ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы..М.: Просвещение, 2011 с учётом реализации в ОУ проекта «Воспитание экологической культуры школьников».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Количество часов в неделю согласно учебному плану |
Реквизиты программы |
УМК обучающегося |
УМК учителя |
|||
ф/к |
р/к |
ш/к |
||||
3 |
2 |
|
|
Авторская программа Плешаков А.А.. УМК «Школа России» М.:«Просвещение» 2011 |
Плешаков А.А.. Окружающий мир 3 класс в « ч.М.:«Просвещение». 2012 2.Рабочая тетрадь Плешаков А.А.. Окружающий мир 1 класс в « ч.М.:«Просвещение». 2012 3. Плешаков А.А.. «От земли до неба»; Атлас-определитель..М.:«Просвещение». 2011 |
Плешаков А.А. и др.. Окружающий мир Поурочные разработки
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 класс (68 ч)
Тема |
Дата План факт |
Характеристика деятельности учащихся |
Универсальная учебная деятельность |
Личностные |
Д/з |
||||||||||||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|||||||||||||||
«Как устроен мир» (6) |
|||||||||||||||||
1 |
Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей. |
|
-Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, — доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, — анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку, — работать в паре, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
— выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
|
— взаимосвязь природы и человека
|
— способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке
|
-формирование личного отношения к окружающему миру
|
||||||||||
2 |
Человек. Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. |
|
— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных, — различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, — моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр, — работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|
|
|||||||||||
3 |
Проект «Богатства отданные людям» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. |
|
В ходе выполнения дети учатся: — определять цель проекта, — распределять обязанности по проекту в группах, — собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, — подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы |
|
|
|
|
|
|||||||||
4 |
Общество. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России. |
|
Проект о своей семье — понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять место человека в мире, -характеризовать семью, народ, государство как части общества, — обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества, — сопоставлять формы правления в государствах мира, — работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|
|
|
||||||||||
5 |
Что такое экология. Мир глазами эколога. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. |
|
— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить — анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, — работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|
|
|
||||||||||
6 |
Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры исчезнувших животных по вине человека .Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории. |
|
— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, — устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, — готовить сообщение о заповедниках и национальных парках — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Эта удивительная природа (18 ч) |
|||||||||||||||||
7 |
Тела, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества.
|
|
— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать тела и вещества, — приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ — наблюдать опыт с растворением вещества -высказывать предположения объясняющие результат опыта -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, — работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
— умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы
|
— осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему
|
-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми |
— формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей
|
|
|||||||||
8 |
Разнообразие веществ. Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль , сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам, — наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, — работать в группе, -работать в паре, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
9 |
Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, — анализировать схему с целью определения состава воздуха — наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -высказывать предположения -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
10 |
Вода. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. |
|
Практическая работа понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», — практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды, — проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
11 |
Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, — наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара -высказывать предположения о состояниях воды в природе -формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя -работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
. |
|||||||||||||
12 |
Берегите воду! Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, — наблюдать опыт фильтрация воды -высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные -доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды, о — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
13 |
Как разрушаются камни. Процесс разрушения горных пород, причины, последствия |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, — приводить примеры путем фотографирования проявления разрушения горных пород (замерзание воды в трещинах, рост растений в них) — наблюдать процесс расширения твердых тел, моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении -высказывать предположения о причинах разрушения горных пород — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
14 |
Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать процессы образования и разрушения почвы, -анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете» — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения о плодородии почвы, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
15. |
Разнообразие растений. Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях. |
|
Сообщения понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать группы растений — приводить примеры разнообразия растений — работать в группе определение растения с помощью «Атласа-определителя» — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|
|
|
|
|||||||||
16 |
Солнце, растения и мы с вами Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать процессы питания и дыхания растений. -выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|
|
|
||||||||||
17 |
Размножение и развитие растений Опыление. Рол насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян. |
|
2 часть понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», — характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения — приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|
|
|
|
|||||||||
18 |
Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.
|
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга. Правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»). — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|
|
|
|
|||||||||
19 |
Разнообразие животных. Многообразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать группы животных -классифицировать животных из предложенного списка, — приводить примеры животных разных групп. — работать с электронным приложением к учебнику — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
— умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы
|
— осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему
|
— умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми |
— формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей
|
|
|||||||||
20 |
Кто что ест. Проект: «Разнообразие природы нашего края». Приспособление животных к добыванию пищи, защите от врагов.
|
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных по типу питания, -классифицировать животных по типу питания — приводить примеры цепей питания — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
21 |
Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных разных групп по способу размножения. — моделировать стадии размножения животных разных групп — приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
22 |
Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир, -обсуждать меры по охране животных, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
23 |
В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Съедобные и несъедобные грибы, ядовитые грибы. 3,Правила сбора грибов. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия строение шляпочных грибов. -классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы — приводить примеры грибов-двойников, — наблюдать опыт -высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне», — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
|
|
|
|||||||||
24 |
Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители — приводить примеры круговорота веществ, — наблюдать опыт -обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
|
|
|
|||||||||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч ) |
|||||||||||||||||
25 |
Организм человека. Анатомия, физиология. Гигиена как науки. Понятие об органах, системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная.
|
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать системы органов тела -обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены, -работать в паре во время проведения опыта — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
— умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
|
-характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья
|
-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре |
— конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире
|
|
|||||||||
26 |
Органы чувств. Глаза, уши нос, язык, кожа, их рол в восприятии мира. Гигиена органов чувств.
|
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -формулировать правила гигиены органов чувств, — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|||||||||||||
27 |
Надежная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи, Гигиена кожных покровов. Первая помощь при обмораживании, ожогах, ранах, ушибах |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать средства гигиены и уход за кожей, -формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
28 |
Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка и ее роль. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма -доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
29 |
Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Питательные вещества, необходимые организму ( белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся . Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения — моделировать строение пищеварительной системы — приводить примеры правильного питания -составлять меню здорового питания -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
30 |
Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс и его частота |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме, -доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы, -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|||||||||||||
31 |
Умей побеждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания. Правила поведения в случае заболевания. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы закаливания, — приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку, -работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|
|
|
|
|||||||||
32 |
Здоровый образ жизни. Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятие ЗОЖ, -формулировать правила ЗОЖ — приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
|
|
|
|||||||||
33 |
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Тесты |
|
выполнять тесты с выбором ответа, оценивать правильность работы |
|
|
|
|
|
|||||||||
34 |
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». |
|
— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления учащихся, — оценивать свои достижения
|
|
— усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д. |
|
|
|
|||||||||
Наша безопасность – 7 ч |
|||||||||||||||||
35 |
Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. |
|
— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры — анализировать схему эвакуации — наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
— умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения
|
|
— уметь слаженно действовать в ситуациях опасности
|
— усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности
|
|
|||||||||
36 |
Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, — работать в группе сообщения о правилах поведения на улице и в транспорте -обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|||||||||||||
37 |
Дорожные знаки Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -классифицировать дорожные знаки -моделировать в виде схемы безопасный путь в школу, — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
||||||||||||
38 |
Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта. |
|
-интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности |
|
|||||||||||||
39 |
Опасные места
Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу ит.д. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
||||||||||||
40 |
Природа и наша безопасность Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|||||||||||||
41 |
Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
|
|
|
|||||||||
Чему учит экономика ( 12 ч) |
|||||||||||||||||
42 |
Для чего нужна экономика Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
— умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
|
— знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье
|
— формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
|
— понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике
|
|
|||||||||
43 |
Природные богатства и труд людей – основа экономики. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|||||||||||||
44 |
Полезные ископаемые. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|||||||||||||
45 |
Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|||||||||||||
46 |
Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных.
|
|
Сообщение о профессиях понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|||||||||||||
47 |
Какая бывает промышленность Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|||||||||||||
48 |
Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта. |
|
|
|
|||||||||||||
49 |
Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Рол денег в экономике. Виды денежных знаков. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
|
|
|
|||||||||
50 |
Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
|
|
|
|||||||||
51 |
Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи. |
|
Практическая работ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|
|
|
|
|||||||||
52 |
Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. |
|
4 часть понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
|
|
|
|||||||||
53 |
Экономика и экология. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Путешествия по городам и странам (15 ч) |
|||||||||||||||||
54 |
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечатель- ности. |
|
Проекты понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
— умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
|
— конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях
|
— формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности |
— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, |
|
|||||||||
55 |
Золотое кольцо России. Города Золотого кольца – Ярославль, Кострома и их достопримечатель -ности. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
56 |
Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечатель-ности. |
|
|||||||||||||||
57 |
Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта. |
|
В ходе проекта дети учатся: — собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал -оформлять экспозицию музея; — готовить сообщения; презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов |
|
|||||||||||||
58 |
Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
59 |
На севере Европы
Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство. государственные языки, флаги и т.д. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
60 |
Что такое Бенилюкс?. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
|
|
|
|
|
|||||||||
61 |
В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
— умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
|
— конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях
|
— формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности |
— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,
|
|
|||||||||
62 |
Путешествие по Франции и Великобритании (Франция). Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
63 |
Путешествие по Франции и Великобритании Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. |
|
|||||||||||||||
64 |
На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столица, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. |
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
65 |
По знаменитым местам Мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства. Являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). |
|
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать — приводить примеры — наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта — работать в группе -работать в паре — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
|
|
|||||||||||||
66 |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие |
|
-Выполнять тесты с выбором ответа, — оценивать правильность /неправильность предложенных ответов, — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
|
|
|
|
|
|||||||||
67 |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» |
|
-Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, — обсуждать выступления учащихся, -оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
|
|
|
|
|
|||||||||
68 |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» |
|