Муниципальное образовательное учреждение
Майская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО зам.директора по УВР директор школы
учителей нач. классов _________В.И.Абанина _______Т.В.Киселева
Протокол № 1 «____» сентября 2011 г. «___» сентября 2011 г.
от «____» сентября 2011 г.
Руководитель МО:
________Т.Д.Шмидт
Рабочая программа
по изобразительному искусству
4 класс
Учитель начальных классов
Хорева Вера Владимировна
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы начального общего образования по ИЗО и программы по ИЗО для 4 класса (автор В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина )
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения ИЗО на ступени начального общего образования изложенные в пояснительной записке к примерной программе по ИЗО.
Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование учебника «Изобразительное искусство» (автор В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина -изд.- Москва «Просвещение», 2008г) включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год.
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение ИЗО в объеме 1 часа в неделю.
Целью является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение уч-ся к миру изо как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития личности.
Задачи:
1.овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка
2.формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации
3.развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного
-
воспитание интереса и любви к искусству
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать
— о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
— о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре
— о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова
— об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя)
— об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками
— правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)
Уметь
— выражать отношение к произведению
— чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм
— сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом
— изображать форму, строение, цвет предметов
— соблюдать последовательное выполнение рисунка
— определять холодные и тёплые цвета
— выполнять эскизы декоративных узоров
— использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге
— применять приёмы народной росписи
— расписывать готовые изделия по эскизу
— применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек
Рабочая программа ориентирована на использование пособий для учителя:
1.Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал.
2.Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
3. В.В.Асеева. ИЗО. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
4.Приложение к журналу «Начальная школа». Ребёнок и творчество.. 2010 г
5. Репродукции картин известных художников
6.Электронные учебные пособия:
Музыкальная фонохрестоматия. «Слушаем музыку, поём». Приложение к журналу «Начальная школа», 2010 г
и дополнительной литературы для учащихся:
1. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2009 г
Тематическое планирование
Дидактическая единица (раздел темы) |
Кол-во часов |
Тип урока |
Контроль |
Вид учебной деятельности |
Планируемый результат |
Дата |
|||||
Красота в умелых руках 9 |
|||||||||||
1 |
Летние впечатления |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование по памяти и представлению |
Формирование графических умений и навыков в изображении предметов симметричной формы карандашом, акварельными красками |
|
||||
2 |
Рисование листьев |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с натуры |
Передача пропорций, характерных особенностей формы, цвета осенних листьев; совершенствование графических умений в рисовании от общего к деталям |
|
||||
3 |
Натюрморт из фруктов и овощей. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с натуры |
Уметь выполнять наброски фруктов и овощей с натуры Чувство композиции при размещении двух предметов на листе бумаги Формирование графических и навыков работы сразу акварельными красками в изображении объёмных предметов простой формы |
|
||||
4 |
Искусство натюрморта — предметы в группе. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с натуры |
Знать жанр натюрморта Уметь рисовать с натуры предметы в группе, видеть красоту |
|
||||
5 |
Искусство натюрморта — предметы в группе, продолжение |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с натуры |
Знать жанр натюрморта Уметь рисовать с натуры предметы в группе, видеть красоту |
|
||||
6 |
Узор в круге из растительных, природных форм. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с образца |
Знать цветочные росписи Жостова, Городца, Гжели, Хохломы, последовательность работы над цветочной росписью Уметь рисовать растительный узор в круге |
|
||||
7 |
Осень во дворе. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Тематическое рисование |
Знать виды пейзажного жанра Уметь передавать свои наблюдения |
|
||||
8 |
Дерево. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с натуры по памяти реальных объектов |
Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении Уметь рисовать с натуры, по памяти деревьев |
|
||||
9 |
Праздничный город (аппликация) |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Декоративно- прикладное творчество |
Освоить особенности архитектуры Формирование навыков конструирования из бумаги, картона |
|
||||
10 |
Рисование с натуры фигуры человека. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с натуры |
Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы Уметь выполнять различными способами набросков с натуры фигуры человека |
|
||||
11 |
Рисование с натуры фигуры человека, продолжение |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с натуры |
Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы Уметь выполнять различными способами набросков с натуры фигуры человека |
|
||||
12 |
Люди труда в изо. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Тематическое рисование, рисование по памяти |
Совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности Уметь изображать фигуру человека в движении |
|
||||
13 |
Профессия человека (лепка) |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Лепка по памяти и с натуры |
Уметь работать с пластилином, уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объёме |
|
||||
14 |
Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке». |
1 |
Урок- путешествие |
Самостоятельная работа |
Тематическое рисование |
Эстетическое восприятие произведений изо на сказочные мотивы Формирование умения выделять главное в рисунке |
|
||||
15 |
Народные игрушки (лепка) |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Лепка по образцу, декоративная роспись |
Знать виды декоративно-прикладного искусства(дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки) Уметь работать с пластилином, передавать в лепных изделиях объёмную форму, её пропорции, соотношения |
|
||||
16 |
Русский фигурный пряник (лепка) |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Лепка , декоративно- прикладное творчество |
Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи |
|
||||
17 |
Зима |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование по памяти и представлению |
Уметь передавать свои наблюдения, впечатления, цветовую гамму зимней природы |
|
||||
18 |
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Тематическое рисование |
Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета |
|
||||
19 |
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане», продолжение |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Тематическое рисование |
Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета |
|
||||
20 |
Сюжетная аппликация по сказке «По щучьему велению». |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Тематическое рисование, аппликация |
Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации |
|
||||
21 |
Сюжетная аппликация по сказке «По щучьему велению», продолжение |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Тематическое рисование, аппликация |
Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации |
|
||||
22 |
Кухонная разделочная доска. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Декоративное рисование |
Знать этапы росписи изделия Уметь сравнивать различные виды и жанры изо |
|
||||
23 |
Современные машины. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с натуры, по памяти реальных объектов |
Выполнение линейного рисунка, пропорции, проработка деталей, цветовая разработка Уметь рисовать машин по памяти |
|
||||
24 |
В мирное время. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с натуры и по памяти |
Знать историю российской армии |
|
||||
25 |
Эскиз открытки к празднику 8 Марта (конструирование) |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Декоративное конструирование |
Уч-ся должны учиться самовыражению средствами изобразительного искусства, работать с бумагой и ножницами |
|
||||
26 |
Рисование птицы. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с натуры и по памяти |
Знать жанр анималистики в изо Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение животных; рисование с натуры |
|
||||
27 |
Рисование животного. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с таблицы |
Уметь рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти |
|
||||
28 |
Иллюстрирование басни И.А.Крылова. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование по теме |
Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы , передавать формы, цвета, изображаемых объектов |
|
||||
29 |
Рисование аквариума. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с натуры, декоративное рисование |
Знать особенности строения призматических форм Уметь рисовать коробку, ящик |
|
||||
30 |
Круг в перспективе. |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
|
Знать этапы рисования с натуры геометрических тел Уметь рисовать стакан(кружки, вёдра, бидон) |
|
||||
31 |
Рисование гипсового шара |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с натуры |
Знать приём штриховки, передачи светотени «по форме» Уметь рисовать предметы несложной формы, использовать различную штриховку для выявления объёма |
|
||||
32 |
Рисование натюрморта из 2 гипсовых тел |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Рисование с натуры |
Знать особенности строения призматической, цилиндрической, шаровой формы в натюрморте Уметь рисовать натюрморт из двух тел |
|
||||
33 |
Антивоенный плакат |
1 |
Комбинированный |
Самостоятельная работа |
Лепка , декоративно- прикладное творчество |
Знать термины «эмблема», «символ» Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение человека, различать основные и составные, тёплые и холодные цвета |
|
||||
34 |
Искусствоведческая викторина. |
1 |
Обобщающий |
Самостоятельная работа |
Игровые формы, конкурсы, творческие задания |
Знать известные центры народных художественных ремёсел России Уметь узнавать выдающихся художников, называть их авторов; определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства |
|