Разработка урока в 1 классе по теме: «Музыкальные инструменты»

Арсёнова Любовь Владимировна

учитель музыки

МБОУ «СОШ №91» г. Новокузнецк

Разработка урока в 1 классе по программе Е. Критской

(2-я четверть 1 урок)

Тема урока: «Музыкальные инструменты»

Цели урока:

  • познакомить детей с тембрами русских народных музыкальных инструментов.

  • активизация творческих способностей обучающихся через включение в разные виды художественно-практической деятельности.

Задачи:

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

  • развивать вокально-хоровые умения и навыки;

  • воспитывать интерес и любовь к русской музыке;

  • воспитывать интерес к сказке.

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник Музыка 1 класс автор Е.Д.Критская

Музыкальный материал: «Полянка», русский народный наигрыш (свирель); «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок); «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли); «Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т. Сикорской; «Пастушья песенка», на тему из 5-й части «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена, сл. Алемасовой; «Камышинка-дудочка», В. Поплянова, сл. В. Татаринова.

Проблема урока: как появились музыкальные инструменты?

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано,

Дополнительный материал: разворот учебника «Музыкальные инструменты», листы бумаги для изготовления рожков форматов А3, А4, А5.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие в виде распевки

-Первый урок новой четверти начинаем с выяснения того, какую музыку ребята слышали в дни осенних каникул, что из услышанного им запомнилось и почему.

— А на чём исполняли услышанную вами музыку?

(На музыкальных инструментах).

— А хотите узнать, как появились первые музыкальные инструменты? Увидеть эти инструменты нам поможет Муза.

2. Работа с учебником.

— Откроем наш учебник, что подсказывает нам Муза? (Рассматривание изображения на страницах разворота).

— Мы видим мальчика-пастушка. (Читаем текст «Пастушьей песни»).

— На каком инструменте играл пастушок? (На дудочке).

Дудочка, сделанная из камыша, была первым музыкальным инструментом и появилась очень давно. А хотите узнать, как она появилась? (Да!)

— Ну, тогда слушайте… Жил-был мальчик-пастушок. Пас он своих коровушек по полям-по перелескам, да однажды забрел с ними в болото. Разбрелись коровушки по болоту, уплетая молодые побеги камыша… Испугался пастушок – стал кричать, звать животных, а они не слышат. Расстроенный мальчик срезал палочку камыша – он любил погрызть его, случайно дунул и услышал приятный звук. Обрезав с двух сторон аккуратные отверстия, пастушок с интересом стал дуть и не заметил, как все коровки собрались возле него. С тех пор мальчик всегда брал с собой дудочку и животные никогда у него не терялись. Вот такая сказка, а может быль есть о дудочке. А у Музы есть песня о камышинке-дудочке.

«Камышинка-дудочка», В. Поплянова, сл. В. Татаринова – разучивание.

— Эта песня может звучать каждый раз по- разному, если импровизировать мелодию дудочки.

  1. Углубление темы урока.

— Прошло время, и дудочка прижилась в народе. С дудочкой не только пасли овец, коров, но и её звучанием изображали пение птиц, настроение природы.

— В народе этот инструмент стали называть свирелью. Как вы думаете, почему?

(За её необыкновенный звук, похожий на свист).

— А сейчас мы побываем на одном из концертов русских народных инструментов.

— Представьте, что у вас в руках свирель. Сыграйте на ней.

Звучит «Полянка», русский народный наигрыш (свирель).

(Дети имитируют исполнение на свирели).

— Звуки свирели стали пробовать передать и голосом. Так появилась одна из французских народных песен. Вот как это звучит.

«Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т. Сикорской – разучивание (метод эха).

— О чём рассказывается в песне? (ответы)

— Как поёт свирель? (ответы)

4. Работа с учебником.

— Посмотрим опять на страницу учебника. Муза показывает изображение ещё одного мальчика.

— На что похож его инструмент? (На рог животного).

— Да, это на самом деле рог! А что его отличает от свирели? (ответы)

— Может ли быть пастушком мальчик?

— А если его инструмент похож на рог, то какое название у него могло быть?

(Рожок).

Зачем пастушку понадобился именно такой инструмент? (Чтобы собирать заблудившихся животных).

— Рожок тоже прижился в народе, им пользовались пастушки.

— Царь Пётр создал в русской армии целый оркестр из рожечников. Называли его «Роговой оркестр».

— Сейчас мы попробуем стать таким оркестром. Для этого нам надо самим сделать рожок из листочка, который лежит у каждого из вас на столе, и свернуть его в рупор. Обратите внимание, что листочки разного формата, а значит, что инструменты будут разными по объему!

5. Игра «Оркестр рожечников».

Звучит фрагмент р. н. п. «Во кузнице».

— А теперь послушаем, как играют настоящие рожечники.

«Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок).

— Услышали ли вы знакомые звуки?

— Вся ли мелодия знакома?

(Сейчас играли три рожка. И исполнили они русский народный наигрыш «Во кузнице»).

— А теперь послушаем ещё одну русскую народную песню.

Звучит «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли).

— Какой инструмент звучал?

— Чем отличается его звучание?

— Чем отличается звучание духового инструмента от струнного?

  1. Домашнее задание:

  1. Вместе с родителями прочитать былинный сказ о новгородском путешественнике, гусляре и певце Садко. Отметить в сказе те места, где звучит музыка, выяснить, в каком характере она могла бы звучать.

  2. Раскрасить сделанные своими руками рожки.

Вывод:

— В завершении урока вспомним, что нового нам сегодня рассказала Муза, что нового вы узнали, (ответы) о каких инструментах сегодня шла речь, какие сказки и песни вы узнали и услышали?

— Все это были русские народные инструменты – духовые (дудочка, свирель, рожок) и струнные (гусли).

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector