Рабочая программа по обществознанию для 9 класса для предпрофильных классов гуманитарной направленности (в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)

Управление образования и науки Липецкой области

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса

для предпрофильных классов гуманитарной направленности

(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)

Автор разработки:

Пиндюрина Римма Евгеньевна,

учитель истории, обществознания и права

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

города Липецка, Российская Федерация

Липецк – 2014

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса

для предпрофильных классов гуманитарной направленности

(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)

(к учебнику: Кишенкова О.В., Обществознание: учебник для 9 кл. – М.: Академкнига, 2010)

Раздел I

Пояснительная записка

1. Цели и задачи.

1.1 Цели курса:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

    1. Задачи курса:

ознакомить учащихся с широкой совокупностью знаний об общественной жизни;

дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;

привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно-нравственной и философской тематике;

сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах – науке, религии, искусстве и т. д.

2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

  • Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) МБОУ гимназии №19, реализующего образовательные программы общего образования».

  • Учебный план МБОУ гимназии №19 на 2013-2014 учебный год.

  • КУГ МБОУ гимназии №19 на 2013-2014 учебный год.

3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, обоснование ее выбора,

информация о внесенных изменениях и их обоснование

Рабочая программа предмета «Обществознание» для 9г класса разработана на основе:

Примерной программы предмета «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень), допущенной Департаментом общего среднего образования МОиН РФ. (Примерная программа курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень): государственная, рекомендованная; включает комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, умения применять полученные знания на практике).

Программы курса «Обществознание» для 8–9 классов (Автор: А. И. Кравченко), допущенной МОиН РФ. (Программа курса «Обществознание» для 8–9 классов: содержит логично взаимосвязанную информацию, выраженную в научном и доступном виде; материал полезен в социальном плане ребенку и связан с той системой его деятельности, жизни в которой он существует).

Примрной программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения», реализуемого РАО по заказу МОиН РФ и Федерального агентсства по образованию. (Примрная программа основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе; сохранена традиционная для ройссийской школы ориентация на фундаментальный характер образования).

Изменения в вышеназванные документы не вносились.

4. Особенности класса, в котором реализуется данный учебный предмет

9г – предпрофильный гуманитарный класс, в котором около 60% учащихся выбрали предмет «Обществознание» для сдачи в рамках ГИА. Предмет «Обществознание» определяет предпрофильную направленность содержания образования данного класса.

5. Определение места учебного предмета, курса (модуля) в учебном плане

Учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для изучения учебного предмета «Обществознание» в 9г классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю (1 час — федеральный компонент, 1 час — компонент образовательной организации).

3 урока отведены на уроки – практикумы; 12 уроков направлены на подготовку к ГИА по обществознанию.

6. Формы организации образовательного процесса

Классно-урочная.

7. Технологии обучения:

  • проблемное обучение;

  • эвристическое обучение;

  • интерактивное обучение;

  • здоровьесберегающие.

8. Формы текущего контроля:

  • устный опрос;

  • письменный опрос;

  • самостоятельная (проверочная) работа;

  • практическая работа;

  • тестовые задания.

9. Информация об учебнике:

Кишенкова О.В., Обществознание: учебник для 9 кл. – М.: Академкнига, 2010.

Раздел II

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование раздела программы

Тема урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контрольные мероприятия

1-2

Экономика — хозяйственная основа жизни общества (19 уроков)

Экономика и ее роль в жизни общества ( 2 урока)

Экономика: наука и хозяйство. Микроэкономика, макроэкономика. Производство: ресурсы и факторы производства.

Знать понятия; умение интерпретировать; высказывать мнение на существующие точки зрения о прогрессе; доказывать свое мнение

Ответы на вопросы, обсуждение проблемы, выполнение практикума, индивидуальные задания

3-4

Экономический рост и его факторы (2 урока)

Разделение труда и специализация. ВВП. ВНП. Типы экономического роста.

Высказывать свое мнение; работа с учебником; давать определение понятиям; отвечать на поставленные вопросы

5-8

Типы экономических систем (4 урока)

Традиционная экономика, плановая экономика, рыночное хозяйство. Формы собственности. Многообразие рынков. Рыночный механизм.

Сравнивать; выделять главное; приводить примеры

9-11

Мир денег (3 урока)

Деньги: формы и виды. Инфляция. Банки и банковская система.

Знать определения; давать оценку социальным явлениям; высказывать свою точку зрения.

12-14

Предприятие и предприниматель (3 урока)

Формы предприятий. Менеджмент и маркетинг. Предпринимательство.

Сравнивать; выделять главное; приводить примеры

15-17

Государство в экономической жизни (3 урока)

Методы государственного регулировании экономики. Налоги: роль и виды. Государственный бюджет.

Знать понятия; умение интерпретировать; высказывать мнение на существующие точки зрения о прогрессе; доказывать свое мнение

18-19

ПОУ «Экономика – хозяйственная основа жизни общества» ( 2 урока)

Практикум

Тестирование

20

Политика – сфера управления обществом (20 уроков)

Политика и власть

Политика и власть. Легитимность. Государство в политической жизни. Направления политики государства.

Работа с учебником; давать определение понятиям; отвечать на поставленные вопросы

Ответы на вопросы, обсуждение проблемы, выполнение практикума, индивидуальные задания

21-22

Рождение государства (2 урока)

Государство. Теории возникновения государства. Факторы образования государства.

Объяснять роль государтсва в жизни человека; выделять основные потребности и приводить примеры

23

Признаки и назначение государства

Признаки государства. Функции государства. Символы России.

Определять влияние государства на человека; роль государства в становлении личности

24-26

Формы правления (3 урока)

Формы правления. Монархия. Республика.

Работа с учебником; давать определение понятиям; отвечать на поставленные вопросы

27-28

Территориально-государственное устройство (2 урока)

Унитарное государство. Федерация. Конфедерация.

Знать понятия; умение интерпретировать; высказывать мнение на существующие точки зрения о прогрессе; доказывать свое мнение

29-30

Политические режимы (2 урока)

Политический режим. Демократический и антидемократический режимы.

Сравнивать; выделять главное; приводить примеры

31-32

Политические партии (2 урока)

Понятие и признаки политических партий. Виды и идеологии политических партий.

Знать определения; давать оценку социальным явлениям; высказывать свою точку зрения.

33-34

Политическое лидерство (2 урока)

Лидер и лидерство. Категории лидеров. Политическое лидерство в современной России.

Знать определения; давать оценку социальным явлениям; высказывать свою точку зрения.

35-37

Выборы. Избирательные системы (3 урока)

Политическое участие. Абсентеизм. Выборы. Избирательный процесс. Избирательные системы.

Знать понятия; умение интерпретировать; высказывать мнение на существующие точки зрения о прогрессе; доказывать свое мнение

38-39

ПОУ «Политика – сфера управления обществом» (2 урока)

Практикум

Тестирование

40-41

Право – регулятор жизни общества (16 уроков)

Роль права в жизни общества в прошлом и настоящем (2 урока)

Понятие и виды социальных норм. Правовые нормы и их отличие от других социальных норм. Право и его принципы.

Характеризовать социальные нормы и их роль в общественной жизни. Оценивать свою деятельность с позиции социальных норм. Исследовать практические ситуации.

Ответы на вопросы, обсуждение проблемы, выполнение практикума, индивидуальные задания

Практикум

Тестирование

42-44

Источники и нормы права (3 урока)

Норма права. Структура нормы права. Отрасль права. Основные отрасли права.

Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики права. Находить и извлекать из различных источников информацию правового характера. Исследовать практические ситуации.

45-47

Правонарушения и юридическая ответственность (3 урока)

Признаки правонарушения. Виды правонарушений.

Принципы юридической ответственности. Виды ЮО.

Называть признаки правонарушения. Различать виды правонарушения. Исследовать практические ситуации.

Называть и характеризовать виды юридической ответственности. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

48

Конституция РФ

Конституция. Причины принятия К РФ. Легитимность К РФ.

Раскрывать роль К РФ в жизни общества. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

49-51

Права человека (3 урока)

Правовое положение человека и гражданина. Социальное и светское государство.

Давать характеристику основам конституционного строя РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

52-53

Органы судебной власти (2 урока)

Конституционный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Верховный Суд. Районный суд. Мировой судья.

Давать характеристику судебной системе в РФ. Приводить примеры. Исследовать практические ситуации.

54-55

ПОУ «Право – регулятор жизни общества» (2 урока)

56-65

Итоговое повторение по всему курсу (9 уроков)

Тестирование

66-68

Резервные уроки (3 урока)

Раздел III

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

В результате изучения обществознания ученик должен

знать / понимать:

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы совместной деятельности людей;

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения

Раздел IV

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Кишенкова О.В., Обществознание: учебник для 9 кл. – М.: Академкнига, 2010.

  2. Кишенкова О.В., Обществознание: поурочно-тематическое планирование (рабочая тетрадь» — М.: Академкнига, 2011.

  3. Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 9 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

  4. Синова И.В. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки – СПб.: ИД «Литера», 2010.

  5. Примерные программы по учебным предметам: обществознание 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2011.

  6. Интерактивная доска, компьютер, мультимедийное оборудование, ИКТ-презентации.

  7. Таблицы демонстрационные «Обществознание 8-9кл.».

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector