РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Мы – граждане России» для 3 класса

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____/Абрамова М.П./

Протокол №____ от

«___» _________ 2013г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ с.Тёпловка»

_____ /Сосновцева И.В/

«___» _________ 2013г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ с. Тёпловка»

_____ /Новосардова А.Н/

Приказ № ___ от

«___» _________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Мы – граждане России»

(Духовно — нравственное направление, 3 «А» класс)

Составитель: Абрамова Мария Павловна, учитель начальных классов

МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской области», первая

квалификационная категория.

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № _________

от «___» __________ 20 13г.

2013 — 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для третьего года обучения составлена на основе авторской программы «Я – гражданин России», Абрамовой М.П.., учителя начальных классов МОУ «СОШ с.Тёпловка ».

Нормативно-правовой и документальной основой программы «Я — гражданин России» являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей младших школьников, их интересов и способностей.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Актуальность программы: патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.

        Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Программа «Я – гражданин России» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности младшего школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы в области дополнительного образования и воспитания младших школьников.

Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир,  литература,  изобразительное искусство и художественный труд, краеведение) и существенно дополняет школьное базовое образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, единство методов обучения и творческой активности детей.

Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи)

Задачи:

  1. дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

  2. дать представления о символах государства – Флаге, Гербе России;

  3. способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;

  4. дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

  5. формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

  6. способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

  7. воспитывать любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;

  8. дать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;

  9. способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;

  10. формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Программа направлена на формирование следующих ценностей:

  1. Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;

  2. Служение и долг перед Отечеством;

  3. Правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность:

  4. Долг перед старшими поколениями и семьёй;

  5. Межэтнический мир; доверие к людям.

Направление программы  — духовно-нравственное.

      Программа «Я – гражданин России»  рассчитана на 1 год обучения, 35 часов, 1 час в неделю. На третьем году обучения занятия проводятся 45 минут. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 9 -10 лет.

В программу включены как теоретическая, так  и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают участие в творческих конкурсах, изготовление открыток, выполнение рисунков, создание фотоальбома, разучивание народных игр, песен, экскурсии,  участие в акциях.

              Формы  и методы работы:

— индивидуальные;

— групповые (экскурсии, викторины, беседы, обсуждение)

— индивидуально-групповые;

— мнемотехника (развитие образной памяти / эйдетики/, которая способна сохранить яркие образы на долгое время);

— работа в парах, в тройках, в четвёрках;

— обсуждение результатов;

— подведение итогов.

  — беседа;

  — рассказ;

  — путешествие;

  — игра;

  — викторина;

 — экскурсия;

 — конкурс;

 — сказка.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные общеучебные действия

  1. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

  2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

  1. Умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;

  2. Умение выражать свои мысли;

  3. Управление действиями партнера (оценка, коррекция);

  4. Использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  1. Волевая саморегуляция;

  2. Оценка;

  3. Коррекция.

Личностные УУД

  1. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  2. Осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

  3. Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

  4. Осознание ответственности за общее благополучие;

  5. Развитие этических чувств;

  6. Установка на здоровый образ жизни;

  7. Самооценка.

               Формы аттестации воспитанников

         

    Входящий контроль включает в себя тестирование, позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребёнка, об основных интересах, увлечениях, диагностика нравственной воспитанности, изучение самооценки личности младшего школьника).

           Промежуточный контроль проводится в середине года, позволяет отследить уровень полученных знаний (русские посиделки, творческий конкурс рисунков).

           Итоговый контроль включает в себя конкурсную игровую программу «Я- гражданин России»

Учебно-тематический план на 31 час (1 час в неделю)

п/п

Тема занятия

Форма проведения

Дата

По плану

Дата по факту

1.

День Знаний.

Беседа. Презентация.

02.09

02.09

2.

Обязанности ученика в школе.

Беседа. Конкурс рисунков

«Моя будущая школа».

11.09

11.09

3.

Моё имя.

Мини-исследование.

18.09

18.09

4

Минуты доброты.

Практическое занятие: изготовление открыток для бабушек и дедушек.

25.09

26.09

4.

Семейные традиции.

Беседа, конкурс рисунков «Праздники моей семьи».

02.10

02.10

5.

О «хороших» и «плохих» детях.

Беседа о поведении дома, в семье. Беседа строится на основе прочитанного рассказа «Доброе слово и кошке приятно».

09.10

11.10

6.

Осень в родном крае.

Конкурс рисунков.

16.10

17.10

7-8.

Прекрасное вокруг нас.

Выставка с предварительной подготовкой «Прекрасное вокруг нас» (изготовление поделок из природного материала).

23-30.10

24.10

-31.10

9.

Родной край в древности.

Экскурсия в музей.

13.11

10.

Минуты доброты.

Практическое занятие: «Как сделать подарок и как его подарить( для мам)

20.11

21.11

11.

Моя любимая мамочка.

Конкурс сочинений.

27.11

14.11

10.

Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям.

Беседа «Поговорим о дружбе». Прослушивание стихотворения «Слово – друг».

Знакомство с литературными произведениями о дружбе.

04.12

28.11

11.

Основной закон нашей страны.

Презентация «Конституция –

основной Закон нашей страны».

11.12

5.12

12.

День добрых волшебников.

Вывешивание кормушек.

18.12

12.12

13.

Прекрасное вокруг нас.

Выставка с предварительной подготовкой «Прекрасное вокруг нас» (изготовление поделок к Новому году).

25.12

14.

Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне

Беседа. Презентация «Крещение Господне»

15.01

22.01

15.

Красота русской природы.

Тематическая экскурсия

«Русская зима».

22.01

9.01

16.

Я познаю Родину.

Презентация «Семь чудес России».

29.01

16.01

17.

Герои Советского Союза – наши земляки.

Беседа. Презентация.

05.02

05.02

18.

Родина – мать, умей за нее постоять

Чтение произведений о былинных героях.

12.02

19.02

19.

Открытка солдату.

Практическое занятие: «Как сделать подарок и как его подарить.

19.02

20-

21.

Изготовление стенгазеты

«8 Марта – Женский день»

Практическое занятие.

26.02-

05.03

26.02

05.03

21.

Знаменитые люди нашего края

Встреча с интересными людьми.(Прохорова В.В.)

12.03

12.03

22

Богатства нашей Родины

Презентация «Семь чудес России».

19.03

19.03

23.

Поэты и писатели нашего края.

Беседа. Презентация.

02.04

24

Берёза – символ России.

Беседа. Презентация.

09.04

25.

Красота русской природы.

Тематическая экскурсия

«Весна».

16.04

26.

День птиц.

Выставка рисунков.

23.04

27.

Традиции и обычаи русского народа. Праздник Весны и Труда

Беседа. Презентация.

30.04

28.

Открытка ветерану.

Практическое занятие: «Как сделать подарок и как его подарить.

07.05

29.

О моих обидах.

Беседа строится на основе прочитанного рассказа «О моих обидах».

14.05

30.

Как мы отдыхаем.

Беседа. Презентация. Игры.

21.05

31.

Конкурсная игровая программа «Я- гражданин России»

Конкурсы. Игры.

28.05

Итого: 31 ч

Материально- техническое обеспечение

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран

Экранно-звуковые пособия: диски, презентации.

Интернет ресурсы

http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html

http://redday.ru/

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-kray-rodnoy/42/

Библиотечный фонд для учителя

  1. Жиренко О.Е.,  Лапина Е.В.,  Киселёва Т.В.  Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

  2. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.

  3. Персидская И.В., Фонова  Г.А. и др.  Классные часы в 1-4 классах.  – Волгоград: «Учитель», 2006.

  4. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *