Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2014-2015 Меркин (70 часов)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2008. – 200 с., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.

Место предмета На обучение литературе 6 классе базисным учебным планом МБОУ СОШ № 17 г.Белая Калитва Ростовской области в соответствии с региональным базисным учебным планом отводится 35 недель по 2 часа в неделю, всего 70 часов.Так как 3 урока выпадают на праздничные дни, вместо 70 уроков будет проведено 67. Программа будет пройдена за счёт уплотнения материала.Уроки 57-57 будут объединены и проведутся 16.04.15, уроки 59-60 – 20.04.15, уроки 69-70 – 28.05.15.

Уровень обучения базовый.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

— выразительное чтение художественного текста;

— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

— анализ и интерпретация произведения;

— составление планов и написание отзывов о произведениях;

— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «литература» — одна из важнейших частей образовательной области «филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения — слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

— воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

— развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

— освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

— овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

— формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

— воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

— формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

— формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Расширения целей и задач при изучении предмета в рабочей программе по сравнению с авторской программой за счёт введения часов компонента образовательного учреждения не произошло, так как эти часы на обучение литературе в 6 «Б» классе базисным учебным планом МКОУ Заболотовская СОШ не предусмотрены.

Обоснование отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой. Рабочая программа составлена на 68 часов с учётом праздничных дней. В результате сопоставления рабочей и авторской программ выявлено, что расхождений при изучении ключевых тем курса нет, но в рабочей программе уменьшен объём работы по развитию речи, так как рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю вместо 3 возможных.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Кл.

Содержание материала

5

Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик. Характеристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий

6

Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным ими произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система)

7

Понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя; центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; не только характеристика одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика

8

Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и с особенностями отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Выяснение своеобразия личности писателя. Формирование у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах – знакомство с произведениями, поднимающими проблему «личность и история», «человек – общество – государство». Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм)

9

Изучение основных фактов и явлений творческой биографии писателя; характеристика историко-литературного процесса. Усвоение основных категорий историко-литературного процесса в русской литературе XIX века (романтизм, реализм)

Место учебного предмета дисциплины в учебном плане

Программа относится к предметной области ЛИТЕРАТУРА и предусматривает следующий объем недельной учебной нагрузки:

5 класс – 2 часа;

6 класс – 2 часа;

7 класс – 2 часа;

8 класс – 2 часа;

9 класс –2 часа;

Содержание тем учебного курса

Введение — 1 ч.

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Из греческой мифологии – 3 ч.

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид».

Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия.

Связь с другими искусствами: произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

Из устного народного творчества – 3 ч.

Предания, легенды, сказки.

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные персонажи в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

Из древнерусской литературы – 3 ч.

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).

Теория литературы: сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; портрет князя Владимира Мономаха, древнерусская миниатюра.

Из русской литературы XVIII века – 2 ч.

М.В. ЛОМОНОСОВ – 2 ч.

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

Из русской литературы ХIХ века – 34 ч.

В.А. ЖУКОВСКИЙ – 3ч.

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портрет В.А. Жуковского, репродукция картины К.Брюллова «Гадающая Светлана».

А.С. ПУШКИН – 8 ч. + 1 ч. р/р.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ – 3 ч.

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус». Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова; работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

Н.В. ГОГОЛЬ – 4 ч. + 1 ч. р/р.

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

И.С. ТУРГЕНЕВ – 3 ч.

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

Н.А. НЕКРАСОВ – 1 ч.

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Л.Н. ТОЛСТОЙ – 2 ч.

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза, стихотворение в прозе.

Развитие речи: различные типы пересказа, составление цитатного плана.

Связь с другими искусствами: репродукции картин Ф. Славянского «Семейная картина. (На балконе.)» и К. Маковского «Дети, бегущий от грозы».

В.Г. КОРОЛЕНКО – 3 ч. + 1 ч. р/р.

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

А.П. ЧЕХОВ – 2 ч.

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.

Из русской литературы XX века – 17

И.А. БУНИН – 2 ч.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть.

А.И. КУПРИН – 3 ч.

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Теория литературы: рождественский рассказ.

Развитие речи: различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.

С.А. ЕСЕНИН – 2 ч.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: А.А. Блок. «Там неба осветленный край…», «Снег да снег…»; Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов (по выбору).

М.М. ПРИШВИН – 4 ч. + 1 ч. р/р

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: конфликт, сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

А.А. АХМАТОВА, ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ – 1 ч.

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине.

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной…»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: военный плакат, подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру; репродукции картин С. Герасимова «Мать партизана» и П. Кривоногова «Победа».

В.П. АСТАФЬЕВ – 3 ч. + 1 ч. р/р.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

Н.М. РУБЦОВ – 1 ч.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Тихая обитель».

Из зарубежной литературы – 7 ч.

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. – 1 ч.

Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению; арабский пейзаж.

Я. и В. ГРИММ – 1 ч.

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

О. ГЕНРИ – 1 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

Теория литературы: новелла, юмор, ирония.

Развитие речи: рассказ от другого лица.

ДЖ. ЛОНДОН – 1 ч.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

В.А.Жуковский. Отрывок из баллады «Светлана» (по выбору).

А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…», «Деревня» (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе).

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»

И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

А.А. Ахматова. Одно стихотворение (по выбору).

Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).

Цели учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета

Цели:

— формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическим, системном, инициативном чтении;

— воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;

— создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии.

Реализация данной рабочей программы ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Класс

Предметные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

6 класс

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;

• выразительно читать легенды, предания, сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать легенды, предания, сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для этих жанров художественные приёмы;

• выявлять в легендах, преданиях и сказках характерные художественные приёмы;

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, предании, легенде, обосновывая свой выбор;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст; интерпретировать прочитанное;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах;

Класс

Личностные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

6 класс

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• сравнивая фольклорные произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа.

6 класс

Метапредметные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

• видеть черты русского национального характера в героях фольклорных произведений,

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе Основной формой проверки и оценки результатов обучения по данной программе является сочинение на литературную тему.

Перечень обязательных практических работ:

  • сочинений – 6 (5 классных и 1 домашнее).

Отдельные уроки для проведения тестов, самостоятельных работ рабочей программой не предусмотрены.

Тематическое планирование уроков литературы в 6 класс (2 часа в неделю, 70 часов)

п/п

Дата по пла-ну

Дата фак-тическая

Основное содержание

программного материала

Кол-во

часов

Основные знания,

умения, навыки

Теория

литературы

Методические приёмы

Домашнее

задание

1

1.09

О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека.

1

кратко повторить изученное в 5 классе;

Развивать умение работать с учебником литературы;

Порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще.

Форзац, репродукция, литература

Беседа, викторина, работа с учебником

Составить тезисный план статьи учебника, посвященной Гомеру

с. 15-19

Из греческой мифологии – 3 часа

2

4.09

Миф «Пять веков»

1

Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника

Миф, мифология, мотив

Беседа, пересказ, тезисный план

Прочитать миф о Прометее ,

вопр на с.27-28, составить цитатный план мифа о Прометее.

3

8.09

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Дедал и Икар», Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

1

Вспомнить известные древнегреческие мифы;

Уметь передавать их содержание;

Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии

Мотив

Мифологический сюжет

чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения, беседа

Прочитать подвиги Геракла (задание по группам), сжатый пересказ

4

11.09

Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид»

1

Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана

Беседа, пересказ, цитатный план

С. 32-33 вопросы 6-12

вопр 13-индивид задание

Из устного народного творчества – 3 часа

5

15.09

Легенда «Солдат и смерть»

Вн.чтение.Легенды и предания Донского края.

1

Выявление главного свойства жанра легенды, определение художественной идеи легенды, формирование исследовательских навыков учащихся

Легенда, классификация легенд

Пересказ, анализ легенды, исследовательская работа

Вопрос № 2 (Раздел после уроков) ,

с. 48

6

18.09

Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

1

Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее

Предание, нартский эпос

Беседа, работа с учебником, сопоставительный анализ

Прочитать «Сказку о молодиль-ных яблоках и живой воде»,с. 57-62, вопрос 6 с. 58-письм

7

22.09

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности

1

Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции;

Познакомить учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной);

Выявить художественные черты и условности волшебной сказки

структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

Тезисный план статьи с. 61-62, художественный пересказ «сказание о белгородских колодцах»

Из древнерусской литературы – 3 часа

8

25.09

«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.

1

показать особенности древнерусской литературы, развивать творческие способности учеников.

житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

различные виды пересказа, простой план.

художественный пересказ сражения Евпатия Коловрата

9

29.09

«Поучение Владимира Мономаха»

1

Воссоздание эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи произведения

поучение

Исследовательская работа с текстом

С.75-76-«Живое слово»(1-3 вопр)

10

2.10

Р/р.Написание поучения (или изложения «Подвиг Евпатия Коловрата»)

Уметь создавать собственный текст

Сочинение или изложение

С.77-80-тезисный план статьи

Из литературы XVIII века – 2 часа.

11

6.10

М.В. Ломоносов.Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

1

Познакомить с биографией и литературным творчеством М.В.Ломоносова и его стихами, сочинёнными на дороге в Петергоф…;

Рассмотреть особенности композиции и сюжета;

иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение

выразительное чтение.

Выучить наизусть «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» М.В.Ломоносова

12

9.10

М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий.Чтение наизусть

1

Проверить выразительное чтение стихотворения наизусть.

Ода, рифма

Чтение наизусть, работа со словарем. Анализ произведения, беседа

Подготовить пересказ статьи о Жуковском с. 95-100

Из литературы XIX века — 34 часа.

13

13.10

В.А. Жуковский.Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковско-го.

1

Познакомить с биографией и литературным наследием В.А.Жуковского и его балладой «Светлана»;

реальное, фантастическое; фабула; баллада.

выразительное чтение, экскурсия

Прочитать балладу «Светлана» Вопросы на с. 114 (1-6)

14

16.10

«Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии.

1

Рассмотреть особенности композиции и сюжета

элегия

Анализ произведения, исследовательская работа

С. 116-120 прочитать, вопросы на с. 121-122

15

20.10

А.С. Пушкин.Лицей в жизни А.С. Пу-шкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга

1

Выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта, совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей

Стихотворные размеры

Литературно-музыкальная композиция

Выразителное чтение элегии «Деревня»

16

23.10

Жанр элегии.А.С. Пушкин «Деревня»

1

Выявление гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, формирование навыков многоуровнего анализа текста

элегия

Выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа

Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро»

17

27.10

А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

1

Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов, обучение анализу стихотворения, сопоставление произведений

Силлабо-тоническое стихосложе-ние

Стих , строфа, стопа, двусложные размеры стиха

Анализ стихотворения, самостоятельная работа

Письменный анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда»

18

30.10

А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе.

1

Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа

роман

различные виды пересказа, цитатный план,

Вопросы 1-2 с.138, знать содержание 1-6 глав произведе- ния , сформулиро-вать и записать в тетради по гл.1 причины ссоры Ду-бровского и Троекурова

19

20

21

10.11

13.11

17.11

А.С. Пушкин «Дубровский» .

Причины ссоры Дубровского и Троекурова

Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.

3. Дубровский и Маша Троекурова

1

1

1

Рассмотреть систему образов и основной конфликт

в романе «Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;

Вызвать интерес к творчеству поэта

авторское отношение к героям.

Роман, эпизод

выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, анализ эпизода, сравнительная характеристика

Анализ текста, беседа, пересказ

Подготовить пересказ и анализ эпизода «В суде» от лица Троекуро-ва и

Дубровского.

Выписать из текста эпизода

«Дубровский в Кистеневской

роще» цитаты, характеризую-

щие состояние героя.

Подготовить чтение по ролям

Заполнить таблицу: «Князь Верейский и Владимир Дуб-

ровский», опираясь на текст романа А.С. Пушкина.

Индивидуальное задание:

1.Пересказать историю с коль-

цом от лица Саши и Мити.

2.Выпиcать слова, характери-

зующие состояние героини во

время венчания

22

20.11

Р. Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» (Сочинение)

1

Контроль ЗУН

сочинение

Отредактировать и переписать сочинение

23

24

24.11

27.11

М.Ю. Лермонтов.Краткие сведения о поэте.Стихотворения «Тучи», «Парус»

Стихотворение «Листок».

Многозначность художественного образа.Чтение наизусть

1

1

Познакомить учащихся с творчеством, биографией и лирикой М.Ю.Лермонтова;

Отработать отличия стиха от прозы;

трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

1.пересказ биографии М.Ю.Лермонтова

2. Наизусть по выбору

С.159 «живое слово»(1-3 вопросы)

25

1.12

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

1

Дать краткую характеристику творчества Н.В.Гоголя;

Познакомить уч-ся с героической повестью, героическим эпосом

Учить выявлять историческую основу произведения и характеризовать его тематику и систему образов

Развивать интерес к отечественной истории

Воспитывать чувство патриотизма

Развивать умение анализировать эпизод ,выявлять роль изобразительно-выразительных средств

героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

различные виды чтения и устного пересказа;

1.Рассказ об истории создания повести

2. Выписать из повести предложе-ния, в которых особо подчеркнуто чувство матери при расста-вании с сыновьями из

1 главы повести «Тарас Бульба».

26

4.12

Тематика и проблематика повести (любовь к Родине, товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг)

1

письменный отзыв на эпизод

Чтение повести; индивидуальные сообщения обучающихся

27

8.12

«Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя

1

Выразительное чтение, анализ эпизодов

Письменный анализ отрывка о степи

28

11.12

Андрий и Остап

1

Учиться давать описание внешности героев;

Выявить особенность героев повести;

Проводить сопоставительную характеристику героев

Антитеза, гипербола, сравнение, метафора

Сравнительная характеристика

Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия»

29

15.12

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя.

1

Развивать интерес к отечественной истории

Воспитывать чувство патриотизма

Гипербола, метафора,

риторический вопрос

Характеристи-ка главного героя, роль эпических сцен

Подготовка к сочинению, выбор темы и написание плана

30

18.12

Р.Р Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию сочинения по произведению «Тарас Бульба»

1

Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;

Дальнейшее развитие речи учащихся

домашнее сочинение

Отредактировать и переписать сочинение

31

22.12

Вн.чт.К юбилею И.С. Тургенева.Слово о писателе. «Записки охотника». Творческая история и особенности композиции

1

Умение сосредоточить внимание на значимых художественных деталях текста, умение связывать частное с общим, видеть отражение идеи произведения в отдельных образах, деталях

своеобразие характера, образ рассказчика; е

сложный план, цитатный план

Подготовить художественный

пересказ с цитированием

(предварительно составить

план пересказа, в котором значимые для понимания

идеи-цитаты будут представлены как пункты).

1 вариант. «Бурмистр».

2 вариант. «Малиновая вода»

32

25.12

И.С.Тургенев»Бирюк» Проблематика: служебный долг и человеческий долг. Нравственные ценности:милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника. Позиция писателя.

1

расширить знания учеников о личной и творческой биографии Тургенева;

показать особенности жанра новеллы;

идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказ

Лексика в произведении

С.324-вопросы и задания

33

29.12

Стихотворение «В дороге»

1

помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.

Анафора, эпитет, олицетворение

Выучить стихотворение наизусть

34

12.01

Н.А. Некрасов .

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы.

1

расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; развивать навыки работы со стихотворным текстом,

трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

различные виды чтения, подбор эпиграфов, чтение наизусть, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

Выучить наизусть «В полном разгаре страда деревенская…»

35

15.01

Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…».Чтение наизусть

1

Подготовить пересказ статьи

учебника, посвященной пове-

сти Л.Н. Толстого «Детство».

Прочитать главу повести «Что

за человек был мой отец?».

36

19.01

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого в 30-50-е годы XIX века.

1

Проанализировать 1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика;

автобиографическая проза.

различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана

1.Подготовить рассказы на основе 1-4 глав: об отце, о матери, о Карле Ивановиче.

37

22.01

«Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору

1

Прочитать 13, 28 главы и подготовить рассказ о жизни и смерти Натальи Савишны.

38

26.01

Уроки доброты Л.Н. Толстого в рассказе «Бедные люди»

1

Показать учащимся душевную красоту русской женщины, её нелёгкую судьбу;

Подвести учащихся к пониманию места матери в жизни каждого человека

Тема, проблематика, идея произведения

Выразительное чтение, пересказ, анализ текста, беседа, конспектирование, сообщение учащегося

Подготовка к сочинению (рубрика «Живое слово», задание 1 на стр. 22)

39

29.01

Р.р.Мастерская творческого письма.

Сочинение-размышление

1

Художественные пересказ.

Сочинение

сообщение о жизни и творчестве писателя В.Г. Короленко

40

2.02

В.Г. Короленко.Краткие сведения о писателе.Повесть «В дурном обществе». Дети и взрослые в повести. Система образов.

1

начать знакомство учеников с личностью В.Г.Короленко; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение как личности поэта, так и его произведения;

Формирование мировоззренческих представлений о сострадании, добре и доброте

Развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально –нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

повесть, художествен-ная деталь, портрет и характер

различные виды пересказа,

подготовка вопросов для обсуждения

Прочитать повесть В.Г Короленко «В дурном обществе».

Составить вопросы к повести.

41

5.02

Повесть «В дурном обществе». Проблемы доверия и взаимопони-мания, доброты, справедливости, милосердия. Отец и сын.

1

Работа с учеб-

ником,

прослушивание

сообщений

учителя и уча-

щихся, беседа,

самостоятель-

ная исследова-

тельская рабо-

та с текстом

Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода от слов: «Иногда же, растянувшись около нее на траве,

смотрели в небо…» до слов: «…никогда отец не любил

и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих

детей».

42

9.02

Дружба Васи, Валека и Маруси. Дети и взрослые в повести.

1

план характеристики эпизода, персонажа, вырази-

тельное чтение,

Перечитать главы IV, V.Подготовить художественный

пересказ эпизода встречи Васи с детьми подземелья.

Индивидуальное задание: Найти в описании портрета

Маруси слова, передающие

отношение Васи к девочке. Определить лексическое значе-ние слов «радушие»,

«чистосердечие».

43

12.02

Р/р.Мастерская творческого письма «Как я поступил бы на месте героя…» (Сочинение)

1

сочинение

Отредактировать и переписать работу

44

16.02

А.П.Чехов.Слово о писателе. Художественная деталь в повести «Степь»(отрывки).

1

Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Чехова;

Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности

Заинтересовать учащихся творчеством А.П.Чехова

деталь и ее художествен-ная роль в юмористичес-ком произведении

юмор, юмористичес-кая ситуация, конфликт в юмористичес-ком произведении

псевдоним,

ирония,

самоирония

выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова;

Прочитать рассказы : «Налим», «Шуточ-ка», «Толстый и тонкий»

45

19.02

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Шуточка», «Толстый и тонкий». «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе

1

Учить находить в изучаемом тексте крылатые слова и характеризовать их художественную роль

Размышление над вопросами: внимание к людям, разоблачение чинопочитания, самоуничижения

Инсценировка одного из рассказов А.П. Чехова

«Живое слово» на с.103(1-3 задания)

46

26.02

Вн.чтение.Рассказы А.П.Чехова.

1

Развитие речи убучающихся

Написать юмористический рассказ о случае из жизни

Из литературы XX века — 17 часов.

47

2.03

И.А.Бунин.Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц…»

1

Дать краткую характеристику творчества И. Бунина;

Формирование чувства единства с миром природы

стили речи и их роль в создании художествен-ного образа.

составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

Наизусть

«Не видно птиц»

48

5.03

Изображение души крестьянина в рассказе И.А. Бунина «Лапти». Чтение наизусть.

1

Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием;

Выявить особенность героев

рассказа;

Формирование гуманистического мировоззрения

Выразительное чтение наизусть

Самостоятельная исследовательс-кая работа с текстом, лекси-ческая работа, выразительное чтение,художе-ственный пересказ, беседа, сообщения учащихся,

работа с учебником

Читать рассказ И.А.Куприна «Белый пудель» Индивидуальное задание

Найти в тексте описания при-

роды Крыма, подготовить их

выразительное чтение.

49

12.03

А.И. Куприн.Детские годы писателя. «Белый пудель»

1

Познакомить с творчеством А.И.Куприна; выявление художественной идеи рассказа

Прочитать рассказ «Тапёр», «Живое слово» на с.137, вопр 1,2

50

16.03

А.И. Куприн «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе.

1

Познакомить с творчеством А.И.Куприна;

Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр»

различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Найти в сборниках С.Есенина стихи о животных.

51

19.03

С.А.Есенин.Слово о поэте. «Песнь о собаке». Пафос и тема стихотворения.

1

поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

поэтический образ (разви-тие представ-лений о поня-тии), цветообраз, эпитет, метафора.

лексичес-кая работа, выразительное чтение и чтение наизусть, работа

с иллюстрациями, работа с учебником

чтение наизусть

Выучить наизусть «Песнь о собаке»

52

30.03

«Разбуди меня завтра рано…». Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина. Чтение наизусть

1

Развивать умение проводить самостоятельную исследовательскую работу по предложенной учителем теме; готовить сообщение о художественно-изобразительных средствах

Индивидуальное задание :Рассказ о М.Пришвине. Читать сказку-быль «Кладовая солнца»

53

2.04

М.М. Пришвин.Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя.

1

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.М.Пришвина, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений)

различные виды пересказа

Иллюстрации к эпизоду о ели и сосне; подбор цитат из текста для надписи под рисунками; цитатный план сказки-были

Анализ эпизода

Выразительное чтение, художественный пересказ эпизода, беседа, работа с учебником, анализ текста

сочинение-зарисовка

дать характеристику героям (Насте и Митраше).

Индивидуально: Подготовить художественный пересказ спора Насти и Митраши

54

6.04

Настя и Митраша.Воспитание в читателе зоркости, наблюдательнос-ти, чувства красоты, любви к природе

1

Развитие нравственно – эстетических представлений о природе и человеке

эпитет, олицотворе-ние, сравнение

Письменно ответить на вопрос: «Как вы понимаете смысл названия сказки-были М.М. Пришвина?»

Подготовить художественный

рассказ о Блудовом болоте и

Слепой елани.

55

9.04

Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Вн.чтение.М.М.Пришвин «Золотая роза»

1

Рассмотреть вопрос о смысле названия произведения М.М. Пришвина

С.188-189,вопр 11-12, подготовка к сочинению

56

13.04

Р.р.Сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца»

1

Осмысливание понятий чувства красоты, любви к природе,

Умение создавать собственный текст

Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование

Цитатный план,

Эпиграф,

цитата

Отредактировать и переписать работу

57

16.04

16.04

А.А.Ахматова.Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…»,«Мужество»

1

Воспитание патриотизма

Тема, идея, образ, выразитель-ные средства

Выразительное чтение сообщение, беседа, обсуждение

Выучить наизусть стихотворение «Мужество»

58

20.04

16.04

А.А.Ахматова. Стихотворения «Победа», «Родная земля».Чтение наизусть

1

Осмысление понятия духовной свободы народа

Тема, идея, образ, выразитель-ные средства

Поиск образно-выразительных средств в тексте, определение их роли

чтение наизусть

С.199-202-читать, с.203-205- выразительное чтение

59

23.04

20.04

Изображение войны; проблема жестокости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях М.В. Исаковского и С.С. Самойлова. (В прифронтовом лесу»; «Его зарыли в шар земной»)

1

показать значение стихотворений о ВО в; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны.

Тема, идея, образ, выразитель-ные средства

Выразительное чтение,

выявление роли изобразительно-выразительных средств

Наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне по выбору

60

27.04

20.04

Стихотворения К.М.Симонова, Д.С.Самойлова,Р.Гамзатова. Чтение наизусть

1

Воспитание патриотизма и

гражданской позиции

Тема, идея, образ, выразитель-ные средства

чтение наизусть анализ стихотворений

Читать рассказ «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева

61

30.04

23.04

Вн.чтение В.П. Астафьев повесть «Последний поклон». Рассказ из повести «Конь с розовой гривой»

1

Выявление мотивов поступков героя, смысл названия

Биография, сюжет, тема, идея

Выразительное чтение, анализ эпизода

С.232-«Живое слово»,задания 1-3

62

7.05

27.04

Н.М. Рубцов. Идейное и художественное своеобразие стихотворений «Звезда полей» и «Тихая моя Родина»

1

Развитие нравственно-эстетических и мировоззренческих представлений

Идейное и художествен-ное своеобразие поэтического текста, образ, образный ряд

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Прочитать сказку о Синдбаде-мореходе

63

14.05

30.04

Вн.чт.К юбилею М.А.Шолохова. «Донские рассказы»

1

Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Воспитание патриотизма и гражданской позиции

Биография, сюжет, тема, идея,композиция ,

выразительные средства

Анализ эпизода, выразительное чтение,

беседа,работа в группах

Прочитать один рассказ М.Шолохова по выбору

Из зарубежной литературы — 7 часов

64

18.05

7.05

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания. Тематика и проблематика.

1

Знакомство с историей создания книги. Тематика и проблематика сказок

Прочитать сказку братьев Гримм «Снегурочка»

65

21.05

14.05

Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина

1

Исследовательская работа в группах

Менталитет

Идейное и художествен-ное своеобразие художествен-ного произведения, фольклор, фольклорное произведение в литературной обработке

Анализ текста, сообщение учащегося, беседа, пересказ, запись под диктовку

Прочитать рассказ «Вождь краснокожих»,

Индивидуально: слово о писателе

66

25.05

18.05

О.Генри. Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе)

1

кратко познакомить учеников с биографией и творчеством О.Генри, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

рассказ от другого лица

сюжет, тема текста, идея

Анализ текста, беседа, пересказ, выразительное чтение

Прочитать «Дары волхвов» О.Генри, индивидуально: 1.художественный пересказ новел-

лы «Дары волхвов» с цитированием наиболее важных для понимания идеи новеллы эпизодов

2.подготовить сообщение «Как

работал писатель».

67

28.05

21.05

О.Генри. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

1

Формирование нравственно-эстетических представлений при подготовке сообщений о библейских сюжетах

сюжет, тема текста, идея

Лексическая

работа, сообще

ния учителя и

учащихся,

выразительное

чтение, созда-

ние словесного

портрета, бесе-

да, работа с

учебником

Читать рассказ Д.Лондона «Любовь к жизни»

Индивидуально: слово о писателе

68

25.05

Дж. Лондон.Слово о писателе.

«Любовь к жизни»: жизнеутвержда-ющий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге,сюжет и основные образы

1

Познакомить уч-ся с биографией Дж.Лондона.Раскрыть воспитательный смысл произведения

Сюжет, тема текста, идея

Художествен-ный

пересказ эпизода, беседа, работа с учебником

Подготовить презентацию «По страницам любимого произведения» к итоговому уроку

69

28.05

Вн.чт. Дж.Лондон. «Белый клык»

1

Знакомство с историей создания книги.

Раскрыть воспитательный смысл произведения

Сюжет, тема текста, идея

Анализ эпизода, беседа выразительное чтение

Подготовить презентацию «По страницам любимых произведений»

70

28.05

Итоговый урок

1

Урок викторина. Рекомендации летнего чтения

Список литературы на лето

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Литература, включающая учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:

  • Программа «Литература. 5 – 11 классы общеобразовательной школы» / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2008. – 200 с.

  • Базовый учебник «Литература. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Г.С.Меркин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. — Москва: «Русское слово», 2008- 2013.

  • Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс». Автор тематического планирования Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С.Меркина. Москва: «Русское слово», 2012.

  • Методическое пособие для учителя «Уроки литературы. 6 класс». Автор Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С.Меркина; Москва, «Русское слово», 2012.

Интернет-ресурсы:

http://www.febweb.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта — создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

http://lit.1september.ru/index.php Газета «Литература». Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.

http://litera.edu.ru ˗ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала. Коллекция содержит более 1500 текстовых ресурсов, рекомендованных для изучения в школе как на уроках, так и факультативно: биографические сведения об авторах и тексты произведений русской и зарубежной литературы, снабженные литературоведческими комментариями. Статьи, биографии поэтов и писателей. Рубрикаторы по автору, времени, географической принадлежности. Поисковая система по жанру, типу сюжета и пр. Сведения о дате создания и публикации произведений. Новости на тему литературы и образования. Связь с другими коллекциями на school.edu.ru по периоду времени. Возможность добавления ссылок на ресурсы по литературе в рамках программы средней школы. Ссылки на электронные библиотеки.

http://rifma.com.ru/ — Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

http://www.foxdesign.ru/legend/ ˗ Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия. Комментарии к именам и названиям, встречающимся в мифах и легендах народов Греции, Египта, Индии и Рима. В качестве дополнения приводятся тексты некоторых мифов и изображения мифологических существ.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Реализация учебного предмета требует наличия

учебного кабинета русского языка и литературы

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения:

  • мультимедийный компьютер;

  • проектор;

  • экран;

Учебно-наглядные пособия

Комплекты:

  • видеофильмов, аудиокассет;

  • портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;

  • программные иллюстрации.

Программное обеспечение:

    • операционная система Windows 98/Me (2000/XP);

    • текстовый редактор MS Word;

    • графический редактор Paint;

    • программа обработки изображения MS Photo Ediror, Adob PhotoShop;

    • издательская система Adob Page Maker 6.5 или MS Publisher;

    • программы QBasic, Macro Media Flash, Конструктор мультфильмов;

    • программа MS Power Point.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector