РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Основы православной культуры» 9 Класс

Краснодарский край, Выселковский район, посёлок Газырь

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 поселка Газырь

муниципального образования Выселковский район

УТВЕРЖДЕНО

Решением педсовета

протокола №1

От ________ 20 ____ года

Председатель педсовета

__________ З.И.Титенко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному курсу « Основы православной культуры»

Уровень образования среднее общее

Класс 9

Количество часов 17

Учитель : Корчевская Ирина Валерьевна

Программа учебного историко-культурологического курса «История религиозной культуры» разработана для 1–11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Программа апробирована в школах различного типа с 1996 г. Курс используется как средство повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, граждановедению, мировой художественной культуре, по региональным краеведческим курсам, а также для систематического духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях различного типа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс, но с успехом используется и в конфессионально ориентированных учреждениях (православных гимназиях, воскресных школах).

В связи с проблемой кадров и обеспечения школы (класса) учебно-методической литературой возможно преподавание отдельных частей и разделов курса, например разделов начальной школы или 6 раздела.

Полный курс рассчитан на 11 лет обучения по 1 часу в неделю. На такой объём рассчитаны все учебные и методические пособия по годам обучения. Однако ввиду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов, дополнение и углубление курса за счёт факультативов и кружковой работы.

Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:

изучение православной религиозной традиции;

изучение истории христианства;

изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

изучение православной этики;

ознакомление с православным календарём;

знакомство с агиографией;

ознакомление с особенностями церковного искусства;

изучение устроения православного храма;

ознакомление с особенностями православного богослужения;

изучение церковнославянского языка;

ознакомление с мировыми религиями и сектами;

ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

ознакомление с основными видами православного богослужения;

формирование целостного восприятия мира;

воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

формирование культуры общения;

предупреждение возможных тупиков личностного развития;

воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

воспитание патриотизма;

формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;

возрождение православных основ семьи;

пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Условия реализации программы и основные методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;

педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

единства образовательного и воспитательного процессов;

рефлексивного обучения;

принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.


Знания, умения и навыки,

которыми должен овладеть школьник по окончании курса

По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Оценка результатов изучения курса

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В 9–11 классах целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2-х рефератов в течение года.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

не усвоивших элементарные знания, отметка «неудовлетворительно» — «2» (кроме начальной школы);

усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов);

овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»;

овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5».

Тема 1. «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
В XV–XVI вв.»
— 2 ч.

Католическая церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов.

Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола.

Идеи гуманизма в западной культуре.

Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 4 ч.

Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической церкви и подрыв христианской идеи спасения.

«95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483–1543). Отлучение от церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера.

Официальная протестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в г. Шпейере.

Другие лидеры ранней реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс.

Консервативное крыло реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере».

Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.

Тема 3. «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 4 ч.

Значение термина «северная традиция»; распространение среди народов Северной Европы и Северной Америки, сегодня — по всему миру.

Термины «протестант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских церквей по деноминациям.

Высочайшая степень адаптации протестантских деноминаций к местным условиям за счет высокой степени рассеяния. Своеобразие протестантизма в существовании множества различных независимых христианских движений, церквей, общин и сект, автономных в своей религиозной жизни; объединение их на национальном или международном уровне по принципу общей цели.

Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных культур и национальных языков.

Перенос религиозной протестантской множественности в Новый Свет в результате европейской иммиграции в Америку. Новые американские церкви, секты, объединения.

Формирование протестантских церквей на основе общих религиозных принципов северной традиции:

1) единственный источник вероучения — Священное Писание, отрицание авторитета Священного Предания;

2) достижение спасения не делами, а только верой в Бога;

3) признание только двух таинств: Крещения и Причащения;

4) удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви; удаление икон, статуй, мощей, алтаря;

5) отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным;

6) отрицание единой иерархической структуры церкви и верховной власти римского папы.

Тема 4. «РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ: ЦЕРКВИ, ТЕЧЕНИЯ, СЕКТЫ, ОБЩИНЫ» — 5 ч.

Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консервативные лютеранские церкви.

Кальвинистские и реформаторские церкви. Методические церкви XVIII века.

Англиканская церковь.

«Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационалисты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы.

Церковь учеников Христа. Церковь Святости.

Сближение и смешивание консервативного и радикального течений начиная с XVII века. Возникновение новых протестантских церквей, общин и сект. Мормоны и пятидесятники.

Религиозно-нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной жизни верующих, святость и спасение через активную профессиональную деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация.

Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее — на философию либерализма, в ХХ веке — на развитие экзистенциализма и диалектической теологии.

Активное участие протестантских церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм.

Современное обновленчество — протестантизм восточного обряда. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие современного обновленчества.

Тоталитарные секты.

Тема 5. «ПРОТЕСТАНТСКИЕ ХРАМЫ И ИСКУССТВО» — 3 ч.

Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослужения. Кладбища.

Искусство протестантского Запада.

Тема 6. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ»

5 ч.

Распространение Церкви латинской традиции на юге Западной Европы. Крестовые походы под парусами Португалии и Испании в Центральную и Южную Америку, на Африканское побережье и в отдельные регионы Азии в XVI в. Результат миссионерской деятельности и колониальной экспансии XIX–ХХ вв. — широкое географическое распространение Римско-католической церкви в Америке, Австралии и др. регионах.

Глубочайший кризис в истории Римско-католической церкви в результате Реформации.

Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже.

Возникновение ордена иезуитов.

Тридентский собор 1545–1563 гг. Контрреформация.

Деление Европы на католические и протестантские государства. Вестфальский мирный договор 1648 г., принцип «чье правление, того и религия».

Укрепление светского начала в жизни западноевропейского общества. Антиклерикальные выступления. Великая Французская революция. Политизирование деятельности Римско-католической церкви в ХIХ веке. I Ватиканский собор 1869–1870 гг. Выход из церкви части католиков и формирование ими самостоятельной старокатолической церкви.

Последствия Франко-прусской войны 1870–1871 гг. Прекращение самостоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини Папской области в 1929 г., создание государства Ватикан.

Тема 7. «РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» — 3 ч.

Католицизм как самая многочисленная ветвь в христианстве.

Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период качественных перемен в латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь церкви элементов местных культур и обычаев.

Напряжение между латинским центром и многоязычной неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962–1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римско-католической церкви папой Павлом VI (1963–1978).

Римский Папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма.

Римско-католическая церковь как уникальная иерархическая структура с переплетением религиозных, экономических, политических и социальных элементов. Влияние на образование, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу.

Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства.

Униатские церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского.

Тема 8. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» — 3 ч.

Географическое положение и культурно-политические условия России Х века. Получение в Корсуни от папы римского святых мощей в год крещения Владимира. Доступ на Русскую землю западного и восточного христианства. Предложение антипапы Климента III о соединении церквей в 1091 г. Получение русским митрополитом мощей святых.

Возможность заключать браки с латинянами с предварительным их крещением в Православной Церкви. Латинские церкви XII–XIII вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге.

Католическая пропаганда на юго-западе Руси. Временное завоевание Галича венгерским королем Андреем (1214–1219).

Переговоры с римским папой во время монголо-татарского ига. Назначение католического епископа в Киеве в 1320 г.

Борьба северной Руси за верность православию.

Отношения Русской Церкви с Латинской после Флорентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном.

Попытки ввести католичество в России в Смутное время.

В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство храмов.

Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей.

Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России.

Тема 9. «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVI–XXI вв.» — 5 ч.

Установление патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г. Поставление патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым патриархом Московским и всея Руси.

Реформы патриарха Никона.

Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971 г.

Синодальный период Русской Православной Церкви.

Восстановление патриаршества на Поместном соборе в августе 1917 — сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Волна «показательных процессов» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси.

Обновленческое движение. «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского).

Православная Церковь в эмиграции.

Возрождение церковной жизни в России к концу XX века.

Укорененность православия в культурной жизни России.

Таблица тематического распределения часов

пп

Разделы, темы

Количество

часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Развитие религиозной мысли в западной Европе в XV–XVI вв.

2

1

2.

Возникновение протестантизма

4

2

3.

Общая характеристика протестантизма

4

1

4.

Развитие протестантской традиции: церкви, течения, секты, общины

5

4

5.

Протестантские храмы и искусство

3

1

6.

Распространение римско – католической церкви

5

3

7.

Римско – католическая церковь в современном мире

3

1

8.

Католизм в России

3

1

9.

Русская православная церковь в XVI–XXI в. в

5

3

Всего часов

34

17

Содержание обучения, перечень практических работ требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой по предмету.

Основная учебная и методическая литература по разделам программы

для учащихся и учителей

1. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.

Справочная литература

1. Азбука христианства: словарь-справочник. / Сост. Удовенко А. — М.: Наука, 1997.

2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.

Демонстрационные пособия для работы в классе

3. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 59 классы: «Православная культура и история христианства». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.

Согласовано Согласовано

Руководитель МО Заместитель директора по

УВР МБОУ СОШ №6

_______/ Нестеренко Е.А./ _______/ Пономарёва Л.А../

Протокол №__

«___» _____ 20____г. «___» _____ 20____г.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector