Задачи программы:
способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья воспитанника;
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;
помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений;
Программа построена на принципах:
— целостности процесса обучения предполагающего интеграция основного и дополнительного образования;
— сотрудничества и ответственности;
— сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
—последовательности и систематичности ;
-непрерывности и наглядности.
В процессе обучения используются следующие методы:
— объяснительно-иллюстративный ( при объяснении нового материала);
— репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
— исследовательский (каждый обучаемый, самостоятельно изучает с помощью
технических средств учебный материал);
— соревновательный (использование упражнений в соревновательной форме);
— игровой (использование упражнений в игровой форме);
Программа предусматривает формы учебной деятельности учащихся:
-
Фронтальная (фронтальная предусматривает подачу материала группе
-
Индивидуальная (индивидуальная предполагает самостоятельную работу );
-
Групповая (в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность
самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности);
Учебно-тематический план секции по баскетболу
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов на разделы |
из них |
|||||||
теория |
практика |
||||||||
Теоретические занятия |
20 ч. |
||||||||
1. |
Правила безопасности на занятиях баскетболом. |
|
1 ч. |
|
|||||
2. |
Физическая культура- важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся. |
|
1 ч. |
|
|||||
3. |
Основные правила игры в баскетбол. |
|
1 ч. |
|
|||||
4. |
Единая спортивная классификация. |
|
1 ч. |
|
|||||
5. |
Личная и общественная гигиена. |
|
1 ч. |
|
|||||
6. |
Физическая подготовка юного спортсмена. |
|
1 ч. |
|
|||||
7. |
Гигиенические основы труда и отдыха юного спортсмена. |
|
1 ч. |
|
|||||
8. |
Сущность и назначение планирования. |
|
1 ч. |
|
|||||
9. |
Закаливание организма спортсмена. |
|
1 ч. |
|
|||||
10. |
Систематический врачебный контроль . |
|
1 ч. |
|
|||||
11. |
Воспитание нравственных и волевых качеств . |
|
1 ч. |
|
|||||
12. |
Психологическая подготовка в процессе тренировки. |
|
1 ч. |
|
|||||
13. |
Самоконтроль в процессе занятий спортом. |
|
1 ч. |
|
|||||
14. |
Методы спортивной тренировки. |
|
1 ч. |
|
|||||
15. |
Техническая подготовка юного спортсмена. |
|
1 ч. |
|
|||||
16. |
Первая помощь при травмах. Тактическая подготовка юного спортсмена |
|
1 ч. |
|
|||||
17. |
Правила игры и методика судейства. |
|
1 ч. |
|
|||||
18. |
Правила игры и методика судейства. |
|
1 ч. |
|
|||||
19. |
Спортивный массаж и самомассаж. |
|
1 ч. |
|
|||||
20. |
Итоговое занятие. |
|
1 ч. |
|
|||||
|
|||||||||
Практические занятия |
204 ч. |
||||||||
Общая физическая подготовка |
64 ч. |
||||||||
а) |
Упражнения для развития силы; |
|
|
14 ч. |
|||||
б) |
Упражнения для развития быстроты; |
|
|
14 ч. |
|||||
в) |
Упражнения для развития прыгучести; |
|
|
12 ч. |
|||||
г) |
Упражнения на развитие координации; |
|
|
12 ч. |
|||||
д) |
Упражнения для развития выносливости; |
|
|
12 ч. |
|||||
|
|
|
|
|
|||||
Техника игры в баскетбол |
80 ч. |
||||||||
а) |
Перемещения баскетболиста; |
|
|
12 ч |
|||||
б) |
Техника владения мячом: |
|
|
|
|||||
|
— ловля мяча; |
|
|
12 ч. |
|||||
|
— передача мяча; |
|
|
12 ч. |
|||||
|
— броски в корзину; |
|
|
12 ч. |
|||||
|
— ведение мяча; |
|
|
12 ч. |
|||||
|
— финты; |
|
|
10 ч. |
|||||
|
— техника овладения мячом. |
|
|
10 ч. |
|||||
Тактика игры в баскетбол |
56 ч. |
||||||||
а) |
Игра в нападении: |
|
|
|
|||||
|
— индивидуальные действия; |
|
|
12 ч. |
|||||
|
— групповые действия; |
|
|
8 ч. |
|||||
|
— командные действия. |
|
|
8 ч. |
|||||
б) |
Игра в защите: |
|
|
|
|||||
|
— индивидуальные действия; |
|
|
12 ч. |
|||||
|
— групповые действия; |
|
|
8 ч. |
|||||
|
— командные действия. |
|
|
8 ч. |
|||||
|
|||||||||
1 |
Контрольные испытания |
4 ч. |
|
4 ч. |
|||||
|
Итого: |
204 ч. |
20 ч. |
224 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ (224 часа)
Основы знаний о физкультурной деятельности (20 часов)
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избран-ном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.
Правила техники безопасности, страховка и самостраховка. Общее и индивидуальное развитие человека. Физкультурно-спортивная этика. Стресс. Влияние стресса на сос-тояние здоровья. Гигиена. Гигиенические основы занятия физическими упражнения-ми. Влияние игровой деятельности на формирование коммуникативных качеств личности.
Способы физкультурной деятельности (204 часа)
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.
Общеразвивающие упражнения (64 часа)
Развитие силовых способностей: комплексы Общеразвивающие и локально воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи, штанги и т.д.); прыжковые упражнения со скакал-кой с дополнительным отягощением; подтягивание туловища на гимнастической перекладине; преодоление комбинированных полос препятствий; подвижные игры с силовой направленностью.
Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе; «челночный бег»; бег по разметкам и на дистанцию 20 метров с максимальной скоростью; бег с ускорениями из различных исходных положений; эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью.
Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой интенсивности; повторный бег в режиме максимальной и субмаксимальной интенсивности; «кроссовый» бег.
Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие координации.
Спортивные игры (баскетбол) (140 часов)
В разделе «Специальная подготовка представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.
-
Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной стойке приставными шагами правым, левым боком; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге.
-
Упражнения с мячом: ведения мяча на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой», с изменением направления, ускорением, ловля и передача мяча одной рукой от плеча, с отскоком от пола при параллельном и встречном движении, передача мяча двумя руками от груди (с места, с шагом, со сменой места после передачи); бросок мяча в корзину двумя руками от груди, двумя руками снизу; одной и двумя в прыжке; выполнение «штрафного» броска.
-
Тактические действия: групповые – в защите (заслон), в нападении (быстрый прорыв); индивидуальные – выбивание и вырывание мяча, вбрасывание мяча с лицевой линии, персональная защита.
-
Спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол по упрощенным правилам, баскетбол по правилам.
Календарно- тематическое планирование
Дата |
Название темы |
Тип подго- товки |
К – во часов |
Приме-чание |
|
|
|
1)Физическая культура-важнейшее средство вос-питания и укрепления здоровья учащихся. 2)ОФП |
Теор. ОФП |
2 |
|
|
|
История развития баскетбола. Прыжки с толчком с двух ног. |
Теор. Техн. |
2 |
|
|
|
Техника передвижения приставными шагами. ОФП |
Техн. ОФП. |
2 |
|
|
|
Передача мяча двумя руками от груди. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Правила безопастности на занятиях баскетболом.ОФП |
Теор. ОФП. |
2 |
|
|
|
Единая спортивная классификация. Тактика нападения. |
Теор. Такт. |
2 |
|
|
|
Техника передвижения при нападении. ОФП |
Техн. ОФП |
2 |
|
|
|
Контрольные испытания. |
Контр. |
2 |
|
|
|
Техника передвижения в защите. |
Техн. |
2 |
|
|
|
СФП |
СФП |
2 |
|
|
|
Способы ловли мяча. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Личная и общественная гигиена. Выбор способа ловли мяча в зависимости от направ-ления и силы полета мяча. |
Теор. Техн. |
2 |
|
|
|
ОФП |
ОФП |
2 |
|
|
|
Бросок мяча двумя руками от груди. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Физическая подготовка юного спортсмена. СФП |
Теор. СФП |
2 |
|
|
|
Взаимодействие трех игроков «треугольник». |
Такт |
2 |
|
|
|
Техника ведения мяча. ОФП |
Техн. |
2 |
|
|
|
Ведение мяча с переводом на другую руку. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена. СФП. |
Теор. СФП |
2 |
|
|
|
Взаимодействие 2-х игроков «передай мяч и выходи». |
Такт. |
2 |
|
|
|
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Сущность и назначение планирования, его виды. ОФП. |
Теор. ОФП |
2 |
|
|
|
Ловля двумя руками «низкого мяча». |
Техн. |
2 |
|
|
|
Ведение мяча с высоким и низким отскоком. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Закаливание организма спортсмена. Учебная игра. |
Теор. Интегр. |
2 |
|
|
|
Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Контрольные испытания. |
Контр. |
2 |
|
|
|
Командные действия в нападении. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Ведение мяча с изменением скорости передвижения. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП |
Теор. ОФП |
2 |
|
|
|
Многократное выполнение технических приемов. |
Интегр. |
2 |
|
|
|
Учебная игра. |
Интегр. |
2 |
|
|
|
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. ОФП |
Техн. ОФП |
2 |
|
|
|
Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. |
Техн. |
2 |
|
|
|
СФП |
СФП |
2 |
|
|
|
Систематический врачебный контроль за юными спортсменами основа достижений в спорте.ОФП |
Теор. ОФП |
2 |
|
|
|
Командные действия в нападении. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Выбор места по отношению к нападающему с мячом. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Противодействие выходу на свободное место для получения мяча. ОФП |
Такт. ОФП |
2 |
|
|
|
Применение изучен. способов ловли,передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Контрольные испытания. |
Контр. |
2 |
|
|
|
Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. СФП. |
Теор. СФП |
2 |
|
|
|
Индивидуальные действия при нападении и защите. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Командные действия при нападении и защите. |
Такт. |
2 |
|
|
|
ОФП |
ОФП |
2 |
|
|
|
Передача мяча в парах , тройках. |
Технич. |
2 |
|
|
|
Самоконтроль в процессе занятий спортом. СФП |
Теор. СФП |
2 |
|
|
|
ОФП |
ОФП |
2 |
|
|
|
Бросок мяча одной рукой от плеча. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Выбор способа передачи в зависимости от расстояния. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная игра. |
Теор. Интегр. |
2 |
|
|
|
Взаимодействие двух игроков «подстраховка». |
Такт. |
2 |
|
|
|
Техника ведения мяча разных стойках. |
Технич. |
2 |
|
|
|
Методы спортивной тренировки. ОФП. |
Теор. ОФП |
2 |
|
|
|
Совершенствование техники передачи мяча. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Учет в процессе тренировки. Бросок мяча одной рукой от плеча. |
Теор. Техн. |
2 |
|
|
|
Совершенствование техники передачи мяча. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Техническая подготовка юного спортсмена. |
Теор. |
2 |
|
|
|
Тактика защиты. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Круговая тренировка. |
ОФП |
2 |
|
|
|
Стойка защитника с выставленной ногой вперед. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Действия одного защитника против двух нападающих. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Игра. |
Интегр. |
2 |
|
|
|
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Игра. |
Интегр. |
2 |
|
|
|
Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Контрольные испытания. |
Контр. |
2 |
|
|
|
Психологическая подготовка в процессе тренировки Взаимодействие двух игроков «подстраховка». |
Теор. Такт. |
2 |
|
|
|
Выбор места по отношению к нападающему с мячом. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Переключение от действий в нападении к действиям в защите. ОФП |
Такт. ОФП |
2 |
|
|
|
СФП. |
СФП |
2 |
|
|
|
Тактическая подготовка юного спортсмена. Учебная игра. |
Теор. Интегр. |
2 |
|
|
|
Защитные стойки. ОФП |
Техн. ОФП |
2 |
|
|
|
Защитные передвижения. Учебная игра. |
Техн. Интегр. |
2 |
|
|
|
Применение защитных стоек и передвижений в зави-симости от действий и расположения нападающих. |
Такт |
2 |
|
|
|
Применение защитных стоек и передвижений в зави-симости от действий и расположения нападающих. |
Такт |
2 |
|
|
|
Техника штрафного броска. ОФП |
ОФП Технич. |
2 |
|
|
|
Учебная игра. |
Интегр. |
2 |
|
|
|
Выбор места и способа противодействия нападающе-му без мяча в зависимости от местонахождения мяча. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Чередование упражнений на развитие физических ка-честв применительно к изучению техничес. приемов. |
Интегр. |
2 |
|
|
|
Ведение мяча с изменением высоты отскока. ОФП. |
Техн. ОФП |
2 |
|
|
|
Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. |
Интегр. |
2 |
|
|
|
Правила игры и методика судейства. Учебная игра. |
Теор. Интегр. |
2 |
|
|
|
Организация командных действий в нападении. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Организация командных действий в защите. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Круговая тренировка. |
ОФП |
2 |
|
|
|
Учебная игра |
Интегр. |
2 |
|
|
|
Бросок мяча одной рукой сверху. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях |
Интегр. |
2 |
|
|
|
Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Техника овладения мячом.ОФП |
Техн. ОФП |
2 |
|
|
|
Техника броска мяча одной рукой от плеча. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Совершенствование техники ведения мяча. |
Техн. |
2 |
|
|
|
Учебная игра ОФП. |
ОФП Интегр. |
2 |
|
|
|
Контрольные испытания. СФП |
Контр. СФП. |
2 |
|
|
|
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. |
Интегр. |
2 |
|
|
|
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. ОФП |
Интегр. |
2 |
|
|
|
Совершенствование техники ловли и передачи мяча. |
Техн |
2 |
|
|
|
Совершенствование техники ловли и передачи мяча. |
Техн |
2 |
|
|
|
Контрольные испытания. |
Контр. |
2 |
|
|
|
Совершенствование тактических действий в нападении и защите. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Совершенствование тактических действий в нападении и защите. |
Такт. |
2 |
|
|
|
Учебная игра. ОФП. |
Интегр. ОФП. |
2 |
|
|
|
Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях |
Интегр. |
2 |
|
|
|
Круговая тренировка. |
ОФП. |
2 |
|
|
|
Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях. Игра. |
Интегр. |
2 |
|
|
|
Учебная игра. |
Интегр. |
2 |
|
|
|
СФП |
СФП |
2 |
|
|
|
Итоги прошедшего спортивного года. |
Теор. |
2 |
|