Разработка урока биологии в 6 классе по теме: «Разработка урока биологии в 6 классе»

МОУ Перкинская ООШ

Разработка урока биологии в 6 классе

Тема «Фотосинтез».

Разработала учитель биологии

Васильева Н.П.

Тема урока «Фотосинтез»

Тип урока – урок усвоения новых знаний

Цель: изучить процесс фотосинтеза.

Задачи:

Познакомить с процессами, происходящими в зелёном листе.

Определить значение процесса фотосинтеза в природе и жизни человека.

Развить навыки исследовательской работы: проводить эксперименты, делать выводы и обобщения.

Оборудование:

Компьютер, презентация PowerPoint, комнатные растения, схема процесса фотосинтеза, горячая вода, спирт, ванночки, пинцет, водный раствор йода, стеклянный колпак, лучинка.

Ход урока

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

Демонстрация слайда презентации с названием темы урока.

Учитель: Сегодняшний урок мы с вами начнём с басни И.А.Крылова «Листы и корни»

(зачитывает фрагмент басни).

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зелёностью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Чтоб было в нём без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей,

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарёй

Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаётесь с нами».

«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-

Им голос отвечал из — под земли смиренно.

«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?»-

Листы, по дереву шумя, залепетали.

«Мы те, —

Им снизу отвечали, —

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаёте?

Мы корни дерева, на коем вы цветёте.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится,-

Не станет дерева ни вас.

Итак, из басни мы видим, что между листьями и корнями идёт спор о главенствующей роли в жизни дерева.

Давайте вспомним, какое значение имеют корни в жизни растения?

Какие функции выполняют литья?

На сегодняшнем уроке мы познакомимся подробнее с фотосинтезирующей функцией листа.

Учитель создаёт проблемную ситуацию:

Растения являются автотрофами, т.е. производят органические вещества, которыми питаются все живые организмы.

Вопрос:

Где, из каких веществ, при каких условиях образуются в растениях органические вещества?

Давайте вспомним, как называется основная ткань листа?

(дети отвечают: фотосинтезирующая)

Что это значит?

Это означает, что здесь происходит процесс фотосинтеза.

Учитель:

Слово «фотосинтез» произошло от греческого «фотос» — свет и «синтез» — соединение, т.е. этот процесс происходит на свету.

(Демонстрация слайда.)

Фотосинтез – это процесс образования органических веществ (крахмала) из неорганических (углекислого газа и воды) в зелёных листьях с использованием солнечного света.

Давайте попробуем это доказать в результате опыта.

(демонстрация слайда)

Существуют вещества, с помощью которых можно узнать о наличии других веществ. Например, раствор йода помогает обнаружить крахмал – органическое вещество.

Учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, на кусочке белого хлеба.

Опыт №1. доказывающий ,что органические вещества не образуются в зелёных растениях при отсутствии света.

(демонстрация слайда)

  1. Срежем лист комнатного растения, выдержанного несколько дней в темноте.

  2. Обесцветим лист. Опустим лист в ванночку с кипятком, а потом в горячий спирт. Хлорофилл растворяется в спирте и лист обесцвечивается.

  3. Капнем на лист капельку йода.

Что мы наблюдаем?

Лист не изменил окраски.

Сделайте вывод.

Вывод 1: запись в тетрадях.

В листьях растений, находящихся долгое время в темноте не произошло образование органических веществ – крахмала.

Опыт №2. доказывающий, что органические вещества в зелёных листьях образуются на свету.

Возьмём комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте и прикрепим с обеих сторон листа этого растения полоску чёрной бумаги.

  1. Выставим растение на яркий свет.

  2. На следующий день срежем этот лист и обесцветим его.

  3. Промоем лист и капнем капельку йода.

Что мы наблюдаем?

Часть листа, закрытая полоской бумаги цвет не изменила. Часть листа, находившаяся на свету, окрасилась в синий цвет.

Вывод 2: Крахмал образуется только на свету.

Опыт №3. доказывающий, что органические вещества образуются в зелёных листьях

  1. Возьмём лист комнатного растения хлорофитума.

  2. Обесцветим лист.

  3. Капнем капельку йода.

Что мы наблюдаем?

Края листа посинели, а середина с белой полоской осталась без изменения.

Вывод 3: Крахмал образуется в зелёных листьях, т.е. там, где есть зелёный пигмент хлорофилл.

Опыт №4. доказывающий, что в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

(демонстрация слайда)

  1. Возьмём веточки растения и поместим их в стеклянные сосуды, закрытые крышкой.

  2. Наполним банки углекислым газом и плотно закроем.

  3. Одну банку поставили в тёмный шкаф.

  4. Другую банку выставили на яркий свет.

  5. Через сутки открыли банки и опустим в них горящую лучинку.

Что мы видим?

В банке, которая находилась в тёмном шкафу лучинка погасла.

В другой банке лучинка горит.

Вопрос: Какой газ поддерживает горение?

Ответ: кислород.

Вывод 4: В процессе фотосинтеза поглощается углекислый газ, а выделяется кислород. Этот процесс происходит в зелёных листьях на свету.

(показ слайда «Опыт Джозефа Пристли»)

Значение фотосинтеза

(показ слайда)

Фотосинтез идёт

На свету круглый год

Из простых минеральных веществ.

Солнце свет свой прольёт,

Луч на лист упадёт,

Чтобы всем подарить кислород.

И никак не поймёт наш упрямый народ

Что он дышит, ест и живёт,

Потому что с утра, лишь приходит пора,

Сладкий сок производит листва.

Запись в тетрадях:

Значение фотосинтеза.

  1. Образуется органическое вещество.

  2. Атмосфера обогащается кислородом.

  3. Поглощается углекислый газ.

III Закрепление. (демонстрация слайда с вопросами)

  1. Что такое фотосинтез?

  2. Где в растениях образуются органические вещества?

  3. Какие условия необходимы для образования крахмала в листьях?

  4. Какой газ в процессе фотосинтеза поглощается зелёными растениями?

  5. Какой газ растения выделяют в процессе фотосинтеза?

  6. Какое значение имеет процесс фотосинтеза в природе?

  7. Найдите биологическую ошибку:

    • Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических в хлоропластах листа на свету. Для протекания фотосинтеза необходимы следующие условия: наличие кислорода и воды, зеленых листьев и солнечного света.

    • В процессе фотосинтеза образуется органическое вещество – крахмал. Побочным продуктом фотосинтеза является углекислый газ и вода.

  8. Используя схему, расскажите о процессе фотосинтеза.

IV Домашнее задание

§ 34.

Творческое задание:

Напишите, каковы функции комнатных растений.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector