Рабочая программа по литературе 11 класс Курдюмова 102 часа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

г. Киров Калужской области

«Согласовано»

Руководитель МО

________/_Кирютина Т.В._

Протокол № 2

от « 30» августа 2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

________ /Пилюшина Л.Д./

«30» августа 2012г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ №7 ________/_Майоров В.Г._/

Приказ №

От « 1» сентября 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

(литература)

(11класс)

базовый курс

102 часов (3 часа в неделю)

Составила:

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №7»

Кирютина Татьяна Владимировна

высшая категория

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от 31 августа 2012 г.

2012 — 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов и другие) – М.: Дрофа,2009, — 95,[1] с. – ISBN 978-5-358-06347-1, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (34 учебные недели) 3 часа в неделю.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

  • формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;

  • освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

  • использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования.

В 11 классе анализируется литература рубежа XIX—XX вв. и XX—XXI вв. Сочетание обзорных и монографических тем воссоздает историко-литературный процесс на протяжении XX столетия в сложном переплетении направлений и течений. Обилие материала предполагает увеличение роли обзорных тем. Изучение разрозненных ветвей русской литературы дает широкую и полную картину литературы эпохи.

Знакомство со многими новыми для практики школы авторами и произведениями подготовлено программой всех предшествующих классов.

В 11 классе дается картина русской литературы XXв. до сегодняшнего дня. Изучение современной русской литературы во всем ее многообразии и сложности предполагает расширение круга теоретических сведений. На базе усвоенных ранее направлений и течений осуществляется ввод новых: символизма, акмеизма, футуризма, а также формирование понятий модернизм и постмодернизм. Углубление и обобщение тех сведений, которые были получены при изучении литературы XIX в. (историко-литературный процесс, стиль писателя, литературная критика, ее роль в литературном процессе и др.). Отражение в курсе 11 класса особенностей современного этапа развития русской литературы.

Ведущие аспекты курса литературы в 11 классе:

  • Курс русской литературы XX в. на историко-литературной основе с включением кратких сведений по зарубежной литературе.

  • В центре анализа — литературный процесс в XXв. Автор и художественное произведение в этом процессе.

  • Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: направления, течения в литературе. Судьбы русской литературы в XX в., пути воссоединения отечественной литературы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч)

История XX в. и судьбы искусства. Русская литера­тура XX в. в контексте мировой культуры. Острота пос­тановки вопроса о роли искусства в начале XX в. Слож­ности периодизации русской литературы XX в. Пути развития русской литературы после 1917 г.: советская литература, литература, «возвращенная» читателю, и литература русского зарубежья и их объединение. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и ли­тературы других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.

Теория. Литературный процесс, сложности и противоречия.

Зарубежная литература первой половины XX века (3ч)

Общий обзор европейской литературы первой поло­вины XX в. Основные направления. Проблемы само­познания, нравственного выбора в творчестве прогрес­сивных писателей. Реализм и модернизм.

Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Название произведения и его герой, который не сдается.

Б. Шоу. «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер. Лирика («Мост Мирабо» и др.). Экспериментальная направленность лирики.

Теория. Модернизм.

Методика. Общий обзор литературы, возможно обращение к одной из тем, как теме монографической.

Русская литература рубежа XIX—XX веков (14ч)

Развитие гуманистических традиций русской клас­сической литературы в конце XIX — начале XX в. Бо­гатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Мо­дернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.

Теория. Литературное направление. Литератур­ные направления начала XX в.

Реализм

Развитие критического реализма. Традиции и поис­ки нового в творчестве писателей-реалистов. Роль пи­сателей-реалистов в литературном процессе рубежа XIX — XX вв.

Т е о р и я. Традиции и новаторство.

И. А. Бунин. «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья…»), «Не устану воспевать вас, звезды!..», «По­следний шмель», «Одиночество», «П е с н я» (по выбору учителя и учащихся). Традиции XIX в. в ли­рике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «кра­сочных и слуховых ощущений» (А. Блок). Чувство все­общности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лако­низм бунинского поэтического слова.

«Господин из Сан-Франциско». Толстов­ские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы.

«Чистый понедельник» — любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожидан­ность финала.

«Темные аллеи». Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов.

Концентрированность повествования как характер­ная черта рассказов Бунина. Их эстетическое совер­шенство.

Теория. Психологизм.

A. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста.

Теория. Критический реализм.

B. Г. Короленко. «Без языка», «Река играет» и др. Гуманистический пафос произведений писателя. Защита человеческого достоинства.

М. Горький. «Н а дне», литературные портреты («Лев Толстой», «А. П. Чехов»), публицистика. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Суровая правда рассказов и роман­тический пафос революционных песен («Песнь о Соко­ле», «Песнь о Буревестнике»). Соотношение романти­ческого идеала и реалистической картины жизни в фи­лософской концепции Горького.

Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-фило­софская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды фак­та (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин). Герои пьесы. Авторская пози­ция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.

Литературный портрет как жанр. Проблема изобра­жения исторической личности. Своеобразие литератур­ных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в вос­приятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца. Образ Чехова в восприятии и изобра­жении писателя.

Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»). Публицис­тика последних лет («О том, как я учился писать» и др.).

Роль Горького в судьбах русской культуры.

Теория. Социально-философская драма. Литера­турный портрет.

Поэзия конца XIX — начала XX века (25ч)

Серебряный век как своеобразный «русский Ренес­санс». Модернизм как одно из направлений в искусстве начала XX в. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Пред­посылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия В. А. Жу­ковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты. Мо­дернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Отличие мо­дернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и фу­туризм как основные направления модернизма.

Символизм.

Истоки. Эстетические взгляды символис­тов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к про­блемам культурных традиций разных народов. «Стар­шие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло­губ, 3. Гиппиус. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Неоромантизм «младосимволистов». Кризис символизма (с 1910 г.).

В.Я.Брюсов. «Творчество», «Юному поэ­ту», «К портрету М. Ю. Л е р м о н т о в а», «Конь блед», «Памятник», «Юношам» (по выбору учителя и учащихся). Брюсов как теоретик сим­волизма. Рационализм, нарочитая отточенность стиля. Культ формы в лирике Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений.

К.Д.Бальмонт. «Я мечтою ловил ухо­дящие тени…», «Б е з г л а г о л ь н о с т ь», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мо­тивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха.

А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Вос­приятие революционных событий как пришествия но­вого Мессии.

А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В рес­торане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Кулико­вом»), «На железной дороге», «Скифы» (по выбору учителя и учащихся). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Поиски эстети­ческого идеала. Влияние философии Владимира Со­ловьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволю­ция творчества. Тема России и основной пафос патрио­тических стихотворений. Трагедия поэта в «страшном мире». Лирический герой поэзии Блока.

«Двенадцать» — первая попытка осмыслить со­циальную революцию в поэтическом произведении. Со­четание конкретно-исторического и условно-символи­ческого планов в романе. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проб­лематика.

Теория. Символ в поэтике символизма.

Акмеизм.

Истоки акмеизма. Акмеизм как нацио­нальная форма неоромантизма. Связь поэтики симво­лизма и акмеизма (статья Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэзия Н. С. Гумилева, О. Э. Ман­дельштама, А. А. Ахматовой, С. М. Городецкого, Г. И. Иванова, В. Н. Нарбута и др.

Н. С. Гумилев. «Ж и р а ф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Андрей Рублев» и др. (по выбору учителя и учащихся). Героический и жизнеут­верждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, празд­ничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагиче­ская судьба поэта.

Футуризм.

Возникновение футуризма. Русский фу­туризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблема­тика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски но­вой формы выразительности: звукоподражание, сло­вотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Абсолютная новизна как установка футуристов. И. Северянин (эгофутурист),

В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Камен­ский (кубофутуристы). Конец футуризма.

И. Северянин. «Интродукция», «Эпилог» («Я гений, Игорь Северянин…»), «Двусмыслен­ная слава» и др. Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества.

B. В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Б о бэоби пелись губы…», «Еще р а з…» и др. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «На­те!», «Вам!», «Скрипка и немножко нерв­но», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике. Словотворчество поэта.

«Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в стро­ках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматур­гия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведе­ния. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Теория. Тоническое стихосложение.

Крестьянская поэзия.

Продолжение традиций рус­ской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. «О с и н у ш к а», «Я люблю ц ы ганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…». Изображение труда и быта де­ревни, тема родины, особое восприятие городской ци­вилизации. Религиозные мотивы. Выражение наци­онального самосознания.

C. А. Есенин. «Г о й ты, Русь, моя р о д н а я!..», «Не бродить, не мять в кустахбагряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты м о я, Ш а г а н э!..», «Русь советская», «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное…». Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. Ли­ричность и исповедальность поэзии Есенина.

«А н н а Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Лирика Есенина в музыке. Теория. Имажинизм.

Русская литература 20—40-х годов (обзор) (32ч)

Общая характеристика развития страны после Ок­тябрьской революции. Сложность периодизации рус­ской литературы послереволюционных лет. «Серапионовы братья». Советская литература и социалистиче­ский реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

Тема России и революции в творчестве писателей но­вого поколения: «Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разгром» А. Фадеева и др.

Поиски нового героя эпохи: «Чапаев» Д. Фурма­нова, «Ветер» Б. Лавренева, «Как закалялась сталь» Н. Островского и др.

Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н. Тихонов, М. Свет­лов, В. Луговской и др.).

Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зо­щенко, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.

Развитие жанра антиутопии как свидетельство тре­воги за будущее (А. Платонов. «Чевенгур»).

А. Н. Толстой. «Петр Первый». Советский ис­торический роман. Судьбы русского исторического ро­мана в XX в. (А. Толстой, М. Алданов). Картины Руси XVII в. в романе «Петр Первый». Образ Петра (ста­новление личности в эпохе). Изображение народа. Ху­дожественное своеобразие романа (особенности компо­зиции и стиля).

Теория. Исторический роман.

А.А.Фадеев. «Разгром». Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в рево­люции. Современная полемика о романе.

И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стуль­ев» и «Золотой теленок». Дилогия двух авто­ров. Сатирическая картина 20-х гг. Герои и их сверше­ния. Остап Бендер как герой своего времени. Дилогия как новый тип романа фе лье тона.

М. И. Цветаева. «М оим стихам, напи­санным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…»), «Кто создан из камня…», «Тоска по родине! Давно…», «Москве», «Мне нравится, что вы боль­ны не м н о й…» и др. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Са­мобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О. Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Бес­сонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город…» и др. Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философич­ность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова. «Сжала руки под тем­ной вуалью…», «Мне ни к чему одиче­ские рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патри­отизм и гражданственность поэзии. Разговорность ин­тонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мо­тивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б. Л. Пастернак. «Про эти стихи», «Фев­раль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Любить иных — тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «Зимняя ночь». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Про­никновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пас­тернака. Стремление «поймать живое». Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе ис­кусства. Живописность и музыкальность поэзии, дина­мичность и порывистость стиха, раскованность синтак­сиса. Яркость формы и философская насыщенность ли­рики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соедине­ние патетической интонации и разговорного языка.

«Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеоб­разие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений ге­роя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков. «Белая гвардия», «Мас­тер и Маргарита» (по выбору учителя и учащих­ся). Жизнь, творчество, личность.

«Белая гвардия». Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. «Дни Турбиных» — пьеса по роману «Белая гвардия». Проза и драматургия в твор­честве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

«Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Че­ловеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совес­ти. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его сви­ты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой куль­турной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Бул­гакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в ро­мане. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Теория. Разнообразие типов романа в русской ли­тературе XX в.

А. П. Платонов. «Котлован», «Сокровен­ный человек», «Ш а р м а н к а», «Впрок» и др. (по выбору учителя и учащихся). Трудная судьба писа­теля. «Непростые» простые герои Платонова. Необыч­ность стилистики писателя. Пафос и сатира в его про­изведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности ком­позиции произведений Платонова.

М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творче­ство писателя. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всена­родной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизнен­ных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: че­ловек и история, война и мир, личность и масса. Специ­фика художественного строя романа. Роль картин при­роды в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении мас­штабных событий в жизни народа.

Методика. Споры по поводу авторства романа-эпопеи «Тихий Дон» предполагают особую тщатель­ность его текстуального анализа.

Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы (3ч)

Русская литература в изгнании. Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин и Шанхай — центры зарубежной русской литературы. «Золотое де­сятилетие» русской литературы за рубежом (1925— 1935). Поэзия русской эмиграции (М. Цветаева, В. Хо­дасевич, Г. Иванов и др.). Проза русской эмиграции (И. Бунин, И. Шмелев, А. Ремизов, Б. Зайцев, В. Набо­ков, Г. Газданов, М. Алданов и др.). Споры о литерату­ре и ее роли. Судьбы молодого поколения писателей эмиграции.

И. С. Шмелев. «Солнце мертвых». Творче­ский путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глуби­на нравственного чувства произведений писателя. Тон­кость и точность описаний природы. Острое чувство ро­дины.

М. А. Алданов. «Ч ертов мост». Исторические романы и повести, портреты очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

В. В. Набоков. «З а щ и т а Л у ж и н а»

Раннее признание таланта Набокова, его изобрази­тельной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, соч­ности и красочности описаний, обилия формально-сти­листических и психологических находок.

Набоков как русский писатель. Рассказы («Гро­за», «Сказка» и др.). Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность ре­минисценциями. Романы «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Дар» и другие произведе­ния. Романы на английском языке («Лолита», «Пнин», «Бледный огонь», и др.).

«Защита Лужина» как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: На­боков как переводчик своих романов на русский язык.

Теория. Автор двух литератур.

Великая Отечественная война в литературе (4ч)

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, О. Берггольц и др.). Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Повести В. Кондратьева «Сашка», В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Теория. Жанровое богатство произведений лите­ратуры на тему войны.

Русская литература 50—90-х годов XX века (обзор) (15ч)

Литература 50-х — начала 60-х гг. Отражение тра­гических конфликтов истории в судьбах героев: А. Сол­женицын. «Один день Ивана Денисовича»; В. Шаламов. «Колымские рассказы».

Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепе­ли» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др.).

«Городская» проза: нравственная про­блематика и художественные особенности произведе­ний. Ю. Трифонов «О б м е н»

«Деревенская» проза. Изображение жизни кресть­янства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в рассказах В. Шукшина.

Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес.

Литература народов России. М. Джалиль, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров.

Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции: И. Бродский, А. Солженицын.

«Третья волна» литературной эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов.

Осмысление истории русской литературы как едино­го процесса.

Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Песенное творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора.

Литературные журналы. Их позиция и роль в куль­турной жизни страны: «Новый мир», «Октябрь» и др.

Возрастание роли публицистики, публицистиче­ская направленность многих художественных произве­дений конца 80—90-х гг.

Теория. Новые тенденции в развитии русской ли­тературы.

Методика. При изучении обзорной темы особен­но важен отбор авторов и произведений, поскольку еще не устоялись оценки и творчество ряда писателей нахо­дится в процессе становления. Некоторые имена могут быть исключены, могут возникнуть новые, что естест­венно, так как в этом разделе программа обращается практически к сегодняшнему дню литературы.

А. Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти мате­ри», «Я знаю, никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персо­ны…» и др. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Ут­верждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судь­бы любой»).

«За далью даль» — поэтическое и философ­ское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

Теория. Проблемы традиций и новаторства в ли­тературе.

И. А. Бродский. Стихотворения из сборников «Конец прекрасной эпохи», «Части ре­чи» (по выбору учителя и учащихся). Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

A. И. Солженицын. «Один день Ивана Де нисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»(главы). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее
страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагические стра­ницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руко­водством в колхозах. Семья Пряслиных как носитель­ница лучших народных традиций. Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны. «Поездка в про­шлое» как повесть-воспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя.

B. П. Астафьев. «Печальный детектив»

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях об­щества, понижение уровня интеллигентности город­ского населения, стремление главного героя помочь этому обществу.

В. Г. Распутин. «Последний срок» Трагическое решение проблемы отцов и детей.

Зарубежная литература второй половины XX века (2ч)

Основные тенденции в развитии зарубежной литера­туры второй половины XX в. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма.

Э. Хемингуэй. «Старик и море». Раздумья пи­сателя о человеке и его жизненном пути. Роль художест­венной детали и реалистической символики в повести.

Теория. Постмодернизм.

Литература на современном этапе (3ч)

Общий обзор произведений последних лет. Поиски новых жанров. Произведения, утверждающие положительные идеалы. Авторы, активно отстаивающие бережное отношение к человеку, природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим родную землю. Постмодернизм. Обзор последних публикаций, получивших общественный резонанс.

Итоги

Судьбы русской литературы в драматическом про­цессе движения культуры и литературы конца тысяче­летия. Связи и зависимости литератур и культур наро­дов мира в XX в. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических реше­ний. Литература XX в. как форма отражения сложнос­ти окружающего нас мира.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела, урока

К-во час

Дата

Введение

1

1

История 20 века и судьбы искусства. Литературный процесс 20 века.

Зарубежная литература первой половины XX века

3

2

Дж. Лондон «Любовь к жизни». Название произведения и его герой.

3

Б. Шоу «Пигмалион»

4

Лирика Г. Аполлинера

Русская литература рубежа XIXXX веков

14

5

Россия рубежа XIXXX веков. Литература рубежа XIXXX веков

6

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. Лирика.

7

Кризис цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»

8

«Чистый понедельник» — любимый рассказ Бунина.

9

Рассказы Бунина о любви. Сборник «Темные аллеи»

10

Талант любви в рассказе И.А. Куприна «Гранатовый браслет»

11

Гуманистический пафос рассказов В.Г. Короленко.

12

А.М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького

13

Особенности жанра и конфликта в пьесе Горького «На дне»

14

Роль Луки в драме «На дне»

15

Вопрос о правде в драме «На дне»

16

Литературные портреты М. Горького («А.П. Чехов», «Лев Толстой»)

17

Публицистика М. Горького

18

Р/Р Сочинение по творчеству М. Горького

Поэзия конца XIX – начала XX века.

25

19

Поэзия «серебряного века». Символизм.

20

Поэзия В.Я. Брюсова

21

Поэзия К. Бальмонта

22

Поэзия А.Белого

23

А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока

24

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме»

25

Стихотворение Блока «Незнакомка»

26

Тема Родины в творчестве Блока

27

Поэма А. Блока «Двенадцать»

28

29

Акмеизм.

30

Мир образов Н. Гумилева

31

Футуризм

32

«Эгофутуризм» И. Северянина

33

Поэтические эксперименты В. Хлебникова.

34

Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В. Маяковского

35

Поэма Маяковского «Облако в штанах»

36

Сатирические произведения Маяковского.

37

Р/Р Анализ лирического произведения одного из поэтов «серебряного века»

38

Крестьянская поэзия. Творчество Н.А. Клюева

39

С. Есенин как национальный поэт

40

Любовная лирика Есенина

41

Тема Родины в лирике Есенина

42

Поэма Есенина «Анна Снегина»

43

Р/Р Сочинение на тему «Мой любимый поэт «серебряного века»

Русская литература после 1917 г. (до 1941)

32

44

Обзор развития литературы после 1917 года.

45

Фадеев «Разгром». Особенности жанра и композиции. Проблема гуманизма

46

Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе. Образ Левинсона.

47

Поэтический мир М. Цветаевой

48

Тема Родины в лирике Цветаевой

49

Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама

50

А.Ахматова. «Голос своего поколения»

51

Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием»

52

Б.Л. Пастернак. Начало творческого пути. Лирика

53

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» (обзор)

54

55

Стихотворения Юрия Живаго

56

М.А. Булгаков: жизнь, творчество, личность

57

Роман «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция

58

Сатирическое изображение московского общества в романе

59

Библейские главы романа

60

Развитие любовной линии сюжета в романе.

61

Проблема творчества и судьбы художника в романе Булгакова.

62

Проблема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита»

63

Р/Р Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

64

А.П. Платонов: очерк жизни и творчества

65

«Непростые» простые герои Платонова

66

Русский исторический роман А. Толстого «Петр I»

67

68

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, судьба

69

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон»

70

«Чудовищная нелепица войны» (по роману Шолохова «Тихий Дон»)

71

Гражданская война в изображении Шолохова

72

«В мире, расколотом надвое»

73

Судьба Григория Мелехова

74

Урок-семинар по роману «Тихий Дон»

75

Р/Р Сочинение по роману «Тихий Дон»

Русская литература за рубежом (1917 – 1941 годы)

3

76

Обзор литературы русского зарубежья.

77

Творчество В.В. Набокова

78

Великая Отечественная война в литературе

4

79

Литература периода Великой Отечественной войны

80

Поэзия Великой Отечественной войны

81

Обсуждение повести Кондратьева «Сашка»

82

Правда о ВОв в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Русская литература 50 и- 90-ых гг.

15

83

Тенденции развития литературы 50 – 90-ых гг.

84

А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. Лирика

85

Поэма А.Т. Твардовского «За далью – даль»

86

А.И. Солженицын. Жизнь и судьба.

87

«Архипелаг ГУЛАГ» (главы)

88

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»

89

Анализ рассказа «Матренин двор»

90

Ф. Абрамов «Поездка в прошлое»

91

В.П. Астафьев «Печальный детектив»

92

93

Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина «Последний срок»

94

95

«Городская проза». Ю. Трифонов

96

«Деревенская проза». Истоки, проблемы, герои В.М. Шукшина

97

Новые темы, проблемы, образы в поэзии оттепели

Зарубежная литература второй половины 20 века

2

98

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы 20 века

99

Э. Хемингуэй «Старик и море»

Литература на современном этапе

3

100

Урок-семинар «Новейшая поэзия»

101

Урок-семинар Литература современного этапа

102

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

Ученик должен знать:

  • логику развития историко-литературного процесса в XX в.;

  • важнейшие литературные направления XX в.;

  • биографические сведения об изученных писателях;

  • содержание изученных произведений; отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике;

уметь:

  • владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;

  • определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;

  • использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;

  • давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;

  • свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы;

  • активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы;

  • при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определенным этапам литературного процесса.

учебно-методическое обеспечение

  1. Литература. Учебник. 11 класс. В 2-х частях /Курдюмова Т. Ф., Демидова Н А, Колокольцев Е. Н. – М.: Дрофа, 2011. – ISBN: 978-5-358-04701-3

  1. Литература. 11 класс. Методическое пособие /Курдюмова Тамара Федоровна. – М.: Дрофа, 2011. – 256 стр. – ISBN: 978-5-358-08534-3

  1. ЕГЭ 2012. Литература. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Ерохина Е.Л. – М.: Издательство «Экзамен», 2012, – 94, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум») – ISBN: 978-5-377-04493-2

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector