Разработка урока изобразительного искусства на тему «Рисование интерьера комнаты» для 5 класса

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Методическое объединение учителей изобразительного искусства,

мировой художественной культуры и технологии

Изобразительное искусство

Разработка урока изобразительного искусства

на тему «Рисование интерьера комнаты» для 5 класса

Выполнила:

Акулёнок Г.А.

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Проверила:

Момцелидзе Л.А.

руководитель ШМО

учителей изобразительного искусства

Московская область, г. Лобня

2014 г.

Разработка урока изобразительного искусства

на тему «Рисование интерьера комнаты» для 5 класса

Цель деятельности учителя:

— Дать представление о композиционных приёмах и применении метода линейно-конструктивного рисунка при изображении интерьера комнаты, положении каждого предмета в пространстве;

— Развитие пространственного мышления у учащихся, соблюдение последовательности графического изображения;

— Закрепить полученный от знания опыт.

Тип урока: комбинированный.

Фронтальный метод работы.

Задание: Нарисовать по представлению интерьер комнаты во фронтальной перспективе. (Или – Сочинить интерьер комнаты во фронтальной перспективе)

Решаемая проблема:

— Как выполнить рисунок интерьера комнаты во фронтальной перспективе?

Требования к уровню подготовки учащихся (результат):

Знать понятия: линия горизонта, точка схода, законы перспективы, композиция, вид изобразительного искусства, интерьер.

Уметь:

— объяснить назначение помещения, комнаты по оформлению интерьера на картине художника;

— выполнять изображение интерьера комнаты по представлению с использованием законов линейной перспективы;

— анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах;

— создавать графическими средствами изображение интерьера комнаты;

— использовать различную штриховку для передачи объёма, формы изображаемых объектов средствами светотени.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

— формирование потребности в художественном творчестве;

— овладение элементарными практическими умениями и навыками в рисунке.

Личностные результаты:

— развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений;

— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Познавательные учебные универсальные действия:

Общеучебные УУД:

— самостоятельное формирование познавательной цели;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задания.

Логические универсальные действия:

— построение логической цепи рассуждений.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Наглядно-демонстрационный материал:

— 2 таблицы «Построение рисунка комнаты. Изображение комнаты по одной точке схода;

— Схемы построения интерьера «Перспективное построение интерьера во фронтальной перспективе»;

— Репродукции картин художников:

«Сватовство майора», Федотов П.А.,

«Прибыл на каникулы», Решетников Ф.П.,

«Утро», Яблонская Т.Н.,

«Зеркало», Пименов Ю.

Материалы: бумага, карандаш.

Ход урока

Этапы урока:

  1. Мобилизирующее начало.

  2. Изучение нового материала.

  3. Физкультминутка.

  4. Творческая практическая работа.

  5. Итоги урока. Рефлексия деятельности.

  1. Мобилизирующее начало

Эмоционально-психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока.

  1. Изучение нового материала

Тема нашего урока «Рисование интерьера комнаты».

Беседа с учащимися:

Сегодня мы будем выполнять наш рисунок линиями, изображать мир линиями.

— Это какой вид изобразительного искусства? (Графика)

— А чтобы правильно изображать предметы в пространстве, что надо применять в рисунке? (Перспективу)

— А что такое — перспектива? (Перспектива – наука, помогающая правильно изображать предметы в пространстве так, как мы видим их в натуре.)

— Кто назовёт правила перспективы?

— Кто следующее правило назовёт?

(Правила, законы перспективы или закономерности перспективного изменения предметов, их формы:

  1. При удалении от нашего глаза размеры предметов уменьшаются.

  2. Параллельные горизонтальные линии, удаляясь, не только сближаются, но на уровне глаз сходятся в одну точку – точку схода.

  3. Всё, что в натуре имеет вертикальное направление и на рисунке выглядит вертикальным.)

— Как вы думаете, что такое интерьер? Что значит это слово – интерьер?

Скажите своими словами.

Интерьер – это изображение внутреннего помещения различных зданий: учебных классов, жилых комнат, коридоров и т.д.

Интерьер – это организация внутреннего пространства.

— Как вы думаете, можно определить назначение помещения, комнаты по оформлению интерьера?

Посмотрим на репродукции различных картин художников, находящихся на классной доске.

— Что объединяет эти 4 репродукции художников? Что изображено?

(Изображение помещения, жилых комнат во фронтальной перспективе.)

— Кроме назначения помещения, жилых комнат, что ещё можно определить по оформлению интерьера? (Историческую эпоху, время событий.)

— Художники одинаково изобразили расположение фронтальной стены?

(на 3-х репродукциях – частичное изображение, на одной – полностью.)

— Кто хочет поделиться своей информацией, которую искал дома и хочет сообщить нам фамилию художника и название картины с изображением интерьера комнаты во фронтальной перспективе? Кто принёс репродукцию картины художника?

— Какое назначение комнаты, глядя на оформление интерьера на репродукции картины художника можно сказать?

— Итак, что мы сегодня будем рисовать на уроке? Какую решаемую проблему мы должны выполнить?

(Рисование интерьера комнаты во фронтальной перспективе.

Проблема – Как выполнить рисунок интерьера во фронтальной перспективе?)

— Кто хочет выйти к классной доске по желанию и покажет нам как он будет выполнять рисунок?

— А как вы думаете, что думает художник перед созданием своей работы?

(О композиции, о размещения рисунка на листе бумаги.)

Ученик рисует мелом на классной доске изображение интерьера комнаты.

— Как вы думаете, правильно выполнен рисунок?

— С чего надо начать выполнение рисунка?

(с расположения фронтальной стены на листе бумаги)

— Какие варианты расположения фронтальной стены на рисунке могут быть?

(левее, по центру, правее)

— Когда мы раннее, на прошлых уроках рисовали различные предметы во фронтальной перспективе – какую линию мы применяли и точку на этой линии для построения рисунка?

(линию горизонта и точку схода)

— Нужна нам эта линия горизонта и точка схода при рисовании интерьера комнаты?

Наметили на листе бумаги или на классной доске линию горизонта и точку схода.

Посмотрим на схемы построения интерьера «Перспективное построение интерьера во фронтальном положении».

От изменения места точки схода линий или точки зрения зависит и вид перспективы интерьера. Та боковая стена, на которой рисующий ближе находится, всегда будет в большем сокращении, чем противоположная.

Рисующий должен определить точку схода параллельных линий, которая всегда лежит на линии горизонта и зависит от места расположения рисующего.

Если левая и правая стенки одинаково удалены от нас, то главная точка схода будет располагаться на середине фронтальной стены. Если будем перемещаться влево или вправо, соответственно будет перемещаться и точка схода.

— Дальше что будем рисовать?

Нам надо наметить на рисунке боковые стены комнаты, пол, потолок.

Зная, что все параллельные горизонтальные линии, удаляющиеся от зрителя, сближаются и при продолжении сходятся в одной точке схода на линии горизонта, можно наметить боковые стенки. Те линии, которые расположены выше уровня глаз (линия потолка), кажутся опускающимися, ниже уровня глаз (линия пола) – поднимающимися.

— Вот мы наметили расположение фронтальной стены, потолка, боковых стен и пола. Дальше для рисования интерьера комнаты, что надо выполнить?

(нарисовать предметы – мебель в пространстве)

— Кто по желанию выйдет к классной доске и покажет выполнение рисунка окон, рисунка мебели во фронтальной перспективе?

— Есть ошибки в рисунке?

— А как надо выполнить рисунок?

Пользуясь методом линейно-конструктивного рисунка, рисующий изображает все предметы как бы прозрачными и тем самым имеет возможность точно определить положение каждого предмета в пространстве.

Рисунок стола у окна или рисунок дивана у стены начинается с изображения ребра боковой стены предмета, расположенной во фронтальной перспективе.

Затем намечается нижняя горизонтальная плоскость предмета. Построение рисунка начинается как-бы снизу- вверх.

Выполняется линейно-конструктивный рисунок каждого предмета в интерьере комнаты.

— Ребята, вот мы выполнили линейный, контурный рисунок интерьера комнаты во фронтальной перспективе, а далее, что нам надо выполнить для завершения рисунка?

(Выполнить объём каждого предмета, а в целом – комнаты.)

Объёмно-тональный рисунок.

Использовать различную штриховку для передачи объёма, формы изображаемых предметов средствами светотени.

  1. Физкультминутка

Физические упражнения:

— Встали прямо. Выпрямили спину. Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях. Движения рук в стороны. Несколько раз.

— Стоим прямо. Руки на талии. 2 наклона влево, 2 наклона вправо.

— Стоим прямо. Одна рука поднята вверх, другая – опущена вниз. Поочерёдно взмахи руками вверх и вниз. Несколько раз.

— Стоим прямо. Ноги на ширине плеч. Руки опущены вниз. Руки поднимаются вверх – вдох, опускаются в стороны и вниз – выдох. 2 раза.

  1. Творческая практическая работа

Задание: Нарисовать по представлению интерьер комнаты во фронтальной перспективе или сочинить интерьер комнаты.

— Ребята, мы сегодня на уроке займёмся творчеством.

Творчество – так называют работу художников в искусстве.

Каждый ученик должен сочинить интерьер комнаты в фронтальной

перспективе.

— Кто из учащихся повторит последовательность выполнения задания?

Последовательность выполнения задания:

  1. Линейный, контурный рисунок.

— Каждый ученик вспоминает о композиции – размещения рисунка на листе бумаги.

Композиция – структурное построение художественного произведения, соединение всех его компонентов в единое целое (сочинение, составление, расположение).

Выбор учеником расположения фронтальной стены (левее, прямо или правее) на листе бумаги.

— Наметить линию горизонта и точку схода на ней.

— Наметить расположение потолка, боковых стен, пола.

— Наметить положение каждого предмета в пространстве, пользуясь методом линейно-конструктивного рисунка.

2. Объёмно – тональный рисунок.

— Использовать различную штриховку для передачи объёма, формы изображаемых предметов средствами светотени.

Затушевка карандашом в различные тона от светлого до чёрного.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе, выполняя её карандашом.

— Ребята, во время работы с целью обнаружения ошибок в рисунке – сравнивайте свой способ действия и его результат с находящимися на уроке таблицами «Построение рисунка комнаты», репродукциями картин художников и схемами построения интерьера.

  1. Итоги урока. Рефлексия деятельности

Демонстрация работ учащихся.

Коллективный анализ рисунков.

Беседа с учащимися:

— Что такое интерьер помещения, жилой комнаты?

(Интерьер – это изображение внутреннего помещения различных зданий: учебных классов, жилых комнат, коридоров и т.д.)

— Вам удалось выполнить рисунок с изображением интерьера комнаты во фронтальной перспективе?

— Что вызвало затруднения?

— Что больше всего понравилось?

Домашнее задание:

Найти изображение интерьера комнаты в угловой перспективе на картинах художников. Желательно принести репродукцию картины на урок ИЗО. Сообщить фамилию художника и название картины.

Список использованных источников:

«Основы изобразительной грамоты». Автор Г.В. Беда, г. Москва, 1989 г.

15

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector