РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительное искусство» в 5 классе 2014 -2015 учебный год

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____________ //

«____»____________2014 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Дюркинская средняя школа»

____________ /Т.А.Кукина/

«___»______________2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Изобразительное искусство»

в 5 классе

Составитель: учитель изобразительного искусства МБОУ «Дюркинскаясредняя школа» Атяшевского

муниципального района Республики Мордовия

Учеваткина Нина Николаевна 
 

2014 -2015 учебный год.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

5. Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)

6. Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

7. Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).

8. Учебного плана МБОУ « Дюркинская средняя школа»

9. Примерной и авторской программ основного общего образования по изобразительному искусству;

1) Цели и задачи.

Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

— формирование опыта смыслового и эмоционально — ценностного вос-приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

— освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

— формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

— развитие творческого опыта как формирование способности к са-мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

— формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

— воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

— развитие способности ориентироваться в мире современной художе-ственной культуры;

— овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;

— овладение основами культуры практической работы различными ху-дожественными материалами и инструментами для эстетической ор-ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

2) Общая характеристика учебного предмета, курса:

-краткая характеристика:

Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

— указание на основании какой примерной (авторской) рабочей программы составлена:

Рабочая программа по ИЗО 5 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2009 год издания).

— какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внес данный учитель:

В рабочей программе изменений не внесено.

-общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом:

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе учебным планом МБОУ «Дюркинская средняя школа» отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

3).Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования:

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение Изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Учебный план МБОУ «Дюркинская средняя школа» отводит на изучение Изобразительного искусства в 5-ом классе 1 час в неделю, в год 34 часа.

II. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка, ч.

Из них

С/р, п/р, зачеты, тесты, ч.

Теоретическое обучение, ч.

Решение задач, ч.

Контр. работа, ч.

I.

«Древние корни народного искусства»

8

II.

«Связь времен в народном искусстве»

8

III.

«Декор — человек, общество, время»

12

IV.

«Декоративное искусство в современном мире».

6

Итого:

34

III. Содержание учебного предмета, дисциплины

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-34 часа

Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно — прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

Тема I:

«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом донских казаков и народно-праздничными обрядами. Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки. Народный праздничный костюм Народные праздничные обряды.

Тема II:

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях дымковского, каргопольского и филимоновского промысла. При изучении Семикаракорской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Семикаракорской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Тема III:

«Декор – человек, общество, время» (12 ч)

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами разных областей, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе. Введение в проблематику: «Зачем людям украшения». Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке. Костюмы древних цивилизаций. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца». О чем рассказывают гербы и эмблемы. О чём рассказывают гербы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Тема I V:

«Декоративное искусство в современном мире» (6 ч)

Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета). Современное выставочное искусство. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики.

В результате обучения в V классе дети должны понимать, знать и уметь:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времен в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства своего края, области;

-различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства;

-создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслах;

-создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой.

IV. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Учебно-творческое задание

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее задание

Информационное обеспечение урока (ИТК)

Дата

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Древние корни народного искусства (8 часов)

1

Древние образы в народном искусстве

1

Урок изучения новых знаний

Традиционные образы народного прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки

Знать символический характер народного декоративного искусства.

Уметь «прочитать» орнамент

Устный опрос. Практическая работа

Зооморфный орнамент

Подобрать зрительный материал деревянной резьбы на избах

В/ф «Народные промыслы». Презентация мультимедийная «Солярные знаки»

2

Убранство

русской

избы

1

Урок изучения новых знаний

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трехчастная структура и образный строй избы

Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками

Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и др.).

Уметь выстраивать

орнаментальную

композицию

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение выполненных работ

Орнаментальные композиции: линейная, сетчатая, рамочная

Найти иллюстрации интерьера крестьянской избы

В/ф «Народные промыслы». Мультимедийная презентация «Русская изба»

3

Внутренний мир русской избы

1

Урок формирования новых знаний

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры: красный угол, печь

Рисунок на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалевка). Вырезание из картона предметов быта

Знать жизненно важные участки крестьянского дома. Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства

Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по теме урока

«Хранители» домашнего очага: домовой, банник

Составить кроссворд по пройденному материалу

Мультимедийная презентация «Интерьер русской избы»

4

Конструкция, декор предметов

народного быта

1

Комбинированный

Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки, рубеля

Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью

Знать названия предметов народного быта и труда.

Уметь:

— почувствовать особый склад мышления наших предков;

— создавать объекты предметной среды

Творческое обсуждение выполненных работ

Процесс прядения нити в мифах разных народов. Прядение как творение мира

Подбор изображения орнаментов русской народной вышивки

В/ф «Народные промыслы»

5

Русская народная вышивка

1

Комбинированный

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение

Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка

Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки.

Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель)

Просмотр и обсуждение выполненных работ

Подобрать изображения людей в русских народных костюмах

Мультимедийная презентация «Русское вышитое полотенце»

6

Народный праздничный костюм

1

Урок изучения новых знаний

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов

Знать крестьянский костюм — образная модель мироздания. Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка выполненных костюмов

Разнообразие форм и украшений русского народного праздничного костюма разных губерний

Подобрать материал к теме «Народные праздники»

Мультимедийная презентация «Народный праздничный костюм»

7-8

Народные праздничные обряды

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение

Изготовление куклы Масленицы. Материалы: сухая трава, солома или мочало, нитки, палочка

Знать роль и значение декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Уметь работать с различными материалами

Творческое обсуждение работ

Обрядовые действия праздника, их символическое значение

Найти иллюстрации с русскими народными игрушками

Мультимедийная презентация «Праздничные гулянья»

Связь времен в народном искусстве (8 часов)

9-10

Древние образы в современных народных игрушках

2

Комбинированный

Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек

Создание игрушки (импровизация формы) и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов

Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки.

Уметь передавать единство формы и декора в игрушке

Творческое обсуждение выполненных работ

Мастера русской деревянной игрушки

Подобрать иллюстрации с гжельской посудой

В/ф «Народные промыслы. Игрушки»

11- 12

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

2

Комбинированный

История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приёмов письма мастеров Гжели

Знать особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента. Уметь:

— передавать единство формы и декора;

— выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели

Творческое обсуждение работ

«Золотая

Хохлома».

История

развития

промысла

Подобрать иллюстрации с изделиями Городецких мастеров

В/ф «Народные промыслы. Гжель». Мультимедийная презентация «Гжель. Посуда и игрушки»

13

Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла

1

Комбинированный

История развития промысла. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции Городецкой росписи

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городец- кого письма. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти

Знать основные приёмы городецкой росписи.

Уметь передавать единство формы и декора

Творческое обсуждение выполненных работ

Полхов- Майдан. История развития промысла

Подобрать иллюстрации с жостовскими подносами

В/ф «Народные промыслы. Городецкие мастера»

14

Хохлома. Истоки и современное развитие промысла

1

Комбинированный

История разви

тия промысла.

Разнообразие

форм

Выполнение фрагмента росписи

Знать основные приёмы городецкой росписи.

Уметь передавать единство формы и декора

Творческое обсуждение выполненных работ

Подобрать иллюстрации с хохломской росписью

15

Жостово. Роспись по металу. Ис

токи и

совре

менное

развитие

промыс

ла

1

Ком-

бини-

рован-

ный

История разви

тия промысла.

Разнообразие

форм подносов

и вариантов по

строения цве

точных компо

зиций. Основные

приемы жостов

ского письма

Выполнение

фрагмента жос

товской росписи

с включением

в нее крупных и

мелких форм цве

тов, связанных

друг с другом

Знать основные

приёмы жостовской

росписи.

Уметь выполнять

орнаментальную

композицию опре

делённого типа

Творческое

обсужде

ние вы

полненных

работ

Подгото

вить свои

работы

к итоговой

выставке.

Разгадать

кроссворд

в рабочей

тетради

В/ф «На

родные

промыслы.

Жостовские

букеты»

16

Шепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (обобщение

темы)

1

Урок

обоб

щения

и сис-

тема-

тиза-

ции

Промыслы как

искусство художественного сувенира. Место

произведений

промыслов в современном быту

и интерьере.

Мастера декоративного искусства нашего города

Выставка работ.

Беседа с элементами занимательной викторины по

истории развития

народных промыслов, знакомство

с которыми произошло на уроках

Знать несколько

традиционных промыслов России

(Жостово, Городец,

Гжель, Хохлома,

Полхов-Майдан).

Уметь анализировать произведения

народных мастеров

Творческое обсуждение вы

полненных

работ

Традиционные художественные

промыслы

и ремёсла.

Отличие художественного промысла от

ремесла

Просмотреть украшения,

которые

хранятся

в доме

Декор — человек, общество, время (12 часов)

17

Зачем

людям

украшения

1

Урок

формирования

новых

знаний

Все предметы

декоративного

искусства несут

на себе печать

определенных

человеческих

отношений

Беседа на тему

«Какую роль играет декоративное

искусство в организации общества,

в регламентации

норм жизни его

членов»

Уметь видеть в произведениях

декоративно-прикладного искусства

различных эпох

единство материала,

формы и декора

Фронтальный опрос

(устно)

Подобрать

зрительный ряд

с изображением

украшений

Древнего

Египта

Мультимедийная презентация

«Украшения в жизни человека»

18-

19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

Урок

изучения

новых

знаний

Украшение как

показатель социального статуса

человека. Символика изображения и цвета

в украшениях

Древнего Египта.

Орнаментальные

мотивы

Выполнение эскизов браслетов,

ожерелий по мотивам декоративного искусства

Древнего Египта

с использованием

элементов декора —

знаки-обереги,

знаки-символы

богов и царей

Понимать смысл

слов: образный

строй вещи (ритм,

рисунок орнамента,

сочетание цветов,

композиция) определяется ролью её

хозяина.

Уметь работать

с выбранным мате

риалом

Презентация своих

работ учащимися

и оценка

результата

Различие

национальных особенностей русского орнамента и орнамента

Древнего

Египта

Подобрать

зрительный ряд

с изображением

украшений

народов

разных

стран,

книжные

иллюстрации

В/ф «Великие творения людей».

Мультимедийная презентация

«Орнаментальные

мотивы

в украшениях Древнего Египта

20-

21

Одежда

говорит

о человеке

2

Ком-

бини-

рован-

ный

Одежда как знак

положения человека в обществе.

Декоративно-

прикладное искусство Древнего Китая

Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего

Китая. Материал

по выбору учащихся

Уметь творчески

работать над предложенной темой,

используя выразительные возможности художественных материалов

Творческое

обсуждение работ

Эпоха и стиль

Ответить

на вопрос

3, с. 122

(учебник)

В/ф «Великие творения людей»

22-

24

Одежда

говорит

о человеке

3

Комби-нирова-нный

Одежда как знак

положения человека в обществе.

Декоративно-

прикладное искусство Западной Европы

(эпоха барокко)

Выполнение панно

«Бал в интерьере

дворца» по мотивам

сказки Ш. Перро

«Золушка» (коллективная работа).

Материалы: цветная бумага, ткань,

ножницы

Знать различия

между стилями барокко древнеегипетского и древне —

китайского.

Уметь творчески

работать над предложенной темой

Анализ результата

коллективной работы

Искусство

Японии

(сравнение

с культурой

Западной

Европы эпохи барокко)

Подобрать

изображения гербов

разных

стран, клубов, семей

Мультимедийная презентация

«Эпоха барокко»

25-

27

О чем

рассказывают

гербы

и эмблемы

3

Ком-

бини-

рован-

ный

История возникновения герба.

Символика цвета

и изображения в

геральдике.

Символы и эмблемы в современном обществе

Создание проекта

собственного герба или герба своей

семьи с использованием декоративно-

символического языка геральдики

Знать сущность

герба как отличительного знака человека.

Уметь составлять

герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои

Защита

проекта.

оценивание результата работы. «Чтение» гербов одноклассников

Эпоха ры

царства

Придумать

и нарисовать герб

семьи.

Подготовиться к игре-викторине

Мультимедийная презентация

«История

геральдики»

28

Роль декоративного искусства

в жизни

человека и общества

1

Урок

обобщения

и систематизации

изученного

Обобщение тематического

блока «Декор —

человек, общество, время»

Игра-викторина.

Выставка работ,

выполненных по

изученной теме

«Декор — человек,

общество, время»

Уметь различать

по стилистическим

особенностям декоративное искусство

разных времен

и народов

Выступления с анализом

творческих

работ, выполненных

на уроках

Присмотреться

к образцам

современного декоративного

искусства

Выставка работ учащихся по теме «Декор — человек, общество, время»

Декоративное искусство в современном мире (6 часов)

29

Современное

выставочное

искусство

1

Урок

изучения

новых

знаний

Многообразие

материалов

и техник современного декоративно-

прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло

Беседа на тему:

«Обращение современных художников декоративно-прикладного

искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства»

Знать:

— о разнообразии

материалов, форм

современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;

— о специфике языка разных художественных материалов

Фронтальный опрос.

Обмен

мнениями

по вопросам современ-

ного декоративного искусства

Выполнить

задание

на с. 30-

31 в рабочей тетради. Подобрать материал для работы

Мультимедийная презентация

«Батик.

Гобелен.

Керамика. Стекло»

30

Ты сам —

мастер

декоративно-прикладного искусства

1

Урок

формирования

новых

умений

Виды декоративно-

прикладного искусства. Русская

тряпичная кукла

Декоративная работа по мотивам

русских народных

сказок. Выбор

и обсуждение работы

Знать особенности

и традиции изготовления русской

тряпичной куклы

Обмен

мнениями

в процессе

знакомства

с работой

Знакомство

с творчеством художников родного края

Выполнить

задание

на с. 32-33

в рабочей

тетради

Мультимедийная презентация

«Изготовление русской куклы-

закрутки»

31-

32

Ты сам —

мастер

декоративно-прикладного искусства

2

Урок

практического

применения

знаний.

умений

Русская тряпичная кукла. Условность и обобщённость образа.

Кукла-закрутка

Декоративная работа по мотивам

русских народных

сказок Изготовление тряпичной

куклы

Знать принципы

декоративного

обобщения в творческой работе.

Уметь использовать выразительные

возможности мате

риала

Творческое

обсуждение работ

Знакомство

с творчеством художников

родного края

Выполнить

задание

на с. 34—35

в рабочей

тетради

Мультимедийная презентация

«Изготовление тряпичной

куклы»

33-

34

Ты сам —

мастер

декоративно-прикладного искусства

2

Урок

практического

применения

знаний

Выразительное

использование

материала. Способы и приемы

работы с соленым тестом

Изготовление декоративной вазы

для украшения интерьера или панно

из соленого теста

(по выбору учащихся)

Знать многообразие материалов

и техник современного декоративно-

прикладного искусства.

Уметь работать

с соленым тестом

Творческое

обсуждение работ.

Анализ

и оценка

работ

Знакомство

с творчеством художников родного края

Выполнить

задание

на с. 36-37

в рабочей

тетради

Мультимедийная презентация

«Процесс

работы

с соленым

тестом»

V. Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины.

1.Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3.Принтер

4.Музыкальный центр

5. Телевизор

6.DVD проигрыватель

VI. Учебно-методическое обеспечение предмета

Список литературы (основной)

Н.А. Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009

Список литературы (дополнительный)

Дополнительные пособия для учителя:

• Крестовская, Н. О. Искусство Жостова / Н. О. Крестовская. — СПб. : Русский музей, 2007.

• Лоренц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. — М. : Эксмо, 2010.

• Изобразительное искусство. 5 класс : поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. — Волгоград : Учитель, 2010.

• Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. — Волгоград : Учитель, 2010.

• Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Е. С. Туманова, JI. Ю. Романова, Т. В. Старостина. — Волгоград : Учитель, 2009.

Дополнительные пособия для учащихся:

• Кора, Д. Мифология : энциклопедия (детская) / Д. Кора. — М.: Росмэн, 2010.

• Винник, И. Мир кукол. Истории и легенды / И. Винник. — М. : ACT, 2010.

З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009

Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 5 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2007

В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:

История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.

Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.

Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

http://ru.wikipedia. org/wiki

www.artvek.ru/dekor07.html

www.artprojekt.ru/library/rusl8/st019.html

die.academic.ru/dic.nsf/bse/83575/?

http://www.ntrust.ru/public.cms/?eid=690551

www.museum.ru/N31505

http ://franky-boy 2.livejournal.com/191069.html

http://www.ellada.spb.ru

www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm

Формы и средства контроля по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

— устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

— письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый,текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Тест по изобразительному искусству для 5 класса

1. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы: — печь, стол компьютер, лавка-конник, полати, домашний кинотеатр, прялка, вышитое полотенце, расписная посуда, телевизор.

2. Перечислите графические материалы в изобразительном искусстве

________, _______, ______, _______, ___________________, _______________

3. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд: . — кокошник, лента, пальто, кичка, сорока, рубаха, юбка, сарафан, понева, передник – запон, душегрея.

4. Выберите верное определение и подчеркните его: А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах; Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении; В) геральдика – наука о марках.

5. Какая композиция называется симметричной.

А) изображение слева подобно изображению справа

Б) выверенное чередование

В) изучение закономерностей

6. Какие цвета являются основными

А) красный, синий, зеленый

Б) красный, желтый, синий

В) красный фиолетовый, синий

7. Натюрморт – это изображение:

А) мертвой натуры

Б) живой натуры

8. Назовите ахроматические цвета?

______________, ____________, ___________

9. Приведите пример теплой цветовой гаммы:

А) красный, оранжевый, коричневый

Б) синий, голубой, фиолетовый, розовый. красный, желтый

В) зеленый, черный, серый, белый, красный

10. Что такое ритм?

А) выразительность и гармония

Б) Чередование изобразительных элементов

В) полноправный элемент композиции

11. Подчеркните правильное окончание определения: В линейной перспективе все предметы при удалении а) увеличиваются б) уменьшаются в) остаются без изменений. В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя а) сходятся в одной точке б) остаются параллельными в) расходятся. В воздушной перспективе предметы при удалении а) четкие б) покрыты дымкой, расплывчаты.

Планируемые результаты по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс

Учащиеся должны знать:

— знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

— знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

— знать несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

— различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

— умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

— выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

— создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

— владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

— владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

п/п

Содержание работы

Планируемая дата

1

Творческая работа № 1

Создание декоративной композиции орнамента.

01.09-08.09

2

Творческая работа № 2

Композиция украшения элементов избы.

10.09-15.09

3

Творческая работа № 3

Подмалевок внутреннего пространства русского дома.

17.09-22.09

4

Творческая работа № 4

Конструирование из картона предметов быта.

24.09-29.09

5

Творческая работа № 5

Эскиз узора вышивки на полотенце.

01.10 -06.10

6

Творческая работа № 6

Создание эскиза народного праздничного костюма.

08.10 — 13.10;

15.10 — 20.10

7

Контрольная работа № 1

22.10-27.10

8

Творческая работа № 7

Создание игрушки.

08.11- 10.11

9

Творческая работа № 8

Украшение посуды росписью в технике Гжели.

12.11 — 17.11;

19.11 — 24.11

10

Творческая работа № 9

Украшение посуды росписью в технике Городца.

26.11 — 01.12;

03.12 — 08.12

11

Творческая работа № 10

Выполнение фрагмента росписи в стиле Жостово.

10.12 — 15.12;

17.12 — 22.12

12

Контрольная работа № 2

24.12 — 29.12

13

Творческая работа № 11

Выполнение эскизов браслетов, ожерелий и т.п..

11.01 — 19.01;

21.01 — 26.01;

28.01 — 02.02

14

Творческая работа № 12

Эскизы украшений Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Греции.

04.02 — 09.01;

11.02 — 16.02

15

Творческая работа № 13

Декоративное панно: «Бал в интерьере дворца», «Золушка»

18.02 — 22.02;

25.02 — 02.03

16

Творческая работа № 14

Создание проекта собственного герба, эмблемы.

04.03 — 09.03;

11.03 — 16.03;

18.03 — 22.03

17

Контрольная работа № 3

01.04 — 06.04;

08.04 — 13.04

18

Творческая работа № 15

Разработка эскизов панно, витражей для украшения интерьера.

15.04 -20.04;

22.04 — 27.04;

29.04 — 04.05

19

Творческая работа № 16

Создание декоративной работы в материале. Итоговая работа.

06.05 — 11.05;

13.05 — 18.05;

20.05 — 25.05;

27.05 — 31.05

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector