Пояснительная записка
Данная рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе:
-
программы И.В. Липсица. Экономика, 2011.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В 11классе изучается весь объем материала за 10-11 классы, так как в 10-ом классе обучающиеся не изучали предмет.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
-
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
-
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
-
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
-
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
-
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; —
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
-
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
— приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
— Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
— Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— получение и оценка экономической информации;
— составление семейного бюджета;
— оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования
Экономика
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.
Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.
Инфляция и ее следствия.
Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.
Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.
Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.
Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.
Экономический рост и факторы его ускорения.
Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.
Международный валютный рынок.
Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.
Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.
Учебно- тематическое планирование по экономике для 10 класс
Наименование тем |
Всего часов |
|
|
1 |
Главные вопросы экономики |
3 |
|
2 |
Типы экономических систем |
4 |
|
3 |
Силы, которые управляют рынком |
2 |
|
4 |
Как работает рынок |
2 |
|
5 |
Мир денег |
2 |
|
6 |
Законы денежного обращения |
1 |
|
7 |
Банковская система |
3 |
|
8 |
Человек на рынке труда |
4 |
|
9 |
Социальные проблемы рынка труда |
5 |
|
10 |
Экономические проблемы безработицы |
4 |
|
|
Контрольная работа |
4 |
|
|
Всего |
35 |
Календарно – тематическое планирование по экономике10 класс
(1ч. в неделю, в год 35 часа).
Дата
|
Тема урока |
Планируемые результаты освоения материала |
Дом. задание |
||
План. |
Факт. |
||||
1.Главные вопросы экономики (3 ч.) |
|||||
1 |
|
|
Что такое экономика. |
Знать: -понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика» |
§1 |
2 |
|
|
Что такое экономика. Основы хозяйственной жизни человечества. |
Знать: -виды потребностей -причины, по которым
|
§1 |
3 |
|
|
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества |
Знать: -понятия «абсолютная и -виды ограниченных ресурсов; -причины невозможности Главные вопросы экономической жизни общества
|
§3 |
2. Типы экономических систем и различия между ними (4 ч.) |
|||||
4 |
|
|
Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система. |
Знать: — понятие «традиционная экономическая система»; Уметь: — подбирать примеры традиционной экономической системы .
|
§4 |
5 |
|
|
Рыночная экономическая система. |
Знать: — понятие «рыночная экономическая система»; — причины эффективности и роль рыночных механизмов |
§4 |
6 |
|
|
Командная экономическая система |
Знать: — понятие «командная экономическая система» |
§5 |
7 |
|
|
Причины возникновения смешанной экономической системы. |
Знать: признаки «смешанной экономики» |
§6 |
8 |
|
|
Контрольная работа № 1 |
|
|
3. Силы, которые управляют рынком (2 ч.) |
|||||
9 |
|
|
Что такое спрос |
Знать: -понятие о спросе -факторы формирования
|
§6 |
10 |
|
|
От чего зависит предложение товаров |
Знать: -формирование на рынке предложения; -факторы формирования
|
§7 |
4.Как работает рынок (2 ч.) |
|||||
11 |
|
|
Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие |
Знать: -типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие; -механизм формирования -рынок покупателей и |
§8 |
12 |
|
|
Рынок на практике, или как реально организована торговля. |
Описывать: -действие рынка; Знать причины и следствия нарушения рыночного равновесия |
§9 |
5. Мир денег (2 ч.) |
|||||
13 |
|
|
Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена |
Знать: -причины изобретения -функции денег; -роль денег как средства |
§10 |
14 |
|
|
Функции денег в современной экономике |
Знать: -роль денег как средства |
§11 |
15 |
|
|
Контрольная работа № 2 |
|
|
6.Законы денежного обращения (1 ч.) |
|||||
16 |
|
|
Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции. |
Знать: -причины и виды инфляции; -влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране |
§11 |
7. Банковская система (3 ч.) |
|||||
17 |
|
|
Причины появления и виды банков |
Знать: -причины и виды банков |
§12 |
18 |
|
|
Принципы кредитования |
Знать: -принципы кредитования
|
§13 |
19 |
|
|
Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны |
Знать: -понятие о денежном обращении; -закон обмена и его использование; — ликвидность |
§13 |
8.Человек на рынке труда (4 ч.) |
|||||
20 |
|
|
Экономическая природа рынка труда |
Знать: -особенности труда как -деятельность продавцов и покупателей на
|
§15 |
21 |
|
|
Экономическая природа рынка труда. От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы |
Объяснять: -суть положения «спрос на |
§15 |
22 |
|
|
Что такое заработная плата и отчего она зависит. |
Знать: -закон предложения на формирование заработной платы на рынке труда |
§16 |
23 |
|
|
Что такое заработная плата и отчего она зависит. Подготовка к контрольной работе |
Знать: -факторы, формирующие |
§16 |
24 |
|
|
Контрольная работа № 3 |
|
|
9. Социальные проблемы рынка труда (5ч.) |
|||||
25 |
|
|
Профсоюзы и трудовые конфликты |
Знать: -что такое профсоюз; какие бывают трудовые конфликты и пути их решения |
§17 |
26 |
|
|
За что борются профсоюзы |
Знать: -способы повышения и понижения заработной платы |
§17 |
27 |
|
|
Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата |
Знать: -величину прожиточного минимум и минимальной зарплаты |
§18 |
28 |
|
|
Договоры и контракты на рынке труда |
Уметь: -различать договор и контракт на рынке труда |
§19 |
29 |
|
|
Как добиться, чтобы человек работал хорошо |
Знать: -способы мотивации работников |
§20 |
10. Экономические проблемы безработицы (4 ч.) |
|||||
30 |
|
|
Что такое безработица |
Знать: -что такое безработица; -критерии признания
|
§21 |
31 |
|
|
Виды безработицы |
Знать: -виды безработицы и |
§21 |
32 |
|
|
Что такое полная занятость |
|
§21 |
33 |
|
|
Как можно сократить безработицу |
Знать: -основные способы
|
§22 |
34 |
|
|
Контрольная работа № 4 |
Знать: -что такое полная занятость
|
|
35 |
|
|
Резерв |
|
|
Итого: 35 часов. |
Учебно- тематическое планирование по экономике для 11 класс
Наименование тем |
Всего часов |
|
|
1 |
Главные вопросы экономики |
2 |
|
2 |
Типы экономических систем |
2 |
|
3 |
Силы, которые управляют рынком |
2 |
|
4 |
Как работает рынок |
2 |
|
5 |
Мир денег |
2 |
|
6 |
Законы денежного обращения |
0 |
|
7 |
Банковская система |
2 |
|
8 |
Человек на рынке труда |
2 |
|
9 |
Социальные проблемы рынка труда |
2 |
|
10 |
Экономические проблемы безработицы |
2 |
|
11 |
Что такое фирма и как она действует на рынке |
3 |
|
12 |
Как семьи получают и тратят деньги |
2 |
|
Неравенство доходов и его последствия |
|
||
13 |
Экономические задачи государств |
2 |
|
14 |
Государственные финансы |
1 |
|
15 |
Экономический рост |
2 |
|
16 |
Организация международной торговли |
2 |
|
18 |
Экономическое устройство России на рубеже 20-21 вв. |
2 |
|
19 |
Контрольная работа |
6 (по 0,5ч.) |
|
20 |
Всего |
34 |
|
Календарно – тематическое планирование по экономике11 класс
(1ч. в неделю, в год 34 часа).
Дата |
Название темы |
Кол-во часов |
Компетенции и компетентности по ГОС. |
Параграф учебника |
||
1.Главные вопросы экономики (2часа) |
||||||
1. |
|
Что такое экономика. |
1 час |
Знать: -понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика» |
1 |
|
|
|
Основы хозяйственной жизни человечества. |
|
Знать: -виды потребностей -причины, по которым
|
|
|
2 |
|
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества |
1 час |
Знать: -понятия «абсолютная и -виды ограниченных ресурсов; -причины невозможности Главные вопросы экономической жизни общества
|
2 |
|
2. Типы экономических систем и различия между ними (2 часа) |
||||||
3 |
|
Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система. |
1 час |
Знать: — понятие «традиционная экономическая система»; Уметь: — подбирать примеры традиционной экономической системы .
|
3 |
|
|
|
Рыночная система. |
|
Знать: — понятие «рыночная экономическая система»; — причины эффективности и роль рыночных механизмов |
4 |
|
4 |
|
Командная экономическая система |
1час |
Знать: — понятие «командная экономическая система» |
5 |
|
|
|
Причины возникновения смешанной экономической системы. |
|
Знать: признаки «смешанной экономики» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Силы, которые управляют рынком (2часа) |
||||||
5 |
|
Что такое спрос |
1 час |
Знать: -понятие о спросе -факторы формирования
|
6 |
|
6 |
|
От чего зависит предложение товаров |
1 час |
Знать: -формирование на рынке предложения; -факторы формирования
|
7 |
|
4.Как работает рынок (2 часа) |
||||||
7 |
|
Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие |
1 час |
Знать: -типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие; -механизм формирования -рынок покупателей и |
8 |
|
8 |
|
Причины и следствия нарушения рыночного равновесия |
1 час |
Описывать: -действие рынка; Знать причины и следствия нарушения рыночного равновесия |
9 |
|
5. Мир денег (2 часа) |
||||||
9. |
|
Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена |
1 час |
Знать: -причины изобретения -функции денег; -роль денег как средства |
10 |
|
10 |
|
Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения |
0,5 час |
Знать: -роль денег как средства |
11 |
|
. |
|
Контрольная работа № 1 |
0,5час |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
7. Банковская система (2часа) |
||||||
11 |
|
Причины появления и виды банков |
1 час |
Знать: -причины и виды банков |
12 |
|
12. |
|
Принципы кредитования |
1 час |
Знать: -принципы кредитования
|
13 |
|
. |
|
Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны |
|
Знать: -понятие о денежном обращении; -закон обмена и его использование; — ликвидность |
|
|
8.Человек на рынке труда (2 ч.) |
||||||
13. |
|
Экономическая природа рынка труда |
1 час |
Знать: -особенности труда как -деятельность продавцов и покупателей на
|
15 |
|
14. |
|
От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы |
1 час |
Объяснять: -суть положения «спрос на |
16 |
|
.15 |
|
Факторы формирования предложения на рынке труда Формирование заработной платы на рынке труда |
0,5 час |
Знать: -закон предложения на формирование заработной платы на рынке труда |
|
|
. |
|
Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. |
|
Знать: -факторы, формирующие |
|
|
. |
|
Контрольная работа № 3 |
0,5час |
|
|
|
9. Социальные проблемы рынка труда (2ч.) |
||||||
16. |
|
Профсоюзы и трудовые конфликты |
1 час |
Знать: -что такое профсоюз; какие бывают трудовые конфликты и пути их решения |
17 |
|
. |
|
За что борются профсоюзы |
|
Знать: -способы повышения и понижения заработной платы |
|
|
17 |
|
Социальные формы формирования заработной платы |
1 час |
Знать: -величину прожиточного минимум и минимальной зарплаты |
18 |
|
|
|
Договоры и контракты на рынке труда |
|
Уметь: -различать договор и контракт на рынке труда |
|
|
. |
|
Как добиться, чтобы человек работал хорошо |
|
Знать: -способы мотивации работников |
|
|
10.Экономические проблемы безработицы (2 ч.) |
||||||
18 |
|
Причины безработица |
1 час |
Знать: -что такое безработица; -критерии признания
|
19 |
|
. |
|
Виды безработицы |
|
Знать: -виды безработицы и |
|
|
. |
|
|
1 |
|
|
|
19 |
|
Как можно сократить безработицу |
0,5 час |
Знать: -основные способы
|
20 |
|
. |
|
Контрольная работа № 3 |
0,5 час |
Знать: -что такое полная занятость
|
|
|
|
|
|
|
|
11.Чтот такое фирма и как она действует на рынке(3 ч.) |
|||||
20 |
|
Зачем создаются фирмы |
1 час |
Знать: -понятия: фирма, пред -понятие о добавленной Знать: -виды и цели, факторы
|
21 |
|
|
Виды фирм по российскому законодательству. |
|
Знать: — Роль АО, ООО ЗАО. |
|
21 |
|
Экономические основы деятельности фирмы |
1 час |
Знать: — почему фирма выгоднее рынка. |
22 |
22 |
|
Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса. |
1 час |
Знать: понятие о внутренних и -понятие о нормальной
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.Как семьи получают и тратят деньги(2 ч.) |
|||||
23 |
|
Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику |
1 час |
Уметь объяснять: -источники доходов семьи |
24 |
|
|
Семейные расходы и закономерности их изменения |
|
Знать понятия темы. ; -изменение структуры расходов семей как следствие экономических преобразований в стране |
25 |
24 |
|
Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. |
0,5 час |
Знать: -структуру семейных расходов как индикатора уровня развития страны |
26 |
|
|
Контрольная работа № 4 |
0,5час |
|
|
14. Экономические задачи государства(2ч.) |
|||||
25 |
|
Причины и формы участия государства в регулировании экономики |
1час |
Знать: -роль государства как экономической свободы; -государственные органы, участвующие в регулировании экономической |
27 |
26 |
|
Макроэкономические процессы в экономике страны |
1час |
Знать: -что такое внешний эффект |
28 |
|
|
15.Государственные финансы |
(1ч.) |
|
|
27-28 |
|
Налоги как источник доходов государства. Как формируется и расходуется государственный бюджет |
1час |
Знать: —принципы налогообложения методы налогообложениия—как формируется государственный бюджет |
29-30 |
16. Экономический рост(2ч.) |
|||||
29 |
|
Что такое экономический рост и как можно его ускорить. |
1 час |
Знать: понятие экономического роста—факторы ускорения экономического роста
|
31 |
|
|
|
|
Знать: -причины экономического развития классификацию стран ми Уметь: — работать с диаграммами, — составлять таблицу
|
32 |
|
|
Контрольная работа №5 |
0,5час |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. Организация международной торговли (2ч.) |
|
|
|
|
|||||
30 |
|
Международная торговля и ее влияние на экономику страны |
1 час |
Знать: — что порождает протекционизм; — для чего нужен валютный рынок; — с кем и чем торгует Объяснить понятие «главный двигатель международной торговли^) — |
33 |
31 |
|
Валютный рынок и конвертируемость валют |
1 час |
Знать: — |
34 |
|
|
18 Экономическое устройство России на рубеже 20-21вв. |
2 |
|
|
32-33
34 |
|
К какой категории относится экономика России. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации.
Контрольная работа№6 |
2 час |
Знать: -причины экономического отставная России исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономике России; — этапы реформирования
|
35-36 |
Литература:
1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита –Пресс,2011.
3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. — М.: Вита-пресс, 2010.
4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. — М.: Вита-пресс, 2011.