Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ №9
__________________ Андрюхина Т.Е.
30. 08. 2013 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Чудесная мастерская»: Декоративно-прикладное искусство
1 В класс
Составитель:
Климова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чудесная мастерская»: Декоративно-прикладное искусство» для 1 «В» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство».
Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Курс «Декоративно-прикладное искусство» представляет систему занятий для детей 1 класса.
Курс включает 66 занятий: два занятия в неделю, 33 учебных недели. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Продолжительность занятия в 1 классе – 35-40 минут.
Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.
5.Формирование умения решать творческие задачи.
6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Методы работы:
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
— исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
— беседы, диалоги;
— эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Формы проведения занятий:
— коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)
— индивидуальная работа;
— экскурсии;
— праздники.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
— определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
— в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
— развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…),
— формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (» Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия: («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий;
— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
— учиться работать по предложенному учителем плану;
— учиться оценивать результат работы — отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
— учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
— преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
— донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
— слушать и понимать речь других;
— совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
— получение первоначальных представлений о видах декоративно-прикладного искусства;
— получение представлений о значении труда в жизни человека и общества и важности правильного выбора профессии;
— приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;
— использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Кроме того, осуществляется подготовка к третьему уровню результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
— удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
— сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
-
тестирование;
-
анкетирование;
-
демонстрации;
— выставки творческих работ.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебно-материальная база
Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40-60 %.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.
На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.
Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.
При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.
Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.
Оформление:
— таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);
— сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);
— постоянно действующие выставки изделий.
Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. В кабинете должны быть постоянные и сменные экспозиции. Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.
Обеспечение программы:
Материалы:
-
бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;
-
ткани различные по цвету, фактуре, видам;
-
нитки;
-
природный материал;
-
клей-карандаш, клей ПВА;
-
краски гуашь, акварель;
-
пластилин, глина.
Инструменты и приспособления:
Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы, кисти, стеки, подкладная доска.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В программу включены следующие разделы:
-
Работа с природными материалами
-
Работа с бумагой
-
Работа с нитками
-
Работа с тканью
-
Выставки, экскурсии, праздники.
Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни
Содержание разделов построено по следующему алгоритму:
-
Исторический аспект
-
Связь с современностью
-
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
-
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрено участие в выставках.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
-
Вводное занятие 1 ч.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.
-
Работа с природными материалами 11 ч.
Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Правила заготовки и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Техника безопасности при работе с природными материалами.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями. Гербарий «Деревья нашего края», «Картинки из листьев». Оформление панно. Поделки из желудей, каштанов.
3. Работа с бумагой 18 ч.
Аппликация: знакомство с различными видами аппликации, с техникой оригами. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков, лодок; объемные игрушки (конусные поделки): забавные звери. Проведение конкурса.
Практическая работа: трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание, сминание. Выполнение творческих работ в технике аппликации, бумажной пластики.
4. Лепка 10 ч.
Выразительные возможности мягкого материала для лепки — глины и пластилина, солёного теста. Знакомство с изделиями из глины в народных промыслах.
Практическая работа: лепка фруктов, ягод, овощей, насекомых; лепка и раскрашивание посуды; «Закликаем птиц весной!» — лепка фигурок птиц. Оформление выставки «Мы — скульпторы»
5. Роспись 12 ч.
Знакомство с видами росписи в народном декоративно-прикладном искусстве.
Практическая работа: создание эскизов образцов декоративно-прикладного искусства – дымковская игрушка, гжель, хохломская роспись, виды матрёшек, филимоновская игрушка.
-
Работа с различными тканями и нитками 12 ч.
Знакомство с видами нитей и ткани, техника безопасности при работе с тканью. Знакомство с образцами народного искусства – народный костюм, вышивка, кружево, вязание.
Практическая работа: изготовление поделок из ниток: «Кукла-мартиничка», «Шар из ниток (ажурный кокон)», «Аппликация из ниток»; поделки из ткани: «Аппликация из ткани».
7. Отчетная выставка работ школьников 2 ч.
Подведение итогов работы в учебном году. Подготовка итоговой выставки работ в классе. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки работ.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
|||||
всего |
теория |
практика |
план |
факт |
||||
I. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
|
|
||
|
1 |
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. |
|
1 |
|
|
|
|
II. |
Работа с природными материалами |
11 |
2 |
9 |
|
|
||
|
2 |
Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. |
|
|
1 |
|
|
|
|
3. |
Правила заготовки и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Техника безопасности при работе с природными материалали |
|
1 |
|
|
|
|
|
4. |
Оформление гербария «Деревья нашего края» |
|
|
1 |
|
|
|
|
5. |
Оформление гербария «Деревья нашего края» |
|
|
1 |
|
|
|
|
6. |
Знакомство с образцами изделий из природных материалов – дерево, лоза, береста, камень |
|
1 |
|
|
|
|
|
7. |
Аппликация «Картинки из листьев» |
|
|
1 |
|
|
|
|
8. |
Аппликация «Картинки из листьев» |
|
|
1 |
|
|
|
|
9. |
Оформление панно из листьев, семян. |
|
|
1 |
|
|
|
|
10. |
Оформление панно из листьев, семян. |
|
|
1 |
|
|
|
|
11. |
Поделки из желудей, каштанов |
|
|
1 |
|
|
|
|
12. |
Поделки из желудей, каштанов |
|
|
1 |
|
|
|
III. |
Работа с бумагой |
18 |
1 |
17 |
|
|
||
|
13. |
Аппликация: знакомство с различными видами аппликации. Техника безопасности при работе с бумагой |
|
1 |
|
|
|
|
|
14. |
Аппликация: геометрический узор |
|
|
1 |
|
|
|
|
15. |
Аппликация: цветочный узор |
|
|
1 |
|
|
|
|
16. |
Аппликация из кусочков бумаги: Дары осени |
|
|
1 |
|
|
|
|
17. |
Аппликация из кусочков бумаги: Дары осени |
|
|
1 |
|
|
|
|
18. |
Аппликация из рваной бумаги: Цыплята |
|
|
1 |
|
|
|
|
19. |
Аппликация из рваной бумаги: Букет |
|
|
1 |
|
|
|
|
20. |
Объёмная аппликация: Цветы |
|
|
1 |
|
|
|
|
21. |
Объёмная аппликация: Цветы |
|
|
1 |
|
|
|
|
22. |
Оригами: Изготовление фигурок животных |
|
|
1 |
|
|
|
|
23 |
Оригами: Изготовление фигурок животных |
|
|
1 |
|
|
|
|
24 |
Изготовление модели самолёта |
|
|
1 |
|
|
|
|
25 |
Изготовление моделей лодок |
|
|
1 |
|
|
|
|
26 |
Игрушки из конуса |
|
|
1 |
|
|
|
|
27 |
Игрушки из конуса |
|
|
1 |
|
|
|
|
28 |
Аппликация с элементами оригами: Оформление панно из бумаги |
|
|
1 |
|
|
|
|
29 |
Аппликация с элементами оригами: Оформление панно из бумаги |
|
|
1 |
|
|
|
|
30 |
Оформление выставки работ |
|
|
1 |
|
|
|
IV |
Лепка |
10 |
1 |
9 |
|
|
||
|
31 |
Выразительные возможности мягкого материала для лепки — глины и пластилина, солёного теста. Знакомство с изделиями из глины в народных промыслах. |
|
1 |
|
|
|
|
|
32 |
Лепка фруктов, ягод, овощей |
|
|
1 |
|
|
|
|
33 |
Оформление коллективной работы: «Корзина Осени» |
|
|
1 |
|
|
|
|
34 |
Лепка фигурок насекомых |
|
|
1 |
|
|
|
|
35 |
Лепка фигурок животных |
|
|
1 |
|
|
|
|
36 |
Лепка фигурок птиц |
|
|
1 |
|
|
|
|
37 |
Лепка посуды |
|
|
1 |
|
|
|
|
38 |
Аппликация из пластилина |
|
|
1 |
|
|
|
|
39 |
Аппликация из пластилина |
|
|
1 |
|
|
|
|
40 |
Выставка работ «Мы – скульпторы» |
|
|
1 |
|
|
|
V |
Роспись |
13 |
1 |
12 |
|
|
||
|
41 |
Знакомство с видами росписи в народном декоративно-прикладном искусстве. |
|
1 |
|
|
|
|
|
42 |
Дымковская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки |
|
|
1 |
|
|
|
|
43 |
Дымковская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки |
|
|
1 |
|
|
|
|
44 |
Гжель: Знакомство с особенностями росписи, создание эскизов посуды |
|
|
1 |
|
|
|
|
45 |
Гжель: Знакомство с особенностями росписи, создание эскизов посуды |
|
|
1 |
|
|
|
|
46 |
Хохломская роспись: Знакомство с особенностями, создание эскиза |
|
|
1 |
|
|
|
|
47 |
Хохломская роспись: Знакомство с особенностями, создание эскиза
|
|
|
1 |
|
|
|
|
48 |
Филимоновская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки |
|
|
1 |
|
|
|
|
49 |
Филимоновская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки |
|
|
1 |
|
|
|
|
50 |
Виды матрёшек. Семёновская матрёшка: Знакомство с особенностями, создание эскиза |
|
|
1 |
|
|
|
|
51 |
Виды матрёшек. Матрёшка из Сергиева Посада: Знакомство с особенностями, создание эскиза |
|
|
1 |
|
|
|
|
52 |
Виды матрёшек. Матрёшка из Полховского Майдана: Знакомство с особенностями, создание эскиза |
|
|
1 |
|
|
|
|
53 |
Оформление выставки работ |
|
|
1 |
|
|
|
VI |
Работа с различными нитками и тканями |
11 |
2 |
9 |
|
|
||
|
54 |
Знакомство с видами нитей и ткани, техника безопасности при работе с тканью. |
|
1 |
|
|
|
|
|
55 |
Знакомство с образцами народного искусства – народный костюм, вышивка, кружево, вязание. |
|
1 |
|
|
|
|
|
56 |
«Кукла-мартиничка»: Знакомство с куклами-оберегами, изготовление кукол из ниток |
|
|
1 |
|
|
|
|
57 |
«Кукла-мартиничка»: изготовление кукол из ниток |
|
|
1 |
|
|
|
|
58 |
Изготовление шара из ниток (ажурный кокон): Овощи, фрукты |
|
|
1 |
|
|
|
|
59 |
Изготовление шара из ниток (ажурный кокон): Овощи, фрукты |
|
|
1 |
|
|
|
|
60 |
Аппликация из ниток |
|
|
1 |
|
|
|
|
61-62 |
Аппликация из ткани |
|
|
1 |
|
|
|
|
63 |
Аппликация из ткани и ниток: Изготовление панно |
|
|
1 |
|
|
|
|
64 |
Аппликация из ткани и ниток: Изготовление панно |
|
|
1 |
|
|
|
VII |
Подведение итогов работы за год. Выставка работ |
2 |
|
2 |
|
|
||
|
65 |
Подготовка выставки лучших работ |
|
|
1 |
|
||
|
66 |
Выставка работ. Выбор лучших работ, награждение победителей. |
|
|
1 |
|
|
|
|
Итого |
66 |
8 |
58 |
|
|
Литература
-
Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В.Алексеева.-М.,1991.
-
Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д.Алёхин. – М.,1994.
-
Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горячева. М., 1991.
-
Дидактический материал для уроков труда.
-
Клиентов А. « Народные промыслы» Издательство «Белый город» М. 2006
-
Конышева Н.М. «Чудесная мастерская». М.: 2005г.
-
Коротеева Е.И. Азбука аппликации./ Е.И. Коротеева. –М., 2009.
-
Коротеева Е.И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков./ Е.И. Коротеева. –М., 2009.
-
Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги/ Е.И. Коротеева. –М., 2009.
-
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов. / Е.И. Коротеева. –М., 2003.
-
Коротеева Е.И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток/ Е.И. Коротеева. –М., 2009.
-
Котаргинова Е. Н. «Квиллинг. Бумажная пластика»
-
Неменский Б.М. Мудрость красоты/ Б.М. Неменский. – М., 1987.
-
Петрова И. М. «Объемная аппликация»
-
«Разноцветные поделки из природных материалов» С. Гардт. 2005г.
-
« Природный материал и фантазия» автор — составитель Л. И. Трепетунова.2009 г.
-
Журналы «Юный художник», «Мастерилка» и др.
-
Сайт вектор-успеха.рф. Конкурс мастер-классов «Бумажное творчество», 2012 год