Рабочая программа по химии, 11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ»

601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27

СОГЛАСОВАНО: _______________ УТВЕРЖДАЮ: ______________

Заместитель директора по УВР: Гришина С.А. Директор школы: Москалева М.Ю.

Дата:_____________ Дата:________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии (11 класс)

Коротеева Светлана Борисовна

учитель 1 квалификационной категории

Суздаль, 2013 год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.)- 11 класс, базовый уровень, 68 часов.

Программа базового курса химии 11 клас­са отражает современные тенденции в школь­ном химическом образовании, связанные с ре­формированием средней школы.

Методологической основой построения учеб­ного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегриро­ванного курса, но не естествознания, а хи­мии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и инте­ресен сотням тысяч российских старшеклассни­ков.

Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Хи­мия». Идея такой интеграции диктует следую­щую очередность изучения разделов химии: вна­чале, в 10 классе, изучается органическая хи­мия, а затем, в 11 классе, — общая химия.

Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о це­лостной науке, показать единство ее понятий, за­конов и теорий, универсальность и примени­мость их как для неорганической, так и для орга­нической химии.

Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и не­органической химией, а потому в 11, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.

Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяю­щая на химической базе объединить знания фи­зики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформиро­вать целостную естественнонаучную картину ми­ра. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окру­жающего мира будет неполным..

Третья идея курса — это интеграция хими­ческих знаний с гуманитарными дисципли­нами: историей, литературой, мировой художе­ственной культурой. А это, в свою очередь, по­зволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гу­манизации и гуманитаризации обучения.

Теоретическую основу курса общей химии со­ставляют современные представления:

  1. о строении вещества (периодическом законе и строении ато­ма, типах химических связей, агрегатном со­стоянии вещества, полимерах и дисперсных сис­темах, качественном и количественном составе вещества);

  2. химическом процессе (классифика­ции химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восста­новительных процессах), адаптированные под курс, рассчитанный на 2 ч в неделю.

  3. Факти­ческую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорга­нических соединений и их свойствах.

Такое по­строение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и позна­ваемости мира веществ, причин его многообра­зия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

2.Общая характеристика предмета

Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках химии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством О. С. Габриеляна Учебное содержание курса химии включает:

8 класс – «Химия». 68 часов,2 часа в неделю.

9 класс – «Химия».68 часов. 2 часа в неделю.

10 класс – «Органическая химия». 68 часов. 2 часа в неделю.

11класс – «Общая химия». 68 часов. 2 часа в неделю.

Такое структурирование курсов химии сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих химических понятий с 8 класса по 11 класс и сохраняет концентрическую систему предмета

3. Содержание программы «Общая химия»

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (6ч)

Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетиче­ский уровень. Особенности строения электрон­ных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го пери­одов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. sи р-орбитали. Электронные конфигурации ато­мов химических элементов.

Периодический закон Д. И. Менде­леева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периоди­ческого закона.

Периодическая система химических элемен­тов Д. И. Менделеева — графическое отображе­ние периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и груп­пах (главных подгруппах).

Положение водорода в периодической системе.

Значение периодического закона и периодичес­кой системы химических элементов Д. И. Менде­леева для развития науки и понимания химиче­ской картины мира.

Демонстрации. Различные формы периодиче­ской системы химических элементов Д. И. Мен­делеева.

Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Тема 2. Строение вещества (26ч)

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные крис­таллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполяр­ная ковалентные связи. Диполь. Полярность свя­зи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристалличе­ские решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металли­ческая химическая связь и металлическая крис­таллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водо­родная связь. Значение водородной связи для ор­ганизации структур биополимеров.

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.

Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных ве­ществ.

Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

Представители газообразных веществ: водо­род, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.

Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производст­ве. Жесткость воды и способы ее устранения.

Минеральные воды, их использование в столо­вых и лечебных целях.

Жидкие кристаллы и их применение.

Твёрдое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жиз­ни человека, их значение и применение. Крис­таллическое строение вещества.

Дисперсные системы. Понятие о дис­персных системах. Дисперсная фаза и дисперси­онная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперс­ной среды и дисперсионной фазы.

Грубодисперсные системы: эмульсии, суспен­зии, аэрозоли.

Тонкодисперсные системы: гели и золи.

Состав вещества и смесей. Вещест­ва молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.

Понятие «доля» и её разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного ве­щества в растворе) и объемная. Доля выхода про­дукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации. Модель кристаллической ре­шетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухо­го льда» (или йода), алмаза, графита (или квар­ца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэти­лен, полипропилен, поливинилхлорид) и изде­лия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и из­делия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрально­го отопления. Жесткость воды и способы ее уст­ранения. Приборы на жидких кристаллах. Об­разцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуля­ция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией поли­меров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральны­ми водами. 6. Ознакомление с дисперсными систе­мами.

Практическая работа № 1. Получение, соби­рание и распознавание газов.

Тема 3. Химические реакции (16 ч)

Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотроп­ные видоизменения. Причины аллотропии на при­мере модификаций кислорода, углерода и фосфо­ра. Озон, его биологическая роль.

Изомеры и изомерия.

Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганиче­ской и органической химии. Реакции экзо- и эн­дотермические. Тепловой эффект химической ре­акции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.

Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость ско­рости химической реакции от природы реаги­рующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и ката­лизатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Поня­тие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.

Обратимость химических реак­ций. Необратимые и обратимые химические ре­акции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы сме­щения химического равновесия на примере син­теза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза ам­миака или серной кислоты.

Роль воды в химической реак­ции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: рас­творимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.

Электролиты и неэлектролиты. Электролити­ческая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссо­циации.

Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксида­ми, разложение и образование кристаллогидра­тов. Реакции гидратации в органической химии.

Гидролиз органических и неорга­нических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.

Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролиз­ного спирта и мыла. Биологическая роль гидро­лиза в пластическом и энергетическом обмене ве­ществ и энергии в клетке.

Окислительно-восстановитель­ные реакции. Степень окисления. Опреде­ление степени окисления по формуле соедине­ния. Понятие об окислительно-восстановитель­ных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

Электролиз. Электролиз как окислитель­но-восстановительный процесс. Электролиз рас­плавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Элек­тролитическое получение алюминия.

Демонстрации. Превращение красного фосфо­ра в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой кон­центрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кис­лотой. Взаимодействие растворов серной кисло­ты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с по­мощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Приме­ры необратимых реакций, идущих с образовани­ем осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектро­литов на предмет диссоциации. Зависимость сте­пени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз кар­бида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). По­лучение мыла. Простейшие окислительно-восста­новительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель элект­ролизной ванны для получения алюминия.

Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Ре­акции, идущие с образованием осадка, газа и во­ды. 9. Получение кислорода разложением перок­сида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водо­рода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Раз­личные случаи гидролиза солей.

Тема 4. Вещества и их свойства (18 ч)

Металлы. Взаимодействие металлов с не­металлами (хлором, серой и кислородом). Взаимо­действие щелочных и щелочноземельных метал­лов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.

Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

Неметаллы. Сравнительная характеристи­ка галогенов как наиболее типичных представите­лей неметаллов. Окислительные свойства неметал­лов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимо­действие с более электроотрицательными неметал­лами и сложными веществами-окислителями).

Кислоты неорганические и орга­нические. Классификация кислот. Химиче­ские свойства кислот: взаимодействие с металла­ми, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Осо­бые свойства азотной и концентрированной сер­ной кислоты.

Основания неорганические и ор­ганические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодейст­вие с кислотами, кислотными оксидами и соля­ми. Разложение нерастворимых оснований.

Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимо­действие с кислотами, щелочами, металлами и со­лями. Представители солей и их значение. Хло­рид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммо­ния (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).

Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).

Генетическая связь между клас­сами неорганических и органичес­ких соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особен­ности генетического ряда в органической химии.

Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с эта­нолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотер­мия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии метал­лов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодейст­вие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кис­лот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хло­рид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при на­гревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.

Лабораторные опыты. 12. Испытание раст­воров кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодейст­вие соляной кислоты и раствора уксусной кисло­ты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых основа­ний. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) ме­таллов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содер­жащих некоторые соли.

Практическая работа 2. Решение экспери­ментальных задач на идентификацию органиче­ских и неорганических соединений.

4. Требования к уровню подготовки учащихся 11-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

5. Учебно-методический комплекс

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.

  2. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия Методическое пособие — профильный уровень» — М.: Дрофа 2009 год.

  3. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс» – М.: Дрофа, 2011 год.

  4. О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова «Химия 11 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику». – М.: Дрофа, 2010г.

  5. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 1 – М.: Дрофа, 209год.

  6. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 2 – М.: Дрофа, 2008год.

  7. О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и способы их решения» — М.: «Дрофа», 2011год.

  8. В.Г. Денисова «Химия 11 класс поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой» — Волгоград» Учитель 2010год.

  9. М.А.Рябова, У.Ю.Невская, Р.В.Линко «Тесты по химии 11 класс», — М.: Экзамен, 2011г.

6. Содержание тем

темы

Наименование темы

Количество

часов

1.

Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева

6 ч

2.

Строение вещества

26 ч

3.

Химические реакции

16 ч

4.

Вещества и их свойства

18 ч

Резервное время- 2 ч

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ 11 КЛАСС.

(т.к. школа не перешла на ФГОС, то планирование составлено по учебному плану школы)

ТЕМА 1. СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРЕОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН. 6 уроков.

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

Практическая часть

Вид контроля

УУД

Материальное обеспечение урока

1

. Основные сведения о строения атома.

1 урок-лекция

Строение ядра, изотопы. Электронная оболочка. Энергетический уровень.

фронтальный

ПСХЭ

2

Строение электронных оболочек, атомные орбитали.

2. урок-лекция

Строение электронных оболочек. Понятие об атомных орбиталях. Электронные конфигурации атомов химических элементов

фронтальный

ПСХЭ

3

Строение электронных оболочек атомов больших периодов.

3. урок-лекция

Строение электронных оболочек атомов 4 и 5 периодов.

фронтальный

ПСХЭ

4

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

4. комбинированный

Открытие Периодического закона. ПЗ в свете учения о строении атомов. Валентные электроны. Значение периодического закона.

Л.р. №1 Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек

фронтальный

ПСХЭ

5

Обобщение знаний Периодического закона в свете учения о строении атома.

5.обобщающий

Проверочная работа по теме. Подготовка к семинарской работе.

письменный

6

Семинарская работа по тема: «Строение атомов и периодический закон»

6. контроль знаний

устный

ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА. 26 часов.

7

. Ионная химическая связь.

1 комбинированный

Катионы. Анионы. Классификация ионов. Кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной связью.

фронтальный

Модели кристаллических решеток.

8

Ковалентная химическая связь.

2. комбинированный

Электроотрицательность. Полярная и неполярная химическая связь. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.

устный

Таблица «Химическая связь»

9

Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью.

3. комбинированный

Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами решеток.

Л.р. №2 Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств

письменный

Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью.

10

Металлическая химическая связь.

4. комбинированный

Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

устный

Таблица «Кристаллические решетки»

11

Физические свойства металлов. Сплавы

5.. комбинированный

Свойства металлов: электропроводность, теплопроводность, ковкость. Сплавы и их роль в современной жизни.

устный

Таблица «Типы кристаллических решеток»

12

Водородная связь

6.. комбинированный

Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь.

устный

Таблица «Водородная связь»

13

Водородная связь в органических веществах.

7. комбинированный

Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

устный

Модель молекулы ДНК

14

Обобщение темы: «Химическая связь»

8. обобщающий

Составление схемы образования веществ с различными видами связи. Проверочная работа.

15

Полимеры.

9. комбинированный

Полимеры органические. Пластмассы, волокна. Полимеры природные и синтетические. термореактивные и термопластичные.

Л.р. №3 Ознакомление с коллекцией полимеров

устный

Коллекция пластмасс и волокон.

16

Полимеры неорганические.

10. комбинированный

Неорганические полимеры и их роль.

устный

17

Газообразное состояние вещества

11 комбинированный..

Особенности строения газов. Примеры природных газообразных смесей. Загрязнение атмосферы и борьба с ним.

устный

18

Молярный объем газообразных веществ.

12. комбинированный

Решение задач с использованием молярного объема газообразных веществ.

устный

19

Получение газообразных веществ

13.. комбинированный

Получение в лаборатории водорода, кислорода, аммиака, углекислого газа и распознавание их.

устный

Приборы и реактивы, необходимые для получения газов.

20

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

14. практическая работа

Получить и распознать кислород, водород и углекислый газ.

письменный

Необходимые приборы и реактивы.

21

Жидкое состояние вещества.

15. комбинированный

Вода. Потребление воды в быту и на производстве.

устный

22

Жесткая вода.

16. комбинированный

Жесткость воды и ее виды. Причины жесткости воды и способы ее устранения.

Л.р. №4 Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.

Л.р. №5 Ознакомление с минеральными водами

письменный

23

Твердое состояние вещества. Аморфное состояние вещества.

17. комбинированный

Аморфные твердые вещества в природе и жизни человека. Их значение и применение.

устный

Коллекции веществ.

24

Кристаллические твердые вещества.

18. комбинированный

Кристаллические твердые вещества. Их строение и роль в жизни человека.

устный

Коллекции веществ

25

. Дисперсные системы

19. комбинированный

Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Грубодисперсные системы.

Л.р. №6 Ознакомление с дисперсными системами

письменный

Образцы суспензий и эмульсий.

26

тонкодисперсные системы: гели и золи.

20. комбинированный

Понятие о тонкодисперсных системах гелях и золях. Их значение и применение.

устный

Образцы гелей и золей.

27

Состав вещества и смесей.

21. комбинированный

Вещества молекулярного и не молекулярного строения. Закон постоянства состава вещества. Понятие «доля» и ее разновидности. Формулы, связанные с понятием «доля».

устный

28

Решение задач

22. урок упражнение.

Решение задач с использованием понятия «доля».

письменный

29

. Обобщение и повторение.

23 обобщающий

Подготовка к контрольной работе №1.

фронтальный

30

Подготовка к контрольной работе.

24. обобщающий

Решение задач

письменный

31

Контрольная работа №1 по теме: «Строение вещества»

25. контроль знаний

письменный

32

Анализ контрольной работы.

26. обобщающий

письменный

ТЕМА 3 «ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ» 16 уроков.

33

Понятие о химической реакции. Химические реакции, идущие без изменения состава вещества.

1. комбинированный

Реакции, идущие без изменения состава вещества. Аллотропия, изомерия. Кислород, фосфор, азот.

Озонатор.

фронтальный

34

Химические реакции, идущие с изменением состава вещества.

2. комбинированный

Классификация химических реакции.

Л.р. №7 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса

Л.р. №8 Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды

Л.р. №9 Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком

письменный

Таблица «Типы химических реакций»

35

Тепловой эффект химической реакции.

3. комбинированный

Экзо- и эндотермические реакции.

устный

Таблица «Тепловой эффект химической реакции»

36

. Решение задач с использованием понятия тепловой эффект химической реакции.

4 урок-упражнение

Решение расчетных задач на тепловой эффект.

письменный

37

скорость химической реакции.

5. комбинированный

Гомогенные и гетерогенные химические реакции.

устный

38

Факторы влияющие на скорость химической реакции.

6. комбинированный

Катализаторы.

Л.р. №10 Получение кислорода разложением пероксида водорода

письменный

39

Обратимость химической реакции.

7. комбинированный

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.

устный

Примеры не обратимых реакций.

40

способы смещения химического равновесия.

8. урок-упражнение

Способы смещения хим.равновесия на примере синтеза аммиака.

письменный

Таблица «Синтез аммиака»

41

Роль воды в химической реакции.

9. комбинированный

комбинированный

устный

Таблица растворимости.

42

Электролитическая диссоциация веществ.

10. комбинированный

Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации.

устный

43

. Химические свойства воды.

11 комбинированный

Взаимодействие воды с металлами, оксидами, разложение и образование кристаллогидратов.

устный

Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора.

44

Гидролиз.

12. комбинированный

Понятие, обратимый и необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.

Л.р. №11Различные случаи гидролиза солей

письменный

Демонстрация обратимого гидролиза солей.

45

Гидролиз органических веществ.

13. комбинированный

Практическое значение гидролиза. Биологическая роль гидролиза.

устный

46

окислительно-восстановительные реакции.

14. комбинированный

Понятие об окислители и восстановителе.

устный

Взаимодействие цинка с соляной кислотой.

47

Электролиз.

15. комбинированный

Понятие об электролизе. Электролиз растворов и сплавов.

устный

48

Контрольная работа №2 по теме: «Химические реакции»

16.контроль знаний

письменный

ТЕМА 4. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА. 18 уроков.

49

Металлы.

1.урок-лекция

Химические свойства металлов, металлотермия.

.

фронтальный

Коллекция образцов металлов

50

. Коррозия металлов.

2 комбинированный

Понятие о химической и электрохимической коррозии. Способы защиты о коррозии.

устный

Таблица «Коррозия металлов и способы защиты от нее»

51

Решение задач

3. урок упражнение

Решение задач

письменный

52

. проверочная работа по теме «Металлы»

4 контроль знаний

письменный

53

. Неметаллы

5 комбинированный

Сравнительная характеристика галогенов, как типичных представителей неметаллов.

устный

Представители галогенов: бром, йод.

54

окислительные и восстановительные свойства неметаллов.

6. комбинированный

Взаимодействие с металлами, неметаллами и сложными веществами.

устный

55

Решение задач

7. Урок упражнение.

письменный

56

Кислоты.

8. комбинированный

Кислоты органические и неорганические. Классификация кислот.

Л.р. № 12 Испытание растворов кислот индикаторами

устный

Коллекция кислот.

57

. Химические свойства кислот.

9 комбинированный

Взаимодействие кислот с металлами, основными оксидами, основаниями, солями и спиртами.

Л.р. № 13 Взаимодействие кислот с металлами

Л.р. №14 Взаимодействие кислот с основаниями

Л.р. № 15 Взаимодействие кисдот с солями

письменный

58

Основания

10. комбинированный

Определение, органические и неорганические основания. Классификация оснований.

устный

Коллекция оснований.

59

. Химические свойства оснований.

11 комбинированный

Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами, солями, разложение оснований.

Л.р. № 16 Получения и свойства нерастворимых оснсований

письменный

60

Соли.

12. комбинированный

Значение солей. Классификация солей.

устный

Коллекция солей.

61

Химические свойства солей.

13. комбинированный

Взаимодействие кислотами, основаниями, солями, комбинированный металлами, разложение солей.

Л.р. №17 Гидролиз солей щелочных металлов

письменный

62

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач»

14. практическая работа

Качественные реакции на ионы хлора, сульфат ионы, карбонат ионы, катионы аммония и железа.

письменный

63

генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.

15. комбинированный

Понятие о генетической связи и генетических рядах. Особенности генетических рядов органических соединений.

устный

64

Решение задач

16. урок упражнение.

Решение генетических цепочек.

письменный

65

Обобщение и повторение.

17. обобщающий

Подготовка к контрольной работе.

Л.р. №18 Ознакомление с коллекциями

письменный

66

Контрольная работа №3 по теме: «Вещества и их свойства»

18. контроль знаний

письменный

67-68 резервное время

Учебно-методический комплекс

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.

  2. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия Методическое пособие — профильный уровень» — М.: Дрофа 2009 год.

  3. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс» – М.: Дрофа, 2011 год.

  4. О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова «Химия 11 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику». – М.: Дрофа, 2010г.

  5. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 1 – М.: Дрофа, 209год.

  6. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 2 – М.: Дрофа, 2008год.

  7. О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и способы их решения» — М.: «Дрофа», 2011год.

  8. В.Г. Денисова «Химия 11 класс поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой» — Волгоград» Учитель 2010год.

  9. М.А.Рябова, У.Ю.Невская, Р.В.Линко «Тесты по химии 11 класс», — М.: Экзамен, 2011г.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector