РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ЛИТЕРАТУРЕ в 7 классе (А.Г.Кутузова) на 2014 – 2015 учебный год

МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю.

И.о.директора школы: И.А.Монахова

«______» ______________ 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЛИТЕРАТУРЕ в 7 классе

на 2014 – 2015 уч.г.

Составлена на основе «Програмы по литературе для основной общеобразовательной школы» под ред.А.Г.Кутузова

УЧЕБНИК: Кутузов А.Г. «В мире литературы. 8 класс», М: ДРОФА, 2004

Учитель Ковалевская Н.А.,

педагог высшей категории

«РАССМОТРЕНО»:

на заседании ШМО

Протокол № _ от «__» _____20_г.

Руководитель ________________

(подпись, расшифровка)

«СОГЛАСОВАНО»:

Зам. директора по УВР _________________________

(подпись, расшифровка)

«___» ______________20 __г.

п.Лукаши

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На освоение учебной программы по литературе учащимися 8 класса в учебном плане школы отведено всего 68 часов, по 2 часа в неделю.

«Программа по литературе для основной общеобразовательной школы» под ред.А.Г.Кутузова реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Помимо обязательной части учебного курса программа имеет вариативную составляющую содержания образования. Появление профильного уровня в данной программе обусловлено не только расширением круга авторов и произведений, но и освоением учащимися разнообразных форм и приемов работы с художественными текстами, видов творческой деятельности.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

— освоение текстов художественных произведений;

— формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

— осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

— формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

— формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

— формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

— формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

— формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

— освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:

5 класс — жанры;

6 класс — роды и жанры,

7 класс — характер — герой — образ,

8 класс — литература и традиция,

9 класс — автор — образ — читатель,

10-11 классы — художественный мир писателя.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование Теоретико-.литературных понятий идет вслед за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию

— на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

У класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;

УI—IХ классы — изучение литературы как искусства слова;

Х—ХI классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Названия курсов У—IХ классов (например, «Фольклор и литература», «Миф — фольклор — литература») определяют размещение авторов и произведений по годам обучения, направленность изучения произведений, включенных в курс каждого класса; обеспечивают в целом последовательное формирование читателя-школьника, его включение в эстетическую деятельность.

В Х—ХI классах происходит освоение художественного мира писателя, В программе последовательно реализован принцип историзма в изучении предмета, который предполагает не только историко-генетическое, но и историко-функциональное рассмотрение художественного произведения.

Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

У—УIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах

класс — интерпретация текстов;

Х—ХI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

Значительное место в программе занимают разделы «Мифы» и «Фольклор», без которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных традициий. Введен сквозной курс «Духовная литература», представляющий одну из важнейших пограничных областей искусства слова.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы», созданных авторами программы.

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.

Руководство самостоятельным чтением учащихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки самостоятельного чтения можно найти в разделах «Советы библиотеки». В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

— владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

— владение умениями выразительного чтения;

— восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;

— умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям ли событиям, к читателю;

— умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

— умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

— умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

— умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);

—умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

— умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

— умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).

Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.

На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:

У-VIII классы — 2 часа в неделю, т. е. 68 часов в год;

IХ класс — З часа в неделю, т. е. 105 часов в год;

Х—ХI классы (базовый уровень) — З часа в неделю, т. е. 105 часов в год

Х—XI классы (профильный уровень) — 5 часов в неделю, т. е. 175 часов в год.

Программа составлена таким образом, что она задает лишь последовательность изучения тем и разделов курса, их распределение по годам обучения. Количество часов, отводимых на изучение каждого раздела, учитель определяет сам, ориентируясь на специфику конкретного класса, его образовательных потребностей и возможностей.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение

Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве.

Русские народные сказки и сказка Пушкина «О царе Салтане…» «Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность. Понятия живая традиция и «вечная тема».

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

«Повесть временных лет». Традиции и жанры. Летопись и «Песня о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской земли и автора. «Слово…» и фольклор. Значение «Слова…» для судеб русской литературы.

Творческая мастерская.

Жизнь произведения в культуре другого времени (//. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна»).

Сравнение поэтических переводов или поиски скрытого цитирования (М. А. Волошин. «Гроз а»).

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

«Поучение Владимира Мономаха».

«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN». Жанр поучения в духовной литературе.

Оптина пустынь и русская литература.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Начальное представление о культурных эпохах и литературных направлениях. Общечеловеческое в литературе. Сонет как литературный жанр.

Данте Алигьери. Сонет XLIX (из книги «Новая жизнь»); Ф. Петрарка. Сонет CCLVII (из «Книги песен на жизнь мадонны Лауры»); У. Шекспир. Сонет XXIII («Как на подмостках жалкий лицедей…»).

А. С. Пушкин. Сонет. Начальное представление о взаимовлиянии национальных литературных традиций.

Творческая мастерская. Как сделан сонет.

Творческий практикум. Западноевропейский сонет в русских переводах (сонет LXVI У. Шекспира в переводах С. Маршака и Б. Пастернака).

Катулл. «Н е т, ни одна средь женщин…». Лаконизм образов и напряженность чувств.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (отрывки) как поэма восхождения к совершенству. Трехчастная композиция. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий, Данте и Беатриче.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные образы и проблемы» в трагедии. Тема, сюжет, жанр, образы главных героев. Основной конфликт.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Традиции древнерусской, античной и зарубежной литературы в новой русской литературе XVIII века. Понятие о влиянии литератур.

Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений.

 Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (отрывок), «Снигирь». Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Изменение взгляда на человека в литературе XVIII века. Основа конфликта. Характеры главных героев. Демократизм повести. Представление о сентиментализме. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе.

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывок). Жанр путешествия как форма панорамного изображения жизни. Нравственно-социальная проблематика. Автор на страницах «Путешествия…».

Творческая мастерская.

Традиции и новаторство произведений XVIII века.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтический герой.

А. С. Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма. Образ главного героя.

М. Ю.Лермонтов. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы. Образ главного героя. Пейзаж и его функции. Своеобразие композиции.

Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется…»; Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднял-с я…»; А. А. Фет. «В е ч е р», «У ч и с ь у них — у дуба, у березы…». Романтические традиции в русской лирике.

Творческая мастерская.

Традиции в создании образа романтического героя.

Э. Т. А. Гофман. «Щ е л к у н ч и к» как романтическое произведение. Основной конфликт и его разрешение. Гофман и русская культура.

Дж. Г. Байрон. «К о р с а р» как романтическая поэма. Образ «байронического героя». Своеобразие композиции. Байрон и русская литература.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ

А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Предисловие «От издателя» и его художественные функции. «Станционный смотритель». Образ и тема «маленького человека». Автор и рассказчик.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Человек в русской литературе XIX века. Проблема нравственного долга, верности и чести. Две России. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры. Реализм романа.

И. В. Гоголь. «Ш и н е л ь». Человек и государство. Гуманистический пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении образа «маленького человека». Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя.

И. С. Тургенев. «А с я». Проблема счастья в повести. Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности.

Н.А.Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войны…». Социальное и общечеловеческое в русской лирике. Демократизм поэзии Некрасова.

Творческая мастерская. Реалистические традиции в поэзии и прозе XIX века. Библиотечный урок (одно произведение по выбору). О. де Бальзак. «Г о б с е к». Образ главного героя. Тема власти денег в повести.

Ги де Мопассан. «О ж е р е л ь е». Реалистические традиции в европейской литературе. Взаимовлияние литератур. Творческий практикум.

Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».

Сочинение-характеристика «Герой реалистического произведения^. Сочинение-рассуждение или дискуссия «Злободневное и вечное в произведении».

Мини-исследование «Общие сюжетные мотивы в художественном произведении».

Советы библиотеки.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

М. Горький. «Старуха Изергиль», «Ч е л каш». Романтические традиции в рассказе: новое в образе героя, конфликте, стиле.

А. И. Куприн. «Г а м б р и н у с». Сюжет как средство характеристики героя. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антитеза. Первое представление о неоромантическом герое.

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Романтические и реалистические традиции в произведении. Роль метафоры. Особенность портрета.

A.  Т. Твардовский. Из «Автобиографии», «Василий Теркин» («От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»). Реалистические традиции. Романтическое и реалистическое в изображении войны. Человек на войне. Обобщенный образ героя. Национальный характер в литературе. Фольклорная основа, свободный сюжет. Особенности жанра.

B. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Стенька Разин». Традиции реализма. Образ «маленького человека». Смысл жизни и назначение человека. Герой-правдоискатель. «Открытый» финал как художественный прием.

Творческая мастерская.

Традиции в создании образа героя романтического и реалистического произведения.

А. С. Грин. «Алые паруса». Повесть и феерия. Художественный символ. Сказочное и реальное в повести. Чистота и возвышенность чувств, лиризм повести.

А. де Сент-Экзюпери. «М аленький прин ц». Развитие романтических традиций в европейской литературе. Идеал и реальность в философской повести-сказке.

М. Карим. «Бессмертие» (отрывок). Близость образов героев в литературе разных народов.

Р. Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы, особенности композиции. Читательская интерпретация.

Творческий практикум.

Интерпретация или презентация самостоятельно прочитанного рассказа писателя XX века.

Советы библиотеки.

Итоговая читательская конференция. Роль традиции в развитии литературы.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

№ и вид

урока

Тема

Стр.

Контроль знаний

1четвер.

01.09

ВВОДНЫЕ УРОКИ

1

Литература и традиция.

Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве. Понятия живая традиция и «вечная тема».

Умение писать краткий конспект. Знание теории литературы

03.09

2

Фольклорные традиции в литературе

Творческий практикум. исследование: традиции и новаторство в русской народной сказке и сказках А.Пушкина

Умение найти дополнительную информацию

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

08.09

3

«Повесть временных лет»

Традиции и жанры. Летопись и «Песня о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

Умение проводить мини-исследование, пересказывать

10.09

4

«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет.

«Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность.

Умение внимательно читать произведение. Тест

15.09

5

Система образов.

«Слово…» и фольклор.

Умение использовать план характеристики героя

17.09

6

Образ Русской земли. Роль автора.

Значение «Слова…» для судеб русской литературы.

Умение находить ИЗО-средства

22.09

7

Жизнь произведения в культуре другого времени

Творческая мастерская. (И. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна», Н.Заболоцкий «Плач Ярославны»

Поэтическое слово наизусть выразительно

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

24.09

8

«Поучение Владимира Мономаха».

Жанр поучения в духовной литературе.

Умение выбрать главное в тексте

29.09

9

«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN».

Оптина пустынь и русская литература.

Самостоятельность домашнего чтения. Умение аргументировать ответ

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

01.10

10

Общечеловеческое в литературе. Сонет как литературный жанр.

Начальное представление о культурных эпохах и литературных направлениях. Данте Алигьери. Сонет XLIX (из книги «Новая жизнь»); Ф. Петрарка. Сонет CCLVII (из «Книги песен на жизнь мадонны Лауры»); У. Шекспир. Сонет XXIII («Как на подмостках жалкий лицедей…»).

Умение составить викторину по тексту произведения

06.10

11

А. С. Пушкин. Сонет.

Начальное представление о взаимовлиянии национальных литературных традиций. Творческая мастерская: как сделан сонет.

Самостоятельное поэтическое творчество

09.10

12

Катулл. «Н е т, ни одна средь жен щин…».

Лаконизм образов и напряженность чувств.

Умение охарактеризовать литературные приёмы автора

13.10

13

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (отрывки)

Трехчастная композиция. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий, Данте и Беатриче.

Умение использовать план характеристики героя

16.10

14

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Тема, сюжет, жанр.

Самостоятельность домашнего чтения. Умение аргументировать ответ

20.10

15

Образы главных героев. Основной конфликт

«Вечные образы и проблемы» в трагедии.

Умение внимательно читать произведение. Тест

23.10

16

Обсуждение просмотренного спектакля

«Инструменты» театра и литературы

Умение составить развёрнутый ответ по данным вопросам

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

27.10

17

Традиции древнерусской, античной и зарубежной литературы в новой русской литературе XVIII века.

Понятие о влиянии литератур.

Умение писать конспект.

29.10

18

Д. И. Фонвизин. «Недоросль».

Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции.

Умение аргументировать ответ

2четв.

12.11

19

Способы создания комического эффекта.

Отражение в комедии идей XVIII века.

Умение вести дискуссию по проблемным вопросам

17.11

20

Значение комедии для современников и последующих поколений

Самостоятельное рассуждение на литературные темы

Привлечение дополнительных источников

19.11

21

Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (отрывок), «Снегирь».

Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.

Умение писать конспект. Умение находить ИЗО-средства

24.11

22

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Основа конфликта.

Представление о сентиментализме. Изменение взгляда на человека в литературе XVIII века.

Умение использовать данный план характеристики героя

26.11

23

Характеры главных героев. Демократизм повести.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе.

Умение использовать план характеристики героя

01.12

24

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывок).

Жанр путешествия как форма панорамного изображения жизни. Нравственно-социальная проблематика.

03.12

25

Автор на страницах «Путешествия…».

Творческий практикум.

Создание литературной стилизации

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

08.12

26

А. С. Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма. Образ главного героя.

Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтический герой.

Умение сравнивать литературное произведение и его основу Умение аргументировать ответ

10.12

27

М. Ю.Лермонтов. «Мцыри».

Развитие литературной традиции романтической поэмы.

Умение составить тезисный план произведения

15.12

28

Образ главного героя.

Свободолюбивые мотивы в творчестве М.Лермонтова

Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение

17.12

29

Пейзаж и его функции. Своеобразие композиции.

Образ автора в проищзведении

Умение составить проблемные вопросы по произведению

22.12

30

Романтические традиции в русской лирике

Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется…»; Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднял-с я…»; А. А. Фет. «Вечер», «Учись у них — у дуба, у б резы…».

Выразительное чтение лирического произведения

24.12

31

Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик» как романтическое произведение.

Гофман и русская культура.

Умение использовать план характеристики героя

29.12

32

Основной конфликт и его разрешение.

Умение составить проблемные вопросы по произведению

3четв.

12.01

33

Дж. Г. Байрон. «Корсар» как романтическая поэма.

Образ «байронического героя». Своеобразие композиции. Байрон и русская литература

Умение обобщать и анализировать

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ

14.01

34

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель».

Система образов. Основной конфликт «отцы и дети». Автор и рассказчик.

Понимание и знание текста. Умение использовать данный план характеристики героя

19.01

35

Нравственные традиции русской литературы

Образ и тема «маленького человека».

Умение найти дополнительную информацию

21.01

36

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Человек в русской литературе XIX века. Композиция и система образов.

Умение составить сообщение на заданную тему

26.01

37

Проблема нравственного долга, верности и чести.

Автор, герой, рассказчик.

Самостоятельность домашнего чтения

28.01

38

Две России. Тема «русского бунта».

Особенности повествовательной манеры. Реализм романа

Умение составить сообщение на заданную тему

02.02

39

р.р.

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

Характеристика литературных героев-антиподов

Умение написать сочинение-рассуждение на литературную тему

04.02

40

И. В. Гоголь. «Шинель». Человек и государство.

Традиции и новаторство в изображении образа «маленького человека».

Умение использовать план характеристики героя

09.02

41

Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя.

Гуманистический пафос произведения.

11.02

42

И. С. Тургенев. «Ася». Проблема счастья в повести.

Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Борьба чувства и долга в литературном произведении

Умение находить ИЗО-средства, аргументировать ответ

16.02

43

Злободневное и вечное в повести.

Автор и рассказчик.

Умение аргументировать проблему, заданную в теме

18.02

44

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи».

Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности.

Умение оценить достоверность иллюстрации к произведению

25.02

45

Н.А.Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войны…».

Социальное и общечеловеческое в русской лирике. Демократизм поэзии Некрасова.

Умение творчески подходить к заданию

02.03

46

О. де Бальзак. «Гобсек».

Образ главного героя. Тема власти денег в повести.

Умение использовать план характеристики героя

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

04.03

47

М. Горький «Старуха Изергиль»

Конфликт «старого и нового века» в представлении старухи Изергиль

Умение внимательно читать произведение. Тест

11.03

48

М. Горький «Челкаш».

Романтические традиции в рассказе: новое в образе героя, конфликте, стиле.

Умение находить ИЗО-средства, аргументировать ответ

16.03

49

А. И. Куприн. «Гамбринус».

Первое представление о неоромантическом герое.Сюжет как средство характеристики героя.

Умение аргументировать ответ, опираясь на текст произведения

18.03

50

Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антитеза.

Истинные и ложные ценности

Умение вести дискуссию по проблемным вопросам

23.03

51

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

Романтические и реалистические традиции в произведении.

Умение писать конспект

4 четв.

52

Роль метафоры. Особенность портрета.

Литературно-теоретические понятия в рассказе

Знание теории литературы

53

A.  Т. Твардовский «Василий Теркин». Реалистические традиции. Обобщенный образ героя.

A.  Т. Твардовский. Из «Автобиографии». Главы «От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин». Романтическое и реалистическое в изображении войны. Человек на войне.

Умение составить сообщение на заданную тему

54 р.р.

Национальный характер в литературе.

Фольклорная основа, свободный сюжет. Особенности жанра.

Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение

55

B. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», Герой-правдоискатель.

Традиции реализма. Образ «маленького человека».

Умение использовать план характеристики героя

56

B. М. Шукшин «Стенька Разин».

«Открытый» финал как художественный прием.

Умение найти дополнительную информацию

57

р.р.

Смысл жизни и назначение человека.

Творческий практикум

Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение

58

А. С. Грин. «Алые паруса». Повесть и феерия.

Художественный символ. Сказочное и реальное в повести.

Умение творчески подходить к заданию

59

Чистота и возвышенность чувств, лиризм повести.

Нравственные традиции в русской литературе

Умение найти дополнительную информацию

60

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Развитие романтических традиций в европейской литературе.

Умение применять полученные знания по теории

61

Идеал и реальность в философской повести-сказке.

Система нравственных ценностей в литературе

Умение составить сообщение на заданную тему

62

Р. Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы,

Умение найти дополнительную информацию

63

Тема добра и гуманизма

Читательская интерпретация. Особенности композиции.

Применение полученных знаний по теории литературы

64-66

Презентация самостоятельно прочитанного рассказа писателя XX века.

Аннотация к произведению. Тема, основная мысль, проблематика, система образов. Литературные особенности произведения

Самостоятельность домашнего чтения. Умение находить ИЗО-средства

67

Итоговая контрольная работа

Административный контроль

Знание творческого и практического материала курса

68

Читательская конференция «Традиции в литературе». Рекомендации по летнему чтению.

Роль традиции в развитии литературы

Умение вести дискуссию по проблемным вопросам

Всего: 68 час., в т.ч. р.р. – 3, к.р. — 1

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector