Рабочая программа По окружающему миру (4 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КРУТОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:

Директор школы Зам. директора по УВР На заседании ШМО

_______/Петрова Н.Е/ _______/Новоселова Л.В./ учителей начальных классов

Приказ № _______

«____»__________2014г. «____»_____________2014г. . «____»_____________2014г

Рабочая программа

По окружающему миру 4 класс

Атмановская Надежда Николаевна

Учитель начальных классов первой категории

2014 -2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, примерных программ по учебным предметам. Начальная школа М., Просвещение, 2013 — (стандарты второго поколения), авторской программы А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой «Окружающий мир» (образовательная система «Перспектива»), основной образовательной программой начального общего образования МКОУ Крутоярская сош, поселка Крутоярский ,Октябрьского района, Челябинской области.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В 21 веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологической проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю (34 учебных недели). В реализации программы участвуют обучающиеся 4 класса в возрасте 10-11 лет.

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.

Цели изучения предмета в начальной школе:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Специфика предмета «окружающий мир» заключается в том, что он. имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяя в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории;

  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;

  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Наряду с решением задач основной образовательной программы в рабочей программе учитываются особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей слабовидящих детей, которые направлены на решение следующих задач:

  • формирование зрительных образов и представлений;

  • формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;

  • развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действий с ними;

  • формирование у детей потребности использования зрительных умений навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов;

  • развитие восприятия глубины пространства и способности ориентироваться в пространстве;

  • развитие временных представлений.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, т. к. в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся осваивать основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:

  1. понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);

  2. способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;

  3. готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;

  4. придерживаться правилам работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • понимать, принимать и формулировать учебную задачу;

  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

  • планировать свои высказывания и действия;

  • уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;

  • понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • ориентироваться в разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные УДД:

  • донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;

  • слушать и понимать речь других;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • вступать в беседу на уроках и в жизни;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

  • объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;

  • владеть элементарными приемами чтения карты;

  • приводить примеры городов России, стран зарубежной Европы и их столиц.

В результате изучения окружающего мира ученик должен

уметь

  • Узнавать государственную символику РФ;

  • называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;

  • приводить конкретные примеры прав ребенка;

  • показывать на карте границы России, ее крайние точки;

  • показывать на карте и называть государства, сопредельные России;

  • приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;

  • отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;

  • назвать памятные даты России.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

1. Текущий:

  • прогностический, т. е. проигрывание всей операции учебного действия до начала его реального выполнения;

  • пооперационный, т. е. контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный — контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образом.

2. Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • проверочные работы;

  • самооценка и самоконтроль;

  • комплексная итоговая работа по итогам обучения.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы обучающихся, работу в парах, проектную деятельность.

Результаты проверки фиксируются в зачетном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Содержание программы

Мы — граждане единого Отечества (10 часов)

  • общество — это мы; российский народ;

  • Конституция России; права ребенка;

  • государственное устройство России; границы государства; путешествие за границу;

  • сокровища России.

По родным просторам (18 часов)

  • карта России;

  • по равнинам и горам;

  • в поисках подземных кладовых;

  • наши реки и озера;

  • морские просторы;

  • с севера на юг: пустыни, тундры, леса, степи;

  • как сберечь природу России: Красная книга, заповедники и национальные парки.

Путешествие по Реке времени (23 часов)

  • путешествие с археологами;

  • по страницам летописи;

  • Древняя Русь;

  • история России.

Мы строим будущее России (5 часов)

  • современная Россия.

Резерв (12 часов).

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Окружающий мир»:

  1. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник «Окружающий мир» в 2 ч. Ч. 1

  2. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник «Окружающий мир» в 2 ч. Ч. 2

  3. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. «Рабочая тетрадь №1» по окружающему миру

  4. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. «Рабочая тетрадь №2» по окружающему миру

Используемая литература:

  1. Примерная программа по учебным предметам Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1.-М. Просвещение, 2010-400с.- (Стандарты второго поколения);

  2. Рабочая программа «Окружающий мир» по программе «Перспектива» А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой;

  3. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Крутоярская сош.

  4. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир».

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру.

4 класс

п/п урока

Тема урока

Дата

Характеристика деятельности учащихся

Коррекционные задачи

Страницы учебника

Мы — граждане единого Отечества

1.

Вводный урок. Путешествие по учебнику.

Вспомнить изученное в 3 классе, ознакомиться с оглавлением учебника

Часть 1

стр.1-3

2.

Общество — это мы!

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное.

стр.4-7

3.

Российский народ.

Характеризовать государственную символику России, оформлять Календарь памятных дат.

стр.8-11

4.

Конституция России.

Различать права и обязанности гражданина России. Употреблять специальную лексику Конституции. Приводить примеры свобод из Конституции.

стр.12-15

5.

Права ребенка.

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре народов России.

— формирование зрительных образов и представлений;

стр.16-19

6.

Государственное устройство России.

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституцией. Объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России.

стр.20-23

7.

Российский союз равных.

Характеризовать особенности субъектов РФ

стр.24-29

8.

Проект «Заочное путешествие по республикам РФ».

Презентовать заочное путешествие в одну из республик РФ. Показывать ее положение на карте, называть столицу.

———-

9.

Государственная граница России.

На карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море. Показывать на карте государственную границу России.

развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действий с ними;

стр.30-33

10.

Путешествие за границу России.

По карте определять названия столиц. Рассказывать о важнейших природных и культурных объектах.

стр.34-37

11.

Сокровища России и их хранители.

—формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;

стр.38-43

12.

Творческий союз.

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов России и своего края.

стр.44-47

13.

Проверочная работа по разделу «Мы — граждане единого Отечества».

Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.

———

По родным просторам.

14.

Карта — наш экскурсовод.

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу.

Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике.

стр.50-53

15.

По равнинам и горам.

Находить на физической карте России равнины и горы. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России.

— формирование зрительных образов и представлений;

стр.54-57

16.

В поисках подземных кладовых.

Изучать полезные ископаемые разных регионов России, рассказывать о них. Извлекать информацию из разных источников.

— формирование зрительных образов и представлений;

стр.58-61

17.

Наши реки.

Составлять схему «Части реки». Учиться показывать реки на карте. Сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения протяженности.

стр.62-65

18.

Озера — краса Земли.

Учиться показывать озера на карте. Сравнивать озера по глубине.

— формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;

стр.66-69

19.

Проект «Реки (озера) России».

Презентовать фоторассказ на заданную тему.

— развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действий с ними;

——-

20.

По морским просторам.

Различать озера и моря по существенному признаку. Учиться показывать моря на карте.

стр.70-73

21.

С севера на юг.

Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг.

стр.74-77

22.

В ледяной пустыне.

Находить на карте зону арктических пустынь, рассказывать по карте об этой зоне. Узнавать природные зоны по фотографиям.

— развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действий с ними;

стр.78-81

23.

В холодной тундре.

Знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе.

— формирование зрительных образов и представлений;

стр.82-85

24.

Среди лесов.

В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса, готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения.

стр.86-89

25.

В широкой степи.

Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе.

— формирование зрительных образов и представлений;

стр.90-93

26.

В жаркой пустыне.

Находить на карте зоны пустынь и полупустынь, рассказывать о них по карте. Знакомиться по рисункам учебника с животным миром пустыни.

стр.94-97

27.

У теплого моря.

Находить по карте субтропики. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа.

стр.98-101

28.

Викторина «Природные зоны России».

Оценить свои знания и умения по изученной теме.

——

29.

Мы — дети родной земли.

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. Анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах и поговорках.

стр.102-105

30.

В содружестве с природой.

Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни. Показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России.

— формирование у детей потребности использования зрительных умений навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов;

стр.106-109

31.

Как сберечь природу России.

Знакомиться с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его.

стр.110-113

32.

По страницам Красной книги.

Знакомиться с растениями и животными из Красной книги России. Выполнять задания в рабочей тетради. Делать выводы по теме урока.

стр.114-117

33.

По заповедникам и национальным паркам.

Знакомиться с заповедниками и национальными парками России. Читать и обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

стр.118-123

34.

Проект «Заповедники и национальные парки России».

Презентовать проекты на заданную тему. Оценивать презентации других ребят.

стр.124

35.

Проверочная работа по разделу » По родным просторам.»

Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.

———

Путешествие по Реке времени.

36.

В путь по Реке времени.

Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия история.

Часть 2

стр.4-7

37.

Путешествуем с археологами.

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике, отмечать их возраст по схеме.

— формирование зрительных образов и представлений;

стр.8-11

38.

В путь по страницам летописи.

Показывать на исторической карте места обитания разных племен. Характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике.

стр.12-15

39.

Истоки Древней Руси.

Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства.

развитие временных представлений.

стр.16-19

40.

Мудрый выбор.

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

стр.20-23

41.

Наследница Киевской Руси.

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей, объяснять важность преемственности в их государственных поступках.

стр.24-27

42.

Москва — преемница Владимира.

Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков.

стр.28-31

43.

Начало Московского царства.

Характеризовать деятельность великого князя Ивана ІІІ и царя Ивана Грозного.

стр.32-35

— формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки;

44.

Подвижники Руси и землепроходцы

Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках.

стр.36-39

45.

Проект «Основание городов Урала».

Презентовать рассказы об основании городовУрала.

——-

46.

На пути к единству.

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны.

Называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

стр.40-43

47.

Начало Российской империи.

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости.

стр.44-47

48.

«Жизнь — Отечеству, честь — никому!»

Характеризовать преображения в жизни страны в послепетровскую эпоху. Обосновывать значимость деятельности Ломоносова, Суворова, Ушакова.

стр.48-51

49.

Отечественная война 1812 года.

Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну. Приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года за рубежом.

стр.52-55

50.

Просмотр фильма «Бородинское сражение».

——

51.

Великий путь.

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке.

стр.56-59

52.

Золотой век театра и музыки.

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в 19 веке. Приводить полные названия первых консерваторий.

стр.60-63

53.

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства. Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей.

стр.64-67

54.

В поисках справедливости

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей. Приводить примеры изменения названий городов и улиц.

стр.68-71

55.

Век бед и побед.

Характеризовать особенности развития страны.

стр.72-75

56.

«Вставай, страна огромная !».

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом.

стр.76-81

57.

Трудовой фронт России.

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время войны. Раскрывать понятие «трудовой фронт».

стр.82-85

58.

«Нет в России семьи такой…»

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах.

стр.86-91

59.

После Великой войны.

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне.

стр.92-95

60.

Достижения 1950-1970-х годов.

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-х годах XX века.

стр.96-99

61.

Экскурсия к историческим памятникам.

——

62.

Проверочная работа по разделу «Путешествие по Реке времени».

Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.

——-

Мы строим будущее России.

63.

Современная Россия.

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х годов XX века и первое десятилетие XXI века.

— формирование у детей потребности использования зрительных умений навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов;

стр.102-105

64.

Хороша честь, когда есть, что есть.

Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей.

стр.106-109

65.

Умная сила России.

Характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан.

стр.110-113

66.

Светлая душа России.

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России.

— развитие временных представлений.

стр.114-117

67.

Начни с себя.

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее России на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

стр.118-121

68.

Проверочная работа по разделу «Мы строим будущее России»

Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.

——

Атмановская Н.Н.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *