Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 6

Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 6

Цель: Познакомить с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через разряд «по частям» вида +6.

Задачи:

Образовательные:

1) учить складывать однозначные числа с переходом через десяток»по частям», формировать умение использовать этот приём при решении жизненных задач;

2) повторить состав чисел, названий компонентов при сложении, закрепить знание табличных случаев сложения;

3) совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

Развивающие:

1) развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор при выполнении заданий;

2) развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимательность, грамотную математическую речь;

3) развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к математике;

2) воспитывать чувство взаимопомощи, умения сотрудничать.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения:

словесные: объяснение, беседа;

наглядные: ТСО, демонстрационный материал;

практические: упражнения;

в зависимости от познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный;

эмоциональные: поощрение словесное;

контроля и самоконтроля: устный.

Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.

Режим обучения: интерактивный(беседа)

Структура урока: линейная

Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, парной и индивидуальной работы.

Средства обучения: проблемный диалог, наглядные пособия, технические средства обучения.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

— Сегодня на урок к нам пришли гости: (1ученик у доски)

Мы, приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых,

Первый класс, первый класс.

Пригласил сегодня Вас.

— А пригласили мы Вас для того, чтобы показать чему же мы научились и что уже умеем делать на уроках математики.

Ну, а вы , ребята,

Слушайте, запоминайте

Ни минуты не теряйте.

Постарайтесь всё понять

И внимательно считать!

2. Актуализация знаний.

* Устный счёт

— Прочитайте числа, ( слайд 1)

9 1 5 14 6 10

— На какие 2 группы их можно распределить?

(однозначные и двузначные)

— Назовите среди них однозначные? (слайд 2)

9 1 5 14 6 10

— Назовите двузначные?

— Назовите соседей числа 9 ? (8 и 10)

— Назовите предыдущее число для числа 1? (0)

— Назовите последующее число для 5 ? (6)

— На сколько число 6 меньше, чем число 9? (на 3)

— Какое последнее число в этом ряду? (10)

— Как по другому мы можем назвать число 10? (десяток)

— Назовите сколько в этом числе десятков и сколько единиц? (1 дес. и 0 ед.)

— Какое двузначное число ещё у нас есть, в этом ряду? (14)

— Из каких разрядных единиц состоит число 14? (1 дес. и 4 ед.)

— Как это записать в виде суммы разрядных чисел? (10 + 4 =14) на доске

— Вспомните, как же называются числа при сложении?

— Найдите сумму чисел 9 и 1 ?

— Найдите сумму чисел 9 и 5 ?

— А как вы нашли? Как посчитали? (число 9 дополнили до 10, прибавив 1, а для этого число 5 представили в виде 1 и 4 и прибавили оставшуюся часть 4, = 14 )

2. Самоопределение деятельности.

— Найдите сумму чисел 9 и 6 ? (слайд 3)

(спросить нескольких учеников, сколько получилось?

если есть ошибкаа почему же у вас получились разные ответы?

т.к. мы ещё не прибавляли число 6)

если ответили правильно молодцы, вы меня удивили, как вы думаете почему?(т.к. вы прибавили число 6, мы этого ещё и не делали. Кто же назовёт тему нашего урока?)

— Как вы думаете, чему же мы будем сегодня учиться на уроке?

(будем учиться прибавлять число 6 к однозначным числам)(слайд4)

3. Изучение нового материала.

— Давайте откроем учебник на с. 69, посмотрим на условный знак вверху страницы.

— Правильно ли мы определили тему урока? (да)

— Какое число мы будем учиться прибавлять? (6)

— А чтобы прибавить число 6, что для этого мы должны хорошо знать? (состав числа 6)

— Давайте вспомним из каких частей состоит число 6? (слайд 5)

— А какое правило мы использовали при сложении однозначных чисел переходя через десяток? (сложение по частям)

— Давайте попробуем применить это правило и к нашему случаю.

— Что для этого мы должны сделать? (слайд 6) (или объясните как получили в ответе 15)

(дополнить число 9 до 10, а для этого число 6 представить, как 1 и 5; к 9 + 1 и прибавить оставшуюся часть 5, 10+5=15)

табличку на доску 9+6=15

— Рассуждая так же нам предлагают найти значения ещё нескольких выражений:

8+6 7+6 6+6

Кто попробует порассуждать? Разбираем и остальные.

(Слайд7, 8, 9)

Итак, 9+6=15, 8+6=14, 7+6=13, 6+6=12 На доске таблички

— Но в математике нужно уметь считать быстро, а для этого нам нужно постараться запомнить эти равенства. Давайте немного потренируемся в запоминании, поработаем в парах, поспрашивайте друг друга по этим равенствам, посмотрите ещё раз на доску, а я сосчитаю до 6 и закрою, а вы попробуете назвать правильный ответ.

7+6=13, 9+6=15, 6+6=12, 8+6=14 (слайд 10)

— Хорошо, но если вы ещё не запомнили, то всегда можете воспользоваться правилом для этих случаев, каким? (складываем по частям)

— Что для этого делаем? (1 слагаемое дополняем до 10, а 2 слагаемое раскладываем на части и складываем по частям)

— Какое же число мы сегодня учились прибавлять? (6)

— А какие же числа мы уже умеем прибавлять? (2, 3, 4 и 5)

— Сейчас мы и посмотрим, как вы усвоили это правило.

1 (число, классная работа — заранее)

1 столбик — 1 ряд, 2 столбик — 2 ряд, 3 столбик — 3 ряд.

9+5 8+5 9+4

6+5 7+5 8+3

1 решивший в тетради выходит к доске (с каждого ряда) и записывает решение.

Проверяем.

— Кто справился без ошибок?

— Кто допустил ошибку?

— Кто не решил?

— Какой вывод можем сделать? Что нужно знать, чтобы решать такого вида выражения? (правило и состав чисел)

4. Физкультминутка.

Вы устали, засиделись?

Вам размяться захотелось?

Отложите вы тетрадки,

Приступаем мы к зарядке.

Раз — подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка(1, 2, 3,

Головою три кивка (1,2,3),

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — за парту тихо сесть,

Семь, восемь — лень отбросим.

5. Закрепление изученного материала.

— Итак, какое же число мы учились сегодня прибавлять? (6)

— А как мы это делали? (по частям)

— А где ещё может пригодиться знание новых случаев сложения?

(в задачах)

— А чтобы решить задачу, давайте вспомним этапы решения задач.

1. Прочитать задачу. (на доске)

2. Найти условие и вопрос.

3. Составить схему.

4. Записать решение.

5. Записать ответ.

1. Прочитайте задачу на экране . (1 ученик, вместе)

В саду 6 яблонь, а груш на 2 больше. Сколько всего яблонь и груш в саду?

2. — О чём говорится в этой задаче? (о деревьях)

— О каких деревьях идёт речь? (яблонях и грушах)

— Где же росли эти деревья? (в саду)

— Сколько было яблонь в саду? (8)

— Сколько было груш? (неизвестно, но сказано : на 2 больше)

— Что же нужно узнать в задаче? (сколько яблонь и груш было в саду?)

— Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?(нет, т.к. мы не знаем сколько было груш)

— А когда найдём сколько было груш в саду, сможем найти сколько всего деревьев? (да)

— Какая это задача? (составная)

3. Составим схему к задаче. (1 у доски)

6 д.

Яб.

2 д. ? д.

Гр.

? д.

4. Запишем решение: (1 у доски)

1) 6+2=8 (д.) — груш

2) 6+8=14 (д.) — всего

Кто запомнил, сколько получится? а те кто не помнит, как посчитаем?

Ответ: 14 деревьев.

6. Итог.

— Над какой же темой мы сегодня работали? (сложение однозначных чисел с переходом через десяток)

— Какое число учились прибавлять? (6)

— Как прибавляли это число? (по частям)

— Давайте вспомним, какие же случаи сложения мы рассмотрели: 6+6=12, 7+6=13, 8+6=14, 9+6=15 (называют, а я показываю на карточках)

Их нужно запомнить!!!

— Оцените вашу работу на уроке.

Какой смайлик заработали?

— Вы молодцы, хорошо поработали на уроке.

— Спасибо вам, урок окончен!!!

9+6=15

8+6=14

7+6=13

6+6=12

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *