Рабочая программа по технологии для 1 – 4 классов (Т.М. Геронимус)

Рабочая программа

по технологии

для 1 – 4 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы — Т.М. Геронимус), составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта, утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.

Программа  соответствует  Основной образовательной программе  и Учебному плану МБОУ СОШ №8 с. Большесидоровского.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов технологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

ЦЕЛИ

  • Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

  • Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;

  • Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;

  • Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;

  • Умение выделять признаки и свойства предмета;

  • Умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов;

  • Практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета технология являются:

  • практико-ориентированная направленность содержания обучения;

  • применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

  • применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

  • Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

  • Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

  • Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 203 часа для обязательного изучения технологии на ступени начального образования, из них в 1 классе – 33ч, во 2 классе – 34ч, в 3 – 4 классе – по 68 часов.

Формы образовательных технологий:

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  2. Технологии организации проектной деятельности;

  3. Групповая работа

  4. Современные информационные технологии

  5. Технологии проблемно-диалогового общения

Основное содержание предмета

Учимся размышлять

1. Принимаем участие в коллективном обсуждении конструкции, рассматривая образец изделия в сборе.

Сравниваем технический рисунок и эскиз развертки с образцом изделия, различаем на графических изображениях линии контура, разреза внутри контура, линии сгиба, размерные и выносные.

Самостоятельно подсчитываем габаритные размеры по имеющимся частным, определяем величину необходимой заготовки. Ищем зависимость размеров конусообразной детали от величины части используемого круга.

2. Коллективно обсуждаем технологию изготовления изделия, обосновывая выбор и чередование операций, заменяем трудоемкие операции на более простые без ущерба для качества работы.

3. Перечисляя необходимый инструментарий, выделяем правила безопасной работы, требующие их соблюдения на конкретном уроке.

Различаем рабочие части у инструментов: грифель у карандаша, тонкая грань у фальцовки, грань со шкалой у линейки, полотно с режущим краем у ножа и ножниц, острие у иглы и булавки, щетинка у кисточки, игла у шила.

Обосновываем план оснащения рабочего места.

4. Осознанно выбираем для изготовления изделий материалы: коробочный, переплетный и цветной картон, коленкор, ледерин, цветная бумага для аппликаций, глянцевая календарная бумага, бархатная бумага.

Белая, набивная и гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, тесьма «вьюнок», катушечные нитки № 40 и, 50, мулине.

Силикатный клей, ПВА, резина, полимерная пленка, природные минеральные материалы: ракушки, скорлупа яиц.

  1. Исследуем изменения линейных размеров и прочности бумаги при намокании.

  2. Устанавливаем основные технологические этапы изготовления бумаги в промышленности.

Готовимся к практической работе

  1. Самостоятельно размещаем на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты. Проверяем их исправность.

  2. В зависимости от используемого материала оборудуем места санитарно-гигиеническим инвентарем и приспособлениями.

  3. Читаем графическую и словесную инструкционную карту, проверяем соответствие размеров заготовки габаритным размерам деталей на эскизе.

Учимся выполнять новые операции

  • Вырезаем по разметке ножом окно в картонной заготовке.

  • Прокалываем картон шилом.

  • Выполняем рицовку на картоне.

  • Окантовываем картон бумажными полосами.

  • Склеиваем дугообразный край сектора в «фунтик».

  • Наклеиваем разглаженные соломинки встык на кальку.

  • Пришиваем пуговицы в прокол.

  • Пришиваем швом через край тесьму и сутаж.

  • Окрашиваем ткань гуашевой краской по трафарету.

  • Вышиваем тамбурным швом.

  • Наматываем нитяной кокон на резиновую основу.

  • Плетем плоские и объемные изделия из одиночных бумажных полос.

  • Окрашиваем бумагу набрызгом.

  • Наклеиваем мельчайшие кусочки лоскутной мозаики (прищипываем)

1 класс

1 четверть (9 ч):

•        Урок-экскурсия “Красота окружающей природы”.

•        Плоская аппликация из семян на картонной основе.

•        Композиция из засушенных соцветий на открытке.

•        Тематические аппликации из засушенных листьев “Лес после дождя”, “Подводное царство”, “Бабочки на лугу”.

•        Работа с бумагой. Правила складывания оригами. Поделки “Собачка”, “Кот”.

•        Оригами. Поделки “Мышка”, “Рыбка”.

•        Окрашивание бумаги “Клякса”. Гофрированная бабочка из самостоятельно окрашенной бумаги.

•        Плоские бумажные аппликации с небольшими мозаичными фрагментами.

•        Многоцветные резаные мозаичные аппликации сложного контура: “Петушок”, “Рыбка”.

2 четверть (7 ч):

•        Картонный поднос-сет, украшенный переводными картинками.

•        Именные карточки для стола с аппликациями.

•        Ребристые елочные игрушки: “Шар”, “Груша”, “Яблоко”.

•        Гнутые елочные игрушки из квадратов “Самоцвет”.

•        Ажурные изделия из складной заготовки “Снежинка”.

•        Подвеска из яичной скорлупы “Фонарик светлячка”.

•        Снеговик из ватных шариков, обсыпанных блестками.

3 четверть (9 ч):

•        Бумажная аппликация из рваных деталей “Лес зимой”.

•        Поролоновый игольник.

•        Сервировочная салфетка с бахромой и мережечной дорожкой.

•        Вышивка швом “вперед иголку” по мережечной дорожке.

•        Автомобиль и другие игрушки из спичечных коробков.

•        Гараж-ракушка из плотной бумаги.

•        Игрушки из картонных трубочек: “Баба-Яга”.

•        Игрушки из картонных трубочек: “Пушка”, “Солдатик”.

•        Бумажный плетеный коврик с каймой.

4 четверть (8 ч):

•        Выпуклая аппликация “Утренний цветок”.

•        Выпуклая аппликация “Ваза с цветами”.

•        Пасхальные сувениры: роспись скорлупы фломастером.

•        Пасхальные сувениры: украшение скорлупы резаной мозаикой.

•        Игрушки из объемных природных материалов: “Совенок”, “Мышонок”.

•        Игрушки из природных материалов: “Бабочка”, “Петушок”, “Бычок”.

•        Работа с природными материалами: “Лесная поляна”.

•        Вертушка.

2 класс

1 четверть (9 ч):

•        Аппликация из целых и рассеченных листьев на картоне.

•        Объемные игрушки из природных материалов.

•        Композиции из семян.

•        Складная коробка для отходов.

•        Оригами. “Лебедь и утка”.

•        Оригами. “Цветы”.

•        Обрывная аппликация “Дельфин”.

•        Объемная аппликация “Рыбка”.

•        Мозаика из обрывных кусочков.

2 четверть (8 ч):

•        Аппликация из геометрических фигур “Ежик”.

•        Объемная аппликация “Аквариум”.

•        Аппликация с использованием симметричных изображений.

•        Игрушки из бумажных полосок.

•        Елочная подвеска из гнутых полос.

•        Объемные ребристые игрушки из повторяющихся деталей.

•        Новогодние подвески из конуса.

•        Композиция на тему “Мастерская Деда Мороза”.

3 четверть (10 ч):

•        Швы: “вперед иголку”, “стебельчатый”.

•        Салфетка, вышитая стебельчатым швом.

•        Швы: “вперед иголку”, “через край”.

•        Однослойная прихватка.

•        Однослойная прихватка (отделка работы).

•        Мартинички – человечки из ниток.

•        Мартинички – человечки из ниток (декор работы).

•        Куколки-головки из целой яичной скорлупы.

•        Пасхальные сувениры из скорлупы.

•        Праздничная открытка “Зайчик”.

4 четверть (7 ч):

•        Игрушки из спичечных коробков.

•        Игрушки из спаренных спичечных коробков.

•        Игрушки из “киндер-сюрпризов”.

•        Изготовление записной книжки.

•        Декоративная отделка записной книжки.

•        Пришивание пуговиц. Панно на основе пришитых пуговиц.

•        Творческая работа “Художественные образцы из готовых форм”.

3 класс

1 четверть (18 ч):

•        Приемы складывания коробки с крышкой. Складная “коробка-матрешка”.

•        Экскурсия. Сбор природных материалов.

•        Правила хранения природных материалов.

•        Правила приклеивания и сушки листовых природных материалов. Настенное панно из листьев “Каркуша”.

•        Приемы создания фактурной поверхности на картонной заготовке для будущей аппликации.

•        Соотношение окраски лицевой и изнаночной поверхностей. Аппликация “Букет”.

•        Приемы обработки соломки. Правила подбора заготовок по цвету, блеску, направлению волокон.

•        Плоские аппликации из разглаженной соломки.

•        Разновидности плоских мозаичных аппликаций. “Прищипанные” аппликации.

•        “Прищипанные” аппликации. Приемы отрывания и наклеивания “лепестков” аппликации.

•        Выпуклые аппликации. Поздравительная открытка.

•        Двойная поздравительная открытка с объемными цветами. Разметка на глаз.

•        Прорезная (ажурная закладка). Правила чтения эскиза.

•        Лабораторное занятие “Производство бумаги. Свойства бумаги”.

•        Приемы разметки одинаковых деталей на складной заготовке. Изделие “Друзья на празднике”.

•        Приемы вырезания внутренних углов. “Друзья на празднике” (продолжение работы).

•        Переплетные работы. Папочка-игольница.

•        Переплетные работы. Папочка-игольница (продолжение работы).

2 четверть (13 ч):

•        Раскрашивание бумаги под мрамор.

•        Приемы закрепления краски на поверхности, на бумаге.

•        Картонный поднос-сет, украшенный мраморной бумагой и блестками.

•        Фигурки из бумажных салфеток. Простой и двойной конусы.

•        Использование готовых форм (картонных цилиндров) как опоры для игрушки.

•        Елочная подвеска “Фонтанчик”.

•        Правила разметки циркулем. Приемы склеивания конуса. Елочная подвеска “Колокольчик”.

•        Приемы разметки по линейке и угольнику. Елочная подвеска “Жар-птица”.

•        Особенности операции нарезания сложенной вдвое заготовки. Приемы разметки по линейке.

•        Прямоугольные прорезные изделия. Ажурный фонарик.

•        Ажурная гирлянда.

•        Прием фигурного обтягивания круга нитью по зубчатому краю. Елочная подвеска “Зимнее солнышко”.

•        Правила вырезания заготовки по внутреннему контуру. “Полумаска” с кружевами.

3 четверть (18 ч):

•        Деление круга на секторы складыванием. Приемы склеивания дугообразного края в фунтик.

•        Изделия из рассеченных кругов. “Цветок-булавочница”.

•        Изделия из рассеченных кругов. “Ежик”.

•        Изделия из рассеченных кругов. “Ежик” (продолжение работы).

•        Петельный шов.

•        Приемы вырезания деталей с отверстием внутри. Игольница в форме сердечка.

•        Игольница в форме сердечка (продолжение работы).

•        Происхождение шерстяных тканей, их свойства.

•        Приемы пришивания пуговиц в прокол.

•        Работа с текстильными материалами. Грелка на чайник.

•        Грелка на чайник (продолжение работы).

•        Разметка на полимерных материалах. Мартишоры “Цветы из кругов”.

•        Мартишоры “Цветы из кругов” (продолжение работы).

•        Приемы использования обрезков старых ниток. Колобок из помпона.

•        Колобок из помпона (продолжение работы).

•        Приемы продавливания линий сгиба фальцовкой. Приемы разметки на просвет.

•        “Папочка для вкусностей” (кулинарных рецептов).

•        Изгибание заготовки в двух плоскостях. “Лепестковые цветы”.

4 четверть (17 ч):

•        Приемы использования старых обрезков цветной бумаги. “Веселые струйки”.

•        Варианты аппликации на гнутой поверхности. Декоративные настольные куклы из цилиндра.

•        Объемные игрушки из природных материалов: “Путешественницы”, “Бедная Баба Яга”, “Веселые медвежата”.

•        Приемы подготовки яичной скорлупы к работе. Аппликация из дробленной яичной скорлупы.

•        Игрушки из нитяного ажурного кокона. Технология изготовления ажурного нитяного кокона. Отделка кокона бумажными деталями.

•        Практика работы на компьютере (12 ч):

–        Информационные технологии.

–        Знакомство с компьютером. Компьютеры в школе.

–        Правила поведения в компьютерном классе. Экскурсия в компьютерный класс.

–        Основные устройства компьютера: монитор, системный блок, клавиатура, мышь.

–        Включение и выключение компьютера. Рабочий стол на экране компьютера. Практическая работа.

–        Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа.

–        Компьютерная графика. Графические редакторы.

–        Основные операции при рисовании. Практическая работа.

–        Создание рисунков. Практическая работа.

–        Компьютерная анимация.

–        Компьютерное проектирование.

–        Компьютерные игры.

4 класс

1 четверть (18 ч):

•        Экскурсия в парк за природными материалами. Сортировка и закладка на хранение собранного материала.

•        Объемные игрушки из природных материалов: “Райская птичка”, “Папа и сыночек”, “На отдыхе”, “Лесные строители”.

•        Работа с соломкой. Приемы изгибания на фальцовке деталей из распластанной соломы.

•        Выпуклая аппликация из соломки “Бабочка”. Приемы окрашивания деталей “набрызгом”.

•        Игрушки из нескольких помпонов. Связывание нескольких помпонов в цепочку.

•        Игрушки из нескольких помпонов “Совенок”. Жесткое соединение помпонов шпилькой.

•        Ребристая упаковка для объемного подарка “Секретик”. Деление окружности на три части циркулем.

•        Переплетные работы. Правила сшивания деталей в три приема. “Тетрадка-малышка”.

•        Виды картона, происхождение, свойства. Приемы соединения деталей скобами. Блокнот для записей.

•        Приемы склеивания части круга в конус. “Лягушонок-озорник” из бумажных конусов.

•        Правила безопасного резания тонкого металла. Приемы сгибания металлических полос.

•        Подсвечник из металлической банки.

•        Фигурки из бумажных салфеток: “Лилия”, “Шляпа кардинала”, “Королевская мантия”.

•        Выпуклые плетеные изделия. Плетеный браслет.

•        Приемы склеивания кожаных и текстильных деталей. “Сумочка-сюрпризница”.

•        Переплетные работы. Конструктивные элементы книги. Устройство составной переплетной крышки. “Папочка-игольница”.

•        Складные изделия со щелевым замком. Раскладной конверт.

•        Складные изделия со щелевым замком. Подарочный конверт с аппликацией.

2 четверть (14 ч):

•        Виды текстильных материалов: ткань, нитки, тесьма, лента. Швы.

•        Работа с текстильными материалами. Склеивание деталей полиэтиленом. Однослойная прихватка.

•        Однослойная прихватка. Декоративная отделка изделия.

•        Особенности шитья изделий шарообразной формы из ткани.

•        Работа с текстильными материалами. “Браслет-булавочница”.

•        “Браслет-булавочница”. Дизайн изделия.

•        Некоторые разновидности термопластов. Свойства поролона.

•        Игрушки из поролона.

•        Елочное украшение “Складная звезда”.

•        Елочная подвеска “Золотая рыбка”.

•        Приемы деления круга на четыре части складыванием. Приемы склеивания конусов.

•        Подвеска из конусов “Петрушка”.

•        Правила изготовления ажурного нитяного кокона. Приемы отделки коконов.

•        Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона “Сова”.

3 четверть (19 ч):

•        Приемы подвижного соединения деталей. Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”.

•        Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”. Декоративная отделка изделия.

•        Технология получения папье-маше на неразрезанной упругой форме. Отделка работы жесткими деталями.

•        Копилка из папье-маше на резиновой форме “Поросенок”.

•        Папье-маше. Копилка “Поросенок”. Декоративная отделка работы.

•        Нитяной кокон. Приемы разрезания кокона пополам, уплощения отдельных участков.

•        Конфетница из половины нитяного ажурного кокона.

•        Работа с искусственной кожей. Кожаный брелок для ключей.

•        Приемы разметки по шаблону, на просвет и по выкройке. “Кармашек для мелочей”.

•        “Кармашек для мелочей”. Декоративная отделка изделия.

•        Работа с картоном, бумагой и лентой. Подвес для прищепок “Обезьянка”.

•        Подвес для прищепок “Обезьянка”. Декоративная отделка изделия.

•        Работа с текстильными материалами. Ремонт одежды. Штопка.

•        Устройство лобзика. Правила заправки пилки в лобзик. Приспособления для выпиливания. Приемы пиления. Разметка фигурок, выпиливание.

•        Фигурки из пенопласта на подвижном подвесе “Лебединое озеро”.

•        Пенопластовые фигурки “Лебединое озеро”. Декоративная отделка изделия.

•        Игрушка из полуфабрикатов “Японка”.

•        Игрушка из полуфабрикатов “Японка”. Декоративная отделка изделия.

•        Общественно полезный труд. Правила подготовки изделия к демонстрации на выставке.

4 четверть (17 ч):

•        Основные устройства компьютера. Правила поведения в компьютерном классе.

•        Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа.

•        Файлы и папки (каталоги).

•        Операции с файлами и папками. Практическая работа.

•        Компьютерное письмо.

•        Правила клавиатурного письма. Практическая работа.

•        Операции при создании текстов. Практическая работа.

•        Оформление текстов. Практическая работа.

•        Организация текстов. Практическая работа.

•        Создание печатных публикаций.

•        Иллюстрации, схемы и таблицы в публикациях. Практическая работа.

•        Создание электронных публикаций.

•        Гиперссылки в публикациях.

•        Звуки, видео и анимация в электронных публикациях.

•        Поиск информации.

•        Поисковые системы. Поисковые запросы.

•        Сохранение результатов поиска.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

По результатам практической работы на компьютере выпускники начальной школы должны знать (понимать):

•        основные источники информации;

•        назначение основных устройств компьютера;

•        правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

•        поиска необходимой информации;

•        изменения и создания при помощи компьютера простых информационных объектов.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

  • Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

  • Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

  • Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

1-й класс

К окончанию обучения по курсу “Технология” в 1-м классе обучающиеся должны знать:

•        что такое деталь как составная часть изделия;

•        что такое конструкция;

•        что конструкции бывают однодетальными и многодетальными;

•        что такое неподвижное соединение деталей;

•        виды материалов – природные, искусственные (бумага, картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;

•        последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

•        способы разметки: сгибанием, по шаблону;

•        способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

•        виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;

•        название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

•        правила безопасности труда;

•        правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

•        правила организации рабочего места.

Обучающиеся должны уметь:

•        наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

•        различать материалы и инструменты по их назначению;

•        различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

•        качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея;

•        эстетично и аккуратно оформлять изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и ее вариантами;

•        использовать для сушки плоских изделий пресс;

•        безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

•        выполнять правила культурного поведения в общественных местах.

Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:

•        под контролем учителя рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;

•        с помощью учителя проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку;

•        при поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

2-й класс

К окончанию обучения по курсу “Технология” во 2-м классе обучающиеся должны знать:

•        названия материалов, ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;

•        правила:

–        безопасности труда при работе с ручным инструментом;

–        разметки по шаблонам, линейке, угольнику с применением циркуля;

–        сгибания бумаги и картона по линиям разметки;

–        резания ножом с помощью пальцев и линейки;

•        приемы соединений (разъемные, не разъемные).

Обучающиеся должны уметь:

•        соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

•        составлять план предстоящей работы;

•        обрабатывать ручными инструментами различные материалы;

•        изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;

•        экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, оборудованию.

Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:

•        под руководством учителя читать графическую инструкционную карту, сравнивать ее данные с образцом изделия;

•        самостоятельно:

–        размещать на рабочем месте инструменты индивидуального пользования, приспособления, санитарно-гигиенический инвентарь, проверять исправность инструментов;

–        выбирать заготовки нужного размера, цвета, фактуры.

3-й класс

К окончанию обучения по курсу “Технология” в 3-м классе обучающиеся должны знать:

•        названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, ткани);

•        простейшие способы достижения прочности конструкций;

•        последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

•        линии чертежа;

•        правила безопасной работы с канцелярским ножом;

•        технику выполнения косой строчки, ее варианты, назначение.

Обучающиеся должны уметь:

•        соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

•        под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

•        читать простейшие чертежи (эскизы) разверток;

•        соблюдать последовательность выполнения разметки развертки (от габаритов – к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;

•        выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;

•        изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

•        подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

•        выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;

•        оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами.

Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:

•        с помощью учителя искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем;

•        самостоятельно:

–        размещать на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты, проверять их исправность;

–        читать графическую и словесную инструкционную карту, проверять соответствие размеров заготовки габаритным размерам деталей на чертеже.

4-й класс

К окончанию обучения по курсу “Технология” в 4-м классе обучающиеся должны знать:

•        правила культуры труда;

•        названия изученных материалов, инструментов и приспособлений, их назначение;

•        правила безопасного труда при работе колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;

•        правила планирования и организации труда;

•        способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой;

•        основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота).

Обучающиеся должны уметь:

•        соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

•        составлять план предстоящей работы;

•        обрабатывать ручными инструментами различные материалы;

•        изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;

•        определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления или выбранных самостоятельно изделий;

•        подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий;

•        эстетично оформлять изделия.

Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:

•        с помощью учителя:

–        выбирать темы для практических и проектных работ;

–        искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем;

•        самостоятельно:

–        разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их;

–        распределять обязанности в группе;

–        организовывать рабочее место и подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления в соответствии с разработанным проектом;

–        экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

  • степень самостоятельности,

  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходует материалы, работа аккуратная.

«4» ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка

«3» ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.

Список литературы

Основная:

  • Литература для учащихся:

    1. Геронимус Т.М. Технология. 1 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]

    2. Геронимус Т.М. Технология. 2 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]

    3. Геронимус Т.М. Технология. 3 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]

    4. Геронимус Т.М. Технология. 4 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]

    5. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 1 класс: Рабочая тетрадь

    6. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 2 класс: Рабочая тетрадь

    7. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 3 класс: Рабочая тетрадь

    8. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 4 класс: Рабочая тетрадь

  • Литература для учителя:

  1. Программа «Трудовое обучение. Школа мастеров. 1-4 кл»

  2. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 1 классе: Методическое пособие

  3. Геронимус Т.М. Уроки технологии во 2 классе: Методическое пособие

  4. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 3 классе: Методическое пособие

  5. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 4 классе: Методическое пособие

Дополнительная:

  1. Геронимус Т.М. Учебный комплект по труду для 1-4 кл. — АСТ-Пресс, 1997

  2. Геронимус Т.М. Бумажное царство. Тетрадь. — АСТ-Пресс, 1997

  3. Геронимус Т.М. Учимся мастерить. Тетрадь. — АСТ-Пресс, 1997

  4. Геронимус Т.М. Мои помощники — инструменты. Тетрадь. — АСТ-Пресс, 1997

  5. Геронимус Т.М. Справочник маленького мастера. Неразъемная тетрадь. — АСТ-Пресс, 1997

  6. Геронимус Т.М. Правила безопасной работы на уроках труда. — АСТ-Пресс, 1997

  7. Геронимус Т.М. Серебряная паутинка. — АСТ-Пресс, 1997

  8. Геронимус Т.М. Набор инструкционных карт. — АСТ-Пресс, 1997

  9. Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 кл. Методические рекомендации. — Новая школа, 1994; Арктоус, 1996

  10. Геронимус Т.М. Альбом чертежей приспособлений для оборудования мастерской трудового обучения в 1-4 кл. — Новая школа, 1994; Арктоус, 1996

  11. Геронимус Т.М. 150 уроков труда. Методические рекомендации к планированию занятий. — Новая школа, 1994; Арктоус, 1996

  12. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Методическое руководство по использованию комплекта учебников-тетрадей по тркдовому обучению в школе 1 – 3 и 1 – 4. — АСТ-Пресс, 1998

Тематическое планирование по трудовому обучению 2 класс

Тема

Дата

ОУУН

Повторение

Волшебная глина. Лепка из глины с использованием традиционных приёмов изготовления керамических сосудов

07.09

Готовить рабочее место для труда, слушать учителя

ТБ на уроках труда

Встречаем золотую осень.

Украшаем симметричным орнаментом из засушенных цветов и листьев силуэтов изделий из бумаги, картона

14.09

Умение довести работу до конца

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности всего класса

Правила поведения в природе

Золотая соломка

Аппликация из соломки

21.09

Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя

Виды деревьев, растений

Аппликация из соломки

28.09

Выполнять основные правила гигиены учебного труда

Хвойные и лиственные деревья

Ветряк дует всяк.

Объёмное конструирование из бумаги и картона модели ветряка

05.10

Проговаривать последовательность действий на уроке

Ветряк дует всяк.

Объёмное конструирование из бумаги и картона модели ветряка

12.10

Учиться работать по предложенному плану

Сказка Чуковского «Чудо-дерево»

Хозяйство деда Филимона.

Лепка из глины по мотивам филимоновских игрушек

19.10

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

Хозяйство деда Филимона.

Лепка из глины по мотивам филимоновских игрушек

26.10

Отличать знание новое от уже известного

Тб при работе с пластилином

В ткацкой мастерской.

Коврик полотняного переплетения из ниток и лент ткани по мотивам традиционного ткачества

02.11

Умение довести работу до конца

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности всего класса

Тб при работе с ножницами

В ткацкой мастерской.

Коврик полотняного переплетения из ниток и лент ткани по мотивам традиционного ткачества

16.11

Сравнивать предметы и их образы

Правила работы с пластилином

Птица счастья.

Объёмное художественное моделирование из бумаги по образцам традиционной архангельской щепной птицы-оберега. Приёмы многократного складывания бумаги.

23.11

Слушать и понимать речь других

Правила работы с пластилином

В мастерской художников Гжели.

Объёмное конструирование из бумаги по мотивам гжельской посуды на основе простейших геометрических форм: цилиндр, призма

30.11

Организация рабочего места

Геометрические фигуры

В мастерской художников Гжели.

Объёмное конструирование из бумаги по мотивам гжельской посуды на основе простейших геометрических форм: цилиндр, призма

07.12

Работать в заданном темпе

Использовать более рациональные способы выполнения учебного задания

Тб при работе с ножницами

Маска, кто ты?

Конструирование маски по заданному эскизу

14.12

Учиться работать по предложенному плану, используя необходимые средства

Тб при работе с ножницами

Пряники на ёлку.

Лепка из глины ( теста) резного пряника

21.12

Проговаривать последовательность действий на уроке

Правила поведения на уроке

Русь белокаменная.

Плоское и объёмное художественное моделирование из бумаги. ( домик)

28.12

Работать в заданном темпе

Использовать более рациональные способы выполнения учебного задания

Родные зимние пейзажи.

Объёмное конструирование из бумаги по заданным условиям, по мотивам природных форм. ( русский лес)

18.01

Учиться работать по предложенному плану, используя необходимые средства

Праздничный хоровод.

Моделирование куклы из бумаги и ткани. Приём симметричного вырезывания

25.01

Учиться работать по предложенному плану, используя необходимые средства

Праздничный хоровод.

Моделирование куклы из бумаги и ткани. Приём симметричного вырезывания

01.02

Учиться отличать верно выполненное задание от выполненного неверно

Рисуем пластилином

08.02

Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной работе

Изготовление русского богатыря, используя цилиндр

15.02

Учиться определять цель деятельности на уроке

Конструирование прихватки

22.02

Работая по плану, сверить свои действия и при необходимости исправить ошибки с помощью учителя

Тренироваться в выполнении «Тамбурного шва»

Прихватка ( завершение работы)

01.03

Организация рабочего места, работать в паре

Тренироваться в выполнении шва

Ве5сенняя ярмарка.

Изготовление украшений из бисера

15.03

Учиться работать по предложенному плану, используя необходимые средства

последовательность

Симметричное складывание и вырезывание из бумаги

22.03

Учиться работать по предложенному плану, используя необходимые средства

Выполнять разметку

Лепка из теста

05.04

Работать в заданном темпе

Технику безопасности при работе с тестом

Аппликация «Весна»

12.04

Умение довести работу до конца

Игрушки-таратушки.

Конструирование игрушек из картона

19.04

Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя

Игрушки-таратушки.

Конструирование игрушек из картона

26.04

Выполнять основные правила учебного труда

В швейной мастерской.

Конструирование сумочки из ткани

03.05

Работать в заданном темпе

Слушать учителя

Работа с тканью.

Конверт для газет

10.05

Проговаривать последовательность действий на уроке

Правила работы с инструментами

Вышивание.

Оформление предмета быта. ( приёмы: петельный, стебельчатый шов, перевод рисунка на ткань, вышивка стебельчатым швом на пяльцах, обработка края петельным швом)

17.05

Проговаривать последовательность действий на уроке

Проявлять творчество

ТБ при работе с иглой

Оформление предмета быта. ( приёмы: петельный, стебельчатый шов, перевод рисунка на ткань, вышивка стебельчатым швом на пяльцах, обработка края петельным швом)

24.05

Проявлять творчество

Город мастеров.

Изготовление изделия по желанию.

31.05

Проявлять творчество

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *