СИНОНИМИЯ В ЯЗЫКЕ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СИНОНИМИЯ В ЯЗЫКЕ УЧЕНИКА

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Из опыта работы учителя начальных классов

ГОУ СОШ №1108 Понякиной Н. Н.

Основным назначением словарной работы в начальных классах является обогащение активного словаря детей. В этом смысле значение синонимов огромно. Синонимия в языке свидетельствует о богатстве и выразительных возможностях данного языка. Справедливо отмечают, что, «чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как данного языка в целом, так и каждого его носителя». Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Упражнение над синонимами расширяют и уточняют словарь учеников, способствуют точному выражению мысли, предупреждают повторение одного и того же слова.

Наличие синонимов в словарном запасе делает речь точной и выразительной. Воспитание привычки к точности выражения мысли крайне важно начинать с первых же шагов школьной жизни. Для успешного решения этой задачи, во-первых, необходим достаточный словарный запас у каждого ребенка, во-вторых, умение выбрать из этого запаса те слова, которые позволят верно и точно выразить свою мысль. Следовательно, нужно раскрывать смысл непонятных слов, учить подбирать группы слов, близких по смыслу. Но разъяснение слов — это только половинное решение проблемы словарной работы. Необходимо закрепить их в активном словаре, научить пользоваться в речевой практике, в текстах письменного характера.

Материалы учебников по литературному чтению (текстовой и иллюстративный), дидактический материал располагают богатыми возможностями для уточнения и увеличения синонимического ряда.

Работа над уточнением и обогащением словаря включает в себя следующие этапы:

1) подбор слов-синонимов;

2) выделение слов-синонимов в тексте, наблюдение над употребляемым словом;

3) выяснение понимания слова учащимися;

4) введение слова в другой контекст — составление предложений;

5) использование слов — синонимов в связанной устной речи.

Уже в подготовительный период обучения обогащался словарь первоклассника синонимами — разными частями речи.

Например, в беседе по азбуке подбирались следующие синонимические пары:

ученики-школьники; девочка скачет-прыгает; мальчик нагнулся-наклонился; хата-изба; бросать-кидать; угощать-потчевать и т. п.

В этот период работы проводилось устно, без записи слов на доске. Подобная работа была продолжена и в основной (букварный) период.

Например, в беседе: танцуют — пляшут, есть — кушать (т. е. принимать пищу), бабушка — старушка, дедушка — старичок, листья желтые — золотые, багряные — красные, светло-синий — лазурный и т. п.

Ниже рассмотрим приемы, предусматривающее работу над точностью употребления прилагательных — синонимов, их многозначностью. Необходимо, чтобы дети поняли, что одной из главных функций синонимов является функция замещение при выборе точного слова, которая помогает избежать ненужной тавтологии. Можно использовать такое задание: «Замените выделенное слово другим словом, близким по смыслу». Вот текст упражнения:

Робкая Чирика не успела остановить Чика. (Боязливая, несмелая, трусливая, маленькая, грустная.)

Воробей сорвался с ветки и помчался к огромной рябине с дуплом. (К большой, к громадной, к обширной, к ветвистой, к пушистой.)

Упражнения такого типа учать детей быть внимательными к слову, развивает языковое чутье.

Возможно другое задание: предложить детям вставить прилагательные путем выбора из синонимичных, а за тем сравнить с готовым литературным текстом. «Текст сознательно «портится», чтобы на фоне ухудшенного варианта еще ярче «заиграл» авторский».

Например, текст «Про воробьев»: «Воробьи полетели дальше. Чик и Чирика опустились на крышу сарая. На крыльце спал ……….. Рыжий Кот (толстый, пузатый, полный, пухлый, упитанный, жирный). Воробьи принялись искать ………. место для гнезда (удобное, подходящее). Выбрали ………. щель под крышей сарая (широкую, просторную). Не прошло и недели, как Чирика положила в гнездо первое яичко — ………., все в розовато-бурых пестринках (маленькое, небольшое, малое, крошечное, крохотное, малюсенькое, микроскопическое). Рыжий разбойник преспокойно съел все шесть ……….. яичек (драгоценных, любимых, дорогих, ценных). Ветер поднял гнездо и скинул его с крыши на землю».

Работа с синонимами в начальной школе носит обучающий характер. Активно используются специально составленные упражнения на подбор к слову синонимов, нахождение синонимических пар в тексте, замену слова его синонимом, выбор и нескольких слов синонимов.

Например, упражнение на подбор синонимов.

— Что делали Антон и Никита? (Ловили рыбу.)

— Чем они ловили рыбу? (Удочкой.)

— Каким словом можно заменить слово ловили? (Удили.)

В отдельных текстах азбуке и дидактического материала имеются синонимические пары. Очень важно обнаружить их, объяснить, почему они используются в тексте. В этих случаях эффективно выборочное чтение. Например, при чтении текста «Знаешь ли ты такие сказки?» детям предлагалось найти в тексте ответы на следующие вопросы:

— Откуда ушла Маша? (Маша ушла из дома.)

— Куда она пришла? (К избушке.)

— Чем отличается избушка от дома? (Избушка небольшой деревянный домик.)

— Почему в лесу избушка — домик, а не дом? (В лесу можно встретить небольшой деревянный домик из бревен, он называется избушкой.)

В тексте рассказа «Маяк» встречаются синонимы суда-корабли. С помощью выборочного чтения учащиеся обнаруживали эти слова.

— Куда спешат укрыться во время шторма суда? Какие два близких по смыслу слова употребляются в рассказе? (Суда — корабли.)

— Что такое суда? (Это корабли, пароходы, т. е. транспортные средства для перевозки по воде людей и грузов.)

Фрагмент работы с текстом «Зимние гости» (В. А. Кирюшин)

— Прочитайте, что говориться о снеге. (Словно пух, он летит, порхает.)

Почему автор говорит, что снег порхает, а не идет? Что значит порхает? (Перелетает с места на место, то поднимается, то опускается, легко летает.)

Учитель утоняет: «Слово порхает помогает нам образно представить себе, как легко, словно танцуя, падает снег на землю, белый и легкий, как пух».

— Что сказано о зябликах? (Покинули родные места.)

— Каким другим словом можно заменить его? (Оставили, улетели).

Учитель уточняет вместе с детьми: «Да, именно оставили на время, так как весной вновь возвратятся, покинули временно».

— Теперь перескажите прочитанное, употребив слова, написанные на доске. Работа над синонимами проводилась и в связи с чтением на уроках дополнительных, интересных для учащихся текстов. Тексты показываются на мультимедийной установке.

Например, упражнения на подбор синонимов.

Не мешайте мне трудиться.

Я водицы притащу.

И колодезной водицой

Всех, конечно, угощу.

(Е. Благина)

(Притащить — принести.)

Почему именно притащить? (Потому что тяжелая водица.)

К нам на длинной тонкой

ножке

Дождик скачет по дорожке.

(З. Александрова)

(Дождь — ливень)

Почему дождь, а не ливень (Потому что скачет, подпрыгивает дождик.)

Следующее упражнение с синонимами в занимательной форме.

Соединение в пары близких по смыслу слов:

метель рубеж

граница преданный

верный буря

Другое задание: предлагается подобрать к данным словам близкие по смыслу:

I вариант II вариант

золотой- корабль-

исчезать- торопиться-

кушать- нагнуться-

бросать- бродить-

Игра «Раскрой цветок».

(На лицевой стороне лепестков мака записаны слова первого столбика, а на обратной — второго столбика. Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает.)

школьник ученик

спешить торопиться

говорить шептать

изба дом

Задание. Подобрать синонимы (слова близкие по смыслу) к следующим прилагательным.

Печальный, ……………………, ………………….. (грустный, задумчивый)

Бойкий, ……………………, ………………….. (шустрый, быстрый)

Старательный, …………………, ……………… (прилежный, добросовестный)

Задание. Подобрать имена существительные к синонимическому ряду.

Легкое, пушистое, белое ……………….. (облако).

Звонкий, говорливый, быстрый ……………….. (ручей).

Зеленая, шелковая, мягкая ……………….. (травка).

Белоствольная, тонкая, кудрявая ……………….. (березка).

Ласковый, теплый, южный ……………….. (ветерок).

Сердитый, холодный, северный ……………….. (ветер).

Задание. Выделить лишний синоним, не подходящий к синонимичному ряду.

Улыбается, смеется, шепчет, хохочет.

Спать, дремать, думать, уснуть.

Бежит, мчится, скачет, гремит.

Сердился, старался, свирепел, гневался.

Задание. Подобрать синонимы.

Осенью листья (какие?) …………………., ……………….. (золотые, желтые)

Весной небо (какое?) …………………., ……………….. (прозрачное, лазурное, безоблачное).

Вода в озере (какая?) …………………., ……………….. (голубая, зеркальная)

Во втором классе дети уже могут составить и записать собственные тексты, используя наблюдения над ролью синонимов в речи.

Учителю интересно проследить, как совершенствуется и обогащается речь учащихся, как увеличивается доля их самостоятельности. С этой целью в каждом классе мои ученики повторяют одну и ту же тему. Так, сочинение с названием «Белый ковер зимы» было написано ими во II, III, IV классах. Приведу сочинение ученицы Маши В.

2 класс

Тихо падают снежинки. Мягкий снежок покрывает землю. Во дворе ребята играют в снежки. Рядом бегает пес Снежок. Малыши лепят снежную бабу. Спасибо, мороз, что снегу нанес.

В начале работа ученицы констатирует действия, образность выразительности практически отсутствуют.

3 класс

Точно белый ковер, ложился снег на поля, на леса. Заплясали, закружились в воздухе легкие снежинки. Выбежали дети на снежный простор, стали лепить из снега бабу, играть в снежки. Рядом бегает пес Снежок, лижет снег, громко лает. А на высокой рябине красногрудые снегири устроили обед. На улице работает снегоочистительная машина. В поле проводят снегозадержание. Спасибо, мороз, что снегу нанес! Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.

На следующей возрастной ступени увеличивается количество слов, употребление которых делает речь образно выразительной. Авторы работ активно используют эпитеты, точные глаголы.

4 класс.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

А.С. Пушкин.

До чего же хороша снежная русская зима! Выйдешь на опушку леса, глотнешь морозного воздуха — дух захватывает. Рядом красавицы — сосны в белоснежных шапках и важные ели в мохнатых шубах. Они тихонько поскрипывают и как будто приглашают прогуляться по снежному полю, по мягкому белому ковру. Зима старательно засыпала поля, укрыла теплым покрывалом озимые посевы, надежно спрятала все до первых вешних лучей. Спит непробудным сном природа. Тишина и покой кругом.

На заключительном этапе можно отметить наличие эпиграфа, как любование образностью речи, явное обогащение словарного запаса за счет употребления точных выразительных слов в тексте.

Постоянная тренировка в чтении, систематическая работа по обогащению синонимических рядов и уточнению словарного запаса учащихся начальных классов благотворно влияют на совершенствование навыка чтения, расширения кругозора, на развитие речи и мышления, создают прочную основу для последующей языковой практики в старших классах.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector