Разработка урока литературного чтения (2 класс) К.И. Чуковский «Путаница»

Таранова Светлана Николаевна

МБОУ СОШ №8 г. Белгорода

Учитель начальных классов

Разработка урока литературного чтения (2 класс)

Тема урока: К.И. Чуковский «Путаница».

Цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Задачи урока:

Обучающие: ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма).

Развивающие: развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание; продолжить развитие умений работать с текстом; работать над выразительностью, беглостью чтения, умением передавать настроение героев интонацией.

Воспитательные: привитие любви к чтению, расширение читательского кругозора.

Оборудование: использование презентации «Произведения К.И. Чуковского»,

карточки со словами-рифмами, карточки с небылицами, аудио запись сказок К.И. Чуковского

I. Орг. момент.

  1. Речевая разминка.

— На карточках дети читают отрывок произведения, и определяют к какому жанру оно относится.

II. Изучение нового материала.

1. Постановка цели урока.

— Вы догадались с произведением какого жанра мы будем работать на уроке? А теперь узнаем автора, отгадайте его по отрывку его произведения:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит)

  1. Актуализация знаний.

(Используется презентация «Произведения К.И. Чуковского»)

Дома вы подготовили индивидуальные задания о К.И. Чуковском (слушаем сообщения детей).

-Что вы узнали из жизни писателя? Каким он был человеком? (Дети рассматривают портрет.)

III. Знакомство с произведением. Первичное чтение.

— Одна из любимейших детских сказок – «Путаница». Рассмотрите иллюстрации и попробуйте предположить о чем пойдет речь в этом произведении.

— Сейчас мы послушаем чтение «Путаницы» самим К.И. Чуковским (аудио запись).

— Вы следите за текстом, подчеркиваете простым карандашом непонятные слова и выражения.

— Кому что не понятно? У кого какие вопросы возникли?

Словарная работа.

Работа над произведением.

— К какому жанру мы отнесем путаницу? Докажите.

— Что случилось с героями сказки? (Закапризничали, стали говорить не своими голосами)

— Почему им надоело говорить своими голосами? (Баловаться хотели)

— Что говорил им зайка? Зачитайте.

— К чему привела шалость? Зачитайте.

— Ребята, можно ли баловаться спичками?

К чему это может привести?

— Расскажите, как звери восприняли пожар? Испугались ли они?

— Смогли бы звери потушить пожар в море? Почему?

— Кто потушил море? Прочитайте.

— Почему ей удалось затушить?

— Как вы думаете, какими словами можно закончить сказку?

— А какой рисунок вы бы нарисовали к этому произведению?

Физкультминутка.

Сейчас давайте посмотрим, как можно всем вместе инсценировать стихотворение Корнея Чуковского «Жил на свете человек». Я буду читать это стихотворение, а вы будете выполнять движения и разные жесты.

Жил на свете человек –

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век (дети маршируют на внешних сторонах ступней)

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой,

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой (приставляют руки к голове наподобие ушей, одновременно делают движения «хвостики»)

Скрюченные мышки.

И стояли у ворот

Скрюченные ёлки, (вытягивают руки вверх, раскачиваясь)

Там гуляли без забот

Скрюченные волки. (делают руками движения, имитирующие ходьбу лапами)

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она, (показывают, как кошка умывается – сначала одной лапой, потом другой)

Сидя у окошка.

IV Вторичное восприятие.

— Найдите к иллюстрациям слова из текста и зачитайте.

А сейчас давайте станем на время актерами и каждый из нас возьмет себе роль. Кто-то станет читать за котенка, кто-то за утенка, … Старайтесь передать характер героев.

(Чтение по ролям до слов «Поросята, медвежата пуще прежнего шалят, зайца слушать не хотят»)

— Давайте попробуем придумать способ как избежать путаницы, другое развитие событий (работа в группах)

Творческое задание. Игра «Рифма»

— Вспомните что такое рифма? Придумайте двустишие со словами-рифмами, которые вы получили на листочках (работа в группах)

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, — писал он, где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

Корней Иванович Чуковский писал не только стихи и сказки есть у него и загадки для детей. Попробуйте их сейчас отгадать.

1.

Я одинокая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну. (иголка)

2.

Я лаю со всякой собакой.

Я вою со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою.

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревёт,

Я тоже реву: «У-у!» (эхо)

3.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт. (сосулька)

4.

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня! (крапива)

5.

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало)

6.

Лежу у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня,

И бейте меня. Колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковёр)

7.

Паровоз

Без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл! (пароход)

8.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, –

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. (яйцо)

V. Итоги урока.

-Что вы узнали о К.И. Чуковском? Что больше всего запомнилось?

-Какое у вас после этого урока настроение?

-Можете ли вы его выразить в стихотворных строках?

Домашнее задание.

Выучить отрывок из произведения К.И. Чуковского «Путаница»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector