Рабочая программа элективного учебного предмета по химии «Химия и охрана окружающей среды» для 10-11 классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Земля родная»

«Рассмотрена на заседании МО»

Руководитель МО естественнонаучного цикла ______________ /Кузнецова С.Л./

Протокол № от « » 2013 г.

«Рекомендована к утверждению НМС»

Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ

«Земля родная»___________/Дубоневич В.Н./

Протокол № от « » 2013 г.

«Утверждена»

Директор МАОУ СОШ «Земля родная»

__________________/Татаринов М.Н./

Приказ № от « » 2013 г.

Рабочая программа элективного учебного предмета по химии

«Химия и охрана окружающей среды

Учитель: Кузнецова Светлана Леонтьевна

Год реализации программы: 2013/2014; 2014/2015 учебный год

Класс: 10, 11

Общее количество часов по плану:69 часов (10 класс – 35 часа, 11 класс – 34 часа)

Количество часов в неделю: 1 час

Рабочая программа составлена на основании программы элективного курса под редакцией И.Н.Балановой. Элективный курс. Химия и охрана окружающей среды. 10-11 класс. / Сост. И.Н.Баланова. — Волгоград: ИТД «Корифей». 2008.

«___»___________2013 г. ________________

(подпись учителя)

г. Новый Уренгой

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса составлена на основании программы Балановой И.Н. Химия и охрана окружающей среды. Элективный курс. 10-11 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

Курс рассчитан на 2 года обучения (10-11 классы), 1 час в неделю, 35 часов в год для 10 класса, 34 часа в год для 11 класса, итого 69 часов.

Цель курса — углубление знаний учащихся по общей химии, формирование умений и навыков практической работы, развитие творческих способностей и ориентация на выбор профессий, связанных с химическим производством.

В программу данного курса включены вопросы экологии, охраны природы, агрохимии, химической технологии, биохимии. Их рассмотрение во взаимосвязи с химическим содержанием позволит сформировать у обучающихся представление о роли химии в решении экологических проблем на современном этапе.

  • Изучая состав, строение и свойства веществ, химия может объяснить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какое воздействие оказывает оно и продукты его превращений на биологические системы.

  • Раскрывая механизмы биогеохимических процессов в природном круговороте элементов, химия способствует решению задачи наиболее естественного и «безболезненного» вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы.

  • Используя разнообразные методики химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды или качества готовой продукции ряда отраслей промышленности (химической, нефтехимической, микробиологической, фармацевтической), химия позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д.

Экологизированный курс химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за ее сохранение. Для этого программой предусмотрено проведение практикума, включающего лабораторные работы, демонстрационные опыты, экскурсии, решение задач экологического содержания, анализ экологических ситуаций, проведение деловых игр, дискуссий по экологическим проблемам.

Предлагаемый в программе химический эксперимент адаптирован к условиям школьной лаборатории и дополнен количественным анализом объектов окружающей среды.

Содержание программы учебно-элективного предмета для 10 класса

Введение (5 часов)

Химия и проблемы окружающей среды. Мониторинг состояния окружающей среды. Взаимодействие в системе «производство окружающая среда». Научные основы охраны окружающей среды.

Тема № 1. Загрязнители и их источники (5 часов)

Понятие о загрязнении окружающей среды. Классификация загрязнителей. Экологическое нормирование; учет множественности путей загрязнения и самоочищения элементов биосферы при оценке последствий антропогенного воздействия; развитие научного подхода к нормированию антропогенных воздействий с учетом их влияния на окружающую среду. Стандарты качества окружающей среды (ПДК, ПДВ). Основные источники загрязнения окружающей среды. Принцип биологического накопления. Виды и методы очистки веществ. Очистные сооружения.

Тема № 2. Эколого-химические аспекты энергетики (4 часа)

Эколого-химические аспекты энергетики. Топливно-энергетические ресурсы. Экологические проблемы реакции горения. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке топливного сырья. Влияние теплоэнергетики на окружающую среду. Пути экологизации теплоэнергетики. Альтернативные источники энергии: гидроэнергетика, атомная, термоядерная, солнечная энергия. Проблемы и перспективы развития. Автомобиль и экологические проблемы. Радикальная замена топлива: использование природного газа, метилового спирта, гидридов металлов как источников водорода. Электромобиль: имеет ли он будущее.

Тема № 3. Воздух и его охрана (6 часов)

Атмосфера. Состав воздуха. Основные химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу (оксиды углерода, серы, азота, углеводороды, свинец, ртуть, мышьяк, радиоактивные изотопы). Причины разрушения озонового слоя, Парниковый эффект. Фотохимический смог. Кислотные дожди. Влияние указанных процессов на биосферу и человека. Способы очистки газообразных выбросов. Экологический мониторинг воздуха: определение загрязнений воздуха по снежному покрову; роль транспорта в загрязнении атмосферы; определение запыленности воздуха методом лихеноиндикации.

Практическая работа №1 «Имитация образования кислотных дождей»

Тема № 4. Вода и ее охрана (15 часов)

Распределение воды на Земле. Водные ресурсы страны. Вода в быту, промышленности, сельском хозяйстве, природе. Аномальные свойства воды. Дистиллированная вода. Тяжелая вода. Гидрологический цикл и его роль в сохранении природного равновесия. Основные источники загрязнения водных бассейнов, последствия загрязнения. Меры борьбы с загрязнением бассейнов, Методы очистки воды. Перспективы развития водоочистки. Технологии очистки воды (умягчение воды; термическая, магнитная обработка воды; обеззараживание озоном, олигодинамия, обработка воды хлором и хлорирующими реагентами и др.). Методы обработки воды. Внедрение замкнутых циклов водопотребления как этап создания безотходного производства. Проблема пресной воды, пути ее получения. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Практическая работа №2 «Анализ воды»

Учебно-тематический план занятий учебно-элективного предмета для 10 класса

п/п

Тема

Всего часов

Из них

Практические работы

1

Введение

5

2

Загрязнители и их источники

5

3

Эколого-химические аспекты энергетики

4

4

Воздух и его охрана

6

Пр.р.№1 «Имитация образования кислотных дождей»

5

Вода и ее охрана

15

Пр.р.№2 «Анализ воды»

Итого

35

2

Конкретные требования к уровню подготовки обучающихся определены для каждого урока и включены в поурочное планирование

Содержание программы учебно-элективного предмета для 11 класса

Тема №1. Экологические аспекты химизации сельского хозяйства (12 часов)

Понятие о почве. Состав и свойства почвы. Разрушение почв (эрозия, засоление, заболачивание, нарушение гидрологического режима).

Основные направления химизации сельского хозяйства (применение удобрений, борьба с вредителями, производство искусственных материалов, их утилизация, переработка сельскохозяйственной продукции).

Удобрения и их двойственная роль относительно природной среды. Влияние удобрений на эволюционно сложившиеся круговороты веществ (на примере круговорота азота). Нормы, сроки и способы внесения удобрений в почву. Перспективы в производстве удобрений. Современные тенденции в использовании пестицидов, химических средств защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней.

Пути экологизации сельскохозяйственного производства («биологическое» земледелие; агротехнические, биологические приемы и средства защиты; применение природных пестицидов; селекция устойчивых сортов, переход от монокультур к поликультурам).

Практическая работа №1 «Определение ионообменных свойств черноземных почв»

Практическая работа №2. «Экологический мониторинг почвы»

Тема № 2.Химическая промышленность и окружающая среда (9 часов)

Химическая технология как научно-теоретическая основа развития промышленности. Xимикотехнологическое производство и окружающая среда. Значение химической промышленности для народного хозяйства. Основные химические производства: производство аммиака, как пример экологически чистой технологии; производства серной кислоты, цемента, стекла, каустика. Экологические проблемы и меры, принимаемые для защиты окружающей среды. Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Характеристика отрасли как крупнейшего потребителя воды и топливно-энергетических ресурсов. Проблема загрязнения морей и океанов нефтью и нефтепродуктами.

Экологизация химического производства: цикличность и замкнутость технологических процессов, совершенствование систем очистки, выбросов и регенерация промышленных отходов, создание малоотходных и безотходных технологий, оборотных систем водоснабжения.

Тема № 3.Неметаллы и их соединения в окружающей среде (6 часов)

Биогенные элементы (водород, углерод, кислород, азот, фосфор и сера) и их роль в живых организмах. Биохимический круговорот кислорода, углерода, азота, фосфора Загрязнение окружающей среды, основная причина нарушения круговоротов веществ. Соединения серы, углерода, азота, фосфора как загрязнители природной среды.

Тема № 4.Металлы и окружающая среда (5 часов)

Металлы-биогены (калий, натрий, магний, кальций, железо, хром и др.) и их роль в живых организмах. Источники металлов в окружающей среде. Тяжелые металлы и здоровье человека, их влияние на жизнедеятельность растений и животных. Биологическая взаимосвязь металлов в природе.

Коррозия металлов — причина и следствие загрязнения окружающей среды. Причины нарушения круговорота металлов в природе, последствия этого процесса для организмов. Пути сохранения цикличности металлов в природе.

Практическая работа №3 «Обнаружение ионов свинца в талой воде»

Тема № 5.Организация охраны природы в России. Международное сотрудничество. (2 часа)

Экологические проблемы России. Общественное экологическое движение. Движение «зеленых». Органы управления по охране природы. Принципы и правила охраны природы. Международные организации (МСОП). Международные программы (ЮНЕП-программа ООН по окружающей среде). Международные конвенции в области окружающей среды (Конвенция по охране флоры и фауны, находящихся под угрозой уничтожения; Конвенция по предупреждению загрязнения морей сбросами отходов и др.).

Учебно-тематический план учебно-элективного предмета для 11 класса

п/п

Тема

Всего часов

Из них

Практические работы

1

Экологические аспекты химизации сельского хозяйства

12

Пр.р.№1 «Определение ионообменных свойств черноземных почв»

Пр.р.№2 «Экологический мониторинг почвы»

2

Химическая промышленность и окружающая среда

9

3

Неметаллы и их соединения в окружающей среде

6

4

Металлы и окружающая среда

5

Пр.р.№3 «Обнаружение ионов свинца в талой воде»

5

Организация охраны природы в России. Международное сотрудничество.

2

Итого

34

3

Конкретные требования к уровню подготовки обучающихся определены для каждого урока и включены в поурочное планирование

Требования к уровню подготовки учащихся

Понимать:

  • глобальные проблемы — экологические, энергетические и сырьевые

  • химические явления, происходящие в быту, природе и на производстве

Знать:

  • основные отрасли народного хозяйства, связанные с химией;

  • ТБ и правила пользования химическим оборудованием и веществами;

  • о видах химических загрязнений окружающей среды и способы борьбы с ними;

  • о ПДК основных загрязнителей атмосферы, почвы, воды.

Уметь:

  • сравнивать, анализировать и давать оценку веществам, окружающим нас;

  • проводить наблюдения, эксперименты с веществами, окружающими нас;

  • собирать информацию о веществах и их физиологических свойствах;

  • использовать дополнительную литературу и информацию;

  • доступно передавать полученные знания аудитории;

  • использовать лабораторное оборудование для проведения экспериментальных работ;

  • бережно относиться к окружающей среде;

  • применять полученные знания и умения на практике;

Литература

Основная

  1. Смирнов П.М., Муравин Э.А. Агрохимия. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Агропромиздат, 1991.

  2. С.А.Воробьев, А.Н.каштанов, А.М.Лыков, И.П.Макаров. Земледелие. – М.: Агропромиздат, 1991.

  3. Е.А.Крискунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидоров. Экология. – М.: Дрофа, 1995.

  4. Г.А.Богдановский. Химическая экология. – Издательство московского университета, 1994.

  5. Н.А.Агаджанян, В.И.Трошин. Экология человека. – ММП «Экоцентр», КРУК, 1994.

  6. Влияние атмосферного загрязнения на свойства почв. – М.: МГУ, 1990.

  7. Добровольский Г.В., Гришина Л.А. Охрана почв. – М.: МГУ, 1985.

  8. Ильин В.Б. Тяжелые металлы в системе почва-растение. – Новосибирск: Наука, 1991.

  9. Круглов Ю.В. Микрофлора почв и пестициды. – М.: Агропромиздат, 1991.

  10. Рэуце Н., Кырста С. Борьба с загрязнением почвы. – М.: Агропромиздат, 1986.

  11. Соколов Т.А., Дронова Т.Я. Изменение почв под влиянием кислотных выпадений. – М.: МГУ, 1993.

  12. Д. Никитин, Ю. Новиков. Окружающая среда и человек. 1986.

  13. Ю.А. Израэль. Проблемы всестороннего анализа окружающей среды и принципы комплексного мониторинга. – Ленинград, 1988.

  14. В.В.Бадев, Ю.А.Егоров. Охрана окружающей среды при эксплуатации АЭС. – Москва: Энергоатомиздат, 1990.

  15. Болбас М.М. Основы промышленной экологии — Москва: высшая школа, 1993.

  16. Ахметов Н.С. Неорганическая химия. – М.: 1992.

  17. Глинка Н.А. Общая химия. – Л.: 1989.

Дополнительная

  1. По теме «Виды и типы загрязнения окружающей среды»

Журнал «Химия в школе», 1998 г., № 5 , стр.11-16, 59; 1999 г. № 3, стр. 54, 64-69; 1993 г. №1, стр. 36-38; 1999 г. № 6, стр. 9; 1992 г. № 3-4, стр. 3-5

  1. По теме «Химическое и физическое загрязнение окружающей среды»

Журнал «Химия в школе», 2003 г., № 3 , стр.34; 2002 г. № 5, стр. 40-42; 2002 г. № 2, стр.66,78-82; 1998 г. № 4, стр. 4-8; 1999 г. № 7, стр. 6-9; 1999 г. № 2, стр. 40-42.

  1. По теме «Органические соединения хлора, их влияние на окружающую среду»

Журнал «Химия в школе», 1999 г., № 2 , стр.4-9; 1999 г. №3, стр. 15-20

  1. По теме «Радиационное загрязнение атмосферы». Журнал «Химия в школе», 1999 г., № 5 , стр.84-86; 2000 г. № 3, стр. 52.

  2. По теме «Современные способы очистки атмосферы» Журнал «Химия в школе», 1998 г., № 5 , стр.72-73; 1999 г. №7, стр.6-9; 2002 г. № 8, стр. 9

Календарно-тематическое планирование учебно-элективного предмета «Химия и охрана окружающей среды» 10 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Тип занятий

Характеристика деятельности

Элементы содержания

Виды контроля, измерители

Практическая часть

Планируемые результаты

Дом. задание

Дата

По плану

Факт.

Введение (5 часов)

1

Химия и проблемы окружающей

среды

1

Изучение нового материала

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Человек и биосфера. Уровни экологических проблем.

Вид контроля —

входной

Форма контроля —

УО

Знать о влиянии химической промышленности на окружающую среду

Записи в тетради

2

Мониторинг состояния окружающей среды

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Мониторинг состояния окружающей среды.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать определение мониторинга, методы мониторинга, подсистемы мониторинга, задачи мониторинга

Записи в тетради

3

Взаимодействие в системе «производство — окружающая среда»

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Взаимодействие в системе «производство — окружающая среда». Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Понимать результат взаимодействия производства и окружающей среды, биосферу как безотходное производство

Записи в тетради

4

Современные подходы к созданию малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать принципы малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий

Записи в тетради

5

Обобщение, повторение и систематизация знаний по теме «Введение»

1

Урок-проверки знаний и умений

Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

Вид контроля —

тематический

Форма контроля —

тест

См. занятие №1-4

Тема №1. Загрязнители и их источники (5 часов)

6-7

Загрязнение окружающей среды. Классификация загрязнителей

2

Изучение нового материала

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Понятие о загрязнении окружающей среды. Классификация загрязнителей.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать основные загрязнители окружающей среды, факторы, влияющие на уровень загрязнения среды

Записи в тетради

8

Стандарты качества окружающей среды. Виды и методы очистки веществ

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Стандарты качества окружающей среды (ПДК, ПДВ). Основные источники загрязнения окружающей среды. Принцип биологического накопления. Виды и методы очистки веществ. Очистные сооружения.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать определение ПДК, виды и методы очистки веществ

Записи в тетради

9

Экологическое нормирование качества окружающей среды

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Экологическое нормирование; учет множественности путей загрязнения и самоочищения элементов биосферы при оценке последствий антропогенного воздействия; развитие научного подхода к нормированию антропогенных воздействий с учетом их влияния на окружающую среду.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать о научном обосновании использования природных ресурсов. Экологические законы Либиха и Шелфорда, подходы к определению ПДК

Записи в тетради

10

Обобщение, повторение и систематизация знаний по теме №1 «Загрязнители и их источники»

1

Урок-проверки знаний и умений

Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

Вид контроля —

тематический

Форма контроля —

тест

См. занятие № 6-9

Тема № 2. Эколого-химические аспекты энергетики (4 часа)

11-12

Топливно-энергетические ресурсы. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке топливного сырья. Пути экологизации теплоэнергетики.

2

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Эколого-химические аспекты энергетики. Топливно-энергетические ресурсы. Экологические проблемы реакции горения. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке топливного сырья. Влияние теплоэнергетики на окружающую среду. Пути экологизации теплоэнергетики.

Вид контроля —

входной

Форма контроля —

УО

Знать задачи энергетики, виды топлива,

Записи в тетради

Подготовить проекты по теме «Нетрадиционные источники энергии»

13

Альтернативные источники энергии. Проблемы и перспективы развития.

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Альтернативные источники энергии: гидроэнергетика, атомная, термоядерная, солнечная энергия. Проблемы и перспективы развития.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО, защита проектов

Знать нетрадиционные источники энергии.

Записи в тетради

14

Автомобиль и экологические проблемы.

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Автомобиль и экологические проблемы. Радикальная замена топлива: использование природного газа, метилового спирта, гидридов металлов как источников водорода. Электромобиль: имеет ли он будущее.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать виды автомобильного топлива, загрязнение воздуха от выбросов автотранспорта.

Записи в тетради

Тема № 3. Воздух и его охрана (6 часов)

15

Атмосфера. Основные химические продукты, техногеннопопадающие в атмосферу

1

Изучение нового материала

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Атмосфера. Состав воздуха. Основные химические продукты, техногенно попадающие в атмосферу (оксиды углерода, серы, азота, углеводороды, свинец, ртуть, мышьяк, радиоактивные изотопы).

Вид контроля —

входной

Форма контроля —

УО

Знать определение атмосферного воздуха, загрязняющего вещества.

Записи в тетради

16

Причина разрушения озонового слоя

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Причины разрушения озонового слоя,

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать функции озонового экрана Земли, причины его разрушения, фотохимический туман

Записи в тетради, халат

17

ТБ! Практическая работа №1. «Имитация образования кислотных дождей»

1

Практическая работа

Познавательная деятельность:

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

практическая работа

Уметь: пользоваться реактивами и оборудованием, соблюдать ТБ

Записи в тетради

18

Загрязнение атмосферы

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Парниковый эффект. Фотохимический смог. Кислотные дожди. Влияние указанных процессов на биосферу и человека. Способы очистки газообразных выбросов.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать виды загрязнителей атмосферы и их источники

Записи в тетради

19

Экологический мониторинг воздуха

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Экологический мониторинг воздуха: определение загрязнений воздуха по снежному покрову; роль транспорта в загрязнении атмосферы; определение запыленности воздуха методом лихеноиндикации.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать виды атмосферного мониторинга, способы и методы его проведения

Записи в тетради

20

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме №2, 3 «Эколого-химические аспекты энергетики» и «Воздух и его охрана»

1

Урок-проверки знаний и умений

Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

Вид контроля —

тематический

Форма контроля —тест

См. занятие №11-20

Тема № 4. Вода и ее охрана (15 часов)

21

Водные ресурсы страны и водопользование

1

Изучение нового материала

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Распределение воды на Земле. Водные ресурсы страны. Вода в быту, промышленности, сельском хозяйстве, природе.

Вид контроля —

входной

Форма контроля —

УО

Знать о распределении водных ресурсов России

Записи в тетради

22

Вода и ее значение в жизни человека. Источники загрязнения воды

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Аномальные свойства воды. Дистиллированная вода. Тяжелая вода. Гидрологический цикл и его роль в сохранении природного равновесия.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать о значении воды в жизни человека, источниках ее загрязнения

Записи в тетради

22

Загрязнение пресноводных и морских экосистем

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Основные источники загрязнения водных бассейнов, последствия загрязнения. Меры борьбы с загрязнением бассейнов,

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать о загрязнении водоемов, особенно своей местности

Записи в тетради

23

Анализ воды. Водородный показатель.

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Методы очистки воды.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать определение водородного показателя и способы его определения,

Записи в тетради

24

ТБ! Практическая работа №2 «Анализ воды»

1

Практическая работа

Познавательная деятельность:

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

практическая работа

Уметь: пользоваться реактивами и оборудованием

Записи в тетради

25-26

Технологии очистки воды. Перспективы развития водоочистки

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Перспективы развития водоочистки. Технологии очистки воды (умягчение воды; термическая, магнитная обработка воды; обеззараживание озоном, олигодинамия, обработка воды хлором и хлорирующими реагентами и др.). Методы обработки воды.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать о способах умягчении воды, обеззараживании воды, методах обработки воды

Записи в тетради

27-28

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

2

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Внедрение замкнутых циклов водопотребления как этап создания безотходного производства. Проблема пресной воды, пути ее получения. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать об основных мерах по охране водных ресурсов

Записи в тетради

29

Повторение, обобщение и систематизация знаний за курс учебно-элективного предмета «химия и охрана окружающей среды»

1

Урок-проверки знаний и умений

Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

Вид контроля —

тематический

Форма контроля —

УО

См. занятие №21-28

30-32-33

Подготовка рефератов, проектов по теме «Охрана окружающей среды»

3

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

Вид контроля —

текущий

Форма контроля —

УО

Знать основные требования к оцениванию проектов и его защите

Выполнение проекта, написание реферата

34-35

Презентация рефератов, проектов по теме «Охрана окружающей среды»

2

Итоговое занятие

Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

Вид контроля —

итоговый

Форма контроля – защита проектов

См. занятие №1-32

Календарно-тематическое планирование учебно-элективного курса «Химия и охрана окружающей среды» 11 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Тип занятий

Характеристика деятельности

Элементы содержания

Виды контроля, измерители

Практическая часть

Планируемые результаты

Дом. задание

Дата

По плану

Факт.

Тема № 1. Экологические аспекты химизации сельского хозяйства.(12 часов)

1

Почвенные ресурсы, их использование и охрана.

1

Изучение нового материала

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Понятие о почве. Состав и свойства почвы. Разрушение почв (эрозия, засоление, заболачивание, нарушение гидрологического режима).

Вид контроля —

вводный

Форма контроля — УО

Знать: о воздействии человека на почвы, эрозию и ее виды, природоохранные задачи

Записи в тетради

2

Почва, ее состав. Кислотность почвы.

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Состав и свойства почвы. Известкование почв. Ионнообменные процессы в почве

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать состав почвы

Записи в тетради

3

ТБ! Практическая работа №1. Определение ионообменных свойств черноземных почв

1

Практическая работа

Познавательная деятельность:

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — практическая работа

Уметь: пользоваться реактивами и оборудованием

Записи в тетради

4

ТБ! Практическая работа №2. Экологический мониторинг почвы

1

Практическая работа

Познавательная деятельность:

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — практическая работа

Уметь: пользоваться реактивами и оборудованием

Записи в тетради

5

Круговорот азота в природе. Азот в жизни растений, азот в почве

1

Изучение нового материала

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Круговорот веществ в природе

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать о роли азота в природе, его круговороте

Записи в тетради

6-7

Минеральные удобрения

2

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Минеральные и органические удобрения. Микроэлементы.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать: определение удобрений, азотистые, калийный и др. удобрения

Записи в тетради

8-9

Удобрения и их двойственная роль относительно природной среды. Нормы, сроки и способы внесения удобрений в почву. Химические средства защиты растений.

2

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Удобрения и их двойственная роль относительно природной среды. Влияние удобрений на эволюционно сложившиеся круговороты веществ (на примере круговорота азота). Нормы, сроки и способы внесения удобрений в почву. Перспективы в производстве удобрений. Современные тенденции в использовании пестицидов, химических средств защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней.

Пути экологизации сельскохозяйственного производства («биологическое» земледелие; агротехнические, биологические приемы и средства защиты; применение природных пестицидов; селекция устойчивых сортов, переход от монокультур к поликультурам).

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать о влиянии удобрений на окружающую среду

Записи в тетради

10

Обнаружение гуминовых кислот в почве методом круговой БХ

1

Практическая работа

Познавательная деятельность:

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — практическая работа

Уметь: пользоваться реактивами и оборудованием

Записи в тетради

11

Основные направления химизации и экологизации сельского хозяйственного производства

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Основные направления химизации сельского хозяйства (применение удобрений, борьба с вредителями, производство искусственных материалов, их утилизация, переработка сельскохозяйственной продукции).

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать основные принципы охраны окружающей среды сельского хозяйства

Записи в тетради

12

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме 1 «Экологические аспекты химизации сельского хозяйства»

1

Урок-проверки знаний и умений

Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

Вид контроля —

тематический

Форма контроля — тест

См. занятие №1-12

Тема № 2. Химическая промышленность и окружающая среда (9 часов)

13-14

Научно-теоретические основы химической промышленности. Понятие о химической технологии

1

Комбинированное занятие.

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Химическая технология как научно-теоретическая основа развития промышленности. Xимикотехнологическое производство и окружающая среда. Значение химической промышленности для народного хозяйства.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать основные понятия химической технологии

Записи в тетради

15-16-17

Основные химические производства

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Основные химические производства: производство аммиака, как пример экологически чистой технологии; производства серной кислоты, цемента, стекла, каустика. Экологические проблемы и меры, принимаемые для защиты окружающей среды.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать этапы производства серной кислоты, аммиака, азотной кислоты, производство алюминия, чугуна, стали, стекла, цемента

Записи в тетради

18

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Характеристика отрасли как крупнейшего потребителя воды и топливно-энергетических ресурсов.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать основные характеристики нефтеперерабатывающей промышленности

Записи в тетради

19

Очистка воды от нефтяного загрязнения. Обнаружение фенолов в сточной воде

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Проблема загрязнения морей и океанов нефтью и нефтепродуктами.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Д. Качественная реакция на фенол

Знать качественные реакции на фенол

Записи в тетради

20

Экологизация химического производства

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Экологизация химического производства: цикличность и замкнутость технологических процессов, совершенствование систем очистки, выбросов и регенерация промышленных отходов, создание малоотходных и безотходных технологий, оборотных систем водоснабжения.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать основные принципы охраны окружающей среды на химическом производстве

Записи в тетради

21

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме 2 «Химическая промышленности и окружающая среда»

1

Урок-проверки знаний и умений

Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

Вид контроля —

тематический

Форма контроля —тест

См. занятие №13-20

Тема № 3.Неметаллы и их соединения в окружающей среде (6 часов)

22

Основные биосферные циклы веществ

1

Изучение нового материала

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Биогенные элементы (водород, углерод, кислород, азот, фосфор и сера) и их роль в живых организмах. Биохимический круговорот кислорода, углерода, азота, фосфора Загрязнение окружающей среды, основная причина нарушения круговоротов веществ.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать круговороты воды, углерода, кислорода, азота, фосфора в биосфере

Записи в тетради

23

Важнейшие соединения углерода и их влияние на живые организмы

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Соединения углерода как загрязнители природной среды.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать важнейшие соединения углерода и их свойства

Записи в тетради

24

Важнейшие соединения серы и их влияние на живые организмы

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Соединения серы как загрязнители природной среды.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать важнейшие соединения серы и их свойства

Записи в тетради

25

Важнейшие соединения азота и их влияние на живые организмы

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Соединения азот как загрязнители природной среды.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать важнейшие соединения азота и их свойства

Записи в тетради

26

Важнейшие соединения фосфора и их влияние на живые организмы

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Соединения фосфора как загрязнители природной среды.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать важнейшие соединения фосфора и их свойства

Записи в тетради

27

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме 3 «Неметаллы и их соединения в окружающей среде»

1

Урок-проверки знаний и умений

Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

Вид контроля —

тематический

Форма контроля — тест

См. занятие №22-26

Тема № 4. Металлы и окружающая среда (5 часов)

28

Металлы-биогены (калий, натрий, магний, кальций, железо и др.), их роль в живых организмах

1

Изучение нового материала

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Металлы-биогены (калий, натрий, магний, кальций, железо, хром и др.) и их роль в живых организмах. Источники металлов в окружающей среде.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать биогенные металлы. Их роль в нормальной жизнедеятельности организмов.

Записи в тетради

29

Тяжелые металлы и здоровье человека, их влияние на жизне­деятельность растений и животных

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Тяжелые металлы и здоровье человека, их влияние на жизнедеятельность растений и животных. Биологическая взаимосвязь металлов в природе.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать об отравлении тяжелыми металлами живых организмов, о правилах оказания первой медицинской помощи при отравлении тяжелыми металлами

Записи в тетради

30

Коррозия металлов — причина и следствие загрязнения окружающей среды

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Коррозия металлов — причина и следствие загрязнения окружающей среды. Причины нарушения круговорота металлов в природе, последствия этого процесса для организмов. Пути сохранения цикличности металлов в природе.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать определение коррозии металлов, ее виды, факторы, влияющие на коррозию, последствия коррозии для окружающей среды

Записи в тетради

31

ТБ! Практическая работа №3. Определение ионов свинца в ливневых стоках, снегу

1

Практическая работа.

Познавательная деятельность:

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов. Рефлексивная деятельность: объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — практическая работа

Уметь: пользоваться реактивами и оборудованием

Записи в тетради

32

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме 3 «Неметаллы и их соединения в окружающей среде»

1

Урок-проверки знаний и умений

Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

Вид контроля —

тематический

Форма контроля — тест

См. занятие № 27-30

Тема № 5. Организация охраны природы в России. Международное сотрудничество (2 часа)

33

Экологические проблемы России

1

Изучение нового материала

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке

Экологические проблемы России.

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Понимать:

глобальные проблемы — экологические, энергетические и сырьевые

Записи в тетради

34

Принципы и правила охраны природы. Общественное экологическое движение. Международные организации и программы

1

Комбиниро

ванное занятие

Познавательная деятельность:

исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность: умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Общественное экологическое движение. Движение «зеленых». Органы управления по охране природы. Принципы и правила охраны природы. Международные организации (МСОП). Международные программы (ЮНЕП-программа ООН по окружающей среде). Международные конвенции в области окружающей среды (Конвенция по охране флоры и фауны, находящихся под угрозой уничтожения; Конвенция по предупреждению загрязнения морей сбросами отходов и др.).

Вид контроля —

текущий

Форма контроля — УО

Знать основные принципы охраны окружающей среды, движения и программы по охране окружающей среды

Записи в тетради

35

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector