Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чудесная мастерская»: Декоративно-прикладное искусство 1 Класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Павлово-Посадского муниципального района

Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ №9

__________________ Андрюхина Т.Е.

30. 08. 2013 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Чудесная мастерская»: Декоративно-прикладное искусство

1 В класс

Составитель:

Климова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чудесная мастерская»: Декоративно-прикладное искусство» для 1 «В» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство».

Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Возрастная группа обучающихся, объем часов. Курс «Декоративно-прикладное искусство» представляет систему занятий для детей 1 класса.

Курс включает 66 занятий: два занятия в неделю, 33 учебных недели. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Продолжительность занятия в 1 классе – 35-40 минут.

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

Задачи курса

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

воспитание целеустремленности и настойчивости;

формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.

5.Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Методы работы:

— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— частично-поисковый (в форме игры, конкурса);

— исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);

— беседы, диалоги;

— эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);

— репродуктивный (воспроизводящий);

— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Формы проведения занятий:

— коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)

— индивидуальная работа;

— экскурсии;

— праздники.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

— определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

— в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

— развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…),

— формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (» Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия: («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий;

— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

— учиться работать по предложенному учителем плану;

— учиться оценивать результат работы — отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;

— учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

— преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

— донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

— слушать и понимать речь других;

— совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

— получение первоначальных представлений о видах декоративно-прикладного искусства;

— получение представлений о значении труда в жизни человека и общества и важности правильного выбора профессии;

— приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;

— использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Кроме того, осуществляется подготовка к третьему уровню результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

— сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • демонстрации;

— выставки творческих работ.

Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учебно-материальная база

Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40-60 %.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.

На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.

Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.

При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.

Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.

Оформление:

— таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);

— сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);

— постоянно действующие выставки изделий.

Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. В кабинете должны быть постоянные и сменные экспозиции. Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.

Обеспечение программы:

Материалы:

  • бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;

  • ткани различные по цвету, фактуре, видам;

  • нитки;

  • природный материал;

  • клей-карандаш, клей ПВА;

  • краски гуашь, акварель;

  • пластилин, глина.

Инструменты и приспособления:

Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы, кисти, стеки, подкладная доска.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с природными материалами

  2. Работа с бумагой

  3. Работа с нитками

  4. Работа с тканью

  5. Выставки, экскурсии, праздники.

Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни

Содержание разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект

  2. Связь с современностью

  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрено участие в выставках.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    1. Вводное занятие 1 ч.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.

    1. Работа с природными материалами 11 ч.

Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Правила заготовки и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Техника безопасности при работе с природными материалами.

Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями. Гербарий «Деревья нашего края», «Картинки из листьев». Оформление панно. Поделки из желудей, каштанов.

3. Работа с бумагой 18 ч.

Аппликация: знакомство с различными видами аппликации, с техникой оригами. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков, лодок; объемные игрушки (конусные поделки): забавные звери. Проведение конкурса.

Практическая работа: трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание, сминание. Выполнение творческих работ в технике аппликации, бумажной пластики.

4. Лепка 10 ч.

Выразительные возможности мягкого материала для лепки — глины и пластилина, солёного теста. Знакомство с изделиями из глины в народных промыслах.

Практическая работа: лепка фруктов, ягод, овощей, насекомых; лепка и раскрашивание посуды; «Закликаем птиц весной!» — лепка фигурок птиц. Оформление выставки «Мы — скульпторы»

5. Роспись 12 ч.

Знакомство с видами росписи в народном декоративно-прикладном искусстве.

Практическая работа: создание эскизов образцов декоративно-прикладного искусства – дымковская игрушка, гжель, хохломская роспись, виды матрёшек, филимоновская игрушка.

  1. Работа с различными тканями и нитками 12 ч.

Знакомство с видами нитей и ткани, техника безопасности при работе с тканью. Знакомство с образцами народного искусства – народный костюм, вышивка, кружево, вязание.

Практическая работа: изготовление поделок из ниток: «Кукла-мартиничка», «Шар из ниток (ажурный кокон)», «Аппликация из ниток»; поделки из ткани: «Аппликация из ткани».

7. Отчетная выставка работ школьников 2 ч.

Подведение итогов работы в учебном году. Подготовка итоговой выставки работ в классе. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки работ.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

всего

теория

практика

план

факт

I.

Вводное занятие

1

1

1

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.

1

II.

Работа с природными материалами

11

2

9

2

Экскурсия в парк. Сбор природных материалов.

1

3.

Правила заготовки и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Техника безопасности при работе с природными материалали

1

4.

Оформление гербария «Деревья нашего края»

1

5.

Оформление гербария «Деревья нашего края»

1

6.

Знакомство с образцами изделий из природных материалов – дерево, лоза, береста, камень

1

7.

Аппликация «Картинки из листьев»

1

8.

Аппликация «Картинки из листьев»

1

9.

Оформление панно из листьев, семян.

1

10.

Оформление панно из листьев, семян.

1

11.

Поделки из желудей, каштанов

1

12.

Поделки из желудей, каштанов

1

III.

Работа с бумагой

18

1

17

13.

Аппликация: знакомство с различными видами аппликации. Техника безопасности при работе с бумагой

1

14.

Аппликация: геометрический узор

1

15.

Аппликация: цветочный узор

1

16.

Аппликация из кусочков бумаги: Дары осени

1

17.

Аппликация из кусочков бумаги: Дары осени

1

18.

Аппликация из рваной бумаги: Цыплята

1

19.

Аппликация из рваной бумаги: Букет

1

20.

Объёмная аппликация: Цветы

1

21.

Объёмная аппликация: Цветы

1

22.

Оригами: Изготовление фигурок животных

1

23

Оригами: Изготовление фигурок животных

1

24

Изготовление модели самолёта

1

25

Изготовление моделей лодок

1

26

Игрушки из конуса

1

27

Игрушки из конуса

1

28

Аппликация с элементами оригами: Оформление панно из бумаги

1

29

Аппликация с элементами оригами: Оформление панно из бумаги

1

30

Оформление выставки работ

1

IV

Лепка

10

1

9

31

Выразительные возможности мягкого материала для лепки — глины и пластилина, солёного теста. Знакомство с изделиями из глины в народных промыслах.

1

32

Лепка фруктов, ягод, овощей

1

33

Оформление коллективной работы: «Корзина Осени»

1

34

Лепка фигурок насекомых

1

35

Лепка фигурок животных

1

36

Лепка фигурок птиц

1

37

Лепка посуды

1

38

Аппликация из пластилина

1

39

Аппликация из пластилина

1

40

Выставка работ «Мы – скульпторы»

1

V

Роспись

13

1

12

41

Знакомство с видами росписи в народном декоративно-прикладном искусстве.

1

42

Дымковская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки

1

43

Дымковская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки

1

44

Гжель: Знакомство с особенностями росписи, создание эскизов посуды

1

45

Гжель: Знакомство с особенностями росписи, создание эскизов посуды

1

46

Хохломская роспись: Знакомство с особенностями, создание эскиза

1

47

Хохломская роспись: Знакомство с особенностями, создание эскиза

1

48

Филимоновская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки

1

49

Филимоновская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки

1

50

Виды матрёшек. Семёновская матрёшка: Знакомство с особенностями, создание эскиза

1

51

Виды матрёшек. Матрёшка из Сергиева Посада: Знакомство с особенностями, создание эскиза

1

52

Виды матрёшек. Матрёшка из Полховского Майдана: Знакомство с особенностями, создание эскиза

1

53

Оформление выставки работ

1

VI

Работа с различными нитками и тканями

11

2

9

54

Знакомство с видами нитей и ткани, техника безопасности при работе с тканью.

1

55

Знакомство с образцами народного искусства – народный костюм, вышивка, кружево, вязание.

1

56

«Кукла-мартиничка»: Знакомство с куклами-оберегами, изготовление кукол из ниток

1

57

«Кукла-мартиничка»: изготовление кукол из ниток

1

58

Изготовление шара из ниток (ажурный кокон): Овощи, фрукты

1

59

Изготовление шара из ниток (ажурный кокон): Овощи, фрукты

1

60

Аппликация из ниток

1

61-62

Аппликация из ткани

1

63

Аппликация из ткани и ниток: Изготовление панно

1

64

Аппликация из ткани и ниток: Изготовление панно

1

VII

Подведение итогов работы за год. Выставка работ

2

2

65

Подготовка выставки лучших работ

1

66

Выставка работ. Выбор лучших работ, награждение победителей.

1

Итого

66

8

58


Литература

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В.Алексеева.-М.,1991.

  2. Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д.Алёхин. – М.,1994.

  3. Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горячева. М., 1991.

  4. Дидактический материал для уроков труда.

  5. Клиентов А. « Народные промыслы» Издательство «Белый город» М. 2006

  6. Конышева Н.М. «Чудесная мастерская». М.: 2005г.

  7. Коротеева Е.И. Азбука аппликации./ Е.И. Коротеева. –М., 2009.

  8. Коротеева Е.И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков./ Е.И. Коротеева. –М., 2009.

  9. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги/ Е.И. Коротеева. –М., 2009.

  10. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов. / Е.И. Коротеева. –М., 2003.

  11. Коротеева Е.И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток/ Е.И. Коротеева. –М., 2009.

  12. Котаргинова Е. Н. «Квиллинг. Бумажная пластика»

  13. Неменский Б.М. Мудрость красоты/ Б.М. Неменский. – М., 1987.

  14. Петрова И. М. «Объемная аппликация»

  15. «Разноцветные поделки из природных материалов» С. Гардт. 2005г.

  16. « Природный материал и фантазия» автор — составитель Л. И. Трепетунова.2009 г.

  17. Журналы «Юный художник», «Мастерилка» и др.

  18. Сайт вектор-успеха.рф. Конкурс мастер-классов «Бумажное творчество», 2012 год

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *