи Соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности при работе в швейном цехе и при проведении кулинарных работ. Оказание первой медицинской помощи.

Важнейшей задачей является создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по технологии, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания технологического образования.

Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно –трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта ( продукта труда).

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов , энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами , метод проектов представляет собой такой способ обучения , который можно охарактеризовать по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность , формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей, чтобы занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом стали повседневной потребностью ребёнка. Приобщение к физкультуре, спорту даёт ребёнку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения (бег, плавание, катание на лыжах, велосипеде, коньках, санках), а также элементы спортивных игр (особенно баскетбол).Необходимо создание спортивных команд юных баскетболистов (юноши и девушки) по трём возрастным группам: начальной подготовки; учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector