Рабочая программа по литературе 11 класс

Пояснительная записка

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Важнейшим принципом построения курса литературы для 11 класса является принцип преемственности. 20 век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и известно было лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда).

Соответственно программа интегрирует все эти направления в единых обзорах, построенных на принятой ныне большинством ученых «укрупненной» периодизации: веков (1890 – 1917, 1920 –е годы; 30-е – середина 50-х; 50-90-е годы. Обзоры включают в себя не столько социально-политические события (хотя без них тоже нельзя обойтись), сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи.

Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодерн, а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т.п.).

Отчетливое понимание перегруженности школьника, его физической неспособности объять необъятное привело к изменению структуры монографических разделов программы. Вместо перечисления всех произведений каждого изучаемого писателя, оборачивающегося не практике схоластическим заучиванием положений учебника о не прочитанных учеником книгах, предлагается текстуальное изучение небольшого числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира писателя в его соотнесенности с литературным процессом, освещенным в обзорах.

Вместе с тем введение в программу писательских имен и текстов, выходящих за рамки «Обязательного минимума содержания образовательных программ по литературе», позволяет учителю более глубоко и широко осветить литературный процесс, расширить кругозор учеников в соответствии с современной тенденцией обращения к творчеству писателей русского зарубежья, андеграунда, постмодернизма.

Программа предназначена для учащихся 11 классов. Их возрастные особенности позволяют более глубоко рассмотреть вопросы и проблемы, связанные с литературой 20 века.

Цель программы – создание условий на формирование достаточного знания и понимания литературного процесса 20 века, взаимоотношение литературы и времени, литературы и социального бытия нации, литературы и духовных чаяний человека.

Программа призвана содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепить их национальное самосознание, патриотические чувства.

Задачи

  • Содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса.

  • Помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся.

  • Укрепить национальное самосознание, патриотические чувства.

Ожидаемый результат

  • Начитанность школьника, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значительных для ученика.

  • Умение выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и активность оценки прочитанного.

  • Способность применять историко и теоретико-литературных знаний в анализе художественного текста.

  • Успешная сдача учащимися государственного экзамена по литературе

Опыт обучения помогает ученикам овладеть рядом знаний и умений литературно-творческого характера: умением оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения; умением видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа; умением передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении; умением оценивать игру актера в отдельной сцене, сравнивать эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией к нему; умением составить киносценарий или инсценировку по фрагменту литературного текста;

В старших классах ученикам предстоит овладеть рядом новых умений, среди которых:

  • Умение эмоционально откликнуться на произведения разных жанров и в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя;

  • Умение сравнивать трактовку роли разными авторами;

  • Умение, сопоставив иллюстрации к тексту, определить общую трактовку художником литературного произведения; умение написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изученного произведения;

  • Умение написать рецензию на произведение современной русской и зарубежной литературы;

Таким образом, критерии литературного развития контролируют реализацию способностей в конкретных умениях и помогают выявить уровни освоения учениками литературы как искусства слова.

Курс литературы для 11 класса рассчитан на 170 часов (5 часа в неделю).

Тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта образования, сост. Э.Д.Днепров, М., Дрофа, 2004 год,

по примерной программе основного общего образования по литературе, по программе по литературе В.Я. Коровиной, М., Дрофа, 2008 год, учебник- хрестоматия по литературе в двух частях для 11 класса В. Чалмаева, С. Зинина « Русская литература 20 века» , М., Просвещение, 2010 год.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Основные этапы развития русской литературы 20 века

Литература периода 1890-1917 гг

Изображение красного и белого террора в литературе

Литература периода 1930-1950 гг

Осмысление темы Великой Отечественной войны

Произведения писателей 60-80 гг

Литература на современном этапе

Всего часов

По итогам изучения каждого раздела программы проводятся контрольные и тестовые работы

Форма контрольной работы

Количество часов

Тестирование по творчеству писателей

8

Сочинение по изученному произведению( в том числе домашние)

9

Итоговый тест в форме ЕГЭ

1

Всего часов

18

Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса.

В результате изучения литературы ученик одиннадцатого класса должен:

знать

— образную природу словесного искусства;

— содержание изученных литературных произведений;

— основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века, этапы их творческой эволюции;

— историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

— основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений;

— изученные теоретико-литературные понятия.

уметь:

— воспроизводить содержание изученного литературного произведения;

— выразительно читать изученные произведения;

— анализировать и интерпретировать художественный мир литературного произведения в единстве содержания и формы;

— сопоставлять произведения одного автора, разных авторов, сопоставлять разных героев, эпизоды разных произведений;

— аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);

— составлять конспект критической или литературоведческой статьи;

— выполнять учебно-исследовательскую работу на основе историко-культурного комментария и сопоставления разных редакций произведения;

— писать реферат;

— творчески осмыслять литературно-критическую статью на основе её изучения, пересказа или конспектирования;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— организовать поиск нужной информации в справочных материалах;

— аргументировано составлять развёрнутый ответ на литературный вопрос, писать сочинения, изложения с элементами сочинения, сочинения по литературным произведениям;

— вести аргументированную полемику;

— определять круг чтения и оценки литературных произведений;

— самостоятельно готовиться к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

учебник- хрестоматия по литературе в двух частях для 11 класса В. Чалмаева, С. Зинина « Русская литература 20 века» , М., Просвещение

Дидактические материалы 11 класс. М. Просвещение. 2006.

Золотарева. Литература. 11 класс. Методические советы. М. Просвещение. 2006.

Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе.

урока

Тема урока

Цель урока

Методы и

приёмы

Оборудование

Дата

Общая характеристика истории и литературы

20 века

Показать взаимосвязь литературы и общественной мысли начала 20 века

Лекция учителя, составление конспекта

Учебник по литературе 11 класс

« Медленно история листается, всё стареет- Родина не старится»

Показать отражение основных исторических событий в литературе, воспитывать любовь к Отечеству через изучение памятных страниц истории

Интегрированный урок ( история-литература)

Лекция, метод сопоставления

учебник

Литература рубежа веков

Дать представления о тенденциях русской литературы рубежа веков, формирование ценностных ориентиров

Рассказ учителя с элементами беседы

Репродукции картин художников рубежа веков, выставка книг

И. А. Бунин. Творческий путь писателя.

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина

Выступления учащихся, слово учителя

Портрет И. А. Бунина

Размышления о России ( повесть «Деревня»,

« Антоновские яблоки»)

Разобраться в авторской позиции, указать новизну в изображении деревни

Сообщение учителя, обсуждение, конспектирование

Текст произведений

Кризис цивилизации в рассказе « Господин из Сан-Франциско»

Раскрыть философское содержание рассказа

Лекция, аналитическое чтение

Текст рассказа

Цикл рассказов « Тёмные аллеи»

Показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, воспитание интереса к И. А. Бунина

Лекция с элементами беседы, чтение рассказов

Учебник, тексты рассказов

И. А. Куприн. Очерк жизни и творчества.

Дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина

Лекция с элементами беседы и сообщениями

Портрет А. И. Куприна

Повесть « Гранатовый браслет»

Показать мастерство писателя в изображении человеческих чувств, роль детали в рассказе

Беседа в сочетании с комментированным чтением

Текст рассказа

« Да святится имя твое!»

Показать процесс пробуждения души человека, формировать эстетическое восприятие

Семинар, индивидуальная работа

Текст рассказа, запись музыки Л. В. Бетховена

« Олеся»- лесная колдунья.

Раскрыть идею и художественные особенности повести

Лекция, составление конспекта по теме, аналитическое чтение

Текст повести

Сочинение по творчеству Бунина, Куприна

Развитие речи учащихся, развитие умений определять основную мысль

Самостоятельная работа

Тексты произведений

А. М. Горький Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького.

Познакомить учащихся с биографией и творчеством А. М. Горького, особенностями его романтизма

Беседа, составление конспекта

Портрет А. М. Горького, фотоальбом

Композиция романтических рассказов А. М. Горького.

Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя

Комментированное чтение, беседа

Тексты рассказов

Тема босячества в ранних рассказах Горького.

Показать особенности тематики рассказов

А. М.Горького

Комментированное чтение, беседа

Тексты рассказов

« На дне». Социально- философская драма.

Определить составляющие жанра и конфликта в пьесе

Комментированное чтение , беседа

Тексты пьесы

Обитатели ночлежки

Исследовать причины нахождения героев в ночлежке

Комментированное чтение, беседа

Тексты пьесы

« Во что веришь- то и есть». Роль Луки в пьесе.

Создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки

Комментированное чтение и беседа

Тексты пьесы, иллюстрации

Основной вопрос и его решение в пьесе « На дне».

Выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к основному вопросу пьесы

Комментированное чтение и беседа

Тексты пьесы

РР Сочинение по творчеству А. М. Горького.

Развитие речи учащихся, развитие умений определять основную мысль

Самостоятельная работа

Тексты произведений

« Серебряный век» русской поэзии

Дать понятие «Серебряного века», воспитывать интерес к творчеству поэтов

Лекция учителя

Портреты поэтов

Н. С. Гумилёв. Мир образов в творчестве поэта

Дать представление о личности Н. С. Гумилёва, закрепить понятие об акмеизме

Лекция учителя

Портрет Н. С. Гумилёва, выставка его книг

Поэтика Н. С. Гумилёва

Изучить особенности поэтики Гумилёва, учить анализу стихотворений

Собеседование по прочитанному, беседа по теории литературы

Тексты стихотворений

Поэты « серебряного века». Имена и судьбы

Дать представления о личностях поэтов

« серебряного века»

Аналитическое чтение стихотворений, рефераты

Тексты. стихотворений, портреты

А. Блок. Жизненный и творческий путь.

Показать творческий путь поэта, развитие интереса к поэзии А.А. Блока

Беседа,

выразительное чтение стихотворений

Портрет поэта

« Трилогия вочеловечивания». Символика А. Блока

Показать особенности поэтики А. А. Блока

Проблемная беседа по теме урока, лекция

Стихотворения поэта

« Стихи о Прекрасной Даме»

Показать особенности поэтики 1 книги стихов А. Блока

Проблемная беседа, комментированное чтение

Тексты стихотворений

« Незнакомка» в лирике А. Блока.

Показать изменения настроения и тональности лирики во 2 томе лирики, развитие навыков анализа стихотворений

Комментированное чтение, аналитическая беседа

Тексты стихотворений

Страшный мир в стихах А. Блока.

Показать одиночество лирического героя в страшном мире, развитие навыков анализа стихотворений символизма, повторение теории

Самостоятельная работа

Стихотворения поэта

Тема России в лирике А. Блока

Показать значение образа России в лирике А. Блока

Лекция, Самостоятельная работа

Учебник , стихи, репродукция картины Васнецова « Гамаюн»

Цикл стихов « На поле Куликовом»

« Это всё- о России»

Показать символический смысл стихов, развивать навыки анализа стихотворений

Лекция с элементами беседы, анализ стихотворений

Портрет писателя

« Слушайте Революцию!»

Показать полемический характер поэмы

Аналитическое чтение

Текст поэмы

Поэма А. Блока « Двенадцать»

Развитие навыков анализа стихотворных произведений

Беседа по прочитанному

Текст поэмы

С Есенин как национальный поэт

Познакомить учащихся с особенностями творчества С. Есенина, показать народность творчества

Лекция с элементами беседы

Тексты стихотворений, портрет поэта, фотоальбом

« По заре и звёздам я школу проходил». Стихи Есенина о природе

Показать особенности изображения природы поэтом, развитие навыков анализа стихотворений

Лекция, работа по тексту

Стихотворения поэта

Любовная лирика поэта

Показать динамику развития любовной лирики

С. Есенина

Анализ стихотворений

Стихотворения поэта

Поэма « Анна Снегина»

Показать поэму как одно из выдающихся произведений С. Есенина, развитие навыков анализа поэтического текста

Беседа о прочитанном, анализ поэмы

Текст поэмы

РР Сочинение по лирике А. Блока и С. Есенина

Проверка ЗУН, развитие умений написания сочинений по теме

Слово учителя, работа по группам

Тексты произведений

Русский футуризм. Поэтические открытия

Дать представления о развитии русского футуризма в литературе и живописи, роль футуризма в искусстве

Лекция, доклады учащихся

Портреты поэтов- футуристов, репродукции картин Кандинского, Пикассо

Эгофутуризм И. Северянина

Показать особенности творчества поэта, развитие навыков анализа стихов

Лекция, реферат

Портрет И. Северянина

Жизнь и творчество В. В. Маяковского. Поэтическое новаторство

Дать представление о новаторском характере лирики В. Маяковского

Лекция , составление конспекта

Портрет поэта, фотоальбом

Раннее творчество Маяковского. Образ города в ранней лирике

Показать особенности изображения окружающего мира в ранней лирике поэта

Сообщения учащихся, чтение и анализ стихов

Стихи поэта

« Облако в штанах» как футуристическое произведение

Показать поэму как произведение футуризма, развитие навыков анализа стихотворных произведений

Коллективная работа

Поэма « Облако в штанах»

Творчество Маяковского после революции

Показать творчество Маяковского советского периода как отражение революции

Лекция с элементами беседы,

самостоятельная и индивидуальная работа

Стихи поэта, его рисунки

Интеллигенция и революция. Публицистика

А. М. Горького, И. А. Бунина

Объективное изображение трагедии интеллигенции в годы революции, отношение писателей к революции, развитие умения работы с публицистическими очерками

Слово учителя, сообщения учащихся

Портреты писателей, тексты произведений

Красный и белый террор. Литература в период Гражданской войны.

Развитие умения сопоставлять исторические факты с литературными произведениями, осмысление событий войны с общечеловеческой точки зрения

Интегрированный урок ( литература- история)

Рассказ учителя, составление конспекта

Выставка книг по теме урока, учебники истории и литературы

И. Бабель « Конармия»

Определить особенности повествования И. Бабеля, развитие умения давать нравственную оценку событиям

Анализ текстов рассказов

Тексты рассказов

Изображение партизанского отряда в романе А. Фадеева « Разгром»

Выявить авторское отношение автора к проблеме революции и становления человека

Лекция учителя, беседа о прочитанном

Роман « Разгром»

Человек и история в романе Б. Пастернака

« Доктор Живаго»

Рассказать о судьбе романа, показать отношение автора к происходящим событиям, развитие гуманистического отношения к личности

Лекция с элементами беседы, беседа о прочитанном

Портрет Б. Л. Пастернака, его произведения

М. Шолохов. « Донские рассказы»

Показать изображение гражданской войны как бесчеловечное отношение к личности

Беседа по рассказам

Тексты произведений

РР Сочинение по произведениям писателей о Гражданской войне

Развитие умения писать сочинение по выбранной теме

Самостоятельная работа

Тексты произведений

М. А. Шолохов. История создания романа

« Тихий Дон». Казачество в романе.

Дать представление о личности М. А. Шолохова, его роли в мировой культуре, познакомить учащихся с историей создания романа

Лекция, беседа , сообщения учащихся

Портрет писателя

Семья Мелеховых в 1 томе.

Показать закономерности эпохи на примере изображения казачьей семьи

Аналитическое чтение

Текст романа

Григорий Мелехов. Любовь в жизни героя

Показать становление характера главного героя, развитие интереса к чтению романа

Лекция , составление конспекта, беседа

Текст романа

Мир, расколотый надвое ( 2 книга)

Показать трагедию народа в гражданской войне

Лекция с элементами беседы

Текст романа

Путь Григория Мелехова в революцию

Показать неизбежность трагедии судьбы Г. Мелехова

Комментированное чтение, составление ОСК

Текст романа

Отношение казаков к Советской власти

Показать причины неприятия революции казачеством

Комментированное чтение, работа по карточкам

Текст романа

Григорий Мелехов в казачьем восстании

Показать причины участия героя в казачьем восстании, понять причины поражения казаков в восстании ,их отношение к власти

Беседа по прочитанному

Текст романа

Г. Мелехов в банде Фомина

Показать трагизм судьбы героя, безвыходность создавшейся ситуации

Беседа по прочитанному, составление ОСК

Текст романа

Трагедия личности Г. Мелехова

Показать разрушение вечных ценностей жизни в судьбе главного героя

Комментированное чтение, беседа

Текст романа

Мысль семейная в романе «Тихий Дон»

Показать незыблемость ценности семьи в жизни человека, разрушение человеческой жизни историей

Комментированное чтение

Текст романа

РР Сочинение по роману М. А. Шолохова

« Тихий Дон»

Развитие умения писать сочинение по выбранной теме

Самостоятельная работа

Текст романа

М. М. Зощенко. Сатирические рассказы

Показать сатирическую направленность рассказов Зощенко против обывательского быта

Лекция учителя, чтение рассказов

Портрет М. Зощенко, рассказы

Жизнь и творчество М. А. Булгакова

Знакомство с судьбой М. А. Булгакова, сложной судьбой его произведений

Лекция, составление конспекта

Портрет писателя

Композиция романа «Мастер и Маргарита». Знакомство с героями.

Понять замысел автора, изучить особенности композиции романа

Групповая работа, сообщения учащихся

Текст романа

Линия Иешуа Га- Ноцри и Понтия Пилата в романе

Изучить композиционную линию романа, осознание нравственной проблематики линии

Анализ прочитанных глав

Текст романа

« Что есть истина?»

Понять авторский замысел о категории трусости как самом страшном человеческом пороке

Лекция, сообщения учащихся

Учебник, текст романа

Свита Воланда

Начать изучение линии Воланда и его свиты, причины появления Воланда в Москве

Работа с текстом, беседа о прочитанном

Текст романа, иллюстрации

« Люди как люди». Воланд в Москве

Показать отношение людей к соблазнам, сравнить сцены с Воландом со сценами линии Понтия Пилата

Работа с текстом, аналитическая беседа

Текст романа

Великий бал у сатаны.

Проследить за развитием сюжета романа, появлением главной героини

Работа по тексту с элементами беседы, сообщения

Текст поэмы

Линия Мастера и Маргариты в романе

Уяснить нравственные уроки романа

Работа по тексту с элементами беседы

Текст поэмы

« Мы свободны!» Эпилог романа.

Показать роль эпилога в композиции романа, связь композиционных линий

Анализ эпизодов, беседа

Текст романа

Урок- игра « Встреча с мастером».

Проверка знания содержания романа

Урок- игра

Портрет писателя, иллюстрации к роману

Рр Сочинение по роману М. А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Проверка ЗУН, умения писать сочинение на выбранную тему

Самостоятельная работа

Темы сочинений, текст романа

« Эксперимент , из-за которого Россия потеряла 20 век». Тема коллективизации в советской литературе

Воссоздание объективной картины коллективизации через исторические документы и художественное изображение

Интегрированный урок ( литература- история) Лекция с сообщениями учащихся

Учебники истории и литературы

А. И. Солженицын. « Архипелаг ГУЛАГ» ( обзор)

Показать изображение коллективизации через правдивый документ эпохи, формирование у учащихся самостоятельные убеждения

Комментированное чтение

Текст произведения

Отражение в повести А. Платонова « Котлован» эпохи « великого перелома»

Показать философский смысл категорий пространства и времени в повести

Комментированное чтение

Текст повести

В. Тендряков. «Пара гнедых», « Хлеб для собаки».

Развитие умений сопоставлять события с их изображением в произведении, делать самостоятельные нравственные выводы

Сообщения учащихся, беседа, индивидуальных заданий

Тексты произведений

Рр Сочинение- рассуждение по прочитанным произведениям о коллективизации

Развитие умений писать сочинение по выбранной теме

Самостоятельная работа

Произведения по теме

« Культура в опасности!»

Выявление объективной картины развития отечественной культуры в 20-40 годы 20 века, формирование исторической памяти , патриотических качеств личности

Лекция, составление конспекта

Выставка книг по теме

Человек и общество в тоталитарном государстве

Показать сопротивление личности в эпоху тоталитаризма, губительное воздействие системы на человека

Лекция,

Комментированное чтение

учебник

Е. Замятин. Роман « Мы» как роман- антиутопия.

Углубить знания учащихся о жанре антиутопии, познакомиться с биографией писателя, разобраться в проблематике романа

Беседа по прочитанному

Портрет писателя

Текст романа

Судьба личности в тоталитарном государстве по роману « Мы»

Показать гуманистическую направленность произведения, утверждение писателем человеческих ценностей

Комментированное чтение

Текст романа

А. Ахматова . « Реквием»

Показать отражение истории страны в поэме Ахматовой, гражданский долг поэта

Комментированное чтение

Портрет А. Ахматовой,

Текст поэмы

Тема материнского страдания и скорби в поэме

« Реквием»

Показать звучание темы материнского горя в поэме, формирование нравственных качеств учащихся

Беседа по прочитанному, индивидуальная работа

Текст поэмы

В Шаламов. Судьба писателя.

« Колымские рассказы»

На примере судьбы писателя показать разрушение тоталитарным государством личности человека, знакомство с проблематикой рассказов

Лекция

Комментированное чтение

Портрет писателя

Тексты рассказов

А. Жигулин. Судьба писателя.

На примере судьбы писателя показать губительное воздействие тоталитарной системы на личность человека

Лекция

Комментированное чтение стихотворений

Стихотворения, иллюстрации , портрет писателя

Творчество и судьба А. Солженицына.

Показать историю жизни

А. И. Солженицына как отражение истории страны, гражданское мужество писателя

Лекция с элементами беседы

Портрет писателя

« Один день Ивана Денисовича».

Показать публицистичность рассказа, вызвать эмоциональный отклик при обсуждении рассказа

Беседа о прочитанном, анализ текста

Текст рассказа

Рр Сочинение по произведениям писателей

о личности и государстве

Развитие навыков написания сочинения по теме

Самостоятельная работа

Тексты произведений

Тема Великой Отечественной войны в литературе.

Показать истоки изображения войны в литературе, дать обзор произведений разных жанров

Лекция

Комментированное чтение

Учебник

« Лейтенантская проза». К. Воробьёв,

В. Кондратьев. Обсуждение повестей.

Дать обзор особенностей «лейтенантской прозы», пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи

Лекция с элементами беседы, комментированное чтение

Тексты повестей

В. Гроссман. « Жизнь и судьба» ( обзор романа)

Дать представление о тенденциях послевоенной литературы, показать значение романа

Анализ сцены

письма из гетто

Текст романа

Поэзия огненных лет

Дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, воспитывать патриотические чувства

Комментированное чтение

Тексты стихотворений

Лирика А. Т. Твардовского

Показать особенности лирического героя поэта, гражданскую направленность лирики, мужество поэта

Лекция, анализ стихотворений

Стихотворения, портрет А. Т. Твардовского

Рр Сочинение по произведениям писателей

о Великой Отечественной войне.

Развитие навыков написания сочинения по выбранной теме

Самостоятельная работа

Тексты произведений, темы сочинений

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои

Дать представление о феномене « деревенской прозы», развивать интерес к проблематике произведений

Беседа, составление конспекта

Учебник

« Не стоит село без праведника».

Рассказ А. И. Солженицына « Матрёнин двор»

Разобраться в философском смысле рассказа, разобраться, каким видится писателю простой человек

Беседа о прочитанном

Текст рассказа, иллюстрации

Величие русской крестьянки в повести

В. Распутина «Последний срок»

Краткий обзор творчества В. Распутина, проблемы повести

Беседа, анализ текста

Текст повести

Герои рассказов В. Шукшина.

Познакомить с творчеством В. Шукшина, особенностью изображения героев рассказов

Аналитическая беседа

Тексты рассказов

« Городская проза» Нравственная проблематика повести Ю. Трифонова « Обмен» ( обзор)

Дать понятие « городской прозы», краткий обзор её тем, анализ повести Ю. Трифонова

Лекция с элементами беседы

Текст повести

Экологические проблемы в современной литературе.

Показать экологическую проблему и пути её решения в современной литературе, развивать экологическое мышление

Лекция с элементами беседы

Учебник, материалы публицистики

Ч. Айтматов « Плаха», Ю. Щербак « Чернобыль»

( обзор произведений)

Обзорное изучение произведений на экологическую тему

Лекция с элементами беседы

Тексты произведений

В. Астафьев. « Царь- рыба»

Показать нравственные идеалы писателя, раскрыть философский смысл цикла

Сообщения учащихся с элементами беседы

Портрет писателя, текст повести

В. Распутин. « Прощание с Матёрой»

Показать нравственные идеалы писателя

Беседа

Текст повести, портрет писателя

Рр Сочинение по произведениям писателей

60-70-х годов

Развитие умения писать сочинение по выбранной теме

Самостоятельная работа, составление плана

Тексты произведений

Тема исторической памяти в литературе.

Показать роль нравственной категории исторической памяти, воспитание чувства уважения к прошлому

Лекция с элементами беседы

Учебник

А. И. Солженицын « Захар Калита»

Показать отношение людей и властей к историческому памятнику, значение Куликовской битвы

Анализ эпизодов рассказа, беседа

Текст рассказа

А. Твардовский. « По праву памяти»

Определить жанровое своеобразие и идейное содержание поэмы

Лекция с элементами беседы,комментированное чтение

Текст поэмы

А. Вознесенский . Поэма «Ров»

Показать гражданскую направленность поэмы, воспитывать чувство любви к прошлому

Беседа по прочитанному

Текст поэмы

Рр Историческая память. Зачем она нужна?

Развитие чувства причастности к истории и ответственности за прошлое

Самостоятельная работа

Тексты произведений

Литература на современном этапе.

Показать тенденции развития современной литературы

Лекция, составление конспекта

Учебник

Л. Петрушевская. Тема одиночества в рассказах.

Показать тему одиночества как одну из тем современной жизни, причины ухода героев в «футляр»

Комментированное чтение

Тексты рассказов

Б. Екимов. « Ночь исцеления».

Тема сердечного отношения к людям

Раскрыть проблематику рассказа, воспитывать доброе отношение к близким

Лекция, выборочное чтение

Текст рассказа

Поэзия И. Бродского.

Дать краткий обзор поэзии И. Бродского, познакомить с основами его поэтики

Лекция с элементами беседы

Учебник, стихотворения

Поэзия А. Вознесенского.

Дать краткий обзор творчества А. Вознесенского, особенности поэтики, публицистичность

Лекция с элементами беседы

Стихотворения поэта

Художественно- стилевые поиски в новейшей русской поэзии. Неомодернизм

Познакомить учащихся с неомодернисткими направлениями в современной поэзии, развивать интерес к поэзии

Лекция, анализ стихотворений

Стихи современных поэтов

Значение литературы в становлении личности человека

Определить значение литературы как фактор, способствующий становлению нравственности человека

Беседа, письменное размышление о целях уроков литературы

Учебник-хрестоматия

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector