Рабочая программа по внеурочной деятельностиЯ-исследователь.(3 класс)

«Атагайская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное казенное учреждение
Утверждено:
Директор школы
________ М.В. Григоровская
Приказ № от
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Я- исследователь» 3 класс

Рассмотрено на МО
«Начальные классы»
Протокол № __ от «__» _____ 2014г.
Руководитель: Яхонтова.О.А.
Составлено:
учитель начальных классов
МКУ Атагайская СОШ
И.С Романенко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класс разработана на основе авторской программы Д.В. Григорьева, П.В Степанова «Познавательная деятельность» Москва Просвещение 2011 год.
Программа ориентирована на развитие познавательной мотивации школьников и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Внеурочная деятельность «Я — исследователь» будет одной из таких форм.
Программа предназначена для обучающихся 3классов, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Цель программы: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи программы:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизацииУважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Место курса
Программа факультативного курса рассчитана на 34 часа (3 класс) В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тематический план 4 класс (34ч)
№ Тема Количество часов
1 Что такое наблюдение и экспериментирование? 4
2 Методы исследования. 5
3 Определение проблемы и выбор темы. 1
4 Самостоятельные исследования. 10
5 Подготовка творческих проектов. 7
6 Защита творческих проектов. 7
Итого: 34
Содержание программы
1.Наблюдение и экспериментирование.(4 ч)
Теория(2ч)
Беседа о том ,что такое наблюдение и экспериментирование.
Практика(2ч)
Практические задания по развитию умений.
2.Методы исследования (5ч)
Теория (1ч)
Совершенствование владения основными методами исследования.
Практика (4ч)
Использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.
3.Опредиление проблемы и выбор темы.(1ч)
Теория (1ч)
Методика и правило выбора темы.
4.Самостоятельные исследования (10ч)
Теория (1ч)
Цели и задачи исследования.
Практика (9ч)
Коллективная игра – исследование. Семинар. Индивидуальные консультирования.
5.Подготовка творческих проектов.(7ч)
Практика(7ч)
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем , графиков, рисунков, чертежей.
6.Защита творческих проектов (7ч)
Практика (7ч)
Требования к уровню подготовленности обучающихся
Личностные универсальные учебные действия
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новому,
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действий
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты отслеживаются по критериям: освоение проектной деятельности, работа в парах, распределение ролей, представление работы классу. Работы вкладываются в портфолио обучающегося, которое представляет собой подборку личных работ обучающегося, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс обучающегося в какой-то области, продукты творческой деятельности обучающихся.
В результате реализации проектной деятельности младших школьников будут выполнены следующие творческие работы: коллаж, сувенир-поделка, газета, книжка- раскладушка, маска.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ Наименование тем Количество часов Дата проведения
1 Наблюдение и экспериментирование 1 2 Методы исследования 1 3 Наблюдение и наблюдательность 1 4 Совершенствование техники экспериментирования 1 5 Интуиция и создание гипотез 1 6 Правильное мышление и логика 1 7 Искусство делать сообщения 1 8 Искусство задавать вопросы и отвечать на них 1 9 Семинар «Как подготовиться к защите» 1 10 Структура полученной информации. Подготовка текста 1 11 Определение проблемы и выбор темы 1 12 Проблематика возможных исследований 1 13 Методика и правила выбора темы 1 14 Индивидуальная работа с учащимися 1 15 Коллективная игра-исследование 1 16 Как подготовить письменный доклад 1 17 Как интересно подготовить устный доклад 1 18 Доклад по теме: «Моя семья вечером.» 1 19 Как правильно делать презентацию 1 20 Презентация «Моя мама» 1 21 Исследования «Числа» 1 22 Исследование «Лексическое значения слов» 1 23 Исследование «Орфограммы в корне слова» 1 24 Исследование» Вода- источник жизни» 1 25 Исследование «Название географических объектов» 1 26 Исследование «Родная улица моя» 1 27 Исследование «Наш поселок» 1 28 Исследование «Труд в моей семье» 1 29 Исследование «Вредные привычки» 1 30 Исследование «Полезные привычки» 1 31 Играй виктория, путешествие в страну знаний 1 31 Обобщение знаний 1 32 Что узнали ?Чему научились? 1 33 Наши достижения 1 34 Презентация лучших работ 1
Итого:34ч
Список литературы
Учебная литература 1.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2.Григорьев Д. В., Степанов П. В..Программа
внеурочной деятельности. Москва Просвещение 2011 год
Методическая литература Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ Наименование тем Количество часов Дата проведения
1 Наблюдение и экспериментирование 1 2 Методы исследования 1 3 Наблюдение и наблюдательность 1 4 Совершенствование техники экспериментирования 1 5 Интуиция и создание гипотез 1 6 Правильное мышление и логика 1 7 Искусство делать сообщения 1 8 Искусство задавать вопросы и отвечать на них 1 9 Семинар «Как подготовиться к защите» 1 10 Структура полученной информации. Подготовка текста 1 11 Определение проблемы и выбор темы 1 12 Проблематика возможных исследований 1 13 Методика и правила выбора темы 1 14 Индивидуальная работа с учащимися 1 15 Коллективная игра-исследование 1 16 Как подготовить письменный доклад 1 17 Как интересно подготовить устный доклад 1 18 Доклад по теме: «Моя семья вечером.» 1 19 Как правильно делать презентацию 1 20 Презентация «Моя мама» 1 21 Исследования «Числа» 1 22 Исследование «Лексическое значения слов» 1 23 Исследование «Орфограммы в корне слова» 1 24 Исследование» Вода- источник жизни» 1 25 Исследование «Название географических объектов» 1 26 Исследование «Родная улица моя» 1 27 Исследование «Наш поселок» 1 28 Исследование «Труд в моей семье» 1 29 Исследование «Вредные привычки» 1 31 Играй виктория, путешествие в страну знаний 1 31 Обобщение знаний 1 32 Что узнали ?Чему научились? 1 33 Наши достижения 1 34 Презентация лучших работ 1
Итого:34ч

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector