Рабочая программа по истории 8 класс (Ведюшкин В.А., Бурин С.Н) (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №252 Красносельского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию

Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 252

Протокол от 29.08.2014__ № _1__

«Утверждаю»

Приказ от __29.08.2014_ № 13 од

_______________ Г. А. Николаева

Рабочая программа учебного курса

по истории

для 8 класса (классов)

2014-2015 учебный год

Учитель истории

ГБОУ СОШ №252

Санкт-Петербурга

Шашкова О.И.

Санкт-Петербург

2014

Содержание

Стр.

I. Пояснительная записка 3-13

II. Содержание учебного предмета, курса 13- 19

(разделы, темы, тезисы основного содержания)

III.Поурочно-тематическое планирование 20-40

IV. Учебно-методическое обеспечение 41

образовательного процесса (основное и дополнительное);

V. Материально-техническое обеспечение 42

образовательного процесса (основное и дополнительное)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312.

  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»».

  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312».

  5. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VXI (XII) классов).

  6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 968 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  7. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.

  8. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  9. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями)

  10. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

  11. Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 06.11.2013 № 2585-р «Об утверждении Порядка предоставления в пользование обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания».

  12. Письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

  13. Авторская программа по истории России 8 класс. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина — М.: Издательство «Просвещение» 2009г

  14. Авторская программа по Новой истории 8 класс. Авторы: Ведюшкин В.А., Бурин С.Н — М.: Издательство «Дрофа» 2009г

Цели изучения

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программы основного общего образования по истории.

Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов истории с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане школы

В 8 классе изучается Новая история , часть 2 ( 1800-1900) 26 часов, затем – История России – 42 часа – XIXвек

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета;

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса истории на этапе основного общего образования являются формирование:

универсальных учебных действий, в том числе

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

предметных когнитивных и специальных знаний:

Отличие рабочей программы от авторской

Авторская программа реализуется в полном объёме, резервные часы используются для дополнительных часов по изучению родного города Санкт — Петербурга

Учебники общеобразовательных учреждений, входящие в состав УМК:

  • Новая история 1800 –1900 гг. Ведюшкин В.А.,Бурин С.Н. 8 класс, М.: Дрофа, 2009

  • История России XIX в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 8 класс, М.: Просвещение,2010

Цели изучения

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи изучения

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса истории на этапе основного общего образования являются формирование:

универсальных учебных действий, в том числе

Познавательная деятельность

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Отличие рабочей программы от авторской

Авторская программа реализуется в полном объёме, резервные часы используются для дополнительных часов по изучению родного города Санкт — Петербурга

Характеристика классов

Характеристика 8-А класса

В классе обучается 30 человек, из них-5- сильные ученики: Селиванова А., Ивашова Е, Тарасова Ю., Семенченко С., Мироненко М. Эти ребята хорошо ориентируются в событиях истории страны и мира, у них хороший кругозор знаний, развита монологическая речь, логическое мышление, память. Они могут анализировать события, давать им самостоятельную оценку, с удовольствием выполняют творческие задания.

Довольно большая в классе группа учеников со средним уровнем знаний- чел. Ребята не всегда активны на уроке, бывают срывы на проверочных работах, необходимо повторять изученный материал ,т.к. неустойчивая память. Хотя эти ученики стремятся к знаниям, своей усидчивостью и терпением достигают неплохих результатов.

Однако в классе довольно большая группа слабых учеников – 10 чел. ( Парфёнов Д., Иванов Д, Фёдоров Д., Петров Д, Фомин А., Никифоров И, Чижова К., Хмелюк И, КротовС., Бочкарёв Д,). Знания у этих учащихся поверхностны, плохо запоминают материал, часто не выполняют домашние задания, с проверочными работами справляются часто со второго раза и даже с третьего.

Характеристика 8-Б класса

В классе 29 человек, по уровню знаний значительно отстают от другого класса. Мотивация обучения слабая. В классе нет «звёздочек», в основном средний уровень и почти половина учащихся очень слабые (Фавстрицкий Д.,Петров С.,). Нет должного контроля со стороны родителей. Есть группа учащихся довольно -таки сообразительная, но лень и отсутствие систематической подготовки к предмету, отсутствие школьных принадлежностей на уроках- вот причины их низких оценок ( Клочков Ю, Коледенков Ю, Пахомова Л., Горшков И., Сидоров А., Наумов М.) В классе 2 новых ученика. В целом в коллективе не наблюдается заинтересованности в выполнении дополнительных и творческих заданий, выполняют в основном только задания в рамках школьной программы. Поэтому в этом году следует больше внимания уделять мотивации обучения учащихся.

Учебно – методический комплекс

Учебники общеобразовательных учреждений, входящие в состав УМК:

Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Новая история зарубежных стран Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009

История России XIX в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 8 класс, М.: Просвещение,2010

Количество учебных часов

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения истории в 8 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по рабочей программе — 68, согласно школьному учебному плану — 2 часа в неделю. На уроки всеобщей истории отводится 26 часов, на историю России -42 часа

Формы и методы, технологии обучения:

Самостоятельная работа, исторический диктант, работа с контурной картой, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, словарная работа, решение познавательных задач, работа с документами и др.

Система оценивания:

Критерии оценки устного ответа по истории

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя

Критерии оценивания письменного ответа

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Формы контроля:

Рабочей программой предусмотрен входной, текущий, итоговый контроль.

Самостоятельная работа, исторический диктант, работа с контурной картой, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, словарная работа, решение познавательных задач, работа с документами и др.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Новая история 1800 – 1900 гг.» (26 ч)

Введение. Понятия индустриальное и традиционное общество. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация – процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества: господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.

Тема 1. Французская революция XVIII века и Наполеоновская эпоха 6 ч.

Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой французской революции. Вопрос о целях и средствах в общественном прогрессе. Причины революции, абсолютизм во Франции. Политика Людовика 16-го. Начальный этап революции. Развитие революции. Требования буржуазии и санкюлотов. Казнь короля. Якобинская диктатура. Директория. Окончание революции. Наполеон Бонапарт ( 1799–1815 гг.), судьба и особенности личности. Империя Наполеона во Франции (1804 г.), Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины, основные события (1805, 1812, 1815 гг.), последствия: утрата национальной независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе.

Тема2 : Европа в XIX – начале ХХ в..

Венский конгресс 1815 г.: противоречия между великими державами, установление новых границ и правил международных отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и Священный Союз. Варианты перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе: парламентские реформы и рабочее чартистское движение в Англии, революции в континентальной Европе. Восточный вопрос международных европейских отношений. Европейские революции 1848–1849 гг.: причины, основные события в разных странах, результаты. Национальные идеи и образование единых государств в Германии (1871 г.) и Италии (1861 г.): причины, основные события и результаты (Итальянское королевство и Германская империя). Роль О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Роль Д. Гарибальди. Борьба народов Юго-Восточной Европы за

независимость от Османской империи и образование национальных государств. Ускорение модернизации и формирование индустриального общества в ведущих европейских странах. Социальный реформизм во второй половине XIX в.: расширение избирательных прав, появление профсоюзов рабочих и рост их влияния. Рост общественных противоречий: парламентская борьба в Англии, Парижская коммуна, социал-демократическая партия Германии.

Тема 3: Страны Америки в конце XVIII — начале XX века

США в XIX в. модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества – фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение рабов-негров. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

США: империализм и вступление в мировую политику. Особенности экономического развития страны после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.

Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Тема 4: Азия и Африка в XIX— начале XX века

Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Особенности политического устройства. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. ИНК: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Африка. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства. Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстание гереро и готтентотов.

Тема5: Международные отношения в конце XIX— начале XX в.

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны – пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. II Интернационал

«История России 1800 – 1900 гг.» ( 42 ч)

Тема 1. Россия в первой половине XIX века

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике.

Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.

Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения. Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.

Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828 — 1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Общественное движение 30—50-х гг. Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».

Крымская война 1853—1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны .

Образование и наука. Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество. Культура первой половины XIX в. Особенности и основные стили в художественной культуре. Романтизм, классицизм, реализм. Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. Критический реализм. Драматургические произведения. Театр. Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. Живопись. Архитектура. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Тема 2. Россия во второй половине XIX века

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права .Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис — Меликова.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков. Народнические организации второй половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М.Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Выш-неградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.Развитие образования, искусства и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование тем

Количество часов

Новая история 26 ч.

1

Французская революция XVIII века и Наполеоновская эпоха

6

2

Европа в XIX – начале ХХ в..

7

3

Страны Америки в конце XVIII — начале XX века

4

4

Азия и Африка в XIX— начале XX века

4

5

Международные отношения в конце XIX— начале XX в.

2

6

Материальная и художественная культура конца XYIII— начала XX века

3

История России 42 ч.

1

Россия в первой половине XIX в.

20

2

Россия во второй половине XIX в.

21

3

Итоговое повторение

1

Итого

68 ч

Учебно- тематический план учителя

по всеобщей истории

8 класс

п/п

Тема

урока

Тип урока

Элементы содержания

Характеристика

деятельности учащихся.

Средства обучения

Виды

контроля, измерители

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Тема: Французская революция XVIII века и Наполеоновская эпоха.6 часов

1

Начальный этап революции

Изучение нового материала

Франция в середине

XVIII в.: социально-экономическое и полити-

ческое развитие. Людовик

XVI. Созыв Генеральных

Штатов. Учредительное

собрание. 14 июля 1789г. Революция охватывает всю страну

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником, составление хронологической таблицы

Ответы на вопросы

Знать основные положения

урока. Выявлять причинно-

следственные связи обществен-

ной жизни накануне революци-онных событий. Начать

составлять хронологическую

таблицу событий революции

§1

2

Развитие революции.

Комбини-рованный

Декларация прав человека

и гражданина. Конститу-

ция 1791 г. Начало рево-люционных войн. Сверже-ние монархии. Провозгла-шение республики. Яко-бинский клуб. Казнь Людовика XVI.

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником, составление хронологической таблицы

Устный опрос

Знать основные положения

урока. Продолжить составле-

ние таблицы. Уметь по карте

определять ход событий

§2

3

Взлет и спад революции.

Комбини-рованный

Контрреволюционные

мятежи. Якобинская дик-

татура.

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником, составление хронологической таблицы

Устный опрос, работа по карточкам

Уметь проводить исторические параллели (якобинцы и жирондисты). Уметь опреде-лять ход событий. Давать

характеристику и оценку лич-

ности Наполеона

§3

4

Период Директории и Консульства.

Комбини-рованный

Термидорианский

переворот. Войны Дирек-

тории. Н.Бонапарт. Воен-

ные успехи Франции.

Государственный переворот

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником, составление хронологической таблицы

§4

5

Наполеоновская империя.

Комбини-рованный

От Франции революцион-ной к Франции буржуаз-ной. Внутренняя политика консульства: «успокоение, порядок, законность». «Революционер на троне». Завоевательные войны консульства и империи. Наполеон – законодатель.

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником

Тест, сравнитель-ный анализ

Уметь: отмечать основные причины создания империи Наполеона; определять режим правления Наполеона;

давать оценку исторической личности;

§5

6

Международные отношения в первой половине XIX века.

Лабораторный

Основные решения Венского конгресса. Священный Союз и его роль в международной политике. Призрак «русской угрозы».

Составление хронологической таблицы

Таблица «Территориа-льные изменения по решению Венского конгресса»

Уметь: давать оценку между-народным отношениям;

называть причины противо-речий между великими державами; систематизировать материал, составлять таблицу

§6

Тема 2. Европа в XIX – начале ХХ в.. 7 часов

7

Англия в к. XVIII в. — первой половине XIX в.

Комбини-рованный

Эволюционный путь развития. Успехи промыш-ленного переворота. Реформистское движение, развитие общественной мысли в Англии

Беседа, решение познавательных задач

Устный опрос, работа по карточкам

Уметь составлять опорный конспект, давать оценку событиям .Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческим документом

§7

8

Англия во второй половине XIX — начале XX в

Комбини-рованный

Отношения буржуазии и пролетариата. Падение темпов экономики.

Внутренняя политика

Англии

Работа с историческим документом, учебником, картой

Устный опрос, работа по карточкам

Уметь: называть основные этапы складывания Британской колониальной империи; систематизировать материал;

составлять хронологическую таблицу.

§8

9

Франция 1815-1848гг

Комбини-рованный

Монархия Бурбонов. Июльская революция. Рост социальных противоречий. Революция 1848г.

Работа с историческим документом, учебником, картой

Тест

Уметь определять характер политического устройства;

объяснять причины политического кризиса; решать познавательные задания

§9

10

Общественная мысль и общественные движения в ХIХ в.

Изучение нового материала

Европейские революции 1848-1849гг. Утопический социализм, возникновение научного коммунизма

Беседа, решение познавательных задач

Устный опрос, работа по карточкам

Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их

возникновения. Решать познавательные задачи

§10

11

Франция во второй половине XIX — начале XX в.

Комбини-рованный

После поражения. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Борьба за рес-публику. Третья республика. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса» Рабочее и социалистическое движение. Создание колониальной империи.

Работа с историческим документом, учебником, картой

Проверочная работа

Уметь: называть основные черты политического и экономического развития Франции; сравнивать экономическое развитие Франции с экономикой других европейских государств; объяснять значение основных понятий.

§11

12

Объединение Италии.

Изучение нового материала

Конституционная монар-хия. Экономическое разви-тие страны. Роль государ-ства в процессе индустриа-лизации. Плата за отста-лость страны – эмиграция. Движение протеста в стране. «Социализм может быть побежден только оружием свободы». Колониальные авантюры и рост националистических настроений – курс на участие в мировой войне.

Работа с историческим документом, учебником, картой

Фронтальный опрос

Уметь: называть причины медленного экономического развития Италии; сравнивать экономическое развитие Италии с экономикой других европейских государств;

§12

13

Объединение Германии

Изучение нового материала

«Расширенная Пруссия». Модернизация в экономике. Монополистический капитализм. «Железный канцлер» борется с оппозицией. Внешняя политика: от «нового курса» к «мировой политике». Империя готовится к большой войне.

Работа с историческим документом, учебником, картой

Устный опрос, работа по карточкам

Уметь называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений

§13

Тема 3: Страны Америки в конце XVIII — начале XX века . 4 часа

14

США в конце XYIII— пер. половине XIX века.

Изучение нового материа-ла

«Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота. Американский идеал – «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Применение труда черных рабов. Аболиционизм.

Составление опорного конспекта, работа с учебником

Ответы на вопросы

Уметь: называть причины быстрого экономического развития США; сравнивать экономическое развитие США с экономикой других европейских государств;

§14

15

Гражданская война в США.

Изучение нового материа-ла

А. Линкольн. Гражданская война и отмена рабства. Значение Гражданской войны.

Работа с историческим документом, учебником, картой

Работа по карточкам, УО

Уметь: называть основные причины, ход и итоги Гражданской войны; находить при работе с документами доказательства развития в США «организованного капитализма»; объяснять основные значения.

§15

16

США в 1865-1914 гг.

Комбинированный

Причины успешного развития хозяйства. Фермер чувствует себя покинутым. Господство трестов. Финансовая олигархия. Президентская республика. Проблемы индейцев, негров, рабочих. АФТ. «Прогрессивная эра».

Составление опорного конспекта, работа с учебником

Работа по карточкам, УО

Уметь объяснять причины успешного развития США, выявлять причины и последствия социальных противоречий, определять характер внешней политики США

§16

17

Начало крушения колониализма в Латинской Америке. Латинская Америка в поисках реальной независимости.

Лабораторный

Время освободителей. Симон Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Век каудильо. Медленное развитие экономики. Латиноамериканский «плавительный котел».

Составление кратких тезисов

Тест

Уметь: называть основные причины, ход, итоги освободительной борьбы народов Латинской Америки;

характеризовать лидеров национально – освободительной борьбы.

§§17-18, тезисы

Тема 4. Тема: Азия и Африка в XIX— начале XX века. 4ч.

18

Кризис Османской империи. Страны Центральной Азии.

Изучение нового материа-ла

Начало распада Османской империи.

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником

Проверка тезисов

Уметь: называть характерные черты развития стран Азии в конце ХIХ в.; определять основные направления и характер преобразований в странах Азии.

§19

19

Страны Центральной Азии.

Китай

Комбини-рованный

«Открытие» Китая. Опиумные войны и их последствия. Движение тайпинов. Курс на политику самоусиления. Раздираемый на части Китай. «100 дней» реформ и их последствия. Восстание ихэтуаней и «новая политика» Цыси.

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником

Устный опрос, работа по карточкам

Уметь: называть характерные черты развития стран Азии в конце ХIХ в.; определять основные направления и характер преобразований в странах Азии.

§20

20

Япония «открытие» Японии.

Комбини-рованный

Насильственное «откры-тие» Японии. Начало эры «просвещенного правле-ния». Реформы Мейдзи. Новые черты и особенности экономического развития. Изменения в образе жизни общества. Агрессивная внешняя политика

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником

Устный опрос, работа по карточкам

Уметь: называть характерные черты развития стран Азии в конце ХIХ в.; определять основные направления и характер преобразований в странах Азии.

§21

21

Африка в конце XVIII — начале XX века.

Комбини-рованный

Таинственный континент. Культы и религии Африки. Раздел Африки. Цветок из европейских садов на афри-канской почве. Эфиопия – страна, отстоявшая само-стоятельность. Европейская колонизация. Восстание гереро и готтентотов.

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником, составление тезисного плана

Устный опрос

Уметь: называть характерные черты развития стран Африки в конце ХIХ в.; определять основные направления и характер преобразований в странах Африки.

§22,

Тема 5 : Международные отношения в конце XIX— начале XX в. 2 часа

22

Формирование противоборствующих лагерей.

Изучение нового материа-ла

Начало распада Османской империи. Завершение раз-дела мира. Противоречия между великими державами и создание военных блоков. Первые войны за передел территорий: испано-аме-риканская и англо-бурская

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником, составление хронологической таблицы

Фронталь-ный опрос

Уметь: давать оценку международным отношениям;

называть причины противоречий между великими державами; систематизировать материал, составлять таблицу.

§23

23

Нарастание международных противоречий. На пороге войны.

Комбини-рованный

Балканский «кипящий котел». Пацифистское движение. Второй Интерна-ционал против войн и политики гонки вооружения

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником, составление хронологической таблицы

Устный опрос

Уметь: давать оценку международным отношениям;

называть причины противоречий между великими державами; систематизировать материал, составлять таблицу.

§§24-25

Тема 6. Материальная и художественная культура конца XYIII— начала XX века. 3 часа

24—26

Материальная и художественная культура конца XYIII— начала XX века

Работа в группах

Человек в изменившемся мире: материальная культу-ра и повседневность. Новые условия быта. Изменения моды, новые развлечения. Наука в XIX в. :математика, физика, химия, биология, медицина. Искусство в поисках новой картины мира. Развитие живописи, музыки, архитектуры.

Работа в группах, составление проектов

Защита проектов

Уметь работать с различными источниками, отбирать и сортировать материал, публично выступать перед аудиторией

проекты

Учебно- тематический план учителя

по истории России

8 класс

п/п

Тема

урока

Тип урока

Элементы содержания

Характеристика

деятельности учащихся.

Средства обучения

Виды

контроля, измерители

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

1

Внутренняя политика Александра I в 1801 —1806 г.

Лекция

Император Александр I.

Негласный комитет.

Начало преобразований.

Эвристическая беседа

Работа с документами, составление опорного конспекта

Презентация «Александр I»

Эвристичес-кая беседа

Знать годы царствования Александра 1; называть характерные черты внутренней политики Александра 1.

Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского,

причины их неполной реализации и

последствия принятых решений

§1,3

2

Внешняя политика в

1801 —1812 гг.

Комбини-

рованный

Внешняя политика.

Войны со Швецией,

Турцией, Ираном,

Францией. Участие

России в антифранцуз-

ских коалициях.

Тильзитский мир и рус-

ско-французский союз.

Континентальная бло-

када

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником, составление опорного конспекта

Устный опрос

Называть основные цели, задачи

и направления внешней политики страны; оценивать ее результативность, умение работать с исторической картой

§2

3

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

Изучение нового материала

Начало деятельности М.М. Сперанского.

Проект политической реформы: замыслы и результаты .Отставка М.М.Сперанского причины и последствия.

Работа с учебником, составление опорного конспекта

Презентация «Реформы М.М.Сперанского»

Тестовые задания

Знать основные положения проекта политической реформы, называть причины отставки Сперанского и результаты отказа от реформ.

§3, записи в тетради

4-5

Отечественная война 1812 г.

Комбини-

рованный

Начало войны. Планы и силы сторон.

Смоленское сражение.

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим.

Бородинское сражение.

Тарутинский марш-манёвр.

Партизанское движение.

Гибель Великой Армии

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником, составление хронологической таблицы

Фрагмент фильма

«Война и мир»

Исторический диктант

Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.; планы сторон, характер войны, ее основные этапы полковод-цев и участников войны;

называть и показывать по карте основные сражения

§4, таблица

6

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813—1825 гг.

Комбини-

рованный

Начало заграничного похода. Смерть М.И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона.

Венский конгресс.

Священный союз.

Восточный вопрос.

Россия и Америка.

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником, составление хронологической таблицы

Устный опрос, работа по карточкам

Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные

направления внешней политики страны в новых условиях

§5

7

Внутренняя политика Александра I в 1815 — 1825 гг.

Изучение нового материала

Перемены во внутренней политике. «Польский эксперимент». Первый опыт конституции России.

Реформаторский проект Н.Н. Новосильцева.

Отказ от проведения реформ в начале 20-х годов. Основные итоги внутренней политики Александра I

Работа с учебником, составление опорного конспекта

Презентация «Александр I»

Устный опрос, работа по карточкам

Объяснять причины и послед-ствия изменения внутриполи-тического курса Александра I в 1815-1825 гг.; давать оценку

внутренней политики

§6

8

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

Лекция

Экономический кризис 1812-1815 гг.

Отмена крепостного права в Прибалтике. Проект А.А. Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.

Развитие промышленнос-ти и торговли.

Эвристическая беседа

Работа с документами, составление опорного конспекта

Тестовые задания

Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812г.;

объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.

§7

9

Общественное движение при Александре I.

Комбини-

рованный

Зарождение организован-ного общественного движения.

Тайные общества.

Южное общество.

Северное общество.

Власть и тайные общества.

Работа с учебником, составление таблицы

«Общественное движение в первой четверти 19 века»

Презентация «Общественное движение при Александре I

Устный опрос, работа по карточкам

Называть причины

возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития

общественного движения

§8

10

Династический кризис 1825 г. выступление декабристов.

Изучение нового материала

Династический кризис.

Выступление 14 декабря 1825 г.

Следствие и суд над декабристами.

Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Эвристическая беседа

Работа с документами, составление опорного конспекта

Презентация «Восстание декабристов»

Тестовые задания

Объяснять цели и результат деятельности декабристов;

оценивать историческое значение

восстания декабристов

§9

11

Внутренняя политика Николая I

Комбини-

рованный

Император Николай I.

Укрепление роли государственного аппарата. Укрепление опоры самодержавной власти. Крестьянский вопрос при Николае I.

Русская Православная Церковь и государство.

Укрепление борьбы с революционными настроениями.

Работа с учебником, составление опорного конспекта

Презентация «Николай I»

Устный опрос, работа по карточкам

Знать годы царствования Николая 1;

называть характерные черты

внутренней политики Николая

§10

12

Социально-экономическое развитие в 20—50-е гг.

Комбини-

рованный

Противоречия хозяйст-венного развития.

начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйство.

Финансовая политика Е.Ф. Канкрина. Торговля.

Итоги социально-экономического развития.

Работа с учебником, составление конспекта

Устный опрос, работа по карточкам

Называть характерные черты социально- экономического

развития; знать

финансовую политику Е. Ф. Канкрина

§11

13

Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг.

Комбини-

рованный

Россия и революции в Европе.

Русско-Иранская война 1826-1828 гг.

Русско-турецкая война 1828-1829 гг.

Обострение русско-английских противоречий.

Кавказская война.

Россия и Центральная Азия

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником, составление хронологической таблицы

Устный опрос, работа по карточкам

Называть основные направления внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада

§12, таблица

14

Общественное движение в годы правления Николая I

Комбини-

рованный

Особенность обществен-ного движения 30-50 — х годов.

Консервативное движение.

Либеральное движение. Западники и славянофилы.

Кружки 20-30 – х гг.

Революционное движение.

П.Я. Чаадаев.

Работа с учебником, составление таблицы

«Общественное движение при Николае I»

Презентация «Общественное движение при Николае I

Тестовые задания

Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку

§13, таблица

15

Крымская война 1853—1856 гг. Оборона Севастополя.

Комбини-

рованный

Обострение восточного вопроса.

Начальный этап войны.

Вступление в войну Англии и Франции.

Героическая оборона Севастополя. Борьба на Кавказе. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Работа с историчес-кой картой, работа с учебником, составление хронологической таблицы, сообщения уч-ся

Презентация «Крымская война»

Устный опрос, работа по карточкам

Знать даты войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора

§14, таблица

16

Образование и наука

Работа в группах

Развитие образования.

Из истории развития биологии, медицины, геологии, астрономии, математики, физики, химии в первой половине XIX в

Наука и производство.

Работа в группах, подготовка творческих проектов

Защита проектов

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки

§15-16, проекты

17

Русские перво-открыватели и путешественники

Работа в группах

И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский.

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

А.А. Баранов и освоение Русской Америки.

Г.И. Невельский и Е.В. Путятин.

Работа в группах, подготовка творческих проектов

Защита проектов

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки

§16, проекты

18

Художественная культура.

Работа в группах

Развитие художественной культуры в первой половине XIX в.

Русская литература.

Театр. Музыка. Живопись.

Архитектура.

Работа в группах, подготовка творческих проектов

Защита проектов

Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры

§17, проекты

19

Быт и обычаи

Работа в группах

Жилище. Одежда. Питание. Досуг и обычаи.

Семья и семейные обряды

Работа в группах, подготовка творческих проектов

Защита проектов

Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры

§18

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.»

Контрольный тест

Контрольный тест

Повторить и обобщить знания уч-ся по изученной теме, проверить уровень знаний

Россия во второй половине XIX в.(21 ч.)

21

Накануне отмены крепостного права

Изучение нового материала

Предпосылки отмены крепостного права.

Император Александр II.

Причины отмены крепостного права.

Российское общество в первые годы царствования Александра II

Работа с учебником, составление опорного конспекта

Презентация «Александр II»

Фронталь-ный опрос

Знать предпосылки причины отмены крепостного права в России

§19-20

22

Крестьянская реформа 1861 г.

Комбини-

рованный

Крестьянская реформа 1861 г. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. 19 февраля 1861 г.

Значение отмены крепостного права.

Работа с учебником, составление опорного конспекта

Презентация «Александр II»

Устный опрос, работа по карточкам

Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернатив-ные варианты отмены

крепостного права; знать основ-ные положения крестьянской реформы; объяснять значение отмены крепостного права

§20

23-24

Либеральные реформы 60—70-х гг.

Комбини-

рованный

Реформы местного самоуправления.

Судебная реформа.

Военная реформа.

Реформы в области просвещения.

Претворение реформ в жизнь. Конституционные метания. «Диктатура сердца».

Работа с учебником, составление опорного конспекта

Презентация «Александр II»

Устный опрос, работа по карточкам

Называть основные положения

реформы местного самоуправ-ления, судебной, военной

реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значения социальных реформ

§21-22

25

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

Комбини-

рованный

Развитие сельского хозяйства. Развитие промышленности.

Финансовая политика.

Железнодорожное строительство.

Промышленный подъём.

Работа с учебником, составление конспекта

Фронталь-ный опрос

Называть основные направле-ния экономической политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства;

§23

26

Общественное движение: либералы и консерваторы.

Комбини-

рованный

Особенности российского либерализма середины 50-х — начала 60-х годов.

Тверской адрес 1862 г.

Разногласия в либеральном движении.

Земское движение конца 70-х гг. Консерваторы.

Работа с учебником, составление конспекта

Устный опрос, работа по карточкам

Называть существенные черты

идеологии и практики консерватизма и либерализма

§24

27

Зарождение революционного народничества и его идеология.

Комбини-

рованный

Причины роста револю-ционного движения.

Поиски ориентиров.

Теория революционного народничества.

Работа с учебником, составление опорного конспекта

Презентация «Зарождение револю-ционного народничес-тва и его идеология.»

Устный опрос

Называть существенные черты

идеологии и практики радикального

общественного движения

§25

28

Революционное народничество второй половины 60 — начала 80-х гг.

Комбини-

рованный

Народнические органи-зации второй половины 60-х – начала 70-х гг.

«Хождение в народ».

«Земля и воля». Первые рабочие организации.

Раскол «Земли и воли».

«Народная воля»: охота на царя.

Работа с учебником, составление опорного конспекта

Презентация «Зарождение револю-ционного народничес-тва и его идеология.»

Устный опрос, работа по карточкам

Называть цели и методы народнических организаций, лидеров.

§26

29

Внешняя политика Александра П

Комбини-

рованный

Основные направления внешней политики России в 60-е – 70-е гг.

Европейская политика.

Завершение Кавказской войны.

Политика России в Средней Азии.

Политика России в Средней Азии.

Дальневосточная политика России.

Продажа Аляски.

Работа с учебником, с исторической картой, составление хронологической таблицы

Презентация

«Внешняя политика Александра П»

Устный опрос, работа по карточкам

Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг.

§27, таблица

30

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Комбини-

рованный

Балканский кризис.

Начало русско-турецкой войны. Боевые действия летом 1877 .Падение Плевны. Перелом в ходе войны. Сан-Стефанский мирный договор. Значение и причины победы России в войне.

Работа с учебником, с исторической картой, составление хронологической таблицы

Презентация

«Внешняя политика Александра П»

Фронталь-ный опрос

Знать дату русско- турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией

§28, хронологическая таблица

31-32

Внутренняя политика Александра III.

Изучение нового материала

Император Александр III.

Начало нового царство-вания. Попытки решения крестьянского вопроса.

Начало рабочего законо-дательства. Отставка Н.П. Игнатьева. Меры по борьбе с крамолой. Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправ-ление. Национальная и религиозная политика.

Работа с учебником, составление опорного конспекта

Презентация

«Александр III»

Тест

Приводить оценку личности Александра 111; называть основные черты

внутренней политики Александра 111

§29-30

33

Экономическое развитие в годы правления Александра III

Изучение нового материала

Общая характеристика экономической политики Александра III.

Деятельность Н.Х. Бунге.

Экономическая политика И.А. Вышнеградского.

«Золотое десятилетие» русской промышленности.

Сельское хозяйство

Работа с учебником, составление опорного конспекта

Презентация

«Александр III»

Работа с учебником, составление конспекта

Называть основные черты экономической политики Александра 111; сравнивать

экономические программы Бунге и Вышнеградского; знать экономическую программу

С. Ю. Витте; объяснять, в чем состояли цели и результаты

деятельности Бунге,

Вышнеградского, Витте

§31-32

34-35

Положение основных слоев общества

Лабораторный

Общая характеристики сословий и классов в пореформенном обществе.

Крестьянство. Дворянство

Буржуазия. Пролетариат.

Духовенство. Интеллиген-ция. Казачество

Работа с учебником, составление конспекта

Тестовые задания

Называть изменения, произошедшие в социальной структуре общества после отмены крепостного права и либеральных реформ.

§33

36

Общественное движение в 80—90-х гг

Комбини-

рованный

Кризис революционного народничества.

Либеральное движение.

Распространение марксизма в России.

Консерваторы.

Работа с учебником, составление конспекта

Проверка конспекта

Называть организации и участ-ников общественного движе-

ния; называть существенные

черты идеологии и практики общественных движений

(консервативных, либеральных,

радикальных)

§34

37

Внешняя политика Александра III

Комбини-

рованный

Общая характеристика внешней политики Александра III.

Ослабление российского влияния на Балканах.

Поиск союзников.

Азиатская политика Александра III.

Работа с учебником, с исторической картой, составление хронологической таблицы

Просмотр фрагмента уч.фильма «Александр III»

Таблица

Называть цели и

Основные направления внешней поли-

тики Александра 111

§35, таблица

38

Просвещение и наука.

Работа в группах

Развитие образования.

Успехи естественных наук.

Развитие географических знаний.

Развитие гуманитарных наук.

Работа в группах, подготовка творческих проектов

Защита проектов

Называть достижения науки, деятелей , их открытия

Называть достижения науки, деятелей литературы и живописи

§36, проекты

39

Литература и изобразительное искусство.

Работа в группах

Литература. Живопись.

Скульптура.

Работа в группах, подготовка творческих проектов

Защита проектов

Называть достижения деятелей литературы и живописи Называть достижения науки, деятелей литературы и живописи

§37, проекты

40

Архитектура, музыка, театр, народное творчество

Работа в группах

Архитектура. Музыка.

Театр. Художественные промыслы.

Работа в группах, подготовка творческих проектов

Защита проектов

Называть стили архитектуры, имена выдающихся архитекторов, музыкантов, актеров. Знать народные промыслы.

§38, проекты

41

Быт: новые черты в жизни города и деревни.

Работа в группах

Рост населения. Изменения облика городов. Связь и городской транспорт.

Жизнь и быт городских «верхов»

Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан.

Изменения в деревенской жизни.

Работа в группах, подготовка творческих проектов

Защита проектов

Контроль-ный тест

Называть новые черты в жизни города и деревни, давать им сравнительную характеристику.

§39

42

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX в».

Фронтальная беседа

Повторить и обобщить знания уч-ся по изученной теме, проверить уровень знаний

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  • Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).

  • История России XIX в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 8 класс, М.: Просвещение,2010

  • Учебник Ведюшкин, Бурин История 8 Класс История Нового времени. М, Дрофа, 2009

  • Проверочные материалы по всеобщей истории за 8 класс. Новая история: Алебастрова А.А. — 2010 год

  • Рабочая тетрадь по истории России 8 класс: Данилов Косулина , М., Просвещение, 2012 год

  • Тесты по истории России 8 класс (Данилов, Косулина): Симонова Е.В. — 2013 год

  • Дополнительно:

  • Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Рабочая тетрадь с контурными картами к учебнику В.А. Ведюшкина, С.Н. Бурина (с тестовыми заданиями ЕГЭ)

  • Итоговая аттестация по истории России 8 класс. Автор — Соловьев Я.В. — 2013 год

  • Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, Новая история.1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2008.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008.

  • Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913»: 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.

  • Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.  Рабочая тетрадь по Новой истории: 1800-1913: 8класс. М.: Просвещение, 2010.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. ХIХ век». М.: Просвещение, 2010.

  • «Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.;

  • «Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2000 г.;

  • «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;

  • «Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;

  • «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;

  • «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.;

  • Данилов А.А. История России в таблицах 5-11 кл. – М: Дрофа. 1998

  • Петрова Л.В. История России. Схемы ответов на уроке и экзамене. Ч.1, ч.2, — СПб: СМИО Пресс, 2002

  • А.Г.Важенин. История России XIXвек.М: Владос, 2001

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Интернет-сайты:

  • www.humanities.edu.ru

  • www.i-u.ru/biblio/archive/borodkin_istorinf/ .

  • www.museum.ru

  • www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html

  • www.museum.ru/W134/

  • http://historyevents.ru

  • www.hobby.ru

  • http://rulers.narod.ru

  • www.worldhist.ru

  • Настенные карты:

  • Внешняя политика России в первой половине 19 века

  • Внешняя политика России во второй половине 19 века

  • Отечественная война 1812года

  • Заграничный поход русской армии 1813-1814г.г.

  • Крымская война

  • Кавказская война

  • Присоединение Средней Азии

  • Европа в первой половине 19 века

  • Европа во второй половине 19 века

  • Наполеоновские войны

  • Мир после Венского конгресса

  • Презентации и учебные фильмы

  • Александр I

  • Александр II

  • Александр III

  • Николай I

  • Внешняя политика Александра I

  • Внешняя политика Николая I

  • Внешняя политика Александра II

  • Внешняя политика Александра III

  • Зарождение народничества

  • Учебные фильмы

  • Александр I

  • Александр II

  • Александр III

  • Война и мир

  • Звезда пленительного счастья

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector