РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Лингвистический анализ текста» 11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 176

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 11 «Б» классе

Учитель: Панфилова С.В.

ЕКАТЕРИНБУРГ

2008 г.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа курса «Лингвистический анализ текста» предназначена для изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов 19-20 века. Предлагаемый курс должен обеспечить повышенный уровень филологической компетентности учащихся в классах гуманитарного профиля.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного элективного курса.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Лингвистический анализ художественного текста, основываясь на знаниях и навыках, обретённых в процессе изучения литературы, предполагает углублённый анализ произведения, опирается на тесное взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему. Художественный текст рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и фикциональностью; и как форма обращения к миру – как коммуникативная единица, в которой моделируется определённая коммуникативная ситуация; и как динамическая система языковых средств. Лингвистический анализ обращён, прежде всего, к слову в художественном произведении, детально рассматривает язык как первоэлемент литературы и образный строй произведения, учитывает опыт лингвистики (языкознания) и литературоведения. Объектом анализа является художественный текст как целостное структурно-смысловое речевое произведение с учётом всех уровней его организации: семантики, структуры, прагматики – с учётом всех выполняемых им функций: семиотической, номинативной, коммуникативной, психологической, эстетической, а также с учётом экстралингвистических параметров

( социокультурный контекст, творческая судьба автора и пр.).

Рабочая программа систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа сохраняет преемственность с рабочей программой для 10 класса, опирается на традицию изучения художественного произведения в его эстетической специфике.

Основными критериями отбора художественных произведений для лингвистического анализа являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс лингвистического анализа текста опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • «Медленное», творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Составление историко-культурной справки.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в создании концептосферы произведения.

  • Уровневый анализ языкового пространства текста.

  • Лингвостилистический эксперимент.

  • Лингвистический комментарий.

  • Вероятностно-статистический анализ.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка сообщений, докладов.

  • Комплексный лингвистический анализ текста.

Цель курса: Формирование навыков анализа художественного текста в структурном, семантическом и функциональном аспектах.

Задачи курса:

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

  • Анализ роли единиц различных уровней в формировании художественной картины мира.

  • Выявление смыслов текста как системы и как результата индивидуально-авторского творчества.

  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

  • Развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся.

  • Совершенствование навыков поиска, систематизации и использования необходимой информации.

Место предмета в учебном плане

Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, общее количество часов в учебном году – 34 часа.

Рекомендуемая литература:

  1. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. Екатеринбург, 2004.

  2. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. Практикум. Екатеринбург, 2004.

  3. Капленко В.Н. Аспекты лингвистического анализа поэтического текста. Екатеринбург, 2001.

  4. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

  5. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. Р.-на -Д., 2007.

  6. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1997.

  7. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. М., 1998.

  8. Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие. М., 2006.

  9. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: книга для учителя. М., 2002.

  10. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

Поурочное календарно-тематическое планирование

УРОКА

ТЕМА

УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ

1.

Цели, задачи, предмет и объект лингвистического анализа текста. Единицы текста и анализа текста.

1

2.

Специфика художественного текста. Текстовая природа стихотворения К.Бальмонта «Камыши».

2

3.

Структура семантического пространства текста. Структурно-смысловой анализ стихотворения В.Хлебникова «Времыши-камыши».

3

4.

Интертекстуальное поле произведения. Стихотворение В.Брюсова «Кинжал» и стихотворение М.Лермонтова «Поэт».

4

5.

Текстовые функции прецедентных текстов. Стихотворение Н.Гумилёва «Заблудившийся трамвай» и библейский сюжет о блудном сыне.

5

6.

Функциональные типы поэтической графики. Графическая особенность стихотворений поэтов-футуристов.

6

7.

Лингвистический анализ стихотворения поэта серебряного века.

7

8.

Соотносимость культурного и семантического пространства художественного текста. А.Куприн «Суламифь» и «Песнь песней» царя Соломона.

8

9.

Роль метафорических названий в формировании концептуального пространства текста. Анализ семантики названия пьесы М.Горького «На дне».

9

10.

Анализ денотативного пространства текста. Особенности хронотопа в цикле А.Блока «Пляски смерти».

10

11.

Интонационный рисунок произведения. «Музыка революции» в мелодике и ритмике поэмы А.Блока «Двенадцать».

11

12.

Средства формирования образности, экспрессивности и эмотивности рассказа И.Бабеля «Мой первый гусь».

12

13.

Роль ассоциативной метафоры в формировании концептосферы произведения. В.Маяковский «Нате!»

13

14.

Индивидуально-авторская интонация в лирике В.Маяковского.

14

15.

Роль лексики в формировании и выражении глубинных смыслов текста. Народно-песенная основа лирики С.Есенина

15

16.

Лингвистический анализ стихотворений А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина.

16

17.

Роль авторских неологизмов в семантическом развёртывании темы художественного текста (По лирике М.Цветаевой).

17

18.

Пунктуационные и синтаксические средства создания экспрессивности в лирике М.Цветаевой.

18

19.

Роль психологической детали в создании эмотивного пространства текста. Книга А.Ахматовой «Вечер».

19

20.

Фоносмысловой анализ художественного текста. О.Мандельштам «Пусти меня, отдай меня, Воронеж…»

20

21.

Речевая структура текста. Речевой портрет персонажа как средство создания образа. М.Зощенко «Аристократка».

21

22.

Библия как прецедентный текст. Библейские образы и мотивы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

22

23.

Особенности художественного пространства, средства его репрезентации в повести А.Платонова «Котлован».

23

24.

Характер и функции пейзажа в повести А.Платонова «Котлован».

24

25.

Роль лексики в формировании образа художественного времени и выражения оценочного отношения к нему (По роману М.Шолохова «Тихий Дон»).

25

26.

Речевые жанры, их текстовые функции (По роману М.Шолохова «Тихий Дон»).

26

27.

Лингвистический анализ художественных текстов описательного и повествовательного характера.

27

28.

А.И.Солженицын: философия языка. «Словарь языкового расширения».

28

29.

Функции портрета в произведении, средства создания психологического портрета. Н.Заболоцкий «О красоте человеческих лиц».

29

30.

Характеристика эмотивных смыслов в структуре образа автора. Б.Пастернак «Марбург».

30

31.

Языковые средства создания иронии. Ф.Искандер «Кролики и удавы».

31

32.

Значение культурных реминисценций в формировании концептосферы произведения. И.Бродский «Письма династии Минь».

32

33.

Многообразие форм речевого воплощения персонажей в лирике В.Высоцкого.

33

34.

Итоговая контрольная работа: лингвистический анализ художественного текста.

34

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать:

  • специальную терминологию, используемую при лингвистическом анализе текста;

  • экстралингвистические параметры текста;

  • структуру семантического пространства текста;

  • схему анализа семантического пространства;

  • типы текстового времени;

  • виды художественного пространства;

  • план анализа языкового пространства текста на фонетическом, лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом уровнях;

  • схему комплексного лингвистического анализа.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь:

  • выявлять экстралингвистические параметры текста;

  • составлять историко-культурную справку к художественному произведению;

  • делать анализ структурной организации текста;

  • определять стилевую принадлежность и жанровую (литературный жанр, речевой жанр) оформленность текста;

  • делать уровневый анализ языкового пространства текста;

  • проводить психолингвистический эксперимент;

  • выявлять особенности семантического пространства текста (концептуального, денотативного, эмотивного пространства, хронотопа и языковых способов его текстового воплощения);

  • интерпретировать глубинные духовные смыслы текста;

  • делать комплексный лингвистический анализ текста.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *