Актуальность и значимость данного курса
Факультативный курс «Экологические проблемы ХМАО» разработан на
основе программы учебного курса «Экология» 5 — 11 кл.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс
обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование
системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций,
поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к
окружающей социально — природной среде и здоровью.
Целью экологического образования является становление экологической
культуры личности и общества как совокупности практического и духовного
опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его
выживание и развитие.
Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне
развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
В программе по курсу «Экология», составленной авторским
коллективом под руководством Н.М. Черновой, выделено три основных
раздела: «Общая экология», «Социальная экология», «Экологические основы
охраны природы».
Раздел «Экологические основы охраны природы» был взят за основу в
составлении календарно-тематического плана факультативного курса
«Экологические проблемы ХМАО»
Данный факультативный курс предполагает изучение фундаментальных
экологических законов и социальных закономерностей. Знание этих законов
необходимо для рационального природопользования, сознательной
реализации мер, предотвращающих саморазрушение системы «общество-
природа», а также дает возможность восстановления уже нарушенных связей
и процессов на местном, региональном и глобальном уровнях.
Этот факультативный курс ориентирует учащихся на разумную,
экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному
использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной
среде.
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими знания по
биологии, географии и др. наук и осуществляется на основе развития и
обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, идей, теорий,
обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и
подготовку учеников к практической деятельности.
Новизна программы.
Особенность факультативного курса «Экологические проблемы ХМАО»
является гуманизация его содержания. В центре курса находится
человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами
человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому
взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать
себя участником многовекового процесса освоения территории России,
преобразования ее природы и хозяйства.
При проведении занятий большое внимание уделяется работе с
различными материалами, дополнительными источниками информации,
статистическими таблицами, общегеографическими и тематическими
картами.
Цели курса — формирование целостного представления об особенностях
природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте ХМАО в масштабах России, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей малой родины и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления. А также становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживания и развития. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в
гармонии с окружающей средой.
Основные задачи данного учебного курса:
-
формировать экологическое мышление;
-
приобретение экологического самосознания, чувствовать себя
ответственным за отношения Человека и Природы: -
уметь оценивать причины неблагоприятной экологической обстановке
на месте будущей работы, в селе или городе, в регионе, в России, в мире: -
расширить кругозор знаний о природе ХМАО, как целостном
географическом регионе; -
продолжить формирование навыков работы с тематическими и
общегеографическими картами; -
воспитывать любовь к природе, знакомить с основами рационального
природопользования; -
повысить интерес детей к школьной дисциплине географии России.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа предусматривает формирование в учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, сравнение, классификация, анализ, оценка); проведение практических, описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;
Система занятий ориентирована на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной деятельности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Роль и место данного курса в общеобразовательном маршруте обучающихся:
Рабочая программа факультативного курса «Экологические проблемы России» ориентирован на учащихся II ступени обучения, в объеме 35 часов, из расчета -1 учебный час в неделю. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
— проблемный принцип, который предполагает овладение системой знаний о природных условиях, территориальном распределении ресурсов, о видах воздействиях человека на природу, изменениях в окружающей среде;
— принцип историзма, который дает возможность проследить основные этапы изменения во взаимодействии общества и природы;
— личностный принцип, который позволяет формировать новое ценностное отношение школьников к природе, экологический стиль мышления.
Формы организации учебной деятельности:
Основной формой организации учебных занятий есть:
— видео-лекция;
— парная и групповая работа;
— индивидуальная и коллективная проектная деятельность;
— урок с элементами дискуссии;
— эвристическая беседа.
В целях улучшения качества знаний, формированию интереса к предмету, а так же выработке новых учебных способностей часть занятий организуется на базе компьютерного класса с применением ИКТ.
Рабочая программа составлена из предметных тем образовательного стандарта. В программе учебные часы распределены последовательно изучению тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно — методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного курса.
Организационно — планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Ключевые компетенции:
1.Ценностно- смысловая определяет сферу мировоззрения ученика связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбрать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков и принимать решения.
2. Общекультурная отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать пониманиями и опытом деятельности, в частности это вопрос о роли науки и религии в жизни человека.
3. Учебно- познавательная включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно – познавательной деятельности.
4. Информационная. При помощи реальных объектов( телевизор, магнитофон, телефон и др.) и информационных технологий( аудио- и видеозапись, СМИ, Интернет) формируется умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях.
5. Коммуникативная включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик дожжен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление и другое.
6. Социально – трудовая включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения.
7. Личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Формы и методы контроля:
Организация учебного процесса носит цикличный характер. Это означает, что процесс обучения разбит на циклы, каждым из которых усваивается объем материала. По изучению каждого раздела производится тематический контроль. В ходе изучения каждой темы, используются различные виды контроля на разных этапах обучения:
1.Текущий — в виде опроса, выполнения заданий по теме, практических работ, работа с атласом и контурной картой.
2.Периодический – в форме различных видов опросов, так как он позволяет определить качество учебного материала по темам.
3.Рубежный – в виде тестовых заданий, географических диктантов.
4.Итоговый – зачет
Планируемые результаты изучения курса:
— усвоение учащимися основных географических фактов, событий, явлений;
— овладение школьниками способами рефлексии своей деятельности;
— определение готовности и способности ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
Учебно-тематический план факультативного курса
Название, разделов, тем курса |
Кол-во часов |
Содержание занятий. |
||
Теория |
Практика. |
|||
1. |
Введение |
2 |
1 |
1 |
2. |
Популяция различных экосистем. |
6 |
4 |
2 |
3. |
Природные ресурсы. |
9 |
5 |
4 |
4. |
Человек и среда |
3 |
2 |
1 |
|
Итого: |
35 ч. из них: |
19 |
9 |
Календарно — тематическое планирование факультативного курса
Тема раздела, занятие, количество часов
|
Содержание, вид занятия |
Методическое обеспечение
|
||
1 2. 3 4 5 6 7 8 9 10 11/12 13 14 15 16 17 18 19/20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35. |
Что изучает экология? Знакомство с понятием: “экосистема”,их различными типами(почвенная, наземно-воздушная, водная). Театрализованная игра “Посвящение в экологи”. Общее знакомство с видом и популяцией. Среда обитания растений и животных ХМАО. Трофические (пищевые) связи в популяциях. Пр.р. ’’Составление цепей и сетей питания в природных зонах’’ (на примере ХМАО). Биология охраняемых птиц ХМАО. Пр.р. ’’Изготовление кормушек для зимующих птиц, создание благополучных условий для обитания в городской среде’’. Водные экосистемы, приспособленность организмов к среде обитания. Cравнение морских популяций и пресных водоёмов. Занятие’’ Друзья и природа’’. История освоения и сохранения природных ресурсов в России. Альтернативные источники энергии. Проблемы охраны природных ресурсов в ХМАО. Творческая работа на тему ’’Что нас ждёт в будущем?’’ Охрана природных ресурсов. Законы Вари Коммонера их связь с отношением человека к природе. Экологическая игра ‘’Счастливый случай’’. Развитие цивилизаций и обострение экологического кризиса. ‘’Волшебная Земля’’ Занятие ‘’Интервью ‘’ Что было главным в твоей жизни’’. Глобальные проблемы человечества. Знакомство с организациями, призванными на защиту среды. Природоохранные меры. Переработка отходов. ‘’Раны родной земли’’. Занятие ‘’Моя будущая профессия и экология’’. Проблемы сохранения физического и душевного здоровья при воздействий различных факторов внешней среды ( загрязнение продуктов питания, воды, радиационные загрязнение). Социальные факторы внешней среды: курения, алкоголизм, наркомания. Роль культуры человеческих отношений для душевного здоровья человека. Человек в городе. Я — горожанин. Влияние природных условий на расселение и занятие людей. Экологические связи города с прилегающими территориями (На примере г. Радужного). Городские экосистемы. Пр.р. ‘’Разработка проектов озеленения территории школы, жилого микрорайона’’. Социологический опрос ‘’Экономно ли мы расходуем Город и бытовые отходы. Оформление фото или выставки рисунков « Мусор от А до Я»: наиболее распространенные виды мусора на наших улицах и во дворах; ущерб окружающей среды и здоровья человека; время разложения; возможные виды переработки. Жилье человека в городе. Домашние животные: проблемы содержания и поиск решений. Комнатные растения – обязательный элемент домашнего интерьера. Пр.р «Я строю дом» Город будущего — будущее города. Проведение социологического опроса жителей о перспективах изменения экологической ситуации в городе. Общение знаний за год.
|
Лекция Игра Журнал ‘’Биология в школе’’ Лекция Практическая работа Практическая работа Лекция Практическое занятие Видеофильм Творческая Работа Лекция Игра Игра- идентификация Занятие-интервью Лекция Лекция Лекция Беседа Диспут, тест Беседа Лекция Диспут, видеофильм Практическая работа Практическая работа Социологический опрос, Выставка Разработка проекта дома, основанного на эколог. Принципах целесообразности разработка проекта будущего. |
Учебник Б.М. Миркин ’’Экология России’’ Журнал «география в школе №3» Учебник «География ХМАО» Б.И. Миркин «Экология России» Журнал «Биология в школе №4» Журнал «география в школе №3» Журнал «География в школе «8» Журнал «Биология в школе №4»
|
Контроль уровня обученности
Для осуществления контроля обученности подготовлена система контролирующих материалов по отдельным темам и разделам курса в форме индивидуальных карточек, тестов
. Для создания данных материалов использовали следующие материалы:
Л.Н.Картель. Дидактические материалы по физической географии
Москва « Просвещение» 2000.
О.В. Крылова. Материалы для уровневого обучения
Москва « Образование» 1997
Г.П. Волобуев. Технология тематического тестирования
Ростов- на- Дону «Феникс» 2007
К.В. Пашканга. Тесты и вопросы по географии
Москва «Просвещение» 2005
Учебно-методическое обеспечение
-Программа для основной общеобразовательной школы
Составитель В.И. Сиротин
-Б. М.Миркин, Л.Г.Наумова «Экология России».
— Д.В. Маймусов «Применение количественного анализа при изучении природных зон».
— С.Ф. Каргалова «Методика преподавания географии».
— Видеоматериалы.
— Е. А. Криксунов, В.В.Пасечник «Экология».
Учебное оборудование
-
Натуральные объекты: гербарии растений, приборы, компасы, коллекции минералов, металлов и др.
-
Изображения натуральных объектов: модели, макеты, картины, комплект карт, атласов и т. д.
-
Описания предметов и явлений условными средствами: таблицы, графики и пр.
-
Пособия, демонстрируемые с помощью ТСО: видеозаписи, компьютерные программы, учебные кинофильмы
Для информационно- компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
— электронный учебник «География» издательство «Просвещение»;
— электронные тесты, предметные модули ФЦИОР