Рабочая программа по литературе 11 класс Беленький

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образова­ния на базовом уровне и примерной программы по литературе для образовательных учреждений с русским (родным) языком обучения. Программа «Литература. 5-11 кл.» под редакцией Г.И.Беленького. М.: «Мнемозина», 2006 соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004г).

Всего 102 часа ( 3 часа в неделю)

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

— соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

— построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

— способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

— обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

— сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Общая характеристика учебного предмета

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный об­лик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Цели

Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и само­совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современ­ном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального

самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литера­турного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вку­са; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и со­держания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном про­цессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного про­изведения как художественного целого в его историко-литературной обу­словленности и культурном контексте с использованием понятийного язы­ка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов фор­мы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произ­ведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необ­ходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в биб­лиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет пре­емственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на тради­цию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуаль­ного развития личности школьника. Основными критериями отбора художест­венных произведений для изучения в школе являются их высокая художествен­ная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на лич­ность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного обра­зования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

— выразительное чтение;

— различные виды пересказа;

— заучивание наизусть стихотворных текстов;

— определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к то­му или иному роду и жанру;

— анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфлик­та;

— устные и письменные интерпретации художественного произведения;

— выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

— самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

— участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

— подготовка рефератов, докладов; напи­сание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся обще­учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Лите­ратура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-

следственных связей,

• сравнение, сопоставление, классификация,

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анали­за текста, использование различных видов чтения

(ознакомительное, про­смотровое, поисковое и др.),

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразиро­вать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знако­вых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответ­ствии с коммуникативной задачей,

• составление плана, тезисов, конспекта,

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

•использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Ин­тернет-ресурсы и др. базы данных,

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требова­ния к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащи­мися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориенти­роваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание тек­ста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по исто­рии и теории литературы; соотносить художественную литературу с общест­венной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и опре­делять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, пи­сать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на ли­тературные темы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы программы

Всего часов

Контроль знаний

Домашних сочинений

Классных сочинений

Тестов

1.

Введение

1

2.

Русская литература первой половины 20 века

39

2

2

1

3.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

14

1

2

3

4.

Литературный процесс 30-40-х годов

22

1

2

3

5.

Литература периода Великой Отечественной войны

7

1

2

6.

Литературный процесс 50-80-х годов

16

1

1

3

7.

Новейшая литература (конец 20 века- начало 21 века)

2

1

8.

Заключительный урок

1

Всего

102

5

8

13

Содержание программы (базовый уровень)

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

102 часа

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.

Обзор русской литературы первой половины ХХ века (1 час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. Реализм и мо­дернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в рус­ской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Совет­ская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм».

Художественная объективность и тенденциозность в освещении истори­ческих событий. Проблема «художник и власть».

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 вв.(1 час)

Символизм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика (1 час)

В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гун­ны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К.Д.Бальмонт (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце…», «Безглагольность»

Акмеизм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика (1 час)

Н. С. Гумилев (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая тради­ция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастиче­ское и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм как литературное направление начала XX века. Общая характеристика (1 час)

И. Северянин (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других сти­хотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, ори­гинальность его словотворчества.

Сочинение по творчеству поэтов начала XX века 1 час

А. А. Блок (6 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, ап­тека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотво­рения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы…», «О добле­стях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возмо­жен выбор других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его сти­хотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соот­ношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий револю­ции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интона­ции, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность фи­нала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Письменный анализ поэтического текста

И. А. Бунин (5 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «По­следний шмель», «Седое небо надо мной…», «Слово» (возможен выбор других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика по­эта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки» (произведения обязательны для изучения).

Рассказы о любви : «Лёгкое дыхание», «Митина любовь»

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. » Исследование национального характера. «Вечные темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Со­отношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение (домашнее) по творчеству И. А. Бунина.

А. И. Куприн (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет», «Олеся» (возможен выбор другого произведе­ния).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа.

Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Сочинение (домашнее)

М. Горький (7 часов)

Жизнь и творчество.

«Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение ро­мантического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как соци­ально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ноч­лежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три правды в пьесе. Проблема счастья. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность язы­ка.

Зачёт по творчеству М. Горького.

В. В. Маяковский (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и не­множко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указан­ные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспек­тором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности люб­ви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор других стихотво­рений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Мая­ковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского в произведениях «Хорошо», «Клоп», «Баня» (по выбору)

С. А. Есенин (4 часа+ 1 час Р/Р)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жа­лею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения яв­ляются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…»(возможен выбор других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есе­нина.

Поэма «Анна Снегина»

Сочинение

О. Э. Мандельштам (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, зна­комый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изу­чения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», (возможен выбор других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

М. И. Цветаева (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий, «Куст» (возможен выбор других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и лите­ратурные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие по­этического стиля.

Сочинение (домашнее)

А. А. Ахматова (6 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тем­ной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обяза­тельными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Те­мы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литератур­ные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. По­беда исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Осо­бенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Защита проектов по творчеству поэтов конца 19-20 веков

Б. Л. Пастернак (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определе­ние поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь»

(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Снег идет», «Быть знамени­тым некрасиво…» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте по­этического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Слож­ность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа.Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков (8 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

Особенность жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.

Роман «Белая гвардия» (обзор)

Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

А. П. Платонов (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Сокровенный человек». Значение образа Шарикова. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка.

Вн.чт. Рассказы «Фро», «Река Потудань», «Возвращение», «Старый механик» (по выбору)

М. А. Шолохов (8 часов+ 1час Р/Р)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон».

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разруше­ния семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Жен­ские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное свое­образие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.

Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы.

Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» (анализ эпизода)

Литература социалистического реализма (1 час) обзор.

Литература второй половины XX века.

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СО­ВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (7 часов)

Продолжение традиций классической литературы в изображение событий войны. Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет. Человек на войне и правда о нём. Осмысление подвига и трагедии народа.

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня и я вернусь». А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь» (2 часа)

В.В.Быков Повесть «Сотников» 2 часа

Драматургия. В.С.Розов «Вечно живые» 2 часа

Н.А.Заболоцкий Жизнь и творчество. Философичность лирики, поэзия мысли «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «некрасивая девочка» (2 часа)

А. Т. Твардовский (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…» (указанные стихотворения являют­ся обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента…», «О су­щем», «В чем хочешь человечество вини…» (возможен выбор других сти­хотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как

ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль не­красовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний бой майора Пугачёва», «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор другого рассказа).

История создания книги «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования.

А.И. Солженицын (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Литература последних десятилетий XX века (9 часов)

Н. М. Рубцов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Авторская песня В.Высоцкий. Б.Окуджава (1 час)

В.М.Шукшин. Рассказы разных лет (2 часа)

В. Г. Распутин (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Последний срок» (возможен выбор другого произведе­ния).

Нравственное величие русской женщины.

Современная проза.

ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. А. В. Вампилов (2часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Старший сын»

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Стечение обстоятельств в пьесе.

Литература конца XX – начала XXI века.

(2 часа)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмо­дернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получив­шие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО — ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

— Художественная литература как искусство слова.

— Художественный образ. Художественное время и пространство.

— Содержание и форма.

— Художественный вымысел. Фанта­стика.

— Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм( символизм, акмеизм, футуризм).

-Основные факты жизни и творче­ства выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.

— Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; ли­рическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

— Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический ге­рой. Система образов.

— Деталь. Символ.

— Психологизм. Народность. Историзм.

— Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

— Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

— Стиль.

— Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

— Литературная критика.

Календарно- тематическое планирование

Дата

Общая тема, кол-во часов

Тема урока

Кол-во часов

№п/п

Форма проведения

Внедрение передового опыта

Д/З

Литература первой половины 20 века. Обзор(1ч)

Поэзия начала века ( 8ч + 1 ч Р/Р)

А.А.Блок (6 ч)

И.А.Бунин (5 ч)

А.И.Куприн (3 ч)

М.Горький (7ч)

В.В.Маяковский

(4ч)

С.А.Есенин (4ч+1чР/Р)

О.Э.Мандельштам

(2ч)

М.И.Цветаева (3ч)

А.А.Ахматова (6ч)

Б.Л.Пастернак

(4ч)

М.А.Булгаков (8ч)

А.П.Платонов (4ч)

М.А.Шолохов (8ч+1)

Литература социалистического

Реализма (1ч)

Литература второй половины 20 века.

Тема ВОв в литературе 20 века

(7ч)

Н.А.Заболоцкий

(2ч)

А.Т.Твардовский

(2ч)

В.Т.Шаламов (2ч)

А.И.Солженицын

(2ч)

Литература последних десятилетий

20 века (9ч)

Литература конца 20 – начала 21 века (2ч)

Обзор русской литературы первой половины 20 века. Россия рубежа XIXXX века.

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра». Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс»

Символизм

В.Я.Брюсов. Лирика. «Хвала человеку», «В неоконченном задании», «Каменщик», «Юному поэту», «Родной язык».

К.Д.Бальмонт. Лирика. «Я мечтою ловил уходящие тени», «Завет бытия», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце…» «Безглагольность».

Акмеизм.

Н.С.Гумилёв. Лирика. «Старый конквистадор», «Капитаны», «Я и вы», «Шестое чувство», «Слово», «Жираф».

Футуризм.

Игорь Северянин. Лирика. «Июльский полдень», «Родник», «Поэза последней надежды».

Р/р. Сочинение по творчеству поэтов начала 20 века.

А.А.Блок. Жизнь и творчество (с обобщением изученного)

Многогранность любовной лирики. Изящество и музыкальность стиха. «Незнакомка», «Мне страшно с тобою встречаться», «В ресторане».

Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов и противоречий жизни. Трагическое мироощущение лирического героя. «Ночь, улица, фонарь, аптека..», «Коршун».

Россия – центральная тема в поэзии Блока. «На поле Куликовом», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе…».

Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А.А.Якобсон).

Композиция, язык поэмы.

Обобщающий урок по творчеству А. Блока. Тест

И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь. Лирика. «Одиночество», «Слово», «Последний шмель».

«Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки».

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Вн/чт. Рассказы И.А.Бунина о любви «Митина любовь», «Лёгкое дыхание»

А.И.Куприн. Сведения о жизни и творчестве. Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Смысл споров о сильной и самоотверженной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры.

Вн/чт. А.И.Куприн. «Олеся»

Максим Горький. Жизнь и творчество. Романтизм Горького.

«Старуха Изергиль». Проблема смысла жизни.

Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»

«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне»

Вопрос о правде в драме М.Горького «На дне»

Вн/чт М. Горький «Несвоевременные мысли».

Зачёт по творчеству М.Горького

В.В.Маяковский. Жизнь и

творчество. Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике. «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно».

Послереволюционное творчество Маяковского (общая характеристика). Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего. «А вы могли бы?», «Сергею Есенину», «Юбилейное».

Сатира Маяковского. Поэтическое новаторство. «Адище города», «Прозаседавшиеся», «Дешёвая распродажа».

Вн/чт. Маяковский «Хорошо», «Баня», «Клоп» (по выбору).

С.А.Есенин. Жизнь и творчество.

Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Щемящее чувство грусти от сознания быстротечности человеческого бытия.

Чувство любви к Родине, к природе родного края. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери».

Народно-песенная основа лирики.

Вн/чт. С.А.Есенин. «Анна Снегина»

Р/Р Подготовка к написанию сочинения «Что придаёт трагизм теме Родины в лирике С.Есенина?»

О.Э.Мандельштам. Сведения о жизни и творчестве.

Насыщенность поэзии Мандельштама литературными, культурными и историческими ассоциациями. («За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», «Бессонница. Гомер, Тугие паруса»).

М.И.Цветаева. Сведения о жизни и творчестве.

Поэзия Цветаевой – напряжённый монолог на личные и гражданские темы. Обострённая искренность лирики. «Моим стихам, написанным так рано…», «Имя твоё- птица в руке..»(из цикла «Стихи Блоку), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…»

«Вчера ещё в глаза глядел…», «Писала я на аспидной доске…», «Поэт – издалека заводит речь…». Интонационно-ритмическая экспрессивность стиха.

А.А.Ахматова. Сведения о жизни и творчестве.

Главенство темы любви, облагораживающих страданий в ранней лирике. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…».

Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в поздней лирике. «Мне голос был. Он звал утешно…», «Клятва», «Родная земля».

Трагедия поэта и народа в поэме «Реквием». «Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отраженье милого лица…».

Вн/чт. А.А.Ахматова. «Я пришла к поэту в гости…», «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Читатель», «А вы, мои друзья, последнего призыва!..», «Летний сад», «Все души милых на высоких звёздах…»

Обобщающий урок по творчеству поэтов Серебряного века. Защита проектов.

Б.Л.Пастернак. Сведения о жизни и творчестве. Своеобразие лирики поэта. («Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «На ранних поездах», «Во всём мне хочется дойти…»)

Человек, история и природа в романе «Доктор Живаго»

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго»

Стихотворения Ю.Живаго и их роль в раскрытии идей и проблематики романа.

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество.

«Мастер и Маргарита». Особенность жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм).

Сатирик и лирик. Первое впечатление о романе (любимые герои) Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

«Московские» главы в романе («…изменились ли эти герои внутренне?…»)

«Спор о человеке и Боге» («ершалаимские главы»). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета.

Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести.

Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.

Вн/чт. М.А.Булгаков «Белая гвардия».

А.П.Платонов. Жизнь и творчество.

«Сокровенный человек». Идейно- композиционное своеобразие повести .

Герой повести – правдоискатель и народный философ. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка.

Вн/чт. Платонов. «Фро», «Река Потудань», «Старый механик», «Возвращение» (по выбору)

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. «Тихий Дон» — роман-эпопея. История создания.

Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон» Семья в романе – эпопее.

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

«В мире, расколотом надвое». Изображение гражданской войны как трагедии народа.

Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство.

Психологическая глубина романа. Женские образы «Тихого Дона».

Художественные особенности романа «Тихий Дон». Яркость, многоцветность языка, роль диалектизмов.

Зачёт по творчеству М.А.Шолохова.

Рр. Сочинение. Анализ эпизода КН. 3, часть 6, глава L

Социалистический реализм – направление в литературе советского периода. Положительный герой советской литературы. (А.А.Фадеев «Разгром», Н.А.Островский «Как закалялась сталь» (обзор по выбору)

Тема ВОв в литературе. Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе.

Поэзия.

К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь…», «Родина».А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»

Проза Вов. В.В.Быков «Сотников»

Драматургия. В.С.Розов. «Вечно живые».

Н.А.Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве.

Философичность лирики, поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души. «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка».

А.Т.Твардовский. Сведения о жизни и творчестве.

Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений в лирике Твардовского. Народность поэзии. «Я знаю, никакой моей вины…», «Вся суть в одном единственном завете…», «Памяти матери».

В.Т.Шаламов. Сведения о жизни и творчестве.«Колымские рассказы» — «проза, выстраданная как документ эпохи» (В.Т.Шаламов)

Противостоянье человека трагическим обстоятельствам в рассказах «Последний бой майора Пугачёва».

А.И.Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Один день Ивана Денисовича». Нравственная позиция Шухова.

Простота, обыденность повествования как приём воплощения трагизма происходящего.

Поэзия. Общая характеристика.

«Тихая лирика и поэзия Н.Рубцова».

Авторская песня (Б.Окуджава, В.Высоцкий)

Проза.

В.М.Шукшин. Рассказы разных лет.

В.Г.Распутин. Нравственное величие русской женщины в повести «Последний срок».

Драматургия А.В.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын».

Быт и бытие в произведениях современных писателей. Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека, подлинных нравственных ценностей. (В.С.Маканин, Л.С.Петрушевская, Т.Н.Толстая, В.В.Ерофеев, В.О.Пелевин)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19-20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81-82

83-84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95-96

97-98

99-100

101-102

Лекция с эл. беседы

Урок выразит. чтения с анализом

Лекция с эл. беседы

Аналитич. беседа

Аналитическая беседа

Лекция с эл. беседы

Урок выраз. чт.

Лекция с эл. беседы

Развитие речи

Лекция с эл. беседы.

Аналитич. беседа

Лекция с эл. беседы

Аналитич. беседа

Комбиниров.

тестирование

Лекция с эл. беседы.

Аналитич. беседа

Аналитич. беседа

Лекция с эл. беседы

Лекция с эл. беседы

Аналитич. беседа

Аналитич. беседа

Лекция с эл. беседы

Аналитическая беседа

Комбинир.

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Комбинир.

Зачёт

Лекция с Эл. беседы

Анализ поэтического текста, выраз. чтение

Уроки выраз. чтения

Аналитическая беседа

Лекция с эл. беседы

Комбинир.

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Анализ поэтич. текста

Лекция с эл. беседы

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Урок-презентация

Аналитическая беседа

Комбиниров.

Аналитическая беседа

Урок-концерт

Защита проектов

Урок-презентация

Аналитическая беседа

Анализ поэтич. текста

Лекция с эл. беседы

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Урок-диспут

Аналитическая беседа

Комбиниров.

Лекция с эл. беседы

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Комбиниров.

Урок-презентация

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Зачёт

Развития речи

Лекция

Защита проектов

Лекция

Ан-з поэтич. текста

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Урок-презентация

Анализ поэтического текста

Лекция с эл. беседы

Аналитическая беседа

Лекция с эл. беседы

Аналитическая беседа

Защита рефератов

Аналитическая беседа

Лекция с эл. беседы

Комбиниров.

Аналитическая беседа

Препод. лит-ры

по ред. Обернихиной

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

ЛвШ, 37,2000, с.26-31.

Препод. лит-ры 11 кл. Кн. под. ред.

Обернихиной.

Откр. ур. по лит-ре

№5, с. 147.

ЛвШ, 2001, №7,с. 22

Метод. Обернихиной, с.10.

Метод. Обернихиной, с.13

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

-//-

-//-

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

Откр. ур. по лит-ре

№5, с. 147.

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

-//-

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

Препод. лит-ры

по ред. Обернихиной

Препод. лит-ры

по ред. Обернихиной

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

Препод. лит-ры

по ред. Обернихиной

Препод. лит-ры

по ред. Обернихиной

Препод. лит-ры

по ред. Обернихиной

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

Препод. лит-ры

по ред. Обернихиной

Препод. лит-ры

по ред. Обернихиной

Препод. лит-ры

по ред. Обернихиной

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

-//-

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

-//-

-//-

-//-c.108-109

-//-

-//-

Препод. лит-ры

по ред. Обернихиной

Препод. лит-ры

по ред. Обернихиной

Препод. лит-ры

по ред. Обернихиной

-//-

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

-//-

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

-//-

Д.Н.Мурин. «Рус. лит-ра 20 в»

Д.Н.Мурин. «Рус. лит-ра 20 в»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

ЛвШ, №5, 1989г.

И.В.Золотарёва

«Поурочные разработки по лит-ре 20 века»

Доклады, сообщения о

символизме

Подгот сообщ. о Брюсове, ан-з лирики

Подгот. сообзщ. о Бальмонте, анализ лирики.

Анализ поэтич. текста. Подгот. сообщ. об акмеизме.

Сообщения о Гумилёве, анализ лирики.

Сообщ. о футуристах (Северянин)

Анализ лирики.

Подгот. к сочинению

Подгот. сообщ. о тв-ве Блока

Выучить стихи, анализ лирики

Выучить стихи, анализ лирики

Домашнее сочинение (интерпретация поэтического текста)

Анализ поэтич. текста, сообщ. «История создания поэмы «Двенадцать»,

чтение поэмы.

Подгот. к тесту

Сообщения о Бунине, инд. зад: презентации к уроку.

Чтение «Антоновск. ябл»

Чтение «Господин из Сан-Франциско»

Домашнее сочинение «Почему И.А.Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» не изобразил внутренний мир главного героя и не дал ему имени?»

Подгот. К вн/чт.

Сообщение о Куприне, читать

«Гранатовый браслет»

Подгот. к блиц-опросу на знание текста

Домашнее сочинение «Что это было: любовь или сумасшествие?»

Подгот. к вн/чт.

Сообщ. о жизни

и тв-ве. Горького

Чтение и анализ р-за «Старуха Изергиль»

Инд. зад., читать «На дне»

Инд.задания.

Как решается вопрос о правде в пьесе? Найти выск. разных героев о правде

Конспект статьи, подгот. к вн/чт.

Подгот. к зачёту по тв-ву Горького.

Сообщ. о тв-ве Маяковского анализ лирики

Выучить стихи, письменный анализ

Выучить стихи, письменный анализ

Стих наизусть, анализ поэтич. текста, подгот к вн/чт

Сообщ. о Есенине, презентации

Стих наизусть, анализ поэтич. текста.

Выучить стихи, письменный анализ лирики, подгот к вн/чт, история создания «Анна Снегина»

Сообщения «Творчество Мандельштама»

Выучить стихи, анализ.

Письменный анализ поэтич текста.

Сообщения о жизни и творчестве Цветаевой, презентации, чтение и анализ стихов.

Выучить стихи, устный анализ.

Анализ лирики

Домашнее сочинение «В чём проявляется сложность, драматизм внутреннего мира лирической героини М.И.Цветаевой?»

Подгот. сообщ., презентации по тв-ву Ахматовой.

Выучить стихи,

анализ

Выучить стихи, письм. анализ.

Анализ поэтического текста

Сообщ. о поэме «Реквием»

Выучить отрывок, анализ поэтич. текста, подгот. к вн/чт.

Подготовиться к защите проектов.

Сообщения о творчестве Пастернака.

Анализ лирики, читать «Доктор Живаго»

Индивидуальные задания, сооб

Сообщения о Булгакове

Анализ поэтич. текста.

Чтение «Мастер и

Маргарита»

3 мира в романе,

Анализ глав

Гл. 2,16,25,26,

Вопросы в тетр.

Анализ глав

Анализ глав 13,19,23,30,312,32

Вопросы в тетради., роль эпилога

Домашнее сочинение «Почему произведение М.Булгакова «Мастер и Маргарита» называют «романом о страхе и бесстрашии»?

подг. К вн/чт

Подг. Сообщ. о Платонове

«Сокровенный человек»

Характеристика главного героя,

Подгот. к вн/чт

Сообщеня о Шолохове,

Презентации

Чтение «Тихий Дон», анализ глав.

Индивидуальные задания

Анализ глав о войне.

Отвечать на вопросы учебника

Характеристика Мелехова

Анализ глав, женские образы

Подгот. к зачёту

Подгот. к сочинению

Сообщения о лит-ре соцреализма.

Сообщения «Тема ВОв в лит-ре 20 века»

Сообщения о ТВ-ве Симонова, выучить стихи

Стихи наизусть, анализ поэтич. текста.

Анализ поэтич. текста.

Чтение «Сотников», анализ по вопросам

Розов, чтение «Вечно живые»

Подгот. сообщ. о тв-ве Заболоцкого

Стихи наизусть, анализ поэтич. текста.Подгот. сообщ. о Твардовском

Выучить стихи, анализ

Подгот сообщ. о Шаламове,

Чтение «Колымские рассказы»

Чтение и анализ «Последний бой майора Пугачёва»

Подгот. сообщ. о Солженицыне

Чтение и анализ «Последний день Ив. Денис.»

Характер главного героя

Сообщения о лит-ре последних десятилетий 20 в.

Сообщ. о Рубцове

Анализ поэтич. текста, стихи

Презентации к уроку, выучить стихи.

Сообщ. о ТВ-ве Шукшина

Анализ рассказов

Сообщ. о т-ве Распутина.

Чтение и анализ повести «Последний срок»

Вампилов (сообщения), чтение «Старший сын»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны

знать/понимать:

-образную природу словесного искусства;

— основные факты жизни и творчества писателей;

— содержание изученных произведений;

— основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;

-основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);

-анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой;

-выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

-определять род и жанр произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-составлять планы;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Классные сочинения -3

Домашние сочинения — 5

Литература и средства обучения

1. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник-практикум для общеобразоват. учреждений/ Под ред. Ю.И.Лыссого.-2-е изд.-М.: Мнемозина, 2001

2.ВасильеваТ.Б.,ИвановаИ.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.-М.: Вентана-Граф, 2007

3. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008

4. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006

5. Журнал «Литература в школе»

6.Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997

7. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007

8. Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»

9. Компакт-диски «Уроки литературы КиМ» (10, 11 классы)

10. Компакт-диск «Русская литература. 8-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»

11. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»

12. Компакт- диск «Репетитор по литературе КиМ, 2009»

13. Папка с раздаточными материалами «теория литературы 5-11 классы»

14. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector