УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Алексеевская СОШ _____________Савина Г.М. от «___» ___________ 20 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка «Формула здорового питания»
на 2 года обучения
Возраст обучающихся- 11-12 лет
Учитель :
Чобиток Наталия Анатольевна
с. Алексеевска
2014-2015 учебный год
Программа внеурочной деятельности: «Формула здорового питания »-образовательная программа, ориентирована на достижение результатов определенного уровня, социальное направление .
Авторы программы: Чобиток Наталия Анатольевна
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» _______ 20 г., протокол № ____
Председатель _________ _________
подпись Ф.И.О
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Формула здорового питания» построена на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева, М., издательство «Нестле. Правильное питание»», 2013 год. Программа относится к социальному направлению внеурочной деятельности и реализуется через кружок «Формула здорового питания». Направлена на формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.
Отличительные особенности данной программы: Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биология» , в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Содержание работы структурировано в виде 11разделов-модулей:
-
«Здоровье — это здорово»
-
«Продукты разные нужны, продукты разные важны»
-
«Режим питания»
-
«Энергия пищи»
-
«Где и как мы едим»
-
«Ты — покупатель»
-
«Ты готовишь себе и друзьям»
-
«Кухни разных народов»,
-
«Кулинарная история»
-
«Как питались на Руси и в России»,
-
«Необычное кулинарное путешествие».
Цель программы внеурочной деятельности — формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи программы внеурочной деятельности:
1. формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
2. формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
3. освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
4. формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
— информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
5. развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
6. развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
7. просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Возврат детей, участвующих в реализации данной программы: 11-12 лет
Срок реализации программы: Программа реализуется 2 года через Кружок «Формула правильного питания». Проводится в 5классе в объеме 35 часов в год (1 час в неделю), и 6 классе в объеме 35 часов в год (1 час в неделю). Всего 70 часов, включая 20% времени, отводимого вариативную часть рабочей программы.
Формы занятий – ролевая игра, ситуационная игра, образно-ролевые игры, проектная деятельность, дискуссия, обсуждение.
Режим занятий— вторая половина дня.
Согласно приказа департамента образования Белгородской области от 10.04.2014г. №1240 «Об использовании новых форм преподавания», данная программа реализуется с применением новой формы преподавания — электронного обучения учащихся с применением информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья» .
Учащимися используются ЭОР в количестве______, вт.ч. информационного____, практического_____ и контрольного______ типа назначения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
-
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
-
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
-
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
-
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
-
способность к сотрудничеству и коммуникации;
-
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
-
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;
-
рефлектировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений.
-
находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, специалистов.
-
пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее.
-
различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них.
-
выполнять проект
-
называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий.
-
Позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Формы проведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: практические работы, проекты, выставки.
Учебный план
Разделы программы |
Количество часов |
||
|
|
1 год |
2 год |
1 |
«Здоровье — это здорово» |
5 |
|
2 |
«Продукты разные нужны, продукты разные важны» |
6 |
|
3. |
«Режим питания» |
3 |
|
4 |
«Энергия пищи» |
4 |
|
5 |
«Где и как мы едим» |
8 |
|
6 |
«Ты — покупатель |
9 |
|
7 |
«Ты готовишь себе и друзьям» |
|
5 |
8 |
«Кухни разных народов», |
|
4 |
9 |
«Кулинарная история» |
|
5 |
10 |
«Как питались на Руси и в России»,
|
|
11 |
11 |
«Необычное кулинарное путешествие». |
|
10 |
|
Всего часов |
35 |
35 |
Календарно-тематический план для 5 класса
Разделы программы и темы учебных занятий |
Всего часов |
Дата проведения |
В том числе |
|
|||
Теория |
Практика |
Реализация ЭОР |
|||||
План |
Факт |
||||||
|
Тема 1. Здоровье — это здорово |
5 |
|
|
|
|
|
1 |
Здоровье-это здорово |
1 |
|
|
+ |
|
|
2 |
Правила ЗОЖ |
1 |
|
|
+ |
|
|
3 |
Я и мое здоровье |
1 |
|
|
|
+ |
|
4 |
Мой образ жизни |
1 |
|
|
|
+ |
|
5. |
Конкурс плакатов « Мы за ЗОЖ» |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
Тема 2. «Продукты разные нужны, продукты разные важны |
6 |
|
|
|
|
|
6 |
Белки |
1 |
|
|
+ |
|
|
7 |
Жиры |
1 |
|
|
+ |
|
|
8 |
Углеводы |
1 |
|
|
+ |
|
|
9 |
Витамины |
1 |
|
|
+ |
|
|
10 |
Минеральные вещества |
1 |
|
|
+ |
|
|
11 |
Рацион питания |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
Тема3. «Режим питания» |
3 |
|
|
|
|
|
12 |
Понятие режима питания |
1 |
|
|
+ |
|
|
13 |
Мой режим питания |
1 |
|
|
|
+ |
|
14 |
Игра «Составляем режим питания» |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
Тема 4. «Энергия пищи» |
4 |
|
|
|
|
|
15 |
Энергия пищи |
1 |
|
|
+ |
|
|
16 |
Калорийность пищи |
1 |
|
|
|
+ |
|
17 |
Исследовательская работа «Вкусная математика» |
1 |
|
|
|
+ |
|
18 |
Влияние калорийности пищи на телосложение |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
Тема5. «Где и как мы едим» |
8 |
|
|
|
|
|
19 |
Где и как мы едим |
1 |
|
|
+ |
|
|
20 |
Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой» |
1 |
|
|
|
+ |
|
21 |
Путешествие и поход |
1 |
|
|
|
+ |
|
22 |
Собираем рюкзак |
1 |
|
|
|
+ |
|
23 |
Что такое перекусы, их влияние на здоровье |
1 |
|
|
|
+ |
|
24 |
Поговорим о фаст-фудах |
1 |
|
|
+ |
|
|
25 |
Правила поведения в кафе. |
1 |
|
|
|
+ |
|
26 |
Ролевая игра «Кафе» |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
Тема6. «Ты- покупатель» |
9 |
|
|
|
|
|
27 |
Где можно сделать покупку |
1 |
|
|
+ |
|
|
28 |
Права и обязанности покупателя |
1 |
|
|
+ |
|
|
29 |
Читаем информацию на упаковке продукта. |
1 |
|
|
|
+ |
|
30 |
Ты покупатель. |
1 |
|
|
|
+ |
|
31 |
Сложные ситуации при покупке товара |
1 |
|
|
|
+ |
|
32 |
Срок хранения продуктов |
1 |
|
|
+ |
|
|
33 |
Упаковка продуктов |
1 |
|
|
+ |
|
|
34 |
Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека» |
1 |
|
|
|
+ |
|
35 |
Составление формулы правильного питания. |
1 |
|
|
|
+ |
|
Календарно-тематический план для 6 класса
Разделы программы и темы учебных занятий |
Всего часов |
Дата проведения |
В том числе |
Реализация ЭОР |
||||
Теория |
Практика |
|
||||||
План |
Факт |
|||||||
|
Тема 7. Ты готовишь себе и друзьям |
5 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Мини-проект «Помощники на кухне» |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
2 |
Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
3 |
Кулинарные секреты |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
4 |
Сервировка стола |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
5 |
Игра «Конкурс кулинаров» |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
|
Тема8. Кухня разных народов |
4 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Понятие «национальная кухня» |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
7 |
Кулинарное путешествие |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
8 |
Проект «Кулинарные праздники» |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
9 |
Конкурс эмблем «Кулинарные праздники» |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
|
Тема 9. «Кулинарная история» |
5 |
|
|
|
|
|
|
10 |
Традиции и культура питания |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
11 |
Творческий проект. Первобытная кулинария |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
12 |
Творческий проект. Кулинария в средние века |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
13 |
Современная кулинария |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
14 |
Конкурс кроссвордов «Кулинария» |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
|
Тема 10 «Как питались на Руси и в России» |
11 |
|
|
|
|
|
|
15 |
История кулинарии в России. |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
16 |
История посуды в русской кухне |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
17 |
Самовар-символ русского стола |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
18 |
Традиционные блюда русской кухни |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
19 |
Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями. |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
20 |
Каша-матушка, хлеб-батюшка |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
21 |
Русская кухня и религия. |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
22 |
Польза меда |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
23 |
Корочанский район — яблочная страна |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
24 |
Праздник русской картошки |
1 |
|
|
|
|
|
|
25 |
Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки» |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
|
Тема 11. Необычное кулинарное путешествие |
10 |
|
|
|
|
|
|
26 |
Мировые Музеи питания |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
27 |
Кулинария в живописи |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
28. |
Кулинария в музыке |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
29 |
Кулинария в танце |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
30 |
Кулинария в литературе |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
31 |
Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие» |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
32 |
Творческий проект «Вкусная картина |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
33 |
Викторина ««Необычное кулинарное путешествие» |
1 |
|
|
|
+ |
|
|
34 |
Уникальные блюда стран мира |
1 |
|
|
+ |
|
|
|
35 |
Составление формулы правильного питания. |
1 |
|
|
|
+ |
|
Содержание изучаемого курса рабочей программы внеурочной деятельности в 5 классе
Тема 1. Здоровье — это здорово- 5ч.
Теория. Здоровье-это здорово.. Мой образ жизни.
Практика. Правила ЗОЖ .Конкурс плакатов « Мы за ЗОЖ» Я и мое здоровье.
ЭОР-
Тема 2. «Продукты разные нужны, продукты разные важны- 6ч.
Теория. Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества.
Практика. Рацион питания
ЭОР-
Тема3. «Режим питания»-3ч.
Теория. Понятие режима питания.
Практика. Мой режим питания. Игра «Составляем режим питания».
ЭОР-
Тема 4. «Энергия пищи»- 4ч.
Теория. Энергия пищи.
Практика. Калорийность пищи. Исследовательская работа «Вкусная математика». Влияние калорийности пищи на телосложение.
ЭОР-
Тема5. «Где и как мы едим»- 8ч.
Теория. Где и как мы едим. Что такое перекусы, их влияние на здоровье. Поговорим о фаст-фудах.
Практика. Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой». Путешествие и поход. Собираем рюкзак. Правила поведения в кафе. Ролевая игра «Кафе».
ЭОР-
Тема 6. «Ты- покупатель-9ч.
Теория. Где можно сделать покупку. Права и обязанности покупателя. Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов.
Практика. Читаем информацию на упаковке продукта. Ты покупатель. Сложные ситуации при покупке товара. Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека». Составление формулы правильного питания.
ЭОР-
Содержание изучаемого курса рабочей программы внеурочной деятельности в 6 классе
Тема 7. Ты готовишь себе и друзьям-5ч.
Теория. Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина. Кулинарные секреты.
Практика. Мини-проект «Помощники на кухне». Сервировка стола. Игра «Конкурс кулинаров.
ЭОР-
Тема8. Кухня разных народов-4ч.
Теория. Понятие «национальная кухня».
Практика. Кулинарное путешествие. Проект «Кулинарные праздники». Конкурс эмблем «Кулинарные праздники».
ЭОР-
Тема 9. «Кулинарная история»-5ч.
Теория. Традиции и культура питания.
Практика. Творческий проект. Первобытная кулинария. Творческий проект. Кулинария в средние века. Современная кулинария. Конкурс кроссвордов «Кулинария».
ЭОР-
Тема 10 «Как питались на Руси и в России»-11ч.
Теория. История кулинарии в России. История посуды в русской кухне. Самовар-символ русского стола. Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями. Каша-матушка, хлеб-батюшка. Русская кухня и религия. Корочанский район — яблочная страна.
Практика. Традиционные блюда русской кухни. Польза меда. Праздник русской картошки .Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки».
ЭОР-
Тема 11. Необычное кулинарное путешествие-10ч
Теория. Мировые Музеи питания. Кулинария в живописи. Кулинария в музыке. Кулинария в танце. Кулинария в литературе. Уникальные блюда стран мира.
Практика. Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие». Творческий проект «Вкусная картина». Викторина ««Необычное кулинарное путешествие». Составление формулы правильного питания.
ЭОР-
Методическое обеспечение.
Для достижения ожидаемых результатов мною используются следующие формы приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса при проведении занятий в 5-6 классах:
1. формы занятий — беседа, конкурсы, выставки, ролевая игра, ситуационная игра, образно-ролевые игры, проектная деятельность, дискуссия, обсуждение.
2. приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса- словесные, наглядные и практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, экскурсии. Методы контроля и самоконтроля — выставки, проекты;
3. формы проведения итогов по каждой теме — выставки, защита проектов, акции.
Список литературы:
-
Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.
-
Асатиани В. С. Химия нашего организма. М., 1969. 300 с.
-
Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология.М., 2002. 414 с.
-
Огуреева Г. Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодника. М.: Издательство ACT, 2001. 220 с.
-
Ладодо К. С. Питание здорового и больного ребенка. М., 1995. 190 с.
-
Люк Э., Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. СПб, 1998. 260 с.
-
Позняковский В. М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. Новосибирск, 1999. 450 с.
-
Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М;, 2001. 330 с.
-
Похлебкин В. В. Кулинарный словарь. М., 2000. 500 с.
-
Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов.
, М., 2000. 350 с.
-
Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры. М., 2004.
-
Похлебкин В. В. Кухни славянских народов. М., 2004.
-
Руководство по детскому питанию / Под ред. В. А. Тутельяна, И. Я. Коня. М., 2004.
-
Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей. М., 2005.
-
Сорока Н. Ф. Питание и здоровье. Минск: Беларусь. 1994. 350 с.
-
Рыбы СССР. М., 1969, 400 с.
-
Справочник по детской диетике. М., 1977. 340 с.
-
Справочник по диетологии / Под ред. В. А. Тутельяна, М. А. Самсонова: Медицина. 2002, 549 с.
-
Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. М., 1986. 287 с.
-
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400 с.