Разработки уроков по самопознанию

Работая над материалом, мы учителя, ставили главной целью помочь в организации и проведении уроков по «Самопознанию»

Маленького гражданина своей страны необходимо учить знанию своих возможностей, чтобы понять, какие ему даны полномочия для совершенствования себя и возможности помочь другим. Какие предоставляются поводы для этого более чем желанного дела и как легко за него взяться теперь. Воспитание маленького гражданина, патриота своего Отечества, имеющего сформированные первичные компетенции нравственно-духовных взаимоотношений – цель уроков по «Самопознанию»

Учебный материал разработок уроков даёт возможность ученикам в той или иной ситуации возложить на себя обязанности Человека, Личности, который желает помочь окружающим, желает проявить себя в обществе патриотом, желает решить проблемы на равне со взрослыми, в силу своих знаний, умений, умеет ставить высокие цели и добиваться их самостоятельно. Упражнения, материал и подобранные дидактические игры направлены на организацию осознания детьми учебных и нравственных задач. Задания являются и обучающими и развивающими и направлены на формирование личных качеств младшего школьника. Форма подачи – доступна, интересна. Задания – продуктивны и познавательны. К разработкам уроков первых классов также прилагаются различные раскраски, иллюстрации, картинки о природе, здоровом образе жизни.

Разработки могут оказать методическую помощь учителям, работающим по курсу «Самопознания» и внести вклад в формирование ценностного познания мира человека: любви, счастья, доброты, заботы, понимания, уважения, всё, то, что ценно и может быть использовано в школьной практике не только на уроках, но и во внеурочной внеклассной деятельности.

Урок самопознания

1 класс

Раздел 4

Как прекрасен этот мир!

Тема: Моя Родина

Раздел 4: Как прекрасен этот мир!

Тема: Моя Родина

Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека

Наполеон Бонопарт

Афоризм

Цель: формировать представления о Родине, земле, стране в которой живёт человек

Задачи:

  • расширять представления о Казахстане, земле, на которой мы живём

  • развивать стремление познавать природу, культуру, историю Казахстана

  • воспитывать уважение и любовь родной земле

Ресурсы: аудиозапись песни «С чего начинается Родина» музыка В. Баснера, слова М. Матусовского, слайды о природе Казахстана, иллюстрации природы, рисунок на ватмане «Природа»

1. Организационно-мотивационный этап

Цель этапа: создать положительный эмоциональный настрой, определить тему урока, наметить цель.

Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?»

Круг радости: дети передают тепло и любовь друг другу пожатием руки.

Ситуация успеха.

Проводится игра «Потерялось слово» (На доске выставлены слова) Задачи для учащихся: А) Расположить по смыслу

Б) Найти недостающие слова

Родной город

Родной дом

Родной двор

Родная …

Учитель готовит карточки со словами: СТРАНА, ЗЕМЛЯ

Родная СТРАНА Родная ЗЕМЛЯ

Итак, определяем тему урока «Моя Родина»

Что необходимо узнать на уроке, какова цель? Узнать, как можно больше о родной земле, об отношении человека к своей Родине.

Справка:

Слово РОДИНА произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.

РОДИНА – страна, город, где человек родился.

Практическая работа для учащихся: заполнить карточку, раздаются на парту, дети работают в парах.

Казахстан – моя ….

Казахстан – моя …

Казахстан – моя …

Учащиеся дополняют по смыслу предложения, защищают свои ответы.

Далее ребят ждёт путешествие по республике Казахстан.

Старт «Викторина»

Цель: определить уровень знаний учащихся о государстве.

Вопрос 1. Из перечисленных слов назови те, которые относят к символике государства: флаг, карта, значок, герб, колыбельная, гимн?

Вопрос 2. Из ниже приведённых гербов разных стран, выбери только герб Казахстана?

Вопрос 3. Какого цвета флаг Казахстана?

Вопрос 4. Назови столицу Казахстана?

Вопрос 5. Какой язык в Казахстане является государственным?

На каких языках может говорить любой человек, являющийся гражданином Казахстана?

За каждый правильный ответ учащимся выдаются белые, бумажные цветочки.

Учитель подводит итог, тому, что дети уже знают, и что ещё необходимо узнать. Отметить тех ребят, кто принимал в викторине активное участие.

Далее, проводится игра «Ассоциации». Игра на представления. Что представили, когда произнесли слово «Родина»

А) дети произносят это слово: тихо, нежно, протяжно, тепло, ласково (три раза в разных вариантах)

Б) Что представили? Кого представили?

Например: Родина – мама, Родина – друзья, Родина – дом

В) Какие возможно выбрать цвета? Зелёный, голубой, красный, белый, жёлтый и т.д.

Участникам игры выдаются бумажные цветочки.

Каждому учащемуся раздаются иллюстрации природы и стихи о природе. Задача для учащихся: подобрать к каждой иллюстрации подходящее стихотворение, картинки раскрасить. В итоге, работы учащиеся защищают у доски, комментируют иллюстрацию, выразительно читают стихотворение.

В заключении – работа с пословицами.

Закончить пословицу о Родине

ЖИТЬ

Умей за неё постоять

ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ

Когда на чужбину попадёшь

РОДИНА – МАТЬ

Родине служить

КАК РОДИНА ДОРОГА ПОЙМЁШЬ

Соловей без песни

Все ребята, которые за урок получили бумажные цветы, под музыку должны украсить картинку на ватмане цветами. Что произошло с содержимым картины? Пейзаж на картине стал более живой, радостный, интересный.

Это изображение природы нашей Родины. Пусть на нашей Земле будет, как можно больше цветов — символов тепла, добра и любви.

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Холмы, перелески, Голубые небеса.

Луга и поля —

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я:

Здравствуй, Родина моя!

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

Урок самопознания

1 класс

Раздел 4

Как прекрасен этот мир!

Тема: Шаги к здоровью

Раздел 4

Как прекрасен этот мир

Урок 27

Шаги к здоровью

Без здоровья невозможно и счастье

В.Г. Белинский

Афоризм

Цель: создать условия для расширения представлений о здоровье человека

Задачи:

  • знакомить с этапами здорового образа жизни

  • развивать навыки здорового образа жизни

  • воспитывать стремление сохранять здоровье

Ресурсы: фоновые мелодии (аудиозапись), иллюстрации о здоровом образе жизни, слайды о спорте, правильном питании, режиме школьника

Круг радости. Ребята становятся в круг, читают стихотворение: «Будешь ты всегда здоров,

Тут не нужно лишних слов»

Определение темы занятия, исходя из двустишья – о здоровье.

А вот когда человек, становится здоровым, и что сделать нужно для здоровья, необходимо выяснить на сегодняшнем уроке. Определение цели урока.

Далее, необходимо выяснить: что такое здоровье? Что обозначает это слово, дети работают в парах.

Беседа – учитель ученики.

Поднимаемся по лестнице, которая называется ЗДОРОВЬЕ

Шаг 1. Учитель читает стихотворение, о чём это стихотворение, какой шаг должен сделать человек к здоровью

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не лениться–

На зарядку становиться!

Обсуждая в парах, выясняют учащиеся шаг, с названием

«РЕЖИМ ДНЯ»

Какой должен быть режим дня. Дети приводят примеры, записывают в таблице.

Далее, следующее стихотворение:

Чистить зубы, умываться,

И почаще улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра.

О каком шаге к здоровью говорится?

Это «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

Игра – «Угадай предмет» — какой предмет личной гигиены лежит в коробке? Почему гигиена называется личная? Сразу у ребят можно проверить наличие носовых платков, индивидуальных расчёсок и т.д.

Следующая лестница – Угадайте!:

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты-

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

«ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»

Группам раздаются карточки, где необходимо ребятам выбрать правильный, полезный продукт питания:

Карточка 1.

Сухарики, молоко, конфеты, яблоки, капуста, чипсы

Карточка 2.

Кофе, мороженое, морковь, ягоды, беляши, пирожки

Карточка 3.

Колбаса, сардельки, хот-дог, сок яблочный, фанта, солёные орешки

Карточка 4.

Гамбургер, картофель фри, жевательные резинки, шоколад, мясо птицы, апельсиновый сок

Объяснить свои ответы, обосновать примерами

Следующий этап к здоровью —

По утрам ты закаляйся,

Водой холодной обливайся.

Будешь ты всегда здоров.

Тут не нужно лишних слов.

Этап «СПОРТ, ЗАКАЛИВАНИЕ, КОНТРАСТНЫЙ ДУШ»

Запишите девочки и мальчики: Какой вид спорта, возможен для Вас? Работают самостоятельно, ответы зачитывают.

Движемся по лестнице далее:

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

«СВЕЖИЙ ВОЗДУХ. ОДЕЖДА ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА»

Вот и закончились этапы к здоровью:

Вот те добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Как здоровье сохранить.

Научись его ценить!

Ещё раз перечислить этапы к нашему ЗДОРОВЬЮ:

  • Режим дня

  • Личная гигиена

  • Правильное питание

  • Спорт

  • Свежий воздух

  • Одежда по сезонам

Релаксация под мелодию – мысленно поблагодарите ваши органы, за их труд в вашем организме: спасибо глазам, спасибо ушам, спасибо рукам и ногам и т.д.

Работа с пословицами: Что пропустили?

— всему голова, всего дороже

— дороже богатства

— всё здорово

В завершении задание для учащихся: «Придумайте рецепт вечной красоты, молодости и здоровья» Запишите, прочитайте.

Рецепт Здоровья

Урок самопознания

1 класс

Раздел 3

Быть человеком

Тема

Идём дорогою добра

Раздел 3

Быть человеком

Урок 23

Идём дорогою добра

Цель: создать условия для расширения представлений о доброте, добрых поступках человека, добрых отношений в коллективе

Задачи:

  • формировать представления о доброте, как важном качестве человека

  • развивать стремление проявлять доброту в поступках и словах

  • воспитывать доброе отношение к взрослым и одноклассникам

Ресурсы:

Фонограммы детских песен

Занятие начинается с песни «От улыбки». Учитель приветствует учащихся, желает им доброты и хорошего настроения.

Чтобы определить тему занятия, учитель предлагает детям помочь разобраться в предлагаемых пословицах.

Задача: «Прочитать пословицы в парах, и определить о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии»

Учащиеся в паре читают пословицы, обсуждают тему, разъясняют друг другу смысл пословицы, готовятся к выступлению.

Вариант 1.

  • Добрый человек лучше каменного моста

  • Кто доброе творит, того зло не вредит

Вариант 2.

  • Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром

  • Хорошему всё хорошо. Доброму везде добро

Вариант 3.

  • Добро наживай, а худое избывай

  • Худо тому, кто добра не делает никому

Вариант 4.

  • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый

  • В добре жить хорошо

Вариант 5.

  • Добро творить – себя веселить

  • Кто за худым пойдёт, тот добра не найдёт

Учащиеся и учитель называют тему занятия, определяют цель: «Сегодня мы должны узнать, что такое добро, какие люди – добрые, что нужно сделать, чтобы стать добрым?»

Беседа:

Учитель и дети обсуждают вопросы:

  1. Что такое, по-вашему, добро, доброта?

  2. Как выглядит добрый человек? Как определить человек добрый или злой?

  3. Как стать добрым? Что для этого должен сделать человек?

Обсуждение возможно в группе, по 4 человека.

В завершении обсуждения, как итог, учитель читает стихотворение:

«Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер»

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час»

Доброта она от века

Украшенье человека …»

Круг радости

Дети встают в круг, держатся за руки, передают пожелания друг другу и читают слова «Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны.

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны»

Игра «Солнышко загрустило»

Учитель предлагает учащимся вспомнить, какие добрые поступки они уже успели совершить. От добрых поступков детей у солнышка – макет, или рисунок на доске, появляется улыбка.

. Человек в жизни должен совершать, как можно больше добрых дел, от этого людям и всем окружающим становится тепло и радостно.

«А кому бы вы хотели подарить тепло и хорошее настроение?»

Учащимся раздают раскраски с солнышком. На лучиках написать, кому дарите тепло и радость, раскрасить. Работы вывешиваются на доску, ученики защищают свои работы.

(во время работы включается фоновая музыка детских песен о доброте)

В завершении занятия, дети читают притчу, в обсуждении возникает проблемный вопрос: «Почему нужно делать добро? Что победит добро или зло?»

Притча:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча:

Однажды учитель сказал ученикам:

Мы с вами говорили о том, почему нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро.

Ученики разошлись в разные стороны, а через неделю вернулись.

Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать, — сказал один.

Я ухаживал за больным, потому что он нуждался в сострадании, — объяснил другой.

Я накормил бедного, чтобы поддержать его, — рассказал третий.

Я защитил ребёнка. Детям нужна защита взрослых, — сказал четвёртый.

Я старался делать добро всем. Наверное, я был не прав, — признался последний ученик.

После чтения дети и учитель анализируют и подводят итог занятия.

Звучит фонограмма

Рефлексия

Заполнение настроения в цветограмме

Домашнее задание:

Составить рецепт «Доброго человека»

Список литературы.

1. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования

Республики Казахстан по предмету «Самопознание». Алматы, 2006г.

2.Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М., 2002г.

3.Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье. // Духовно-

нравственное воспитание школьников, №1, 2001г.

4.Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в

5.Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости. 50 уроков о смысле

жизни. М., 2006г.

6 Притчи для детей и взрослых. А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, «Амрита-Русь»,2009 

7.Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. М., 2005г.

24

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *