«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ с.Тёпловка» _____ /Сосновцева И.В/ «___» _________ 2013г.
|
«Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ с. Тёпловка» _____ /Новосардова А.Н/ Приказ № ___ от «___» _________ 2013г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Мы – граждане России»
(Духовно — нравственное направление, 3 «А» класс)
Составитель: Абрамова Мария Павловна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской области», первая
квалификационная категория.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _________
от «___» __________ 20 13г.
2013 — 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для третьего года обучения составлена на основе авторской программы «Я – гражданин России», Абрамовой М.П.., учителя начальных классов МОУ «СОШ с.Тёпловка ».
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Я — гражданин России» являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей младших школьников, их интересов и способностей.
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Актуальность программы: патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Программа «Я – гражданин России» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности младшего школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы в области дополнительного образования и воспитания младших школьников.
Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир, литература, изобразительное искусство и художественный труд, краеведение) и существенно дополняет школьное базовое образование, представляя собой органическое единство воспитания и образования, единство методов обучения и творческой активности детей.
Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи)
Задачи:
-
дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
-
дать представления о символах государства – Флаге, Гербе России;
-
способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
-
дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
-
формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
-
способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
-
воспитывать любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;
-
дать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
-
способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;
-
формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Программа направлена на формирование следующих ценностей:
-
Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
-
Служение и долг перед Отечеством;
-
Правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность:
-
Долг перед старшими поколениями и семьёй;
-
Межэтнический мир; доверие к людям.
Направление программы — духовно-нравственное.
Программа «Я – гражданин России» рассчитана на 1 год обучения, 35 часов, 1 час в неделю. На третьем году обучения занятия проводятся 45 минут. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 9 -10 лет.
В программу включены как теоретическая, так и практическая части. Теоретическая — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают участие в творческих конкурсах, изготовление открыток, выполнение рисунков, создание фотоальбома, разучивание народных игр, песен, экскурсии, участие в акциях.
Формы и методы работы:
— индивидуальные;
— групповые (экскурсии, викторины, беседы, обсуждение)
— индивидуально-групповые;
— мнемотехника (развитие образной памяти / эйдетики/, которая способна сохранить яркие образы на долгое время);
— работа в парах, в тройках, в четвёрках;
— обсуждение результатов;
— подведение итогов.
— беседа;
— рассказ;
— путешествие;
— игра;
— викторина;
— экскурсия;
— конкурс;
— сказка.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные общеучебные действия
-
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
-
Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные УУД
-
Умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
-
Умение выражать свои мысли;
-
Управление действиями партнера (оценка, коррекция);
-
Использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
-
Волевая саморегуляция;
-
Оценка;
-
Коррекция.
Личностные УУД
-
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-
Осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
-
Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
-
Осознание ответственности за общее благополучие;
-
Развитие этических чувств;
-
Установка на здоровый образ жизни;
-
Самооценка.
Формы аттестации воспитанников
Входящий контроль включает в себя тестирование, позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребёнка, об основных интересах, увлечениях, диагностика нравственной воспитанности, изучение самооценки личности младшего школьника).
Промежуточный контроль проводится в середине года, позволяет отследить уровень полученных знаний (русские посиделки, творческий конкурс рисунков).
Итоговый контроль включает в себя конкурсную игровую программу «Я- гражданин России»
Учебно-тематический план на 31 час (1 час в неделю)
Тема занятия |
Форма проведения |
Дата По плану |
Дата по факту |
|
1. |
День Знаний. |
Беседа. Презентация.
|
02.09 |
02.09 |
2. |
Обязанности ученика в школе. |
Беседа. Конкурс рисунков «Моя будущая школа». |
11.09 |
11.09 |
3. |
Моё имя. |
Мини-исследование. |
18.09 |
18.09 |
4 |
Минуты доброты. |
Практическое занятие: изготовление открыток для бабушек и дедушек. |
25.09 |
26.09 |
4. |
Семейные традиции. |
Беседа, конкурс рисунков «Праздники моей семьи». |
02.10 |
02.10 |
5. |
О «хороших» и «плохих» детях. |
Беседа о поведении дома, в семье. Беседа строится на основе прочитанного рассказа «Доброе слово и кошке приятно».
|
09.10 |
11.10 |
6. |
Осень в родном крае. |
Конкурс рисунков. |
16.10 |
17.10 |
7-8. |
Прекрасное вокруг нас. |
Выставка с предварительной подготовкой «Прекрасное вокруг нас» (изготовление поделок из природного материала). |
23-30.10 |
24.10 -31.10 |
9. |
Родной край в древности. |
Экскурсия в музей. |
13.11 |
|
10. |
Минуты доброты. |
Практическое занятие: «Как сделать подарок и как его подарить( для мам) |
20.11 |
21.11 |
11. |
Моя любимая мамочка. |
Конкурс сочинений. |
27.11 |
14.11 |
10. |
Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. |
Беседа «Поговорим о дружбе». Прослушивание стихотворения «Слово – друг». Знакомство с литературными произведениями о дружбе.
|
04.12 |
28.11 |
11. |
Основной закон нашей страны. |
Презентация «Конституция – основной Закон нашей страны». |
11.12 |
5.12 |
12. |
День добрых волшебников. |
Вывешивание кормушек. |
18.12 |
12.12 |
13. |
Прекрасное вокруг нас. |
Выставка с предварительной подготовкой «Прекрасное вокруг нас» (изготовление поделок к Новому году). |
25.12 |
|
14. |
Традиции и обычаи русского народа. «Русская зима» Крещение Господне |
Беседа. Презентация «Крещение Господне» |
15.01 |
22.01 |
15. |
Красота русской природы. |
Тематическая экскурсия «Русская зима». |
22.01 |
9.01 |
16. |
Я познаю Родину. |
Презентация «Семь чудес России».
|
29.01 |
16.01 |
17. |
Герои Советского Союза – наши земляки. |
Беседа. Презентация. |
05.02 |
05.02 |
18. |
Родина – мать, умей за нее постоять |
Чтение произведений о былинных героях.
|
12.02 |
19.02 |
19. |
Открытка солдату. |
Практическое занятие: «Как сделать подарок и как его подарить. |
19.02 |
|
20-
21. |
Изготовление стенгазеты «8 Марта – Женский день» |
Практическое занятие. |
26.02- 05.03 |
26.02 05.03 |
21. |
Знаменитые люди нашего края |
Встреча с интересными людьми.(Прохорова В.В.) |
12.03 |
12.03 |
22 |
Богатства нашей Родины |
Презентация «Семь чудес России».
|
19.03 |
19.03 |
23. |
Поэты и писатели нашего края. |
Беседа. Презентация. |
02.04 |
|
24 |
Берёза – символ России. |
Беседа. Презентация. |
09.04 |
|
25. |
Красота русской природы. |
Тематическая экскурсия «Весна». |
16.04 |
|
26. |
День птиц. |
Выставка рисунков. |
23.04 |
|
27. |
Традиции и обычаи русского народа. Праздник Весны и Труда |
Беседа. Презентация. |
30.04 |
|
28. |
Открытка ветерану. |
Практическое занятие: «Как сделать подарок и как его подарить. |
07.05 |
|
29. |
О моих обидах. |
Беседа строится на основе прочитанного рассказа «О моих обидах».
|
14.05 |
|
30. |
Как мы отдыхаем. |
Беседа. Презентация. Игры. |
21.05 |
|
31. |
Конкурсная игровая программа «Я- гражданин России» |
Конкурсы. Игры. |
28.05 |
|
|
Итого: 31 ч |
|
|
|
Материально- техническое обеспечение
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран
Экранно-звуковые пособия: диски, презентации.
Интернет ресурсы
http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html
http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-kray-rodnoy/42/
Библиотечный фонд для учителя
-
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
-
Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
-
Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: «Учитель», 2006.
-
Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.