РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ на тему: Портфолио-средство мотивации личностного развития младших школьников

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

на тему:

Портфолио 

средство мотивации личностного развития

младших школьников.

Цели собрания:

Способствовать формированию у родителей потребности в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей ребенка, развитию мотивации; дать рекомендации родителям по организации ведения портфолио.

Участники: классный руководитель, родители обучающихся.

Подготовительный этап:

подготовка приглашений для родителей, памяток;

изучение педагогом методической литературы по теме собрания;

подготовка сценария родительского собрания;

подготовить выставку портфолио ученика начальной школы;

на заседании родительского комитета обсуждается вопрос о необходимости введения портфолио.

Форма проведения: родительский всеобуч

Оборудование: медиа — проектор, компьютер

Этап подготовки:

1.Оформление доски: тема, цитата.

2.Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании:

2.1. Портфолио в школе.

2.2. Для чего ученику портфолио?

2.3. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

3. Выставка портфолио и работ учащихся.

ХОД СОБРАНИЯ

Собрание начинается с экскурсии родителей по выставке портфолио и работ учащихся (представленных с разрешения обучающихся 2 – х классов).

Эпиграф к уроку:

На знании одних недостатков и слабостей ребенка ничего не построить. Поэтому воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчеркивает, — бесперспективное дело. Кто должен исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциально, те его свойства, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека, надо искать себе союзников в нем самом» С.Л. Рубинштейн

I. Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.

Уважаемые родители! Рада Вас приветствовать на очередном родительском собрании.

Сегодня нам предстоит узнать, что такое портфолио и как оно составляется. Мы с вами разработаем рубрики, разделы портфолио и мини-проекты, по которым вы и ваши дети под патронатом педагогов и специалистов нашей школы будете работать в течение этого года.

Психологи всего мира говорят о некоторой всеобщей инфантилизации, то есть, другими словами, современные семилетки личностно моложе своих же сверстников десятилетней давности. А наши дети – это еще и дети сельской местности, поэтому многие из них приходят в школу неподготовленными к школьному обучению. Следовательно, это затрудняет их образовательный процесс, некоторые замкнуты, у них не развиты навыки коммуникативного общения, низкий уровень активности и разный познавательный уровень. А основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Большую роль в этом играет личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. И если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению и ко всему, с чем он сталкивается в школе.

А моя задача как классного руководителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ребенка. Ведь у каждого ребенка будет своя ситуация успеха. И ребенок должен пережить эту ситуацию. А отсюда очень важно создание и ведение портфолио ученика. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат

Классный руководитель раздает буклеты «Что такое портфолио?»

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».

Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету

Цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.

создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

-Что это даёт?

ü

Ученику

Учителю

  • Формировать навык самоконтроля и самооценки

  • Видеть своё продвижение

  • Наглядно видеть процесс формирования предметного

знания у детей

  • Обеспечивать

Св своевременную и целенаправленную коррекцию

  • Сделать отметку содержательной

и для ученика и для родителей

ü Сделать оценку работы оптимистичной.

Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» («Мои достижения» и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).

II. Работа в группах. Присутствующим предлагается закончить фразу: » портфолио выглядит так…, потому что…» Задание выполняется 3–4 мин. По окончании выполнения задания слушаются варианты ответов с целью выяснения усвоения этого понятия и делается вывод о том, что форма портфолио является свободной и каждый ребенок вместе с родителями определяет вид, тип, форму своей работы.

Рубрики и разделы портфолио разрабатывают сами родители. Предлагаемые варианты пишутся на доске и коллективно обсуждаются. Если возникают затруднения, то помогает классный руководитель.

Таблица 1

Раздел

Рубрики

Содержание

ü

После презентации и корректировки разделов, рубрик и их содержания определяются темы, с которыми придется работать в течение года .

Получаются своеобразные мини- проекты , с которыми родители , классный руководитель и дети будут работать в течение года.

Портфолио ученика будет собираться по следующим направлениям:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

«Мое имя» — информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя.

«Моя семья» — здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мой город» — рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах.

«Мои друзья» — фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» — небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок.

«Моя школа» — рассказ о школе и о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» — небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…».

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включает положительную оценку педагогом его стараний. Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

На следующем этапе собрания классный руководитель обращается к присутствующим:

Итак, дорогие родители!. Какие же задачи стоят перед вами и детьми, чтобы наполнить содержанием портфолио? (На работу в группах отводится 5 мин.)

Ответы, которые дают родители, заносятся в таблицу 2. Если возникают затруднения с определением задач, то помогает классный руководитель.

Таблица 2

Задачи для детей

Задачи для родителей

Задачи совместной работы

Кульминацией работы над проектом должен стать праздник «Вот мы какие! «, который проводится в конце учебного года. На нем будут представляться итоги работы в форме презентаций, шоу, видеоклипов, выставок и т. п.

Передача Портфолио классному руководителю в среднем звене поможет продолжить мониторинг успешности школьника, учитывать его индивидуальные особенности, дальше планировать предполагаемые учебные и всесторонние задачи развития личности. Портфолио следует вести систематически. Можно пополнять его на классных часах, после уроков, дома. Очень важна заинтересованность окружающих школьника взрослых – это повышает социальный статус ребёнка, его уверенность в себе и признание актуальности полученных знаний в дальнейшей жизни.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

(Классный руководитель раздает памятки родителям по работе с портфолио.)

Родители, как самые близкие для своего ребёнка люди, могут влиять на формирование его положительной «Я- концепции». В семейном сообществе и ученическом коллективе каждый воспитанник должен стоять в центре внимания. Тогда у каждого растущего человека может сформироваться чувство собственной значимости, которое является основой для становления и развития положительных представлений о самом себе.

Приложение

Рекомендации родителям.

1. Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования Портфолио как копилки его успехов.

2. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.

3. Привлекайте самого ребёнка к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов в целях формирования сознательного отношения к учебе и её конечным результатам, это поможет сформировать ответственность у школьника за результаты учебного труда или внеурочной деятельности.

4. Помогайте ребёнку вести его Портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать.

5. Не отказывайте в помощи при сборе материалов: можно напоминать ученику о пересмотре его достижений, помогать в систематизации материалов, обсуждать достижения ребёнка, своевременно пополнять копилку его успехов.

6. Предоставляйте ребёнку возможность периодически пересматривать свои работы и по желанию их заменять.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *