Рабочая программа по биологии 7 класс Пасечник ФГОС

Рабочая программа по биологии

7 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы линии В.В. Пасечника

Цели: формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов. Использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Задачи:

освоить знания о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

— овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творчески способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками;

— воспитывать позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

— использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Согласно региональному базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации на изучении биологии в 7 классе отводится 68 часов, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

Лабораторных работ – 6. Экскурсий — 2

Результаты изучения курса «Биология» приведены в содержание программы для каждой темы.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, в.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

УМК для реализации программы:

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа – 2011

  2. Латюшин В.В. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс/ В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. – М.: Дрофа, 2014

  3. Латюшин В.В., Уфимцев Г.А. Биология. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа – 2007

  4. Авторы составители: Фионова Л.А., Трунова Л.Б., Карпачева Т.В. Экология животных: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. – Тамбов ООО «Издательство Юлис», 2007

Учебно-тематическое планирование включает следующие темы.

Название темы

Количество часов

Введение

I. Многообразие животных

  1. Простейшие

  2. Беспозвоночные

  3. Тип Хордовые

II. Строение, индивидуальное развитие. Эволюция.

  1. Эволюция строения и функций органов и их систем.

  2. Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

  3. Биоценозы

III. Модуль. Экология животных

IV. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Всего

1

33

1

14

18

22

13

4

5

9

3

68

Введение. Общие сведения о животном мире (1ч).

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Демонстрации. Классификация организмов.

Знать/понимать:

— правила поведения в кабинете биологии, инструкции по технике безопасного поведения на рабочем месте, во время проведения лабораторных работ, на учебно-опытном участке, во время экскурсий;

— признаки живых организмов;

— сходства и различия животных и растений;

— основные таксономические единицы: тип, класс, отряд, семейство, род, вид;

Уметь:

— распознавать животных на рисунках и таблицах;

— самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Применять:

-информацию при работе с другими источниками информации.

1.Многообразие животных

Простейшие(1 ч)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Многоклеточные животные. Беспозвоночные(14ч)

Тип Губки. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрации. Микропрепаратов простейших. Морской еж. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных. Строение и многообразие червей. Строение и многообразие моллюсков. Строение и многообразие членистоногих (таблицы, коллекции).

Лабораторные работы. 1. Внешнее строение дождевого червя. 2 Особенности строения и жизни моллюсков. 3. Изучение представителей отрядов насекомых.

Знать/понимать:

— признаки животных различных систематических групп;

— взаимосвязь организма и среды;

— значение животных в природе и жизни человека;

— основные виды животных своей местности;

— биологические и экологические особенности животных своей местности;

— процессы жизнедеятельности одноклеточного живого организма;

— связь строения клеток с выполняемой функцией;

— общую характеристику типа кишечнополостные:

— основные понятия: двухслойные, радиальная симметрия, эктодерма, энтодерма, регенерация, паразит;

— проводить наблюдения за передвижением дождевого червя и его реакциями на раздражение;

— основные таксономические группы: тип, класс, отряд;

— причины широко распространения насекомых.

Уметь:

— выделять признаки типов и классов;

— доказывать взаимосвязь строения животного с его образом жизни;

— находить признаки более высокой организации;

— распознавать животных на рисунках;

— сравнивать одноклеточные растения с одноклеточными животными;

— составлять характеристику типов животных;

— находить различия и общие признаки представителей типа Членистоногих;

— объяснять причины многообразия, форм и широкого распространения насекомых в природе;

— пользоваться лабораторным оборудованием, вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты;

— проводить самостоятельный поиск биологической информации;

— раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

— пользоваться научно-популярной литературой;

— самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

— соблюдения мер профилактики, заболеваний, вызываемых животными;

— оказания первой помощи при укусах животных;

— охрана здоровья.

Тип Хордовые (18ч).

Класс Ланцетники.

Класс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные.Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрации. Строение и многообразие рыб. Строение и многообразие земноводных. Строение и многообразие пресмыкающихся. Строение и многообразие птиц. Строение и многообразие млекопитающих.

Лабораторные работы. 4. Внешнее строение и передвижение рыбы. 5. Особенности внешнего строения птиц.

Экскурсия. 1. Изучение многообразия птиц.

Знать/понимать:

— общую характеристику типа Хордовых:

— общую характеристику подтипов бесчерепных и черепных (или позвоночных);

— признаки животных различных систематических групп;

— взаимосвязь организма и среды;

— значение животных в природе и жизни человека;

— основные понятия: хорда;

— основные виды животных своей местности;

— биологические и экологические особенности животных своей местности;

Уметь:

— выделять признаки типа и классов;

— доказывать взаимосвязь строения животного с его образом жизни;

— находить признаки более высокой организации;

— распознавать животных на рисунках;

— составлять характеристику классов и отрядов типа Хордовых;

— находить различия и общие признаки представителей типа Хордовых;

— доказывать единство строения и происхождения хордовых;

— основные виды животных своей местности;

— пользоваться лабораторным оборудованием, вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты;

— проводить самостоятельный поиск биологической информации;

— раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

— пользоваться научно-популярной литературой;

— самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

— соблюдения мер профилактики, заболеваний, вызываемых животными;

— оказания первой помощи при укусах животных;

— охрана здоровья.

2. Строение, индивидуальное развитие. Эволюция.

Эволюция строения и функций органов и их систем (13ч).

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрации. Скелет лягушки. Модели собаки. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных. Строение и многообразие червей. Строение и многообразие моллюсков. Строение и многообразие членистоногих (таблицы, коллекции). Строение и многообразие рыб. Строение и многообразие земноводных. Строение и многообразие пресмыкающихся. Строение и многообразие птиц. Строение и многообразие млекопитающих.

Лабораторная работа. 6. Изучение способа передвижения животных.

Знать/понимать:

— сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных;

— связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;

— организм – единое целое;

— особенности строения и жизнедеятельности организмов в связи с условиями обитания;

-эволюция систем органов хордовых.

Уметь:

— подтверждать на конкретных примерах эволюцию животного мира и его единство;

— распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных;

— вести наблюдения за поведением животных;

— описывать и объяснять результаты опытов;

— проводить самостоятельный поиск биологической информации;

— раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

— пользоваться научно-популярной литературой;

— самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

— охрана здоровья.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4ч).

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Знать/понимать:

— способы Размножения животных

— признаки живого организма;

— признаки животного организма;

— усложнения организации животных от одноклеточных до многоклеточных;

— доказательства эволюции животного мира;

— основные события в эволюции животного мира;

— родство человека с животными;

— различия развития животных с превращением и без превращения;

— закономерности размещения и причины миграций животных;

— определения понятий «эволюция», «наследственность», «изменчивость», «ареал»;

Уметь:

— выявлять изменчивость организмов, приспособленность к среде обитания;

— сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

— приводить доказательства эволюции животного мира;

— раскрывать причины эволюции;

— формулировать общие биологические закономерности, опираясь на частные признаки разных хордовых животных;

— проводить самостоятельный поиск биологической информации;

— раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

— пользоваться научно-популярной литературой;

— самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Биоценозы (5).

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз.

Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия. 2. Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза.

Знать/понимать:

— структуру биоценоза;

— роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;

— основные виды животных своей местности;

— биологические и экологические особенности животных своей местности.

Уметь:

— сравнивать естественные и искусственные биоценозы;

— составлять схемы передачи веществ и энергии (цепей питания);

— выявлять приспособления организмов к среде обитания;

— проводить наблюдения за животными;

— проводить самостоятельный поиск биологической информации;

— раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

— самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Модуль «Экология животных» (7ч)

Введение в экологию животных. Среда обитания и условия существования животных. Факторы среды в жизни животных. Внутривидовые взаимоотношения животных. Межвидовые отношения животных. Человек и животные. Изменения животного мира и их причина. Охраняемые животные Тамбовской области.

Знать/понимать:

— роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды;

— основные виды животных своей местности;

— биологические и экологические особенности животных своей местности.

— законы об охране животного мира;

— последствия деятельности человека в экосистемах;

— основные виды животных своей местности, занесенных в Красную книгу;

Уметь:

— выявлять приспособления организмов к среде обитания;

— проводить наблюдения за животными;

— проводить самостоятельный поиск биологической информации;

— раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

— самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Знать/понимать:

— значение животных в природе и жизни человека;

— законы об охране животного мира;

— последствия деятельности человека в экосистемах;

— основные виды животных своей местности, занесенных в Красную книгу;

Уметь:

— анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах;

— анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

— проводить самостоятельный поиск биологической информации;

— раскрывать понятия основных биологических понятий и терминов;

— самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и других источников информации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

— анализа и оценивания влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

— выращивания домашних животных и ухода за ними.

10

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector